Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
критическое мышление / учебно-исследовательская задача / проблемная ситуация / метод проектов / учебно-исследовательская деятельность. / critical thinking / educational and research task / problem situation / project method / educational and research activity.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жанбурбаева Адия Мураткановна

В данной статье описана методика организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в условиях инновационного образования. Автором предложены педагогические условия, способствующие достижению самоорганизации, саморегуляции, самообразования, саморазвития и самопроектирования учащимися.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL AND RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF INNOVATIVE EDUCATION

This article describes the methodology of organizing the educational and research activities of students in the conditions of innovative education. The author offers pedagogical conditions that contribute to the achievement of self-organization, self-regulation, self-education, self-development and self-design by students

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 37

Жанбурбаева Адия Мураткановна Ganbareh Adiya Maratkanova

магистр образования по специальности «математика», аспирант кафедры общей и социальной педагогики, Master of Education in Mathematics, postgraduate student of the Department of General and Social Pedagogy, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»

Altai State Pedagogical University»

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

METHODS OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL AND RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS IN THE CONDITIONS

OF INNOVATIVE EDUCATION

Аннотация: В данной статье описана методика организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в условиях инновационного образования. Автором предложены педагогические условия, способствующие достижению самоорганизации, саморегуляции, самообразования, саморазвития и самопроектирования учащимися.

Abstract: This article describes the methodology of organizing the educational and research activities of students in the conditions of innovative education. The author offers pedagogical conditions that contribute to the achievement of self-organization, self-regulation, self-education, self-development and self-design by students.

Ключевые слова: критическое мышление, учебно-исследовательская задача, проблемная ситуация, метод проектов, учебно-исследовательская деятельность.

Keywords: critical thinking, educational and research task, problem situation, project method, educational and research activity.

Изменения, происходящие в системе образования страны, существенно расширяют выбор методов и способов обучения. Причем учитель должен осуществить рациональный выбор эффективных методов обучения, которые будут способствовать всестороннему развитию учащихся. Считаем, что деятельность учителя, направленная на становление учебно-исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения, является одним из важнейших направлений в работе.

В ходе нашего исследования были определены отличительные особенности процесса становления учебно-исследовательской деятельности в современном образовании. Первой особенностью учебно-исследовательской деятельности является направленность ученика на овладение содержанием школьного курса изучаемого предмета, овладение приемами и методами научного познания (метод аналогии, наблюдение, моделирование и пр.). Вторая особенность учебно-исследовательской деятельности состоит в том, что она направлена на усвоение общих способов учебных и исследовательских действий. Третья особенность заключается в систематичности и цикличности процесса становления учебно-исследовательской деятельности, а также в его целостности.

«Научные исследования и инновации»

Последняя и основная особенность обусловлена тем, что результатом учебно-исследовательской деятельности является изменение самого ученика, его развитие, поскольку все конкретные цели учащегося имеют общее направление на конечную цель — становление учебно-исследовательской деятельности [3].

В ходе формирующего этапа эксперимента процесс обучения был построен согласно методике организации учебно-исследовательской деятельности. В качестве педагогических условий становления учебно-исследовательской деятельности, учащихся нами были определены следующие методы обучения: решение учебно-исследовательской деятельности, создание проблемных ситуаций и метод проектов. Экспериментальной базой исследования стали несколько школ района Алтай Республики Казахстан. С целью комплексного воздействия на учащихся, а также более эффективной организации процесса обучения в исследовании были задействованы учителя разных дисциплин: гуманитарного, естественно-математического и лингвистического циклов (учителя физики, химии, биологии, математики, русского и английского языков, истории, литературы и др.). Также в ходе исследования во всех школах, которые приняли участие в эксперименте, был введен элективные (вариативные) курсы «Решение учебно-исследовательских задач», «Проектная деятельность по предмету», а также организованы интеллектуальные исследовательские игры среди учащихся, которые способствовали не только повышению мотивации учащихся к изучению предметов, но и становлению у них учебно-исследовательской деятельности [4].

Одним из методов обучения, предлагаемых нами в ходе опытно-эксприментального исследования, является метод проетков. Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

В своем исследовании мы предалагем использовать метод проектов и в рамках урока. Это могут быть мини-проекты, которые учащиеся готовят в процессе работы над проблемной ситуацией или в ходе решения учебно-исследовательской задачи. В конце урока обязательно предусмотрена защита мини-проектов, которые могут быть как индивидуальными, так и групповыми, или коллективными (класс работает над единым проектом).

Метод проектов позволяет наименее ресурсозатратным способом создать условия деятельности, максимально приближенные к реальным, для

формирования компетентностей учащихся. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников компетентности разрешения проблем (поскольку обязательным условием реализации метода проектов в школе является решение учащимся собственных проблем средствами проекта), а также освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности.

Еще одним условием становления учебно-исследовательской деятельности учащихся является решение учебно-исследовательских задач и создание проблемных ситуаций на уроке. В основе исследовательской компетенции лежат исследовательские способности, которые проявляются у учащихся в умениях видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, анализировать, наблюдать, проводить опыты, делать умозаключения, объяснять, доказывать и защищать свои идеи. В процессе учебно-исследовательской деятельности учащиеся открывают для себя новые образовательные продукты, посредством этих открытий происходит развитие их творческих способностей, что в свою очередь повышает успешность учащегося в образовательной деятельности, так как творческая личность является более конкурентоспособной. С целью активизации мыслительной деятельности, а также развития навыков анализа, синтеза, сравнения и классификации учителям экспериментальных школ было предложено в процессе обучения использовать следующие типы заданий:

задания, основанные на несоответствии (недостатке или противоречивости) знаний учащихся тем, которые необходимы для разрешения поставленной перед ними учебной проблемы;

задания, в которых заведомо допущена ошибка;

задания, требующие не механического выполнения учебных действий, а стимулирующие к рассуждениям в результате сравнения имеющихся знаний и умений с новыми практическими условиями их использования.

При этом обязательным условием является наличие обратной связи, то есть важно приучить ученика к саморефлексии собственной деятельности, оценке личностной значимости при этом. Поэтому после выполнения заданий учитель обязательно не только комментирует правильность выполнения, но и акцентирует внимание учащегося на тех навыках, которые он приобрел в ходе решения учебно-исследовательской задачи. Это можно сделать при помощи специальных вопросов, направленных на формирование саморазвитие и самообразование учащихся.

Результаты формирующего этапа опытно-экспериментальной работы показывают положительные результаты использования предложенных педагогический условий становления учебно-исследовательской деятельности, учащихся в процессе обучения. Заметно улучшились ответы учащихся, наблюдается активное самостоятельное мышление у учащихся, они не просто запоминают и воспроизводят знания, а умеют применять их на практике. Таким образом, использование методики организации учебно-исследовательской деятельности учащихся, определенной нами в ходе исследования,

«Научные исследования и инновации»

способствовало не только изменению мотивов учения, но и достижению учащимися самообразования и саморазвития.

Библиографический список:

1. Алексеев А.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Исследовательская работа школьников. 2002. №1. С.24-34.

2. Байбородова Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. 2014. № 2. С. 94-117.

3. Жанбурбаева А. М. Структура учебно-исследовательской деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 4. С. 234-236.

4. Жанбурбаева А.М. Педагогический смысл термина «становление деятельности» // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 4. (URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=29960 (дата обращения: 21.07.2020))

5. Каримуллина О. В. Развитие проектно-исследовательской деятельности учащихся // Управление качеством образования. 2013. № 6. С. 59-65.

6. Хуторской А.В. Метод проектов и другие зарубежные системы обучения // Школьные технологии. 2013. № 3. С. 95 - 100

© А.М. Жанбурбаева, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.