Научная статья на тему 'Методика сбора, систематизации и оценки туристско-познавательной информации о влиянии Объектов познавательного туризма на зонирование рекреационно-туристских районов и зон'

Методика сбора, систематизации и оценки туристско-познавательной информации о влиянии Объектов познавательного туризма на зонирование рекреационно-туристских районов и зон Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
146
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА / РЕКРЕАЦИОННО-ТУРИСТСКИЕ ЗОНЫ / ЦЕНТРЫ / "СИСТЕМАТИЗИРОВАННАЯ" И "НЕСИСТЕМАТИЗИРОВАННАЯ" ИНФОРМАЦИЯ / ФОРМА НАКОПЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ / ОBJECTS OF COGNITIVE TOURISM / RECREATIONAL AND TOURIST ZONES / CENTERS / "SYSTEMATIZED" AND "UNSYSTEMATIZED" INFORMATION / FORM OF INFORMATION ACCUMULATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Казачинский В.П., Хашева З.М.

В статье рассмотрены принципы подхода к оценке туристско-познавательной информации объектов познавательного туризма для развития рекреационно-туристской отрасли в Краснодарском крае. Разработаны этапы выявления историко-культурных и природных объектов, предложены формы для накопления и изъятия информации о группах познавательного туризма. Разработанная методика является базой для дальнейших исследований социально-экономических, инфраструктурных, экологических и других аспектов при планировании перспектив развития рекреационнотуристской отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHOD OF COLLECTION, COLLATION AND EVALUATION OF TOURISM-COGNITIVE INFORMATION ON THE IMPACT OF TOURISM OBJECTS TO THE ZONING OF RECREATIONAL AND TOURIST AREAS AND ZONES

The article considers the principles of the approach to the evaluation of tourist-cognitive information of cognitive tourism objects for the development of the recreational and tourist industry in the Krasnodar Territory. The stages of identification of historical and cultural and natural objects are developed, forms for accumulation and seizure of information on groups of cognitive tourism are proposed. The developed methodology is the basis for further studies of socio-economic, infrastructural, environmental and other aspects in planning the prospects for the development of the recreational and tourist industry.

Текст научной работы на тему «Методика сбора, систематизации и оценки туристско-познавательной информации о влиянии Объектов познавательного туризма на зонирование рекреационно-туристских районов и зон»

УДК 908 (470+571) ББК 26.89 К 14

МЕТОДИКА СБОРА, СИСТЕМАТИЗАЦИИ И ОЦЕНКИ ТУРИСТСКО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ О ВЛИЯНИИ ОБЪЕКТОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА НА ЗОНИРОВАНИЕ РЕКРЕАЦИОННО-ТУРИСТСКИХ РАЙОНОВ И ЗОН

(Рецензирована)

Казачинский Владимир Павлович,

кандидат архитектуры, профессор кафедры гуманитарных и математических дисциплин Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (918) 655 28 76, е-mail: nauka@uim.ru

Хашева Зарема Муратовна,

доктор экономических наук, профессор кафедры экономики Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (861) 233 85 06, е-mail: zarema_muratovna@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены принципы подхода к оценке туристско-познавательной информации объектов познавательного туризма для развития рекреационно-туристской отрасли в Краснодарском крае. Разработаны этапы выявления историко-культурных и природных объектов, предложены формы для накопления и изъятия информации о группах познавательного туризма.

Разработанная методика является базой для дальнейших исследований социально-экономических, инфраструктурных, экологических и других аспектов при планировании перспектив развития рекреационно-туристской отрасли.

Ключевые слова: объекты познавательного туризма, рекреационно-туристские зоны, центры, «систематизированная» и «несистематизированная» информация, форма накопления информации.

Исследование проведено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и администрации Краснодарского края (проект №16-14-23004)

THE METHOD OF COLLECTION, COLLATION AND EVALUATION OF TOURISM-COGNITIVE INFORMATION ON THE IMPACT OF TOURISM OBJECTS TO THE ZONING OF RECREATIONAL AND TOURIST AREAS AND ZONES

(Reviewed)

Kazachinsky Vladimir Pavlovich,

candidate of Architecture, professor of Department of humanitarian and mathematical disciplines of the Southern institute of management, Krasnodar. Ph.: (918) 655 28 76, e-mail: nauka@uim.ru

Khasheva Zarema Muratovna,

doctor of Economics, professor of department of economy of the Southern institute of management, Krasnodar. Ph.: (861) 233 85 06, e-mail: zarema_muratovna@mail.ru.

Summary. The article considers the principles of the approach to the evaluation of tourist-cognitive information of cognitive tourism objects for the development of the recreational and tourist industry in the Krasnodar Territory. The stages of identification of historical and cultural and natural objects are developed, forms for accumulation and seizure of information on groups of cognitive tourism are proposed.

The developed methodology is the basis for further studies of socio-economic, infrastructural, environmental and other aspects in planning the prospects for the development of the recreational and tourist industry.

Keywords: objects of cognitive tourism, recreational and tourist zones, centers, "systematized" and "unsystematized" information, form of information accumulation.

The study was conducted with the support of the Russian Foundation for Basic Research and Administration of the Krasnodar Region (project №16-14-23004)

В настоящее время, учитывая практически начальную стадию изучения Объектов познавательного туризма в Краснодарском крае, необходимы самые общие сведения, позволяющие ориентироваться в проблеме. В начальной стадии выявления ОПТ целесообразны рабочие направления, включающие изучение историко-культурных и природных объектов на уровне региона, рекреационно-туристского района и зоны. Учет других факторов целесообразен на следующих стадиях, так как историко-культурные и природные объекты являются опорными и определяющими.

Выявление Объектов познавательного туризма на уровне рассмотрения региона условно можно разбить на два этапа, включающих «несистематизи-

рованную» для познавательных целей информацию и «систематизированную».

«Несистематизированная» информация раскрывает общее состояние в использовании Объектов познавательного туризма, их распределении в рекреационно-туристских зонах региона, то есть реальное положение дел в системе {историко-культурные объекты - природные объекты.

В результате обобщения данных о распределении и размещении историко-культурных и природных объектов можно на стадии выявления «несистематизированной» информации получить связь между рабочими направления процесса изучения (рис. 1). Эта связь в виде зависимостей позволяет дать характеристику степени использования Объ-

Рисунок 1. Связь межу направлениями I этапа накопления и обобщения информации в виде схем зонирования и диаграмм распределения Объектов познавательного туризма в зависимости от «познавательной» группы

ектов познавательного туризма в рекреационно-ту-ристской отрасли (рис. 2).

Систематизированная» информация обеспечивает дифференцированный подход к выявленному многообразию Объектов познавательного туризма на территории рекреационно-туристских зон региона и установленным особенностям в рас-

пределении и размещении историко-культурных и природных объектов (рис. 3, 4).

В целях познавательного туризма регион разбивается на группы, включающие ряд рекреацион-но-туристских зон с близкими значениями количества Объектов познавательного туризма (табл. 1).

Рисунок 3. Взаимосвязи абсолютных (шт.) и относительных (%) показателей Объектов познавательного туризма в зависимости от

принадлежности к «познавательной» группе

ванный переход в накоплении знаний от региона к рекреационно-туристскому району, от района к рекреационно-туристской зоне, от зоны к рекреа-ционно-туристскому центру. Причем, для изучения влияния Объектов познавательного туризма на организацию рекреационно-туристских зон и центров, не следует замыкаться на выборе характерных зон в одном рекреационно-туристском районе, а получать и обрабатывать статистику на группе рекреационно-туристских зон, взятых на уровне рекреационно-туристского района. Такой подход позволит объективно оценить схемы пространственной организации рекреационно-туристских зон и центров, включающих Объекты познавательного туризма, и разработать их общую классификацию.

Выбор характерных рекреационно-туристских зон необходимо проводить с учетом суммы факторов (общая площадь территории, количества рекре-ационно-туристских центров, количество историко-культурных и природных объектов, количество Объектов познавательного туризма «международного», «федерального» и «регионального» статуса и др.), необходимых при планировании перспектив развития рекреационно-туристского района, зоны или центра.

Следует рассмотреть несколько вариантов различного сочетания факторов, для чего необходимо разработать алгоритм решения задачи выбора характерных рекреационно-туристских районов, зон или центров, и по каждой сумме факторов установить характерный рекреационно-туристский район, зону или центр для исследования в каждой «познавательной» группе. Исследования должны быть направлены на установление общего подхода к формированию материально-пространственной среды, рекреационно-туристских зон и центров с учетом Объектов познавательного туризма.

Таблица 1

Распределение Объектов познавательного туризма в регионе по рекреационно-туристским районам и группам (аналогично для рекреационно-туристских зон)

№ Название рекреационно-туристских зон Номера групп Градации количества Объектов познавательного туризма Количество Объектов познавательного туризма В том числе

Историко-культурные Природные

шт. % шт. % шт. %

1

2

3

4

Всего в группе

Всего в рекреационно-туристском районе

Всего по региону

Рисунок 4. Общий вид взаимосвязи Объектов познавательного туризма (Р - общее количество ОПТ; В - историко-культурные и природные объекты)

Обобщение и систематизация данных второго этапа выявления историко-культурных и природных объектов и их связей с инфраструктурными объектами позволяют оценить эти связи и выработать общие направления развития инфраструктуры, и, следовательно, соответствующие инфраструктурные объекты для рекреационно-ту-ристской зоны.

Следующий, третий этап связан с выбором характерных рекреационно-туристских зон (рис. 5) для изучения и установления в них связей историко-культурных и природных объектов, а также в целях установления подхода и требований, обеспечивающих последовательный и научно-обосно-

Группы Объектов познавательного туризма в рекреационно-туристском районе (РТР)

Первая Вторая Третья Четвертая

Количество рекреационно-туристских районов в группах 1. 1. 1. 1.

2. 2. 2. 2.

Характерные для исследования рекреационно-туристские районы в группах

Характерный для исследования РТР в регионе

2. Группы Объектов познавательного туризма в рекреационно-туристских зонах (РТЗ)

Количество рекреационно-туристских зон в группах 1. 1. 1. 1.

2. 2. 2. 2.

3. 3. 3. 3.

Характерные для исследования рекреационно-туристские зоны в группах

Характерная для исследования РТЗ в регионе

3. Группы Объектов познавательного туризма в рекреационно-туристских центрах (РТЦ)

Количество рекреационно-туристских центров в группах 1. 1. 1. 1.

2. 2. 2. 2.

3. 3. 3. 3.

4. 4. 4. 4.

Характерные для исследования рекреационно-туристские центры в группах

Характерный для исследования РТЦ в регионе

Рисунок 5. Третий этап установления объектов для исследования влияния ОПТ на инфраструктурную организацию рекреационно-

туристских зон и центров

Четвертый и пятый этапы изучения характерной рекреационно-туристской зоны (рис. 6-9), а также шестой и седьмой этапы изучения рекреаци-онно-туристского центра (рис. 10-14) в методическом плане соответствуют первому и второму этапам. Поэтому форма учета «систематизированных» и «несистематизированных» информаций будут такими же, меняются лишь данные в соответствующих графах. Кроме того, имеет место методическое соответствие разбивки на «познавательные» группы, установление связей между рабочими направлениями в каждом из этапов.

Результаты исследований по рекреационно-туристским районам, зонам и центрам, направленные на процесс конкретизации и углубления информации, обеспечивающей научно-обоснованное

планирование развития познавательного туризма, позволяют целенаправленно накапливать банк данных для совершенствования научных основ рекреа-ционно-туристской отрасли в регионе.

В процессе работы над формированием научных основ включения ОПТ в систему Рекреаци-онно-туристкой отрасли объем информации будет расти и меняться качественно и количественно. Это обстоятельство обуславливает формализацию процесса накопления и изъятия информации из пакета данных по региону, Рекреационно-туристскому району, Рекреационно-туристской зоне и центру. Данную формализацию позволяют осуществить полученное рекреационно-туристское зонирование территории и диаграммы распределения историко-культурных и природных объектов.

Рисунок 6. Связь межу направлениями IV этапа накопления и обобщения информации в виде схем зонирования и диаграмм распределения Объектов познавательного туризма в зависимости от «познавательной» группы

50 40 ЗВ 20 № О

% В, рб

1 V к \

1 \ Ч >

ч 1

тг

ж

та

»г

» группы опт

Рисунок 7. Общий вид взаимосвязи историко-культурных и природных объектов (Р - общее количество ОПТ; В - историко-

культурные и природные объекты)

Рисунок 8. Взаимосвязи абсолютных (шт.) и относительных (%) показателей Объектов познавательного туризма в зависимости от

принадлежности к «познавательной» группе

X Ц Ш ш ГРУППЫ ОПТ

Рисунок 9. Общий вид взаимосвязи Объектов познавательного туризма (Р - общее количество ОПТ; В - историко-культурные и

природные объекты)

VI этап

накопления и обобщения информации потуристско-рекреационному центру

историко-культурные объекты

«несистематизированная» информация для познавательного туризма по историко-культурным объектам

1 о к 5 ш о Р.

О ш

о с"

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е-| и 5 ю о

О X

ш л

X

и

01

В" р

к л

ч ч

а и £

«несистематизированная» информация для познавательного туризма по природным объектам

I

5 4, Ш

и е; £

5 0) £

х Ч ф

я 01 2

й о.

О С о

о. и "

X <0 й

X о. л

0 г I

ш I о его.

1 & £

3 ¡5 с

X

л

а

ч

о

а, 5 а. п о Ен

в И

о 01

п (Ч

Б >о о

0)

у

5

Ч

О

и

Рисунок 11. Общий вид взаимосвязи историко-культурных и природных объектов (Р - общее количество ОПТ; В - историко-

культурные и природные объекты)

Рисунок 12. Взаимосвязи абсолютных (шт.) и относительных (%) показателей Объектов познавательного туризма в зависимости от

принадлежности к «познавательной» группе

Рисунок 13. Общий вид взаимосвязи Объектов познавательного туризма (Р - общее количество ОПТ; В - историко-культурные и

природные объекты)

Таблица 2

Форма для накопления и изъятия информации о «познавательных» туристско-рекрационных группах

I - i II - i III - i IV - i

1. 1. 1. 1.

2. 2. 2. 2.

3. 3. 3. 3.

4. 4. 4. 4.

k k k k

I - m II - m III - m IV - m

1. 1. 1. 1.

2. 2. 2. 2.

3. 3. 3. 3.

4. 4. 4. 4.

n n n n

I - l II - l III - l IV - l

1. 1. 1. 1.

2. 2. 2. 2.

3. 3. 3. 3.

4. 4. 4. 4.

n n n n

i - номера групп в регионе (КЧ РТР, СК РТР, ГК РТР, АЗ РТР); k - номера рекреационно-туристских зон в группах региона; m - номера групп в рекреационно-туристских зонах; l - номера групп в рекреационно-туристских центрах;

n - номера рекреационно-туристских центров в группах рекреационно-туристской зоны.

В этой связи предложено кодирование Объекта познавательного туризма, обеспечивающее выбор требуемой информации о туристско-познава-тельных группах.

Пусть в самом общем виде количество групп «познавательного» туризма в регионе составляет P. где i - номер группы (табл. 2). Тогда группирование Рекреационно-туристских зон можно представить в виде P.k, где индекс k определяет номер Рекреаци-онно-туристской зоны в i-той группе.

В Рекреационно-туристской зоне группирование относительно региона (КЧ РТР, СК РТР, ГК РТР или АЗ РТР) подчиняется виду Pjlkm, где j - номер РТЦ в группах РТЗ; m - номер группы в Рекре-ационно-туристской зоне.

Количество групп в Рекреационно-туристском центре составляет l, тогда группирование в РТЦ относительно Рекреационно-туристской зоны, Ре-креационно-туристского района, региона, можно представить в виде Pl,ni,k,m,j, где n - номер Рекреаци-онно-туристском центра в группах познавательно-

го туризма; l - номер группы в Рекреационно-ту-ристском центре.

Таким образом, запись P.k= Pn2 означает, что рассматривается (согласно списка в таблице 1) 2-я Рекреационно-туристская зона, находящаяся во 2-ой группе региона.

В записи Pjik>m = P3II2II принят 3-ий Рекреацион-но-туристский центр, находящийся во II-ой группе Рекреационно-туристской зоны. В свою очередь этой Рекреационно-туристской зоне присвоен номер 2 и принадлежит она II-ой группе региона.

Запись Pl,n = PII,4 (согласно табл. 1) озна-

II,2,II,3 i,k,m,j 4 '

чает, что РТЦ расположен во II-ой группе Рекреа-ционно-туристской зоны. Этот центр принадлежит II-ой группе Рекреационно-туристской зоны и имеет номер 3. РТЗ расположена во II-ой группе региона под номером 2.

Предложенный методический подход к оценке «познавательных» возможностей Объектов познавательного туризма представляет собой основу для последующего процесса формализации поис-

ка оптимальной «сети» Рекреационно-туристских центров и объемов застройки инфраструктурных объектов в них.

Проведение в Краснодарском крае на представленной основе системных исследований историко-культурных, природных аспектов, учитывающих специфические условия и особенности распределения и развития ОПТ, позволит рационально их использовать.

ИСТОЧНИКИ:

1. Казачинский В.П. Рекреационно-туристский потенциал Краснодарского края. - Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2013.

2. Казачинский В.П., Степановская Г.В. К вопросу об экологическом состоянии природных объектов познавательного туризма// Экономика и предпринимательство. - 2016. - №7(72). - С. 594-597.

3. Казачинский В.П., Степановская Г.В. Развитие познавательного туризма на Кубани (историко-Окультурные и природные аспекты). - Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2016. - 193 с.

4. Казачинский В.П., Степановская Г.В., Хашева З.М. К вопросу об экспертизе культурно-исторических памятников и природных объектов туристско-ре-креационных зон Кубани // Проблемы и перспективы развития туризма в Южном федеральном округе. Сборник научных трудов. - Симферополь, 2016. - С. 295-299.

5. Степановская Г.В., Казачинский В.П. Природные объекты Краснодарского края - составляющая туристского продукта// Научный вестник Южного института менеджмента. - 2016. - №2 (14). - С.42-46.

6. Хашева З.М., Соловьева В.К. К вопросу о развитии социально-экономической системы Краснодарского края // Экономическо-правовые аспекты реализации стратегии модернизации России: реальные императивы динамичного сельскохозяйственного развития. Сборник материалов международной научно-практической конференции. - Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2014. - С. 374-378.

7. Kazachinskii V.P., Stepanovskaya G.V., Khasheva Z.M., Shulgatyi O.L. Features of the distribution and placement of objects of cognitive tourism in Kuban and their relationship // International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. Т. 6. № 8Special Issue. P. 193-196.

8. Kazachinskiy V.P., Stepanovskaya G.V., Khasheva Z.M., Lazovskaya S.V., Nikitina I.A. Destinations as the basis for the development of educational tourism in Kuban // The Turkish Online Journal of Design, Art and Communication -TOJDAC November 2016 Special Edition Submit Date: 12.09.2016, Acceptance Date: 12.10.2016, DOI NO: 10.7456/1060NVSE/066 Copyright © The Turkish Online Journal of Design, Art and Communication 2612 Nourism

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.