Научная статья на тему 'Методика решения планиметрических задач единого государственного экзамена по математике'

Методика решения планиметрических задач единого государственного экзамена по математике Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
1032
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / МАТЕМАТИКА / ПЛАНИМЕТРИЯ / ЗАДАЧА

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Кузьмина Е.В.

Актуальность заявленной в статье проблемы обусловлена тем, что при решении планиметрических задач единого государственного экзамена по математике возникают у учащихся трудности, так как необходимо знать большое количество определений, теорем, лемм планиметрии и уметь применять данные знания при решении задач. Цель статьи заключается в изложении методических рекомендаций по решению планиметрических задач единого государственного экзамена по математике. Ведущим методом в исследовании данной проблемы является анализ планиметрических задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика решения планиметрических задач единого государственного экзамена по математике»

МЕТОДИКА РЕШЕНИЯ ПЛАНИМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО МАТЕМАТИКЕ

© Кузьмина Е.В.*

Елабужский институт Казанского федерального университета, г. Елабуга

Актуальность заявленной в статье проблемы обусловлена тем, что при решении планиметрических задач единого государственного экзамена по математике возникают у учащихся трудности, так как необходимо знать большое количество определений, теорем, лемм планиметрии и уметь применять данные знания при решении задач. Цель статьи заключается в изложении методических рекомендаций по решению планиметрических задач единого государственного экзамена по математике. Ведущим методом в исследовании данной проблемы является анализ планиметрических задач.

Ключевые слова: единый государственный экзамен, математика, планиметрия, задача.

Для успешного решения планиметрических задач единого государственного экзамена учащиеся должны знать основные определения и теоремы для правильного применения их при решении геометрических задач на плоскости.

Планиметрические задачи единого государственного экзамена по математике с 2010 по 2013 имели характерную особенность. Эти задачи содержали в условии некоторую вариативность, которая позволяет рассматривать условие неоднозначно. В результате построили несколько конфигураций, удовлетворяющих условию задачи. Подобные задачи называют многовариантными, и перебор вариантов является частью решения задач такого типа [2, с. 59].

На ЕГЭ по математике в 2013 году к задачам с многовариантным содержанием добавился ряд планиметрических задач, содержащих в себе две подзадачи (пункт а - задача на доказательство, а пункт б - задача на вычисление). При решении задач такого содержания в пункте а необходимо проанализировать имеющуюся в условии задачи геометрическую конфигурацию и доказать, что она обладает определенным свойством. В пункте б учащимся следует решить задачу на нахождение величин (линейных, угловых, отношений отрезков, площадей фигур).

Пункт а направлен на то, чтобы учащиеся хорошо оперировали математическими определениями, уметь пользоваться теоремами и следствиями из них, а также помнить основные свойства геометрических фигур и их признаки. Решение первой части задачи приводит к доказательству одного из свойств, которые приведены в условии геометрической конфигурации:

* Студент 5 курса Физико-математического факультета. Научный руководитель: Ганеева А.Р., доцент кафедры Математического анализа, алгебры и геометрии.

1) подобие треугольников, которые даны в задаче;

2) равенство углов, отрезков, площадей или их отношение;

3) расположение данных прямых (параллельность или перпендикулярность);

4) принадлежность фигуры к одному из предложенных типов:

- треугольник является равносторонним, равнобедренным, прямоугольным и т.д.;

- четырехугольник является описанным или вписанным;

- четырехугольник имеет признаки параллелограмма, квадрата, трапеции и т.д.;

- точка равноудалена от вершин или сторон многоугольника (центр вписанной или описанной окружностей);

- прямая содержит указанный отрезок (или точку)

Для решения второго пункта задачи, на нахождение требуемых величин в заданной геометрической фигурации, следует опираться на основные формулы для вычисления определенных элементов:

а) для линейных - это теоремы: Пифагора, косинусов, синусов, о секущих и касательных, о хордах; формулы для нахождения длины медианы, высоты и т.д.;

б) для угловых - это теоремы: косинусов, синусов, об измерении углов, связанных с окружностью (центральных, вписанных, не вписанных, между хордой и касательной) и т.д.;

в) для площадей - это теоремы: об отношении площадей подобных фигур; об отношении площадей фигур, которые имеют равные элементы; формулы для нахождения площадей треугольника и многоугольников, круга и сегментов и т.д.

г) отношений отрезков или площадей фигур - это теоремы: Фалеса, о пропорциональных отрезках, о метрических соотношениях в треугольнике и круге, об отношении соответствующих элементов подобных фигур и т.д. [4].

Рассмотрим критерии оценивания планиметрических задач ЕГЭ по математике, которые состоят из двух подзадач, т.е. частей а) и б):

- 3 балла ученик получит, если имеется доказательство утверждения в пункте а), и обоснованно найден верный ответ в пункте б).

- 2 балла, если обоснованно найден верный ответ в пункте б). При этом, возможно, использовалось утверждение из пункта а), хотя пункт а) не выполнен.

- 1 балл, если имеется доказательство утверждения в пункте а).

- 0 баллов, если решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше.

Рассмотрим решения трёх планиметрических задач из книги И.В. Ящен-ко ЕГЭ. Математика Профильный уровень. 2016 г. [3].

Задача 1. На отрезке BD взята точка C. Биссектриса BL равнобедренного треугольника ABC с основанием BC является боковой стороной равнобедренного треугольника BLD с основанием BD.

а) Докажите, что треугольник DCL равнобедренный.

б) Известно, что cos ZABC -1. В каком соотношении прямая DL делит сторону AB?

Решение.

а) Обозначим ZABL = ZCBL = а. Тогда ZACB = ZABC = 2 а, ZBDL = = ZDBL = а, а так же ZABC - внешний угол треугольника DCL, то ZDCL = = ZACB - ZCDL = 2а- а

Значит, ZDCL = ZCDL. Следовательно, треугольник DCL равнобедренный.

б) Пусть DL пересекает AB в точке K. По первому признаку подобия треугольников AAKL подобен AALB, т.к. ZALK = ZLBK = а, ZA - общий.

AK AL KL

Из подобия треугольников следует —— -~rz: = ТГТ •

AL AB BL

Пусть BH = HC = x, тогда из прямоугольного AAHB следует

cos ZABC -

BH

AB

AB -

BH

cos 2а

x a

-1 - 3x 3

BC - 2x, AB - 3x

По свойству биссектрисы для AABC запишем равенство

BC AB

CL AL

к ч\ 1 \ 1 \ 1 \ 1 \ 1 \ 1 \

1 \

! 1

1 / !/ л \ 1 \

[а/ 1 \ 1 \ 1 \

1 \ 1 \ а Г \D

В

н с

Рис. 1

9

— х 5 .

3х '

Ответ: —.

16

АК

— х 5

^ о 27 48

ВК = 3х--х = — х;

25 25

9

2х 3х - АЬ 3х АЬ 2х • АЬ = 3х • (3х - АЬ),

2х • АЬ = 9х2 - 3х • АЬ,

, 9

5хАЬ = 9х , АЬ = — х.

5

„ ^ 81 2 81х2 27

3хАК =— х ; АК =-= — х.

25 25 • 3х 25

АК _ 27 • 25 _ 27 _ 9 ~ВК ~ 25 • 48 = 48 = \6'

Задача 2. Отрезок, соединяющий середины Ми N оснований соответственно ВС и ЛБ трапеции ЛВСБ, разбивает ее на две трапеции, в каждую из которых можно вписать окружность.

а) Докажите, что трапеция ЛВСБ равнобедренная.

б) Известно, что радиус этих окружностей равен 2, а меньшее основание ВС исходной трапеции равно 6. Найдите радиус окружности, касающейся боковой стороны ЛВ, основания ЛN трапеции ЛBМN и вписанной в нее окружности.

Решение:

Рис. 2

а) ВМ + ЛN = ЛВ + Ш СМ + N0 = СБ + МN ВМ = СМ, ЛN = N0, Тогда АВ = СБ.

Трапеция АВСБ - равнобедренная.

б) Е01 = ЕМ = 2. Б8 = ВЕ = ВМ - ЕМ = 3 - 2 =1.

ВО =7 ВЕ2 + ЕО 2 =л/1 + 4 = л/5. Б01 - биссектриса АЛБМ, А01 - биссектриса АБЛЫ,

ААВМ + АВЛЫ = 180°, ААВО + АБЛ0г = 90°*АЛ0гБ = 90°. ДЛ01Б - прямоугольный.

BS 8О, 1 2 ^ „ /7

лго^ * —=—* =АО * АО =

АЛК02~АЛЕ01,

Пусть г - радиус окружности с центром О2. АО КО,

2 _ = _*_2_г = *+ _ = 2^5_2*

АО1 Ю1 2>/5 2

г 2(75 _1) 2(У5 _1)2 =2(5-2/5+1) = 6-2/5

45+1 (75+1)(л/5 _1) 4 2 .

Ответ: 3 _ 75.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задача 3. Дан прямоугольный треугольник ЛБСс прямым углом С. На катете ЛС взята точка М. Окружность с центром О и диаметром СМ касается гипотенузы в точке N.

а) Докажите, что прямые МЫ и Б0 параллельны.

б) Найдите площадь четырехугольника Б0МЫ, если СЫ = 4 и ЛМ: МС = = 1 : 3.

Решение:

а) А0ЫБ=А0СБ - прямоугольные (рис. 3), 0С=0Ы, ОВ - общая. Пусть АС0Б = АЫ0Б = а, тогда АМ0Ы = 180° - 2«. АМ0Ы - равнобедренный, поэтому А0ЫМ = А0МЫ = а,

л

Рис. 3

Прямые МЫ и ОВ пересечены секущей ОЫ и внутренние накрест лежащие углы равны АОЫМ = АЫОБ = а, следовательноМЫ| |ОВ.

б) АСММ - прямоугольный, т.к. гипотенуза МС является диаметром окружности.

ААММ~ААЫС (угол А общий, АМЫЛ = АОБЛ = АЫСА) ММ _ АМ _ АМ ~МС = ~АМ = ~АС 4 АМ2 = АМ2, АМ = 2 АМ,

ММ = 1 МС = 2. 2

МС =4мЙГ+МС = у1 4 +16 = ->/20 = 2>/5.

ос=ом=ом=75,

ААСБ~ААЫО (угол А общий, ААСБ = ААЫО = 90°).

АМ=ОМ=1; ^ = 1 => вс = 275.

АС ВС 2 ВС 2

ОВ = л/ ОС2 + ВС2 =у15 + 20 =725 = 5.

ММ + ОВ МС 2 + 5 ^мыво =-----— = ■ 2 = 7 (кв-ед-).

Ответ: 7.

Выше разобранные планиметрические задачи, включенные в единый государственный экзамен по математике, естественно не исчерпывают все возможные типы задач, которые могут быть предложены на экзамене.

Список литературы:

1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. Геометрия 7-9. - 15-е изд., доп. - М.: Просвещение, 2006.

2. Танеева А.Р. Планиметрические задачи единого государственного экзамена по математике / А.Р. Танеева // Физико-математическое образование: проблемы и перспективы. Материалы научно-методической конференции, посвященной 60-летнему юбилею физико-математического факультета. -Елабуга: Изд-во ЕИ КФУ, 2013.

3. ЕГЭ. Математика Профильный уровень: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / Под ред. И.В. Ященко. - М.: «Национальное образование», 2016. - 256 с. - (ЕГЭ. ФИПИ - школе).

4. Симакина Е.А. Методика решения задач повышенного уровня сложности по планиметрии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Йф://ш6э-urok.ru/ metodika-resheniya-zadach-povishennogo-urovnya-slozhnosti-po-plani-metrii-na-primere-s-ege-422853.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.