и др.], посвященных изучению различных аспектов харизмы, под харизматической личностью мы понимаем личность, обладающую определенным набором личностных характеристик, в силу которых она признается окружающими как необыкновенная и исключительная. К харизматическим качествам, выделенным Дж. Конгером, Р Канунго, относятся такие, как - чувствительность к потребностям окружающих людей; способность предвидеть дальнейшее развитие событий, будущее; чувствительность к изменениям, происходящим в окружающем мире; способность к личным рискам ради достижения цели; способность к нестандартному поведению, идущему в разрез с традициями [2; 3]. Харизматичность, в свою очередь, является интегральным свойством личности, отражающим вышеперечисленные характеристики, обеспечивающие достижение личностью успеха, не только в трудовой деятельности. Как показали исследования,
ранее проведенные нами [4], харизматичность неразрывно связана с осознанием собственной уникальности, неповторимости, целостности, жизненных целей, ценностей. Таким образом, понятие «харизмы» неотделимо от успеха, но, стоит отметить, что успех не является целью для харизматической личности, а есть следствие реализации собственного потенциала.
Наличие харизматичности у руководителя ведет к увеличению коллективных усилий и повышению производительности команды [5]. Следовательно, харизматичность, в условиях современного мира, являясь необходимым компонентом трудового потенциала руководителя, оказывает влияние на социальное положение или статус, на владение ресурсами или информацией, на межличностные отношения, включая различные мотивы, потребности и интересы человека, позволяет добиваться поставленных целей и ощутимых успехов в трудовой деятельности.
Библиографический список
1. Кутаев Ш.К. Трудовой потенциал: направления эффективного использования. Труд и социальные отношения. 2008; 1: 72 - 78.
2. Bergman. Lester De Meuse & Grahn. Integrating the three domains of employees commitment: an exploratyr study. Journal of Business & Industrial Marketing Vol.16; № 4: 15 - 26.
3. Gill R. Change Management - Or Change Leadership? Journal of Change Management. 2003; 3: 307 - 318.
4. Филь Т.А. Теоретическое исследование структурных компонентов харизматической личности. Вестник ТГПУ. 2009; Выпуск 5 (83). Томск, ТГПУ, 2009: 138 - 142.
5. Dr. Ali Al Kahtani Leader Charisma, Employee Organizational Commitment, and Organizational Change: A Proposed Theoretical Framework. International Journal of Academic Research in Business and Social Sciences. 2013, Vol. 3; № 5: 377 - 399].
6. Wu J.B., A.S. Tsui, A.J. Kinicki, Consequences of differentiated leadership in groups. Academy of Management Journal. 53 (2010): 90 - 106].
7. Conger, J., Kanungo, R., Menon, S., Mathur, P. Measuring charisma: dimensionality and validity of the Conger-Kanungo scale of charismatic leadership. Canadian journal of administrative sciences. 1997; Vol. 14; № 3: 290 - 302.
8. Кибанов А.Я Управление персоналом организации: учебное пособие. Под редакцией А.Я. Кибанова. М: ИНФРА-М, 2006.
References
1. Kutaev Sh.K. Trudovoj potencial: napravleniya 'effektivnogo ispol'zovaniya. Trud isocial'nye otnosheniya. 2008; 1: 72 - 78.
2. Bergman. Lester De Meuse & Grahn. Integrating the three domains of employees commitment: an exploratyr study. Journal of Business & Industrial Marketing Vol.16; № 4: 15 - 26.
3. Gill R. Change Management - Or Change Leadership? Journal of Change Management. 2003; 3: 307 - 318.
4. Fil' T.A. Teoreticheskoe issledovanie strukturnyh komponentov harizmaticheskoj lichnosti. Vestnik TGPU. 2009; Vypusk 5 (83). Tomsk, TGPU, 2009: 138 - 142.
5. Dr. Ali Al Kahtani Leader Charisma, Employee Organizational Commitment, and Organizational Change: A Proposed Theoretical Framework. International Journal of Academic Research in Business and Social Sciences. 2013, Vol. 3; № 5: 377 - 399].
6. Wu J.B., A.S. Tsui, A.J. Kinicki, Consequences of differentiated leadership in groups. Academy of Management Journal. 53 (2010): 90 - 106].
7. Conger, J., Kanungo, R., Menon, S., Mathur, P. Measuring charisma: dimensionality and validity of the Conger-Kanungo scale of charismatic leadership. Canadian journal of administrative sciences. 1997; Vol. 14; № 3: 290 - 302.
8. Kibanov A.Ya Upravlenie personalom organizacii: uchebnoe posobie. Pod redakciej A.Ya. Kibanova. M: INFRA-M, 2006.
Статья поступила в редакцию 07.04.17
УДК: 159.9.07
Puzko V.I., Cand. of Sciences (Philosophy), Professor, Department of Humanitarian Technologies, Maritime State University
n.a. Admiral G.I. Nevelskoy (Vladivostok, Russia), E-mail: [email protected]
Elzesser A.S., postgraduate, Maritime State University n.a. Admiral G.I. Nevelskoy (Vladivostok, Russia),
E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF A STUDENT'S REFLEXIVE POSITION WITH THE METHOD OF "THE SCALES OF COGNITIVE STYLES". The article introduces a description and adaptation of the method of "the scales of cognitive styles". The information base of the method includes the subject-active approach of theoretical foundations and cognitive psychology, a synthesis on the extensive work that has already been done by the other researchers. The method is based on introspection and provides conditions and facilities formation of reflexive position, forms presentation about the features of one's own cognitive styles. The method allows providing a profile of dominant cognitive styles for both single respondent and entire group of respondents, which can be used for building out optimal educational strategies with cognitive-style approach.
Key words: cognitive style, reflection, introspection, meta-qualities, cognitive-style approach.
В.И. Пузько, канд. филос. наук, проф. каф. гуманитарных технологий Морского государственного университета
им. адмирала Г.И. Невельского, E-mail: [email protected]
А.С. Эльзессер, аспирант, Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского, г. Владивосток,
E-mail: [email protected]
МЕТОДИКА «ШКАЛЫ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ» В ФОРМИРОВАНИИ РЕФЛЕКСИВНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ
В статье рассматриваются описание и адаптация методики «Шкалы когнитивных стилей», разработкой которой занимаются авторы данной статьи. Информационная база методики - теоретические положения субъектно-деятельностного подхода и когнитивной психологии, обобщение обширного материала исследований. Методика основывается на методе самонаблюдения и отвечает условиям формирования рефлексивной позиции относительно особенностей собственного когнитивного
стиля. Методика позволяет составить профиль доминирующих когнитивных стилей как одного респондента, так и целой группы, что позволяет преподавателю выстроить оптимальную стратегию профессионального обучения на основе когнитивно-стилевого подхода.
Ключевые слова: когнитивный стиль, рефлексия, самонаблюдение, метапрофессиональные качества, когнитивно-стилевой подход.
Актуальность исследования. Реализация инновационного когнитивно-стилевого подхода в профессиональном образовании предполагает развитие метапрофессиональных качеств субъекта обучения. Ввиду слабой содержательной наполненности категории «метапрофессиональных качеств» перед исследователями современной психологии стоит задача наполнения категории для конкретных направлений профессионального образования. Другой важной задачей является выявление индивидуальных интеллектуальных особенностей обучающихся с целью отбора форм и способов их развития для повышения эффективности профессионального обучения и подготовки специалиста [1]. Знание преподавателя о текущем когнитивном репертуаре группы студентов способствует построению более эффективной образовательной стратегии, а осведомленность обучающегося об особенностях своей когнитивной сферы позволяет ему, в конечном счете, выступить субъектом своего образования и личностного роста. Отсюда цель авторов - конструирование, адаптация и исследования посредством методики «Шкалы когнитивных стилей», которая позволяет решить несколько психолого-педагогических задач: 1) обеспечивает средства для анализа студентами особенностей собственного когнитивного стиля; 2) формирует рефлексивную позицию студентов; 3) позволяет квантифици-ровать интроспективные сообщения респондентов; 4) повышает осведомленность преподавателей об индивидуальных особенностях студентов с целью индивидуализации обучения и отбора наиболее эффективных средств профессионального обучения. Авторы подробно излагают результаты конструирования и адаптации методики в одной из своих работ [2], в данной статье приводится анализ формирования рефлексивной позиции посредством методики «Шкалы когнитивного стиля» группы респондентов направления «психология», для которых рефлексия и определенные когнитивные стили выступают, согласно другим исследованиям [3; 4], метапрофессиональными качествами.
Обзор исследований. Современные исследования когнитивно-стилевого подхода в русле педагогики и педагогической психологии ведутся в двух направлениях: индивидуализация обучения [5; 6], изучение индивидуальности субъекта учения во взаимосвязи когнитивных и личностных особенностей [6; 7]. Авторы статьи исследуют когнитивные особенности в связи с метапрофессиональными качествами, в частности, с рефлексивной позицией студентов-психологов [1; 2]. Э.Ф. Зеер определяет метапрофессиональные качества как способности, свойства личности, обуславливающие продуктивность широкого круга социальной и профессиональной деятельности специалиста [3]. Рефлексия как мыслительный процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя и взаимодействий с другими, является важным формируемым метапрофессиональным качеством профессионалов психолого-педагогического направления [3: с. 320 - 331]. Новизна данного исследования состоит в том, что авторы предлагают использовать для формирования рефлексивной позиции студентов методику «Шкала когнитивных стилей».
Согласно концепции С.Л. Рубинштейна, в развитии деятельности и личности важнейшей составляющей является рефлексия как «субъективная форма существования психического» [8, с. 17]. Процессуально и функционально рефлексия связана с 1) самонаблюдением и 2) самооцениванием внутреннего опыта, где объектом наблюдения являются психические состояния и действия самого наблюдающего субъекта. Как отмечает Н.А. Бернштейн, самонаблюдение и произвольность - объективные явления, которые позволяют иметь потенциальную доступность некоторого класса феноменов рефлексивному контролю. Самонаблюдение как метод психологии поставляет исследователю эмпирический материал, в котором объект изучения представлен в требующей специального истолкования форме [9]. Однако Бернштейн указывает, что «процесс самонаблюдения не течет параллельно с процессом наблюдаемых в себе психических явлений, а чередуется с ним и перебивает его...» [цит. по: 10, с. 275]. Современные исследования подтверждают объективность самонаблюдения [4].
С.Л. Рубинштейн выделил общие закономерности рефлексии как процесса осознавания: 1) происходит «... посредством объективированных в слове общественно выработанных обобщенных значений», 2) «.предполагает некоторую совокупность знаний, соотносясь с которой окружающее осознается», 3) «.посредством которых он может осознавать окружающее и самого себя, опознавая явления действительности через соотношения с этими знаниями» [8, с. 244 - 245]. Заметим, что нейрофизиологический субстрат когнитивных процессов не может быть уловлен субъектом учения в самонаблюдении [10, с. 276], а рефлексивное сознание в значительной мере имеет социокультурную и коммуникативную основу: определения в значениях полюсов когнитивных стилей позволяет субъекту соотнестись и выразить особенность своего когнитивного стиля. При отсутствии такого культурного значения происходит то, на что ссылался классик психологии Л.С. Выготский, цитируя строку О. Мандельштама: «Я слово позабыл, что я хотел сказать, и мысль бесплотная в чертог теней вернется».
Методика «Шкалы когнитивных стилей» в формировании рефлексивной позиции. Важным когнитивным компонентом метапрофессиональных качеств является индивидуальный репертуар когнитивных стилей. Мы используем определение понятия «когнитивных стилей», предложенное М.А. Холодной: «индивидуально-своеобразные способы переработки информации о своем окружении в виде индивидуальных различий в восприятии, анализе, структурировании, категоризации, оценивании происходящего» [11, с. 38]. Определение репертуара когнитивного стиля для каждого субъекта учения путем применения всех методик, обобщенных в монографии М.А. Холодной, остаётся громоздкой диагностической работой. С целью разрешить эту проблему авторы для построения методики «Шкалы когнитивных стилей» собрали, дополнили описания когнитивных стилей из разных источников отечественной и зарубежной психологии, составляющих основу феноменологии стилевого подхода [2]:
1) полезависимость / полене-зависимость; 6); фокусирующий / сканирующий контроль
2) конкретная / абстрактная концептуализация; 7) узкий / широкий диапазон эквивалентности
3) ригидный / гибкий познавательный контроль; 8) толерантность / нетолерантность к нереалистическому опыту
4) сглаживание / заострение 9) узость /широта категории
5) импульсивность / рефлексивность 10) когнитивная простота / сложность.
Материал методики включает в себя: инструкцию по заполнению; бланк 1 для самонаблюдения и оценки с систематизированным по категориям описанием полюсов когнитивного стиля; бланк 2 со шкалами когнитивных стилей для оценки выраженности полюса когнитивного стиля 0 до 5. В предшествующей работе авторов статьи приводится полный текст методики, развернутое описание каждого полюса когнитивного стиля (далее - ПКС), этапы её конструирования и результаты адаптации [2].
Методика «Шкалы когнитивных стилей» предоставляет три возможности для формирования рефлексивной позиции.
1) Совокупность знаний для самопознания своей структуры когнитивных стилей, предстающих биполярными измерениями, полюса которых соответствуют способам познавательного реагирования (Бланк 1).
2) Объективированные в слове значения признаков для выражения самонаблюдения о доминирующем полюсе когнитивного стиля (например, «высокий самоконтроль» как признак ПКС «рефлексивность»). Респондент относит или не относит к себе признаки определенного полюса когнитивного стиля, которые характеризуют: а) свойства мышления; Ь) свойства когнитивной деятельности; с) качества личности, проявляемые в процессе когнитивной деятельности. Результат систематизации признаков
Таблица 1
Материал для оценки когнитивного стиля импульсивность / рефлексивность
Сущность КС 8. Импульсивность / Рефлексивность индивидуальные различия в склонности принимать решения быстро либо медленно
Полюса КС Импульсивность Рефлексивность
Аспекты Значения признаков ПКС +/- Значения признаков ПКС +/-
Свойства мышления 1) выражен вербальный интеллект; 1) выражен невербальный интеллект;
2) не выражены зрительная и слуховая кратковременная память; 2) выражены зрительная и слуховая кратковременная память;
3) больший объем, но меньшая концентрация и устойчивость внимания; 3) меньший объем, но высокая концентрация и устойчивость внимания;
Свойства когнитивной деятельности 4) быстрое реагирование в ситуации множественного выбора, без анализа всех возможных альтернатив; 4) замедленное реагирование в ситуации множественного выбора, с анализом всех возможных альтернатив;
5) использование стратегии «проб и ошибок» при решении проблем; 5) использование продуктивных стратегий решения задач
6) успешнее выполнение заданий в условиях внешнего контроля; 6) успешнее выполнение заданий в отсутствии внешнего контроля;
7) невысокие показатели учебной успеваемости; 7) высокие показатели учебной успеваемости;
Качества личности 8) стремление к быстрому достижению успеха; 8) терпение в ожидании достижения успеха;
9) меньший самоконтроль; 9) высокий самоконтроль;
10) отсутствие тревоги в отношении качества своей деятельности; 10) выраженная тревога в отношении качества своей деятельности;
11) готовность выбрать любое непосредственное вознаграждение, отказываясь от значимого, но отдаленного по времени. 11) готовность отказаться от сиюминутного вознаграждения в пользу значимого, но отдаленного по времени.
полюсов когнитивных стилей представлен в виде таблицы для оценки респондентами [1; 2]. Респонденты на бланке 1 методики отмечают (+\-) те значения, которые свойственны им в познании и деятельности. В таблице 1 представлен фрагмент бланка 1.
3) Количественная шкала выраженности признаков ПКС для самооценивания, посредством которой респондент распознает интенсивность проявления признака когнитивного стиля у себя. По объему относимых к себе значений-признаков полюса когнитивного стиля определяют его количественную выраженность от «0» до «5» единиц выраженности и заносят в бланк 2. Качественное значение единиц - это градация диапазона выраженности ПКС: «0» - «нет явного предпочтения»; «1» - «слабо выражен»; «2» - «умеренно выражен»; «3» - «значимо выражен»; «4»- «значительно выражен»; «5» - «наиболее выражен».
Таким образом, при работе с методикой «Шкалы когнитивных стилей» формируется рефлексивная позиция респондента, которая включает: 1) самопознание, опосредованное системой знаний об индивидуальном профиле когнитивных стилей; 2) самонаблюдение и анализ внутреннего опыта, опосредованный обобщенными значениями признаков ПКС; 4) самооценивание, при котором респондент количественно (в ед.) оценивает выраженность полюса когнитивного стиля.
Результаты исследования. Среди полюсов когнитивного стиля есть значение «импульсивность / рефлексивность». Существенно рассмотреть, как оценивают значимость ПКС «рефлексивность» в профиле своих когнитивных стилей респонденты направления «психология». Респонденты: 20 студентов одной возрастной группы (20-23 года), одного профессионального направления (бакалавриат 4 курс, магистратура 1 курс). Для анализа результатов исследования применяются следующие методы: сравнительный метод; рефлексивный метод; шкалирование; метод парных сравнений, процедура определения среднего значения, шкала интервалов, ранжирование; интерпретация данных.
В таблице 2 представлены результаты статистической обработки доминирующих полюсов когнитивного стиля (1): объемы выборов ПКС (2), ранги сумм выборов (3); суммы шкальной наполненности (4), ранги сумм шкальной наполненности (5), среднее значение выраженности ПКС (6), ранги средних значений (7). В связи с небольшой выборкой респондентов результаты выборов предпочитаемого ПКС представлены в «сырых» значениях -
по количеству сделанных выборов. Применение статистических методов позволяет квантифицировать выбранные значения признаков ПКС, являющиеся результатом самонаблюдений и самоанализа респондентов.
В результате анализа данных обнаружены разные соотношения объема выборов ПКС респондентами: наибольшее число выборов (20) относится к полюсу «когнитивная сложность», наименьшее (0) - к полюсу «когнитивная простота». Ранжирование проведено по двум основаниям: по объему выборов респондентов (3) и по сумме шкальной наполненности (4); по объему выборов респондентов и по сумме шкальной наполненности выделено 20 рангов.
Используя шкалу интервалов, мы обозначили 3 интервала по объему выборов респондентов от значений «0» до значений «20» с шагом интервала 6,6. Первый интервал «наиболее выраженные ПКС» - I-VI ранги (20-14 выборов); второй интервал «значимо выраженные ПКС» - VII-XV ранги (13-7 выборов), «слабо выраженные ПКС» - XV-XX ранги (6-0 выборов). По объему выборов респондентов в интервале «наиболее выраженные ПКС» представлена иерархия пКс, которые по самонаблюдению респондентов у них наиболее представлены (табл. 2: 2, 3): когнитивная сложность, сканирующий контроль, поленезависимость, гибкий познавательный контроль, широта категории, абстрактная концептуализация.
По сумме шкальной наполненности ПКС разброс данных от «0» до «57», среднее значение 27,7 ед. Используя шкалу интервалов по сумме шкальной наполненности, мы обозначили 3 интервала с шагом интервала 19 ед.: первый интервал «наиболее выраженные ПКС» - I-VI ранги (57-40 ед.); второй интервал «значимо выраженные ПКС» - VII-XV ранги (39-20 ед.), «слабо выраженные ПКС» - XVI-XIX (19-0 ед.). По сумме шкальной наполненности ПКС в первом интервале «наиболее выраженные» ПКС (I-VI ранги) представлена иерархия полюсов когнитивных стилей, которые по самонаблюдению респондентов у них наиболее количественно выражены (табл. 2: 4, 5): когнитивная сложность, поленезависимость, абстрактная концептуализация, толерантность к нереалистическому опыту, сканирующий контроль, гибкий познавательный контроль.
С точки зрения С.Л. Рубинштейна, к возрасту юношества личность развивается от наивного неведения в отношении себя
Таблица 2
Репертуар когнитивных стилей группы респондентов-психологов
1 2 3 4 5 6 7
Когнитивная сложность 20 I 57 I 2,9 XII, XIII
Сканирующий контроль 18 II 40 V, VI 2,2 XVIII
Поленезависимость 15 III, IV 46 II 3,1 V, VI
Гибкий познавательный контроль 15 III, IV 40 V, VI 2,7 XIV, XV
Широта категории 14 V, VI 33 VIII 2,4 XVII
Абстрактная концептуализация 14 V, VI 43 III, IV 3,1 V,VI
Толерантность к нереалистическому опыту 13 VII 43 III, IV 3,3 I, II, III
Заострение 12 VIII 39 VII 3,3 I, II, III
Рефлексивность 10 IX- XXI, 32 IX 3,0 VII, VIII, IX, X, XI
Импульсивность 10 30 X 3,2 IV
Широкий диапазон эквивалентности 10 26 XI, XII 2,6 XVI
Узкий диапазон эквивалентности 9 XII 26 XI, XII 2,9 XII, XIII
Нетолерантность к нереалистическому опыту 7 XIII- XIV 21 XIV 3,0 VII,VIII,IX, X,XI
Сглаживание 7 23 XIII 3,3 I, II, III
Конкретная концептуализация 6 XV 16 XV 2,7 XIV, XV
Ригидный познавательный контроль 5 XVI 10 XVIII 2,0 XIX
Узость категории 4 XVII- XVIII 12 XVI, XVII 3,0 VII, VIII, IX, X, XI
Полезависимость 4 12 XVI, XVII 3,0 VII, VIII, IX, X,XI
Фокусирующий контроль 1 XIX 3 XIX 3,0 VII, VIII, IX, X, XI
Когнитивная простота 0 XX 0 XX 0,0 XX
ко все более углубляющему самопознанию; в это время особенно значительными становятся индивидуальные различия [8, с. 638]. При анализе средних результатов ПКС (табл. 2: 6) становятся более заметны проявления индивидуальных различий.
Средние значения выраженности ПКС у респондентов от «2,0 ед.» - самое низкое значение, до «3,3 ед.» - самое высокое значение; среднее значение «2,7 ед.). Мы приняли интервальный вариационный ряд [12] от значений, которые предлагались респондентам для оценки выраженности ПКС от «0» до «5», выделив 3 интервала с шагом 1,7 ед.: в первом интервале «наиболее выраженные» ПКС (5-3,6 ед.) у респондентов нет значений; во втором интервале «значимо выраженные» ПКС (3,5-1,8 ед.) разместились все средние значения респондентов; в 3 интервале «слабо выраженные» ПКС также нет значений (1,7-0 ед.). Как видно из таблицы 2 (6, 7), ни у одного респондента нет среднего значения наибольшей выраженности, но есть полюс, который не выражен ни у одного респондента - «когнитивная простота». Мы выявили у респондентов высокую плотность средних результатов в интервале «значимо выраженные ПКС», что указывает на способность респондентов свои индивидуальные когнитивные стили характеризовать значениями с различными когнитивными признаками. Наиболее выраженные по результатам средних значений (3,3-3,1) те ПКС, которые выше выявлены как наиболее значимые: толерантность к нереалистическому опыту, полене-зависимость, абстрактная концептуализация. Но проявились как значимые и те, которые еще не проявлялись в доминирующих ПКС: сглаживание, заострение, рефлексивность, импульсивность.
Средние показатели ПКС демонстрируют индивидуальные когнитивные различия, которые актуализируются в процессе самопознания в юности. Так, один респондент указывает на значимую выраженность полюса «фокусирующий контроль», тогда как большинство респондентов выбирает «сканирующий контроль». Для педагогической работы это важные результаты, указывающие на индивидуальные, отличные от группового профиля когнитивные стили.
Динамика рефлексивной позиции респондентов показывает, что среди наиболее предпочитаемых и наиболее количественно выраженных у респондентов полюсов когнитивных стилей как в объеме выборов, и по сумме шкальной наполненности ПКС, существует единство, что указывает на то, что у респондентов - студентов направления «Психология», сформирована устойчивая иерархия полюсов когнитивных стилей. В процессе самонаблюдения и самопознания, опосредованном значениями признаков когнитивного стиля, все респонденты отметили у себя значения - признаки полюса «когнитивная сложность», что по-
казывает стремление студентов анализировать происходящее с различных точек зрения, обогащать собственную картину мира, воспринимать противоречивые данные о людях, чтобы лучше понимать их. Значительная выраженность признаков полюса «поленезависимость» обозначает склонность к независимости в мышлении, направленность на личностный рост, предпочтение равноправной, диалогической формы взаимодействия. Значимая выраженность признаков полюса «гибкий познавательный контроль» указывает на склонность быстро переключаться на соответствующие задаче способы переработки информации, собирать информацию перед принятием решения. Значимая выраженность полюса «сканирующий контроль» означает, что познавательная позиция респондентов стремится к объективности. Как указывает М.Н. Юртаева, для респондентов с такой когнитивной спецификой гибкий интеллектуальный контроль при переработке информации выступает ресурсной составляющей в ситуации неопределенности [цит. по: 2]. По объему выборов, по сумме шкальной наполненности, по средним значениям выраженности признаков полюс когнитивного стиля «рефлексивность» у респондентов - студентов направления «психология» входит в интервал «значимо выраженные» (IX ранг), этот полюс выбран и оценен как значимый половиной респондентов. Как заметно из группового самопознания профилей когнитивных стилей, данная группа респондентов соответствует парадигме профессий «человек - человек» и выбирает черты, благоприятные для формирования метапрофессиональных качеств психолога: для ведения консультирования, исследовательской деятельности и др.
Практическое значение методики «Шкалы когнитивных стилей». В ходе работы с методикой каждый студент проясняет или впервые получает представление о своих когнитивных стилях, хотя до этой процедуры не имел значений для их определений. Методика «Шкалы когнитивных стилей» обеспечивает следующие условия и средства формирования рефлексивной позиции:
1) «запускает» рефлексию в её личностной составляющей, подталкивая к осознанию собственных личностных свойств в ретроспективе жизненных событий, обогащая представления о когнитивной базе формирующихся навыков и способностей и позволяя соотнести себя, свои когнитивные возможности с тем, чего требует избранная профессия, открывая путь профессиональной рефлексии;
2) формирует мотивационную готовность к развитию рефлексивных способностей, предлагая задачу, требующую осознанного желания сосредоточить внимание на процессе и результатах мыслительной деятельности;
3) ставит в ситуацию формирования интеллектуальной саморегуляции, обеспечивая развитие процессов самонаблюдения, оценку собственных результатов.
Таким образом, методика «Шкалы когнитивных стилей» обеспечивает условия и средства формирования рефлексивной позиции, которая является предпосылкой личностного и профессионального развития; методика формирует представление об особенностях собственного когнитивного стиля, что служит повышению эффективности профессионального образования. Методика позволяет составить профиль доминирующих когнитивных стилей как одного респондента, так и целой группы, что может быть использовано в образовательном процессе для выстраивания оптимальной стратегии обучения.
Библиографический список
Цель применения данной методики - как формирование у субъектов профессионального образования установок на самонаблюдение, анализ своего профиля когнитивных стилей, так и развитие самосознания - неотъемлемой характеристики процесса развития личности. Методика имеет прогностический потенциал: позволяет осуществлять анализ групповых когнитивных стилей с целью диагностики возможностей субъекта профессионального образования для формирования метапрофессиональ-ных качеств, компетенций и компетентностей еще на входе его в профессиональное обучение, готовя студента к условиям будущего «когнитивного менеджмента» и сохраняя человеческие ресурсы от процессов самоотчуждения и отчуждения от профессии.
1. Пузько В.И. Kогнитивно-стилевой подход в системе инновационного высшего профессионального образования. Материалы международной научно-методической конференции, 24-27 мая, Владивосток: МГУ им. адм. Г.И. Невельского, 2О15: 18 - 25.
2. Пузько В.И., Эльзессер А.С. Опыт конструирования и адаптации методики «Шкалы когнитивных стилей». Материалы международной научно-практической конференции, 24-27 мая, Владивосток: МГУ им. адм. Г.И. Невельского, 2О16: 1О9 - 133.
3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. Москва: Академия, 2ОО9.
4. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. Санкт-Петербург: Питер, 2ОО3.
5. Тимкина Ю.Ю. Учёт когнитивных стилей студентов как основа индивидуализации иноязычного образования. Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2О16, № 5: 38 - 43
6. Евтух Т.В. Связь разноуровневых индивидуальных свойств и когнитивных стилей. Фундаментальные исследования. 2О14, 5: 6ОО - 6О3.
7. ^ролева А.Н. Взаимосвязь индивидуальных когнитивных стилей и критического мышления студентов гуманитарных специальностей. Социально-экономические явления и процессы. 2О14; 11: 235 - 24О.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2О13.
9. Самонаблюдение. Большой психологический словарь. Москва: АСТ, 2О14.
10. Величковский Б.М. Когнитивная наука: основы психологии познания. Москва: Смысл, 2ОО6.
11. Холодная М.А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума. Санкт-Петербург: Питер, 2ОО4.
12. Афанасьев K.E., Шмакова Л.Е. Математика и информатика. Available at: http://umk.portal.kemsu.ru/uch-mathematics/papers/ posobie.htm
References
1. Puz'ko V.I. Kognitivno-stilevoj podhod v sisteme innovacionnogo vysshego professional'nogo obrazovaniya. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskojkonferencii, 24-27 maya, Vladivostok: MGU im. adm. G.I. Nevel'skogo, 2О15: 18 - 25.
2. Puz'ko V.I., 'El'zesser A.S. Opyt konstruirovaniya i adaptacii metodiki «Shkaly kognitivnyh stilej». Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prak-ticheskojkonferencii, 24-27 maya, Vladivostok: MGU im. adm. G.I. Nevel'skogo, 2О16: 1О9 - 133.
3. Zeer 'E.F. Psihologiya professional'nogo obrazovaniya. Moskva: Akademiya, 2ОО9.
4. Rubinshtejn S.L. Bytie i soznanie. Chelovek i mir. Sankt-Peterburg: Piter, 2ОО3.
5. Timkina Yu.Yu. Uchet kognitivnyh stilej studentov kak osnova individualizacii inoyazychnogo obrazovaniya. Nauchnoe obozrenie: gumanitarnye issledovaniya. 2О16, № 5: 38 - 43
6. Evtuh T.V. Svyaz' raznourovnevyh individual'nyh svojstv i kognitivnyh stilej. Fundamental'nye issledovaniya. 2О14, 5: 6ОО - 6О3.
7. Koroleva A.N. Vzaimosvyaz' individual'nyh kognitivnyh stilej i kriticheskogo myshleniya studentov gumanitarnyh special'nostej. Social'no-'ekonomicheskie yavleniya i processy. 2О14; 11: 235 - 24О.
8. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschej psihologii. Sankt-Peterburg: Piter, 2О13.
9. Samonablyudenie. Bol'shojpsihologicheskij slovar'. Moskva: AST, 2О14.
10. Velichkovskij B.M. Kognitivnaya nauka: osnovy psihologii poznaniya. Moskva: Smysl, 2ОО6.
11. Holodnaya M.A. Kognitivnye stili: o prirode individual'nogo uma. Sankt-Peterburg: Piter, 2ОО4.
12. Afanas'ev K.E., Shmakova L.E. Matematika i informatika. Available at: http://umk.portal.kemsu.ru/uch-mathematics/papers/posobie.htm
Статья поступила в редакцию 13.03.17
УДК 159
Serov V.A., MA (Psychology), Novosibirsk University of Economics and Management (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
Fil T.A., Cand. of Sciences (Psychology), Head of Department of Psychology, Pedagogy and Law, Novosibirsk University of Economics and Management (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
CHANGE OF THE IDENTITY IN THE PERIOD OF MID-LIFE CRISIS. It is shown that the experience of the mid-life crisis leads to changes in the identity of an individual. The direction of a personality at this time is changing. There are doubts about its purpose in life, there is a reassessment of their life values, there are new needs and motives of activity. There is a loss of landmarks and correction of activities, the desire to realize lost creative opportunities, there is a need to transfer your experience to the younger generation. The key factors in the mid-life crisis are the rethinking of career achievements by the individual, the emergence of difficulties in interpersonal communication. There is a collapse of identity. The positive result of the mid-life crisis presupposes the growth of the individual's creative potential, the acquisition of wisdom and understanding of the transcendent aspects of consciousness in old age. Key words: age crisis, mid-life crisis, midlife crisis signs, personality.
В.А. Серов, магистр психологии, Новосибирский Университет экономики и управления, E-mail: [email protected] Т.А. Филь, канд. психол. наук, зав. каф. психологии, педагогики и правоведения, Новосибирский Университет экономики и управления, E-mail: [email protected]
ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ
Аннотация. Показано, что переживание кризиса середины жизни приводит к изменениям в идентичности личности. Направленность личности в это время изменяется. Появляются сомнения по поводу своего предназначение в жизни, возникает переоценка своих жизненных ценностей, появляются новые потребности и мотивы деятельности. Наблюдается потеря ори-