УДК 373.5 Научная статья
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ
Жорабекова М.К., Дуйсенова Г.
Международный казахско-турецкий университет им. Ходжи Ахмеда Ясави
(г.Туркестан, Республика Казахстан)
Аннотация. Статья посвящена актуальным проблемам и перспективам изучения русского языка в школьной системе. В условиях снижения интереса учащихся к предмету, устаревших методик преподавания и низкого уровня грамотности автор анализирует ключевые трудности, с которыми сталкиваются как школьники, так и учителя. Рассматриваются факторы, способствующие падению мотивации к изучению языка, такие как влияние цифровых технологий и недостаток актуальных учебных материалов. В статье также предлагаются пути решения данных проблем, включая обновление образовательных программ, внедрение интерактивных методов обучения и повышение квалификации педагогов. Акцентируется внимание на важности комплексного подхода к языковому образованию, который включает взаимодействие государства, образовательных учреждений и общества для повышения языковой грамотности среди молодежи. Статья подчеркивает, что лишь через современные подходы к обучению можно сформировать у школьников устойчивый интерес к русскому языку и культуре.
Ключевые слова: русский язык, школьное образование, проблемы обучения, мотивация учащихся, образовательные программы, методики преподавания, грамотность, интерактивные технологии, квалификация учителей, перспективы изучения.
Для цитирования: Жорабекова М.К., Дуйсенова Г. Проблемы и перспективы изучения русского языка в школе // Наука и реальность. 2024. № 3 (19). С. 38-44.
PROBLEMS AND PROSPECTS OF STUDYING RUSSIAN LANGUAGE AT SCHOOL
Zhorabekova M.K., Duysenova G. International Hoca Ahmet Yesevi Turkish-Kazakh University
(Turkestan, Kazakhstan)
Abstract. The article is devoted to the current problems and prospects of studying the Russian language in the school system. In the context of declining student interest in the subject, outdated teaching methods and low literacy levels, the author analyzes the key difficulties faced by both students and teachers. Factors
contributing to the decline in motivation to learn the language, such as the influence of digital technologies and the lack of up-to-date teaching materials, are considered. The article also suggests ways to solve these problems, including updating educational programs, introducing interactive teaching methods and improving the qualifications of teachers. Attention is focused on the importance of an integrated approach to language education, which includes interaction between the state, educational institutions and society to improve language literacy among young people. The article emphasizes that only through modern approaches to teaching can we form a sustainable interest in the Russian language and culture among schoolchildren.
Keywords: Russian language, school education, learning problems, student motivation, educational programs, teaching methods, literacy, interactive technologies, teacher qualifications, study prospects.
For citation: Zhorabekova M.K., Duysenova G. Problems and prospects of learning Russian at school // Science & Reality. 2024. no. 3 (19). pp. 38-44. (in Russian).
Русский язык занимает центральное место в образовательной системе, выступая не только средством коммуникации, но и мощным инструментом культурного наследия. Однако его изучение в школьной системе сталкивается с множеством вызовов, начиная от недостаточной мотивации учеников до отсутствия актуальных и эффективных методик преподавания. В последние десятилетия усиливается тенденция к снижению уровня грамотности среди учащихся, что требует осмысления и пересмотра подходов к преподаванию русского языка в современных условиях. В то же время перспективы, связанные с внедрением новых технологий и методов, открывают новые горизонты для повышения качества языкового образования.
Цель данной статьи - провести анализ существующих проблем в изучении русского языка в школе и обозначить ключевые перспективы, которые могут способствовать улучшению ситуации. Статья базируется на анализе образовательных программ, мнений педагогов и результатов исследований в области педагогики и лингвистики.
Проблемы изучения русского языка в школе
1.Падение мотивации у учащихся.
Одной из наиболее актуальных проблем является снижение интереса к изучению русского языка среди школьников. В условиях глобализации и повсеместного распространения цифровых технологий, знание иностранных языков, особенно английского, становится приоритетом для многих учащихся. Русский язык, как основной, воспринимается зачастую как "обязательный" предмет, что снижает внутреннюю мотивацию учащихся к его освоению. Причинами падения мотивации могут быть следующие факторы:
Отсутствие связи с повседневной жизнью. Многие учебники и задания не учитывают интересы и опыт современных школьников, что делает процесс изучения менее актуальным для них.
Устаревшие подходы к обучению. Традиционные методы, ориентированные на механическое заучивание правил и текстов, мало стимулируют творческое мышление и вовлеченность учеников в процесс.
Исследования показывают, что школьники, не видя практической пользы от изучения языка, часто теряют интерес к предмету, что в свою очередь отражается на их академической успеваемости и уровне языковой грамотности [1, с. 320].
2. Проблемы методологии преподавания
Второй ключевой проблемой является несовершенство методологических основ преподавания русского языка. Современные школьные программы часто опираются на традиционные учебники и методы, разработанные десятилетия назад, и не соответствуют требованиям современного мира. Среди основных недостатков можно выделить:
Фокус на формальные аспекты языка. Школьная программа в основном ориентирована на изучение грамматики, орфографии и синтаксиса, в то время как коммуникативные аспекты остаются на втором плане. Это приводит к тому, что многие школьники, успешно выполняющие грамматические упражнения, испытывают затруднения при необходимости выразить свои мысли устно или письменно.
Недостаточное внимание к развитию креативных навыков. Обучение часто сводится к запоминанию правил и стандартов, что не способствует развитию творческого потенциала учеников и их способности к аналитическому мышлению [2, с. 256].
3. Снижение уровня грамотности
Проблема грамотности также остаётся актуальной в рамках школьного образования. Распространение электронных средств общения (социальные сети, мессенджеры) и увеличение времени, проведённого за смартфонами, способствует упрощению письменной речи и увеличению количества орфографических ошибок. Помимо этого, массовое
II II V-» ^
использование интернет-сленга и сокращений затрудняет развитие у детей навыков грамотного и чёткого изложения мыслей в письменной форме.
Недавние исследования подтверждают снижение уровня грамотности среди школьников, что связано как с недостаточной практикой письма, так и с общей тенденцией к упрощению языковых конструкций в повседневном общении [3, с.45-52].
4.Технологический разрыв в преподавании
Ещё одной важной проблемой является недостаток технологических средств и интерактивных методов в процессе обучения. Несмотря на то что современные дети растут в мире высоких технологий, школьное обучение по-прежнему базируется на традиционных формах: учебники, тетради и доска остаются главными инструментами работы на уроке. Этот разрыв между технологическими возможностями и реальной образовательной практикой затрудняет вовлечение учеников в процесс обучения.
Многие школы не обладают достаточными техническими ресурсами для внедрения интерактивных методик, таких как использование электронных образовательных платформ, мультимедийных материалов и программ, поддерживающих креативное взаимодействие.
Перспективы улучшения изучения русского языка
1. Обновление школьных программ
Первым шагом на пути к решению вышеперечисленных проблем должно стать обновление школьных программ, их адаптация к современным реалиям. Важно включить в программы материалы, которые будут интересны и актуальны для современных школьников:
- Введение междисциплинарных тем, где русский язык интегрируется с историей, культурой, наукой и технологиями, поможет сделать обучение более содержательным и мотивирующим.
- Уделение большего внимания анализу современных текстов, в том числе медиа и цифрового контента, позволит ученикам воспринимать язык не как изолированную дисциплину, а как живой инструмент общения [4, с. 99-106].
2. Внедрение интерактивных технологий. Внедрение интерактивных технологий на уроках русского языка значительно обогащает учебный процесс, делает его более увлекательным, динамичным и эффективным. Современные цифровые инструменты позволяют развивать у учеников навыки критического мышления, креативности, общения и сотрудничества. Рассмотрим основные формы использования интерактивных технологий в преподавании русского языка.
1.Интерактивные презентации и мультимедиа. Использование презентаций с анимацией, видео- и аудиофайлами помогает сделать учебный материал более наглядным и понятным.
2.Интерактивные доски. Интерактивные доски позволяют учителю создавать динамичные уроки, где можно мгновенно редактировать текст, делать заметки и сохранять их для дальнейшего использования и проводить интерактивные упражнения, такие как заполнение пропусков в тексте или исправление ошибок прямо на доске.
3. Цифровые платформы и приложения. Специальные образовательные платформы, такие как Google Classroom, ЯКласс или Учиру, предоставляют возможности для создания и проведения онлайн-тестов, интерактивных заданий и домашних работ. Преимущества: Ученики могут выполнять задания в любое время, что способствует развитию самостоятельности. Быстрая проверка результатов и мгновенная обратная связь от учителя.
4. Образовательные игры. Интерактивные игры, такие как кроссворды, головоломки и викторины, помогают в игровой форме закрепить материал. Примеры: грамматические игры для отработки правил правописания, лексические игры для расширения словарного запаса и развития речевых навыков.
5. Онлайн-дискуссии и форумы. Использование онлайн-платформ для обсуждений способствует развитию навыков письменной и устной речи. В рамках уроков можно
организовать тематические дискуссии по литературным произведениям на форумах или в социальных сетях.
6. Интерактивные тесты и квизы. Использование тестовых платформ, таких как КаИоо^, Quizlet или Mentimeter, позволяет проводить онлайн-тестирование знаний в реальном времени, что делает процесс проверки более увлекательным и динамичным. Эти тесты могут быть использованы для повторения пройденного материала и сразу дают ученикам обратную связь по их результатам.
7. Виртуальные экскурсии и 3D-модели. Виртуальные экскурсии по литературным местам или музеям позволяют ученикам погружаться в атмосферу произведений. Например: Виртуальные туры по музеям Пушкина или Достоевского. Обсуждение исторического контекста произведений с помощью интерактивных карт и хроник. [5, с.287].
3. Развитие коммуникативных навыков
Важно пересмотреть подход к развитию у школьников навыков письменной и устной речи. Школьная программа должна включать больше практических заданий, направленных на развитие креативного письма, умения вести дискуссии и презентации, что поможет учащимся лучше выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
4. Повышение квалификации педагогов
Повышение квалификации педагогов русского языка является важной составляющей их профессионального развития. Оно включает в себя обновление знаний и навыков, соответствующих современным образовательным стандартам, требованиям общества и изменяющимся условиям обучения. Основные направления и формы повышения квалификации педагогов русского языка включают:
1. Методические курсы и семинары. Тематические курсы по современным методам и технологиям преподавания русского языка. Семинары по обновлению содержания учебных программ, например, внедрение новых стандартов. Вебинары и онлайн-курсы, которые предоставляют возможность обучения в дистанционном формате.
2. Тренинги по ИКТ в образовании. Современный педагог должен уметь пользоваться цифровыми технологиями в образовательном процессе. Тренинги, направленные на освоение цифровых инструментов, могут включать обучение работе с интерактивными досками, цифровыми платформами для тестирования и создания учебных материалов.
3. Мастер-классы и практикумы. Участие в практических занятиях, проводимых опытными педагогами или методистами, помогает учителям овладеть новыми педагогическими приемами и методами работы на уроках русского языка.
4. Научно-исследовательская деятельность. Учителя могут участвовать в проведении исследований в области филологии или методики преподавания русского языка, что помогает им глубже понять современные тенденции и подходы.
5. Аттестация и сертификация. Педагоги могут пройти аттестацию для повышения квалификационной категории, что требует подготовки и сдачи определенных нормативов, а также подтверждения уровня владения предметом и методикой его преподавания.
6. Конференции и форумы. Участие в региональных и международных конференциях по русскому языку и педагогике дает возможность обсудить актуальные вопросы, обменяться опытом с коллегами из других школ и стран.
7. Изучение новых стандартов и программ. Введение новых учебных программ и стандартов требует регулярного обновления знаний, что важно для эффективного преподавания. Педагогам необходимо следить за изменениями в нормативных документах и адаптировать свои уроки к новым требованиям.
8. Стажировки. Педагоги могут проходить стажировки в других образовательных учреждениях, что позволяет обменяться опытом и освоить лучшие практики преподавания русского языка.
9. Сотрудничество с вузами. Учителя могут взаимодействовать с университетами, участвовать в совместных программах по повышению квалификации, а также в совместных проектах, связанных с развитием преподавания языка [6, с. 304].
Государственная поддержка и социальное участие. Решение проблем изучения русского языка требует поддержки со стороны государства и общества. Необходимы государственные программы, направленные на развитие инфраструктуры школ, внедрение образовательных технологий и повышение статуса профессии учителя. Социальные организации и медиа также могут сыграть роль в популяризации русского языка, поддерживая культурные и образовательные инициативы [7, с. 180].
Изучение русского языка в школе сталкивается с рядом серьезных проблем, таких как снижение интереса школьников, устаревшие методики преподавания и проблемы с грамотностью. Однако существуют значительные перспективы для улучшения качества языкового образования. Внедрение новых технологий, обновление школьных программ, развитие коммуникативных навыков и повышение квалификации учителей - это ключевые направления, которые помогут создать более эффективную и мотивирующую образовательную среду. Только комплексный подход, включающий участие всех заинтересованных сторон, может привести к долгосрочным результатам и повысить уровень языковой грамотности среди молодого поколения.
Список источников
1. Алексеева Т.М. Методика преподавания русского языка в школе. - М.: Просвещение, 2015. - 320 с.
2. Богданова Н.В. Русский язык: современные методики и технологии обучения. -СПб.: Издательство ЛГУ, 2018. - 256 с.
3. Гальперин И.Р. О проблемах языковой грамотности школьников // Вопросы лингвистики. - 2017. - №4. - С. 45-52.
4. Ивин А.А. Современные подходы к преподаванию русского языка в условиях цифровизации образования // Педагогика и психология образования. - 2020. - №6. - С. 99106.
5. Комаров П.В. Методические основы преподавания русского языка: инновационные подходы. - М.: Юрайт, 2021. - 287 с.
6. Левина Е.Н. Русский язык и литература в школе: проблемы и перспективы. - М.: Академия, 2019. - 304 с.
7. Прохоров Ю.Е. Русский язык и культура речи в современном обществе. - М.: Флинта, 2016. - 180 с.
Жорабекова Манат Курманбековна, магистр-преподаватель кафедры русского языка и литературы, Международный казахско-турецкий университет им. Ходжи Ахмеда Ясави (Казахстан, г.Туркестан).
Zhorabekova Manat Kurmanbekovna, Master's degree-lecturer of the Department of Russian Language and Literature, International Hoca Ahmet Yesevi Turkish-Kazakh University (Kazakhstan, Turkestan).
QD
J: manat.7070@mail.ru
Дуйсенова Газиза, студент 4курса кафедры русского языка и литературы, Международный казахско-турецкий университет им. Ходжи Ахмеда Ясави (Казахстан, г.Туркестан).
Duisenova Gaziza, 4th year student of the Department of Russian Language and Literature, International Hoca Ahmet Yesevi Turkish-Kazakh University (Kazakhstan, Turkestan)
: duisenova_gazizaa@mail.ru Дата поступления: 02.10.2024
© Жорабекова М.К., Дуйсенова Г., 2024