УДК: 69.057:33
МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ЗОН В РЕГИОНЕ
CREATION METHODOLOGY OF ECONOMIC INDUSTRIAL AREAS IN THE REGION
©Зайнутдинов Ш. Н.
д-р экон. наук
Ташкентский экономический университет г. Ташкент, Узбекистан, shavkatn1@yandex.ru
©Zainutdinov Sh. Dr. habil., Tashkent Economic University Tashkent, Uzbekistan, shavkatn1@yandex.ru
©Нуримбетов Р. И. д-р экон. наук
Ташкентский архитектурно-строительный институт г. Ташкент, Узбекистан, r.i.nurimbetov@mail.ru
©Nurimbetov R.
Dr. habil., Tashkent architecture and civil engineering institute Tashkent, Uzbekistan, r.i.nurimbetov@mail.ru
©Калмуратов Б. С.
Каракалпакский государственный университет им. Бердаха г. Нукус, Узбекистан, kalmuratovb@mail.ru
©Kalmuratov B.
Berdakh Karakalpak State University Nukus, Uzbekistan, kalmuratovb@mail.ru
Аннотация. Создание и развитие специальных экономических и индустриальных зон на современном этапе развития каждого государства является важным условием экономического развития и укрепления внешнеэкономических связей каждой страны. Это способствует комплексному и сбалансированному развитию территории и использованию природных сырьевых и материальных ресурсов, созданию логистического и кластерного центра, организации производства, повышению конкурентоспособности отдельной агломерации и территории страны.
В настоящей статье дана в основном методика создания специальных индустриальных зон на территории регионов в Низовьях Амударьи в Узбекистане. Рассмотрены такие узловые вопросы создания этих зон, как индустриальное значение экономических и специальных зон в экономике регионов, концепция создания специальной индустриальной зоны, условия и факторы создания зон, формы организации и степень открытости, промышленный характер и выпуск конкурентоспособной продукции индустриальных зон, потенциальные производства и основные меры по реализации концепции и другие.
Abstract. The creation and development of special economic and industrial zones in the current stage of development of each state is an important condition for economic development and strengthening of foreign economic relations of each country. They contribute to the integrated and balanced development of the territory using natural raw and material resources, creating a logistics and cluster center, organizing production, increasing the competitiveness of a separate agglomeration and the country's territory.
In this article is basically given the technique for creating special industrial zones in the regions of the lower reaches of the Amu Darya in Uzbekistan. It has analyzed such key issues in the creation of these zones as the industrial importance of economic and special zones in the economic regions, the concept of creating a special industrial zone, the conditions and factors for creating zones, the forms of organization and the degree of openness, industrial character and the output of competitive products of industrial zones and others the basic measures for the implementation of the concept.
Ключевые слова: регион, экономические зоны, индустриальные зоны, инвестиционная привлекательность, географическое расположение, международная торговля, выгоды, транснациональные компании, внешнеэкономическая деятельность, концепция таможенной пошлины, критерии, жилая зона, открытая экономика, эффективность.
Keywords: region, economic areas, industrial areas, investment attractiveness, geographical location, international trade, benefits, transnational companies, foreign economic activity, concept of customs duties, criteria, residential zone, open economy, efficiency.
В мировой практике накоплен большой опыт по организации и созданию свободных экономических зон, промышленных зон, а также специальных индустриальных зон [1]. В связи с тенденций к либерализации экономики и глобализации мировых экономических отношений, идея создания специальных экономических зон находит все большее распространения в мировом сообществе. Создания и становление свободных экономических и индустриальных зон, направлено на либерализацию и активную внешнеэкономическую деятельность. Экономика таких зон имеет высокую степень открытости к мировому рынку, а таможенный и налоговые режимы благоприятны для национальных и зарубежных инвесторов.
В системе мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают в основном как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, обмена технологиями, информацией, углубления интеграционных экономических процессов.
По сути, специальные индустриальные зоны являются институтами, которые способствуют привлечению инвестиций, укреплению экономического и интеллектуального потенциала государства, а также росту экспортоориентированного производства [1].
Опыт показывает, что в современных условиях для регионов наиболее подходит вариант экономического развития создания специальных индустриальных зон.
Основной характерной чертой создания специальных индустриальных зон, является разработка ее концепции, которая направлена на технико-экономически обоснования создания специальной индустриальной зоны на территории региона. В частности, такая концепция предложена авторами настоящей статьи (концепция создания специальной индустриальной зоны промышленно-строительного типа на территории регионов в Низовьях Амударьи; Каракалпакстан, Хорезмская область).
Целью концепции является обоснования на долгосрочную перспективу основных направлений промышленного освоения территории на основе размещения современных конкурентных видов производств и инфраструктурных систем, призванных обеспечить устойчивое развитие регионов в Низовьях Амударьи.
Задачей реализации концепции является выявление относительного сценария создания промышленной зоны с учетом сложившегося производственного, природно-ресурсного и демографического потенциала регионов, расположенных в Низовьях Амударьи.
Формы организации с учетом оптимальных вариантов создания промышленной зоны являются:
1. Индустриальный парк. Качественное отличие Индустриального парка от обычной промышленной зоны-единая концепция развития территории регионов, предусматривающая создание базы арендаторов-пользователей, сотрудничающих друг с другом, общее для всех предоставляемых коммунальных услуг, системы охраны и доступа.
Индустриальный парк — это специально организованная для размещения новых производств территории, обеспеченная энергоносителями, инфраструктурой, необходимыми административно-правовыми условиями, управляемые специализированной компанией.
Основные обязательные признаки: земля; специализированные объекты капитального строительства; инженерная инфраструктура; наличие управляющей компанией; юридические условия; налоговые преференции.
2. Придание территории статуса особой экономической зоны промышленно-производственного типа.
Особая экономическая зона промышленного типа-ограниченная территория региона с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для предпринимателей, в том числе иностранных. Как отмечает Центр ООН по транснациональным корпорациям (UNCTC), рост особых зон становится одной из наиболее важных тенденций последних десятилетий. Они получают широкое распространение как в развитых, так и в развивающихся странах мирах [2].
Главная цель создания таких зон решение стратегических задач развития отдельной территории региона: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.
На территории особой экономической зоны промышленно-производственного типа действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности:
- инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства;
- предприниматели получают значительные таможенные льготы; -предоставляется налоговые преференции;
-система «в одно окно» позволяет упростить взаимодействие с государственными регулирующими органами.
В пределах территории региона особой экономической зоны иностранные товары размещаются и используются:
- без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость;
- без применения к указанным товарам запретов, ограничений экономического характера.
Узбекские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу: -в соответствии с таможенным режимом экспорта; -в соответствии с уплатой акциза; -без уплаты вывозных таможенных пошлин.
В концепции такой режим ориентирован на экспортные производства, что позволяет завозить комплектующие изделия из-за рубежа без уплаты НДС и таможенных пошлин, что для предпринимателей особой экономической зоны создает условия для: -уменьшения привлекаемых заемных средств;
-аккумулирования денежных средств и внесение их в развитие производства; -оснащение производства более современным оборудованием;
-снижение срока выхода на рентабельный уровень производства;
-увеличение оборота денежных средств;
-расширения возможностей внедрения новейших технологий и инновационных разработок.
При дальнейшем рассмотрении вопроса наделения промышленной зоны статусом особой экономической зоны необходимо учесть, что при полном вступлении Узбекистана в ВТО многие преференции и стимулы ОЭЗ так или иначе попадут в списки запрещенных или спорных мер поддержки.
Концепция предусматривает возможность других вариантов размещения производств, в частности, варианты выводы в рассматриваемую промышленную зону промышленных предприятий, функционирующих на этой территорий региона.
Предпочтение должно быть отдано объектам, сочетающим в себе экономическую эффективность с минимальным воздействием на окружающую среду. При проектировании объектов необходимо закладывать обязательное применение передовых ресурсосберегающих, безотходных и малоотходных технологий, позволяющих максимально сократить или избежать поступления вредных химических или биологических компонентов в атмосферный воздух, почву и водоемы, предотвратить или снизить воздействие размещаемых производств на окружающую среду.
Реализация Концепции является важным этапом в создании экономических и специальных индустриальных зон. В этой связи привлечения возможных инвесторов в развитие территории в первую очередь необходимо решать следующие задачи:
1. разработать порядок выполнения первоочередных задач и источников их финансирования.
2. привести в соответствие законодательным актам земельные вопросы, в т. ч. осуществить формирование земельных участков под размещение промышленной зоны и их перевод в категорию земель промышленности в тесной увязке со сроками освоения.
3. оценить затраты на создание зоны, в том числе затраты на создание объектов инфраструктуры.
4. определить ограничения по созданию экономической зоны промышленно-производственного типа с целью предотвращения и минимизации отрицательного воздействия на окружающую среду.
Результатом реализации Концепции является выработка единой согласованной стратегии промышленного развития рассматриваемой территории на долгосрочную перспективу, позволяющую в том числе определить дальнейшие действия органов государственной и региональной власти в развитии данного региона, обозначить пути и механизмы стимулирования развития объектов производственной инфраструктуры.
В масштабе отдельного региона создание условий для развития бизнеса, в том числе малого бизнеса и частного предпринимательства и улучшения отраслевой инфраструктуры экономики региона, его сбалансированного развития, привлечения инвестиций и новейших технологий придаст современный импульс развитию, как региона, так и страны в целом, увеличит экспорт и импорт, а также доходы бюджетов, как местного, так государственного обеспечит темпов экономического роста.
Реализация проекта создания индустриальной и промышленной зоны в едином комплексе позволит получить синергетический и мультипликативный эффект в данном регионе.
Список литературы:
1. Нуримбетов Р. И., Мэтякубов А. Д. Создание и развитие специальной индустриальной зоны в регионе Амударьи // The Thirteenth International Conference on Economic Sciences 24th November 2016. Austria, Vienna, Eastwest science unites. C. 103-109.
2. Летягин О. Налоговые стимулы в специальных экономических зонах Филиппин и Тайваня // Мировая экономика и международные отношения. 1999. №4. С. 109.
References:
1. Nurimbetov, R. I., & Metyakubov, A. J. (2016). Creating and developing special industrial zone in the region of lower reaches of Amu Darya River. The Thirteenth International Conference on Economic Sciences 24th November 2016 Austria, Vienna, Eastwest science unites, 103-109
2. Letyagin, O. (1999). Tax incentives in the special economic zones of the Philippines and Taiwan. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, (4), 109
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 11.05.2017 г. 15.05.2017 г.
Ссылка для цитирования:
Зайнутдинов Ш. Н., Нуримбетов Р. И., Калмуратов Б. С. Методика создания экономических индустриальных зон в регионе // Бюллетень науки и практики. Электрон. журн. 2017. №6 (19). С. 211-215. Режим доступа: http://www.bulletennauki.com/zainutdinov (дата обращения 15.06.2017).
Cite as (APA):
Zainutdinov, Sh., Nurimbetov, R., & Kalmuratov, B. (2017). Creation methodology of economic industrial areas in the region. Bulletin of Science and Practice, (6), 211-215