Uzbekistan: important steps towards integration
Section 6. World economy
Umurzakov Bahodir Khamidovich, Professor, Doctor of Economics, Tashkent Financial Institute Vahidova Mehri Hasanovna, teacher, Tashkent Financial Institute E-mail: nasibaturgunowna@mail.ru
Uzbekistan: important steps towards integration
Abstract: The paper deals with the establishment of the Free Industrial Economic Zone (SEZ) in Uzbekistan, its regulatory framework, the prospects of SEZ in the country. Creating SEZ in Uzbekistan is a new concept for the integration possibilities. One of the first in Uzbekistan was established Free Industrial Economic Zone “Navoi” (FIEZ “Navoi”).
Keywords: free industrial and economic zone, foreign investment, integration, economic union, risk and taxes.
Умрзаков Баходир Хамидович, профессор, доктор экономических наук, Ташкентский Финансовый институт Вахидова Мехри Хасановна, преподаватель, Ташкентский Финансовый институт E-mail: nasibaturgunowna@mail.ru
Узбекистан: важные шаги на пути интеграции
Аннотация: в статье рассмотрены вопросы о создании Свободной индустриально-экономической зош (СЭЗ) в Узбекистане, ее нормативно-правовой базы, перспектив СЭЗ в стране. Создание СЭЗ в Узбекистане имеет новую концепцию возможностей для интеграции. Одной из первых в Узбекистане была создана Свободная индустриально-экономическая зона «Навои» (СИЭЗ «Навои»).
Ключевые слова: свободная индустриально-экономическая зона, иностранные инвестиции, интеграция,
экономический союз, риск, налоги.
В условиях развития рыночных отношений в экономике Узбекистана особое значение приобретает проблема либерализации внешнеэкономической деятельности и экономической интеграции страны в мировое хозяйство. Именно эти процессы способствуют привлечению иностранных инвестиций в национальную экономику, повышают степень открытости национальной экономики. Степень открытости национальной экономики обусловливает степень интенсивности интеграционных процессов.
Мировая интеграция в своем развитии проходит несколько этапов. Первый этап — региональная интеграция, второй этап — экономическая, третий этап политическая интеграция.
На этапе региональной интеграции формируются следующие типы свободных экономических зон: зоны свободной торговли, промышленно-производственные зоны, технико-внедренческие, комплексные и особые зоны. Различные формы СЭЗ являются способом интеграции национальной экономики в мировое хозяйство.
Второй этап экономической интеграции выступает в форме таможенного союза, общего рынка, экономического союза, при этом на втором этапе осуществляется интеграция национальных экономик.
Третий этап, при котором осуществляется политическая интеграция, характеризуется политическим сближением стран и образованием геополитических общностей.
43
Section 6. World economy
Создание СЭЗ — это всегда определенный риск, связанный с финансовыми вложениями в создание новой производственной и другой инфраструктуры, привнесением в конкретную национальную экономику инородных для нее способов производственно-сбытовой деятельности, использованием отличных от всей экономики методов финансирования деятельности субъектов СЭЗ. Однако, несмотря на высокую долю риска, для СЭЗ характерно развитие международного экономического сотрудничества практически во всех возможных формах, что дает импульс не только к развитию определенных видов производств в СЭЗ, но и к ликвидации неэффективных управленческих звеньев, технологических цепей и т. д. Это подразумевает последовательную, неуклонную оптимизацию экономического комплекса СЭЗ и его встраивание как в национальную, так и в мировую экономику.
В странах с переходной (бывшие страны СЭВ) и развивающейся экономикой (государства АзиатскоТихоокеанского региона и Латинской Америки) большое развитие получил экспортно-производственный тип зон, поскольку, наращивая экспорт, они могут решить стоящие перед ними задачи, а также получить свободно конвертируемую валюту необходимую им для развития мирохозяйственных связей и решения внутренних специальных экономических, технических, технологических и иных задач. Отчетливо выделяется азиатский тип СЭЗ, ярким представителем которого являются особые экономические районы и особые прибрежные города Китая.
Свободная индустриально-экономическая зона «Навои» (СИЭЗ «Навои») создавалась в конце 2008 - начале 2009 годов вокруг только что модернизированного международного аэропорта г. Навои. Во многих изданиях говорилось, что в то время создание СИЭЗ «Навои» было одной из мер антикризисной политики правительства страны.
Отправным правовым пунктом послужил Указ Президента Республики Узбекистан «О создании свободной индустриально-экономической зоны в Навоийской области» сроком на 30 лет с возможностью продления, подписанный 2 декабря 2008 года. Главной целью является привлечение иностранных инвестиций и производство продукции способной конкурировать, в перспективе, на мировом рынке. 27 января 2009 года Кабинетом Министров было принято «Положение о свободной индустриальноэкономической зоне «Навои», регулирующее правовые основы функционирования зоны.
Причины, по которым именно Навоийская область была выбрана в качестве первой СЭЗ в республике, могут быть следующие:
• развитая транспортная инфраструктура: г. Навои расположен на перекрёстке важнейших торговых путей между Китаем и Европой;
• реконструированный аэропорт г. Навои с возможностью посадки грузовых самолётов;
• широкий сырьевой потенциал;
• выгодное географическое положение: город находится в географическом центре РУЗ, т. е. до сопредельных стран примерно одинаковое расстояние.
К реализации проекта были привлечены ведущие государственные акционерные компании, такие как «Узбекнефтегаз», «Узкимёсаноат», «Узэлтехсано-ат», «Узавтосаноат», «Узмарказисаноатэкспорт», и некоторые другие. Изначально в качестве зарубежных инвесторов выступили крупные компании Южной Кореи, Китая, Индии, Объединенных Арабских Эмиратов, Турции и Сингапура.
С момента создания СИЭЗ «Навои» построены и введены в эксплуатацию 12 предприятий, которыми в 2012-м году произведено продукции на сумму около 80 миллиардов сумов. В стадии реализации находятся еще семь высокотехнологичных проектов таких, как организация производства аккумуляторных проводов, производство автомобильных газовых баллонов, совместное производство сотовых и стационарных телефонов, модемов и интернет-приставок.
Создание СЭЗ/СИЭЗ позволяет восполнять экономический и индустриальный потенциал страны. Таким образом, создавая СЭЗ, Узбекистан получает огромное количество преимуществ, таких как производство качественной конкурентоспособной отечественной продукции, пополнение бюджета, развитие кадров (создание новых рабочих мест и повышение квалификации персонала), доступ к новым технологиям, и даже развитие транспортной инфраструктуры республики.
Несомненно, открытие СИЭЗ «Навои» стало одним из важнейших событий в среднеазиатском регионе за последние годы. И как бы скептически не относились к созданию СИЭЗ «Навои» в начале, время показывает, что подобные проекты имеют смысл.
По нашему мнению, сегодня экономическая модель Узбекистана не без основания причисляется к одной из самых стабильных и динамично развивающихся в мире. За последние пять лет темпы
44
Uzbekistan: important steps towards integration
роста внутреннего валового продукта Узбекистана составляли в среднем 8 %, что выше среднего показателя роста по СНГ.
Безусловно, стабильный рост ВВП в стране является одним из основных показателей, привлекающих иностранный капитал. Вместе с тем, немаловажное значение имеет и законодательная основа, и условия для осуществления деятельности иностранных инвесторов в государстве.
Закон Республики Узбекистан «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов» гарантирует и защищает все права иностранных инвесторов при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Республики Узбекистан.
Иностранным инвесторам, осуществляющим деятельность в Республике Узбекистан, предоставляется благоприятный режим, обеспечивается защита их инвестиций. Такой режим не может быть менее благоприятным, чем режим, определенный в международных договорах Республики Узбекистан.
Перед различными органами власти ставятся задачи по решению следующих проблем:
• обеспечения регулирования налогового и таможенного законодательства в направлении привлечения инвестиций, принципиально новых технологий, машин и оборудования;
• определения экономически целесообразного порядка вывоза и реализации на терри-
тории Узбекистана, производимой в зоне продукции соответствующей уровню мировых стандартов;
• предоставления кредитов производителям экспортной и импортозамещающей продукции;
• упрощенной регистрации зарубежных фирм;
• создания собственной инфраструктурной базы (банки, страховые компании, консалтинговые фирмы и другие звенья), обслуживающей СЭЗ.
Мы полагаем создание многочисленных СЭЗ обеспечит:
• инвестиционную привлекательность зоны;
• привлечение новых технологий не только в СЭЗ, но и в других объектах хозяйственного комплекса зоны, создание новых высокотехнологичных конкурентных производств;
• улучшение экологической обстановки;
• увеличение налогооблагаемой базы и зарабатывание собственных внебюджетных средств для решения социально — экономических программ региона;
• увеличение экспортной выручки региона от реализации за рубежом продукций предприятий СЭЗ и других технически переоснащенных предприятий хозяйственного комплекса зоны.
Список литературы:
1. Закон Республики Узбекистан «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов».
2. Указ Президента Республики Узбекистан «О создании свободной индустриально-экономической зоны в Навоийской области» от 02.12.2008 г.
3. Кабинетом Министров было принято «Положение о свободной индустриально-экономической зоне “Навои"» от 27.01.2009 г.
4. Создание специальных экономических зон в Республике Узбекистан. Аналитический доклад. - Т.: 2008.
5. Данько Т., Округ З. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве. - М.: Инфра-М, 1998. - 168 с.
6. Друзик Я. С. Свободные экономические зоны в системе мирового хозяйства. - Мн.: «ФУАинформ», 2000. - 368 с.
45