Научная статья на тему 'МЕТОДИКА САМООБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ (НА ПРИМЕРЕ 10-11 КЛАССОВ)'

МЕТОДИКА САМООБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ (НА ПРИМЕРЕ 10-11 КЛАССОВ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самообразование / биологическое образование / продленный день / 10-11 классы / исследовательская деятельность / проектная деятельность / индивидуализация обучения. / self-education / biological education / extended day / grades 10-11 / research activities / project activities / individualization of learning.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салыбекова Нурдана Нуртаевна, Жамалбек Мейирбек Сейдуллаевич

В статье рассматривается методика организации самообразования учащихся в процессе биологического образования в рамках продленного дня на примере 10-11 классов. Подчеркивается важность формирования у старшеклассников навыков самостоятельной учебной деятельности для углубленного изучения биологических дисциплин и успешной подготовки к экзаменам. Описываются основные принципы организации самообразования, включая индивидуализацию обучения, самостоятельность, обратную связь и мотивацию. Приведены примеры конкретных методик, таких как проектная и исследовательская деятельность, работа с научной литературой и использование онлайн-ресурсов. В статье также обсуждаются преимущества и проблемы внедрения самообразования в школьную практику. Сделан вывод о том, что самообразование в рамках продленного дня является эффективным инструментом для углубленного изучения биологии и развития исследовательских навыков учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Салыбекова Нурдана Нуртаевна, Жамалбек Мейирбек Сейдуллаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF SELF-EDUCATION OF LEARNER IN THE PROCESS OF BIOLOGICAL EDUCATION WITHIN THE EXTENDED DAY (USING THE EXAMPLE OF GRADES 10-11)

The article discusses the methodology for organizing self-education of schoolchildren in the process of biological education within the extended day using the example of grades 10-11. The importance of developing independent learning skills for schoolchildren for in-depth study of biological disciplines and successful preparation for exams is emphasized. The main principles of organizing self-education are described, including individualization of learning, independence, feedback and motivation. Examples of specific methods are given, such as project and research activities, working with scientific literature and the use of online resources. The article also discusses the advantages and problems of introducing self-education into school practice. It is concluded that self-education within the extended day is an effective tool for in-depth study of biology and the development of schoolchildren' research skills.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА САМООБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ (НА ПРИМЕРЕ 10-11 КЛАССОВ)»

УДК 37.018.43 Научная статья

МЕТОДИКА САМООБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

(НА ПРИМЕРЕ 10-11 КЛАССОВ)

Салыбекова Н.Н., Жамалбек М.С.

Международный казахско-турецкий университет им. Ходжи Ахмеда Ясави

(г.Туркестан, Республика Казахстан)

Аннотация. В статье рассматривается методика организации самообразования учащихся в процессе биологического образования в рамках продленного дня на примере 10-11 классов. Подчеркивается важность формирования у старшеклассников навыков самостоятельной учебной деятельности для углубленного изучения биологических дисциплин и успешной подготовки к экзаменам. Описываются основные принципы организации самообразования, включая индивидуализацию обучения, самостоятельность, обратную связь и мотивацию. Приведены примеры конкретных методик, таких как проектная и исследовательская деятельность, работа с научной литературой и использование онлайн-ресурсов. В статье также обсуждаются преимущества и проблемы внедрения самообразования в школьную практику. Сделан вывод о том, что самообразование в рамках продленного дня является эффективным инструментом для углубленного изучения биологии и развития исследовательских навыков учащихся.

Ключевые слова: самообразование, биологическое образование, продленный день, 10-11 классы, исследовательская деятельность, проектная деятельность, индивидуализация обучения.

Для цитирования: Салыбекова Н.Н., Жамалбек М.С. Методика самообразования учащихся в процессе биологического образования в рамках продленного дня (на примере 10-11 классов) // Наука и реальность. 2024. № 3 (19). С. 51-56.

METHODS OF SELF-EDUCATION OF LEARNER IN THE PROCESS OF BIOLOGICAL EDUCATION WITHIN THE EXTENDED DAY (USING THE EXAMPLE

OF GRADES 10-11)

Salybekova N.N., Zhamalbek M.S. International Hoca Ahmet Yesevi Turkish-Kazakh University

(Turkestan, Kazakhstan)

Abstract. The article discusses the methodology for organizing self-education of schoolchildren in the process of biological education within the extended day using the example of grades 10-11. The importance of developing independent learning skills for schoolchildren for in-depth study of biological disciplines and successful preparation for exams is emphasized. The main principles of organizing self-education are described, including individualization of learning, independence, feedback and motivation. Examples of specific methods are given, such as project and research activities, working with scientific literature and the use of online resources. The article also discusses the advantages and problems of introducing self-education into school practice. It is concluded that self-education within the extended day is an effective tool for in-depth study of biology and the development of schoolchildren' research skills.

Keywords: self-education, biological education, extended day, grades 10-11, research activities, project activities, individualization of learning.

For citation: Salybekova N.N., Zhamalbek M.S. Methods of self-education of learner in the process of biological education within the extended day (using the example of grades 10-11) // Science & Reality. 2024. no. 3 (19). pp. 51-56. (in Russian).

Самообразование является ключевым элементом современного образовательного процесса, особенно в старших классах, когда учащиеся готовятся к экзаменам и переходу на следующую ступень обучения. В условиях интенсивного образовательного процесса самообразование позволяет школьникам углублять свои знания, развивать критическое мышление и навыки самостоятельной работы. В рамках продленного дня, где у учащихся есть возможность более гибко распоряжаться своим временем, создание условий для самообразования становится важной задачей педагогов. Особенно это актуально для предметов естественно-научного цикла, таких как биология, где освоение материала требует не только запоминания фактов, но и их осмысления и применения на практике.

Цель данной статьи — рассмотреть основные подходы к организации самообразования учащихся 10-11 классов в процессе биологического образования в условиях продленного дня, а также предложить эффективные методики для повышения уровня самостоятельности и мотивации к изучению биологии.

Самообразование как процесс самоорганизации и самостоятельного освоения знаний опирается на мотивацию, волевые качества и познавательную активность учащихся. В старших классах, когда у школьников формируются осознанные учебные цели, самообразование становится необходимым элементом подготовки к государственной итоговой аттестации и поступлению в высшие учебные заведения [1, c. 384].

В психолого-педагогической науке самообразование рассматривается как одна из форм самостоятельной познавательной деятельности, направленная на развитие интеллектуальных, исследовательских и аналитических навыков учащихся. Важную роль в

этом процессе играют такие факторы, как внутренняя мотивация, готовность к самостоятельной работе, умение планировать свое время и работу с информацией.

Самообразование можно разделить на следующие основные виды:

Планируемое самообразование — учащийся осознанно ставит перед собой цели обучения и разрабатывает план для их достижения. В процессе биологического образования это может включать в себя изучение отдельных тем, подготовку к олимпиадам или выполнению исследовательских проектов.

Ситуативное самообразование — возникает в ответ на конкретные проблемы или задачи. Например, учащийся углубленно изучает тему после школьного урока для того, чтобы понять сложные моменты или подготовиться к экзаменам [2, с. 368].

Основные формы самообразования:

Чтение научно-популярной и учебной литературы. Самостоятельное изучение учебников и научных статей позволяет учащимся расширять свои знания за пределами школьной программы.

Работа с интернет-ресурсами и электронными учебниками. Современные технологии дают учащимся доступ к огромному количеству образовательных материалов, что способствует углубленному изучению биологии.

Участие в онлайн-курсах и вебинарах. Старшеклассники могут использовать внешние образовательные платформы для углубления знаний по биологии, участия в олимпиадах и конкурсах.

Учитель в условиях продленного дня выполняет функцию наставника, который помогает учащимся организовать процесс самообразования. Важно, чтобы педагог не просто передавал знания, но и направлял школьников на путь самостоятельного поиска информации и решения учебных задач.

Основные функции учителя в организации самообразования:

1. Мотивация и поддержка учащихся. Важно стимулировать интерес к предмету через постановку увлекательных задач и вопросов, требующих самостоятельного исследования.

2. Создание условий для самостоятельной работы. В рамках продленного дня учитель может организовать работу учащихся в малых группах или индивидуальные консультации.

3. Контроль и оценка результатов самообразования. Регулярный мониторинг достижений учащихся помогает корректировать их учебную деятельность [3, с. 192].

Биология как наука представляет собой комплекс дисциплин, требующих не только запоминания фактов, но и понимания взаимосвязей между различными биологическими процессами. Особенность биологического образования заключается в необходимости сочетания теоретических знаний с практическими навыками, что ставит перед учащимися задачу глубокого осмысления учебного материала.

Темы биологии, требующие углубленного самообразования

В 10-11 классах изучение биологии включает такие сложные темы, как:

Генетика и эволюция. Разделы, связанные с закономерностями наследственности и изменчивости, требуют самостоятельного изучения теоретических основ и проведения экспериментов.

Физиология человека и животных. Самостоятельная работа с материалами по анатомии и физиологии помогает учащимся лучше понять функции органов и систем.

Экология и биоразнообразие. Изучение экологических проблем, биогеоценозов и взаимодействий в природе также предполагает активное участие учащихся в исследовательской деятельности [4, с. 528].

Методики самообразования по биологии

Самообразование по биологии может включать следующие методики:

1. Проектная деятельность. Учащиеся могут разрабатывать собственные исследовательские проекты на основе изучаемого материала. Это способствует формированию навыков самостоятельной работы и осмысленному усвоению информации.

2. Работа с дополнительными источниками. К ним относятся научные статьи, видео-лекции, лабораторные работы в виртуальных лабораториях. Например, изучение генетических задач требует поиска решений в специализированных пособиях.

3. Выполнение творческих заданий. Создание постеров, презентаций или видеороликов о биологических процессах может стать одной из форм самообразования, требующей осмысленного подхода к материалу [5, с. 512].

Организация самообразования в условиях продленного дня

В условиях продленного дня, когда школьники могут оставаться в образовательном учреждении после уроков, создаются благоприятные условия для организации процесса самообразования. Это время может быть использовано не только для выполнения домашних заданий, но и для углубленного изучения биологических дисциплин.

Основные принципы организации самообразования в рамках продленного дня

Для эффективной организации самообразования в условиях продленного дня необходимо соблюдать следующие принципы:

1. Гибкость и вариативность заданий. Учащимся следует предоставлять возможность выбирать задания разного уровня сложности в зависимости от их интересов и уровня подготовки.

2. Самостоятельность учащихся. Важно поощрять школьников к самостоятельному выбору тем для изучения, предоставляя им доступ к необходимым ресурсам.

3. Поддержка и консультации со стороны учителя. Педагог должен оказывать консультативную помощь в процессе работы, предлагая направления для дальнейшего изучения [6, с. 512].

Практические примеры организации самообразования по биологии

В качестве примера можно рассмотреть несколько форм работы в рамках продленного дня:

Работа в лабораториях. Учащиеся могут самостоятельно проводить опыты и исследования, что способствует осмыслению теоретического материала.

Работа с интернет-ресурсами. Учитель может рекомендовать старшеклассникам сайты с научно-популярными материалами, онлайн-курсы по биологии, которые помогут углубить знания по теме.

Обсуждение и анализ научных публикаций. Школьники могут самостоятельно изучать статьи по актуальным проблемам биологии и затем обсуждать их с учителем и одноклассниками [7, с. 240].

Самообразование в рамках биологического образования в старших классах играет важную роль в развитии интеллектуальных и профессиональных навыков учащихся. В условиях продленного дня организация этого процесса требует от учителя использования эффективных методик, стимулирующих самостоятельную работу и исследовательскую деятельность. Важно создать условия для развития познавательной активности школьников, предоставив им возможность планировать свой учебный процесс и развивать аналитическое мышление, необходимое для успешного освоения биологических дисциплин [8, с. 320].

Список источников

1. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - Москва: Логос, 2001. - 384 с.

2. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - Москва: Академия, 2010. - 368 с.

3. Панина Т.М., Вавилова, Л. С. Педагогические технологии в учебном процессе: Учебное пособие. - Москва: Академия, 2005. - 192 с.

4. Бим-Бад Б. . Педагогический энциклопедический словарь. - осква: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.

5. Сластенин В.А., Исаев.И.Ф., Шиянов.Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Москва: Академия, 2002. - 512 с.

6. Кравцов Г. Г. Методика преподавания биологии: Учебник для вузов. - Москва: Просвещение, 2006. - 512 с.

7. Ткаченко Т.И. Организация учебной деятельности в старших классах: методические рекомендации. - Москва: ВЛАДОС, 2008. - 240 с.

8. Гузеев В.В. Теория и практика программированного обучения. - Москва: Наука, 2005. - 320 с.

Салыбекова Нурдана Нуртаевна, PhD, и.о. доцента, Международный казахско-турецкий университет им. Ходжи Ахмеда Ясави (Казахстан, г.Туркестан).

Salybekova Nurdana Nurtayevna, PhD, Acting associate professor, International Hoca Ahmet Yesevi Turkish-Kazakh University (Kazakhstan, Turkestan).

ORCID: 0000-0002-3750-1023

: nurdana.salybekova@ayu.edu.kz

Жамалбек Мейирбек Сейдуллаевич, магистрант 2курса, Международный казахско-турецкий университет им. Ходжи Ахмеда Ясави (Казахстан, г.Туркестан).

Zhamalbek Meyirbek Seidullaevich, 2nd year master's student, International Hoca Ahmet Yesevi Turkish-Kazakh University (Kazakhstan, Turkestan)

: meiirbek.zhamalbek@ayu.edu.kz Дата поступления: 02.10.2024

© Салыбекова Н.Н., Жамалбек М.С., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.