Научная статья на тему 'Развитие институциональных изменений - основа роста экономики и благосостояния'

Развитие институциональных изменений - основа роста экономики и благосостояния Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ / ДЕМОКРАТИЯ / ФАКТОР / ЭКОЛОГИЯ / МЕДИЦИНА / ОБРАЗОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЫЧАГИ УПРАВЛЕНИЯ / УРОВЕНЬ УПРАВЛЕНИЯ / РЕФОРМА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / INSTITUTIONALISM / DEMOCRACY / FACTOR / ECOLOGY / MEDICINE / EDUCATION / STRATEGY / EFFICIENCY / CONTROLS / LEVEL OF MANAGEMENT / REFORM / GOVERNMENT REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайнутдинов Шавкат Нуритдинович, Нуримбетов Равшан Ибрагимович, Ташмухамедова Карима Саматовна

В условиях рыночных отношений большое место отводится проблеме институциональных изменений как одного из главных факторов роста экономики и благосостояния. В статье рассмотрены основополагающие вопросы институциональных преобразований, изложены факторы, условия, предпосылки и обстоятельства институциональных изменений в Узбекистане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зайнутдинов Шавкат Нуритдинович, Нуримбетов Равшан Ибрагимович, Ташмухамедова Карима Саматовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of institutional changes - the Basis for the growth of Economics and Welfare

In the conditions of market relations, a large place is given to the problem of institutional changes as one of the main factors of economic growth and welfare. This article discusses the fundamental issues of institutional change, outlines the factors, conditions, prerequisites and circumstances of institutional changes in Uzbekistan.

Текст научной работы на тему «Развитие институциональных изменений - основа роста экономики и благосостояния»

УДК 330.34.011:338.24.01 JEL classification: A1; B40

РАЗВИТИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ -ОСНОВА РОСТА ЭКОНОМИКИ И БЛАГОСОСТОЯНИЯ

©Зайнутдинов Ш. Н., д-р экон. наук, Ташкентский экономический университет, г. Ташкент, Узбекистан, shavkatn1@yandex.ru ©Нуримбетов Р. И., д-р экон. наук Ташкентский архитектурно-строительный институт,

г. Ташкент, Узбекистан, r.i.nurimbetov@mail.ru ©Ташмухамедова К. С., Ташкентский архитектурно-строительный институт, г. Ташкент, Узбекистан, robi 1973@mail.ru

DEVELOPMENT OF INSTITUTIONAL CHANGES -THE BASIS FOR THE GROWTH OF ECONOMICS AND WELFARE

©Zainutdinov Sh., Dr. habil., Tashkent University of Economics, Tashkent, Uzbekistan, shavkatn1@yandex.ru ©Nurimbetov R., Dr. habil., Tashkent Architecture and Civil Engineering Institute, Tashkent, Uzbekistan, r.i.nurimbetov@mail.ru ©Tashmuhamedova K., Tashkent Architecture and Civil Engineering Institute, Tashkent, Uzbekistan, robi 1973@mail.ru

Аннотация. В условиях рыночных отношений большое место отводится проблеме институциональных изменений — как одного из главных факторов роста экономики и благосостояния. В статье рассмотрены основополагающие вопросы институциональных преобразований, изложены факторы, условия, предпосылки и обстоятельства институциональных изменений в Узбекистане.

Abstract. In the conditions of market relations, a large place is given to the problem of institutional changes — as one of the main factors of economic growth and welfare. This article discusses the fundamental issues of institutional change, outlines the factors, conditions, prerequisites and circumstances of institutional changes in Uzbekistan.

Ключевые слова: институционализм, демократия, фактор, экология, медицина, образование, стратегия, эффективность, рычаги управления, уровень управления, реформа, государственное регулирование.

Keywords: institutionalism, democracy, factor, ecology, medicine, education, strategy, efficiency, controls, level of management, reform, government regulation.

Издавна известно, что проводимые реформы в странах прежде всего связаны с осуществлением институциональных изменений. В этом плане в Узбекистане за последние два года в этом направлению достигнуты огромные успехи. Под руководством Президента Ш. Мирзиеева, приняты более 50 Указов и постановлений, направленные на социально-экономическое развитие страны. И естественно, большая часть этих Указов и Постановлений связаны с институциональными изменениями в стране (https://goo.gl/MYJFAf).

В последние годы к проблеме институционализма обращено внимание как зарубежных, так и узбекских ученых и специалистов. Не вдаваясь глубокому анализу по поводу теоретических основ институционализма, можно отметить, что институциональные изменения содержащих и происходящие изменения в государственном управлении, отраслями экономики на основе соответствующих законов и нормативных актов. Проводимые реформы в стране, какой бы характер они не носили, будь то политический, экономический, технологический, социальный прежде всего затрагивают интересы экономического развития государства. Исходя из этого, совершенствуется развитие стратегии управления государством и экономикой на краткосрочный и долгосрочный период, осуществляется институциональный анализ роста экономики страны. Проблема институциональных изменений относится к разряду первоочередных задач развития экономики и государства, так как институциональное развитие определяет эффективность поставленных целей и задач. К примеру, инновационное развитие или новый этап экономического роста основанной на знаниях.

Таким образом, можно считать, что институциональное изменение — это закономерный процесс. Роль институциональных изменений и проблемы связанные с ним, были во все времена основой экономического развития государства. Это объясняется тем, что позитивная институциональная среда и человеческий капитал, признаны главными условиями новой социальной модели экономического роста. Сегодня Узбекистан является самой активно развивающейся страной среди центрально — азиатских государств. Этому предшествовало эффективная деятельность государственного аппарата на всех уровнях. Принятие новой программы стратегии действий на 2017-2021 гг., стало поистине началом совершения нового этапа институциональных преобразований в Узбекистане — (https://goo.gl/MYJFAf). По прогнозам зарубежных специалистов, узбекский опыт достоин глубокого изучения и спустя годы, это обязательно произойдет.

Поэтому, страна, проводя институциональные реформы во всех сферах жизни, продолжает последовательную политику укрепления государства.

Институционализм как особая категория экономических отношений позволяет снизу до верха эффективно решать все проблемы государства и экономики. При этом закон играет чрезвычайно важную роль, так как в обществе все процессы взаимосвязаны. Не учет одного из этих процессов может привести к разрушению остальных процессов. Поэтому государство постоянно использует все рычаги управления институциональных преобразований, руководствуясь законами и правовыми актами страны.

В Узбекистане за последние два года под руководством главы государства Ш. Мирзиеева были осуществлены грандиозные меры по развитию институциональных изменений в экономических, политических и социальных областях государства. Существенные институциональные изменения произошли во всех ветвях власти (президентская, исполнительная, судебная, СМИ), и в областях экономических отношений — банковских, финансовых, налоговых, инновационно-инвестиционных, научных, образовательных, медицинских направлениях. Вновь организованны новые государственные структуры, министерства и ведомства. Большие и значительные изменения произошли во внешнеэкономических связах, и в развитии бизнеса и частного предпринимательства. Одним словом, в основу таких институциональных перемен положены дальнейший рост экономики и повышение жизненного уровня населения [1].

Особенно следует отметить в этом процессе развития демократию, свободы и расширение прав граждан Узбекистана. Теперь каждый гражданин может свободно обратиться по своим проблемам, начиная от местных до вышестоящих органов управления.

Для этих целей открыты порталы во всех структурах управления государством. Существенное значение в этом деле принадлежит государственному общественному контролю. Целесообразно формирование таких общественных структур контроля во всех иерархиях государственного управления [2]. Учитывая непростую экономическую обстановку в большинстве регионов Узбекистана, приоритетное значение приобретает экологическое регулирование, предусматривающее комплекс мер, направленных на улучшение природопользования и уменьшения негативного воздействия на окружающую природную среду путем преимущественного использования экономических рычагов управлений.

Институциональное изменение затрагивает интересы государства и всех слоев населения. Только при таком подходе можно достигнуть эффективности институциональных изменений. Повышение благосостояния населения — это приоритет институциональных преобразований. Надо признаться, к сожалению, в последние 20 лет (1995-2015 гг.) в оплате труда работников различных отраслей и сфер наблюдался расхождение, что снизило мотивацию труда. Очень низкая заработная плата в медицине, образовании у сотрудников научно-исследовательских институтов, культуры, спорта, архивных учреждений.

Разница в заработной плате между бюджетниками и частными собственниками составляло 2 раза. Поэтому институциональные изменения прежде всего должны быть направлены на повышение благосостояния. Руководитель Республики Ш. Мирзиеев с первых дней президентства особое внимание обратил на это жизненно важное направление экономики.

Только по оплате труда было принято ряд Указов и Постановлений. Существенно была увеличена заработная плата работников в сфере образования и культуры, а также медицинских работников. В настоящее время среднемесячная заработная плата в республике составляет более 1,6 млн сумов. В целях мотивации труда работающих пенсионеров отраслей и сфер экономики пенсии начали выплачиваться в полном объеме. Сегодня совокупность доходов в Узбекистане на одного человека составляет 3,3 млн сумов.

Реформа и институциональные изменения взаимосвязанный процесс. В основном реформы осуществляются в тех случаях, когда институциональные структуры в полномасштабном объеме не отвечают потребностям современного этапа развития рыночных отношений [1]. И для повышения эффективности проводимых институциональных преобразований в перспективе целесообразно разработать предупреждающие меры, исследование предпосылок, институциональных изменений. Еще было бы более полезным в теоретическом и практическом плане осмысление обстоятельств, условий, факторов и показателей развития институциональных изменений. Особенно это важно для регионального уровня [3-6].

Специфические особенности Республики Узбекистан, ее масштабы, региональное многообразие требует формирования своеобразных подходов к становлению региональных образований, отличающихся от моделей мировой практики регионального строительства. Такое отношение обусловлено необходимостью устранения диспропорций в национальном экономическом пространстве своевременного разрешения сложных проблем и создания условий для устойчивого развития регионов и республике в целом. Возрастание роли и значения эффективного управления региональными формированиями Узбекистана обусловлено следующими предпосылками:

-большой разрыв в уровнях социально-экономического развития регионов; -слабое задействование инвестиционных ресурсов региональных структур; -низкие темпы инновационного развития, внедрение новшеств в экономику;

-медленное развитие наращивания экспортного потенциала; -риск банковского процента при организации предпринимательства; -нехватка работников региональных органов, имеющих специальное образование или прошедших переподготовку по вопросам менеджмента и другие.

В целях дальнейшего развития институциональных изменений на наш взгляд целесообразно производить анализ, влияющих факторов на эффективность институциональных преобразований. К таким факторам можно отнести следующее: -социально-экономическая ситуация; -размещение государственных заказов;

-информационное обеспечение всех структур государственного управления;

-нормативно-правовые акты и документации;

-экспортный потенциал государства;

-развитость инфраструктуры;

-демографическое положение страны;

-инновационная развитость государства;

-денежно-кредитная система;

-ресурсная обеспеченность государства;

-инфляционный процесс и его уровень;

-социальная защита необеспеченных слоев, пенсионеров и подрастающего поколения; -обеспечение безопасности страны.

В качестве реализации государственно экономической политики выступают разнообразные прямые и косвенные, административные, правовые и экономические показатели, индикаторы (инструменты), применяемые как на макро-, так и на микроуровнях. Необходимо изучение и анализ условий и обстоятельств развития институциональных изменений. Дело в том, что реформирование институциональных изменений требует много времени и определенных денежных средств. Для того чтобы достичь поставленной цели необходимо получить правильный ответ на три вопроса: -Где мы находимся в данное время?

-Каким путем надо решить институциональное изменение? -Куда мы придем в результате этого?

Без определения основных условий и обстоятельств развитие институциональных изменений трудно получить правильный ответ на эти вопросы. Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о том, что институциональные изменения в современных условиях являются основой роста экономики и благосостояния, каждого отдельно взятого государства.

Список литературы

1. Зайнутдинов Ш. Н. Теория пять «И» или новая система факторов процветания государства. LAMBERT, 2018.

2. Ташпулатова Л. Т. Человеческое развитие. Ташкент, 2011.

3. Зайнутдинов Ш. Н., Наркулова К. Т., Парпиев О. Р. Инновационный менеджмент. Ташкент: Молия, 2010.

4. Глазьев С. Ю. Современная теория длинных волн в развитии экономики // Экономическая наука современной России. 2012. №2 (57).

5. Yeager T. Institutions, transition economies, and economic development. Routledge, 2018.

6. Zhang W. B. Economic Growth Theory: Capital, Knowledge, and Economic Structures. Routledge, 2018.

References:

1. Zainutdinov, Sh. N. (2018). Teoriya pyat' "I" ili novaya sistema faktorov protsvetaniya gosudarstva. Lambert.

2. Tashpulatova, L. T. (2011). Chelovecheskoe razvitie. Tashkent.

3. Zainutdinov, Sh. N., Narkulova, K. T., & Parpiev, O. R. (2010). Innovatsionnyi menedzhment. Tashkent, Moliya.

4. Glaziev, S. Yu. (2012). Sovremennaya teoriya dlinnykh voln v razvitii ekonomiki. Ekonomicheskaya nauka sovremennoi Rossii, (2).

5. Yeager, T. (2018). Institutions, transition economies, and economic development. Routledge.

6. Zhang, W. B. (2018). Economic Growth Theory: Capital, Knowledge, and Economic Structures. Routledge.

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 11.10.2018 г. 16.10.2018 г.

Ссылка для цитирования:

Зайнутдинов Ш. Н., Нуримбетов Р. И., Ташмухамедова К. С. Развитие институциональных изменений - основа роста экономики и благосостояния // Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4. №11. С. 382-386. Режим доступа: http://www.bulletennauki.com/zainutdinov-2 (дата обращения 15.11.2018).

Cite as (APA):

Zainutdinov, Sh., Nurimbetov, R., & Tashmuhamedova, K., (2018). Development of institutional changes - the Basis for the growth of Economics and Welfare. Bulletin of Science and Practice, 4(11), 382-386. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.