УДК 37.04
DOI: 10.24412^-37273-2024-1-101-109 Коноплева Анна Николаевна,
доцент Института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик
konopleva [email protected] Гоноков Амир Русланович,
студент Института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик
[email protected] Гоноков Руслан Хадисович,
преподаватель Института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик [email protected]
Методика развития выносливости у школьников 9-10 лет, занимающихся теннисом
Аннотация. В статье рассматриваются особенности физической подготовки у юных теннисистов, а именно особенности развития общей и специальной выносливости. Авторами представлены результаты педагогического эксперимента с группами теннисистов 9-10 лет по итогам реализации авторской программы, включающей систематическое использование: аэробной и анаэробной нагрузки; чередования скорости выполнения упражнений с нагрузкой малого объема с различной продолжительностью серий игровых упражнений, и нагрузкой среднего объема с продолжительностью серий игровых упражнений.
Ключевые слова: теннис, методика развития, общая выносливость, школьники 910 лет, специальная выносливость.
Актуальность. Теннис является одним из популярных видов спорта во всем мире. В последние годы к занятию теннисом привлекается большое количество детей и взрослых. Общеизвестно, что теннис - весьма сложный вид спорта. Он требует от спортсмена проявления не только незаурядных физических качеств, но также высокой концентрации внимания в течение длительного времени, быстроты реакции и оперативного мышления, игровой интуиции и твердой воли. Совершенно очевидно, что подготовка теннисиста, способного вести игру на достаточно высоком уровне мастерства, - процесс сложный и длительный, занимающий, как показывает опыт, не менее 8-10 лет [2].
Для теннисистов специальная физическая подготовка является одной из важнейших составляющих тренировочного процесса, потому как именно она позволяет спортсмену перемещаться по корту оперативно и сохранять возможность активно выполнять соревновательные действия до конца матча.
Проблема исследования заключается в необходимости научного обоснования содержания тренировочного процесса теннисистов 9-10 лет, направленного на развитие общей и специальной выносливости.
Выносливость - это способность теннисиста сохранять требуемую работоспособность на протяжении длительного времени, преодолевая как физическую, так и
психологическую усталость [4]. Способность сохранять физические кондиции по ходу матча, необходима теннисисту любого уровня, и играет важную роль в конечном результате.
Хорошо развитая выносливость является необходимым предпосылками для успешного обучения технике соревновательных действий в теннисе. Она влияет на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Выносливость ведет к большей плотности и вариативности процессов выполнения движений, к увеличению двигательного опыта [1].
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования комплекса средств и методов для развития общей и специальной выносливости теннисистов 9-10 лет на основе систематического использования: аэробной и анаэробной нагрузки; постоянного чередования скорости выполнения упражнений, с нагрузкой малого объема с различной продолжительностью серий игровых упражнений, и нагрузкой среднего объема с продолжительностью серий игровых упражнений.
Методы и организация исследования. Для решения поставленных задач (подготовки исследовательского материала) использовались следующие методы исследования: изучение и анализ научно-методической литературы; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; метод тестирования (контрольные упражнения); методы математической статистики.
Педагогические исследования были организованы на базе «Спортивная школа Олимпийского резерва» города Нальчика с двумя группами теннисистов. Общее количество участников исследования составило 20 человек. Количественный состав каждой группы (контрольной и экспериментальной) был представлен 10 теннисистами 9-10 лет. В состав каждой группы входили 5 мальчиков и 5 девочек. Все тренировочные занятия, а также соревнования проходили на базе детского стадиона города Нальчика. Учебно-тренировочные занятия, предусмотренные программой спортивной школы, проводились пять раз в неделю. Исследования проводилось с мая 2023 года по сентябрь 2024 года.
Результаты исследования и их обсуждение. Выносливость - это качество, необходимое теннисисту любого уровня. Она играет важную роль в конечном результате матча. В матче игроки выполняют большое количество пробежек за мячом. Держа мяч в игре длительное время, в какой-то момент у спортсмена накапливается усталость и теряется концентрация, снижается эффективность движений. Как следствие, появляются технические и тактические ошибки [3].
Одной из основных задач нашего исследования была задача - определение динамики показателей уровня развития выносливости у теннисистов 9-10 лет, представляющих контрольную и экспериментальную группы.
На протяжении эксперимента было предусмотрено два этапа тестирования -начальное (в мае 2023 года) и конечное (в сентябре 2024 года).
В результате нашего исследования были протестированы две группы теннисистов 9-10 лет. Показатели уровня развития общей выносливости отражены в таблице 1.
Таблица 1
Динамика показателей общей выносливости теннисистов 9-10 лет
№п/п Наименование контрольная эксперимен- Достоверность раз-
теста группа тальная группа личии при
начало конец начало конец р < 0,05
исслед. исслед. исслед. исслед.
М ± m (П=10) М ± m (П=10)
1 2 3 4 1/2 3/4
1. Бег 1000 м (сек) 370,7 363,4 372,2 355,7
± ± ± ± > >
2,97 2,35 2,15 3,34 1,9% 4,6%
(6:10) (6:03) (6:12) (5:55)
2. «Тест Купера» 1020,5 1064,9 1031,3 1117,5
(м) ± ± ± ± > <
3,71 4,37 3,67 3,54 4,1% 7,7%
Проведенный анализ полученных данных, характеризующих уровень развития общей выносливости юных теннисистов 9-10 лет, полученных при тестировании по методике Купера, показал, что в экспериментальной группе теннисистов данный показатель на начальном этапе составил 1031,3 м, в то время как показатель испытуемых контрольной группы 1020,5 м. Разница в первичных показателях составила 10,8 м. По окончании педагогического эксперимента были проведены повторные измерения по данной методике. Конечные результаты составили: в контрольной группе - 1064,9 м, в экспериментальной - 1117,5 м.
Бег 1000 м определил начальные показатели обеих групп как «низкий уровень развития общей выносливости». Показатели теннисистов контрольной группы в начале исследования составили - 370,7 сек, в конце исследования - 363,4 сек. В экспериментальной группе начальный показатель теннисистов 9-10 лет составил -372,2 сек, конечный - 355,7 сек.
От состояния регуляторных систем аппарата кровообращения в значительной степени зависит характер адаптации организма к физической нагрузке и уровень физической работоспособности юных спортсменов.
Анализ результатов педагогического исследования выявил, что показатели уровня развития общей выносливости улучшились в обеих группах. Однако, достоверность различий (между начальными и конечными данными исследования) при р<0,05 определены только у теннисистов экспериментальной группы в контрольном упражнении «тест Купера».
Рисунок 1 - Динамика показателей уровня развития общей выносливости теннисистов 9-10 лет
(контрольная группа)
На рисунке 1 графически изображена динамика развития общей выносливости у теннисистов контрольной группы. На рисунке 2 графически изображена динамика развития общей выносливости у теннисистов 9-10 лет, представляющих экспериментальную группу.
Результаты тестирования (общая выносливость)
тест Купера (м)
1117,5 1031,3
Бег 1000 метров (сек)
200 400
конец исследования
600 800 начало исследования
1000
1200
Рисунок 2 - Динамика показателей уровня развития общей выносливости теннисистов 9-10 лет
(экспериментальная группа)
На рисунке 3 изображен сравнительный анализ прироста среднегруппового результата показателей уровня развития общей выносливости у участников эксперимента.
0
Прирост в показателях (общая выносливость,%)
7,7
8 7 6 5 4 3 2 1 0
■ прирост в КГ ■ прирост в ЭГ
Рисунок 3 - Сравнительный анализ прироста показателей уровня развития общей выносливости
у участников эксперимента (%)
В результате обработки динамики показателей в контрольном упражнении «тест Купера» нами обнаружен прирост показателей в обеих группах - в контрольной -4,1%, а в экспериментальной - 7,7%.
Сравнивая конечный результат в контрольном упражнении «бег 1000 метров», выявлена существенная разница в приросте - в контрольной группе 1,9%, в экспериментальной - 4,6%. Показанные результаты конечного тестирования характеризовали уровень контрольной группы, как «средний», а у спортсменов экспериментальной группы как «хороший».
Следующим этапом нашего исследования было решение второй задачи - определение уровня развития специальной выносливости, а также отслеживание динамики за экспериментальный период. Результаты теннисистов контрольной и экспериментальной групп представлены в таблице 2.
Таблица 2
Динамика показателей специальной выносливости теннисистов 9-10 лет
№ п/п Контрольная Эксперимен- Достоверность раз-
Наименование группа тальная группа личии при
теста начало конец начало конец р < 0,05
иссл. иссл. иссл. иссл.
М ± m М ± m
(П= 10) (П= 10)
1 2 3 4 1/2 3/4
1. Сгибание и разгиба- 42,7 51,9 41,9 57,1
ние рук с набивным ± ± ± ± < <
мячом за 1 минуту 2,67 1,63 3,78 1,53 17,7% 26,6%
(к-во раз)
2. Челночный бег 4х9м 11,8 11,2 11,4 10,5
(сек) ± ± ± ± < <
0,47 0,54 0,39 0,47 5,0% 7,9%
3. Прыжки на скакалке 77,4 86,7 74,9 98,9
за 1 минуту ± ± ± ± < <
(к-во раз) 1,8 2,7 2,4 2,9 10,7% 24,3%
4. Перемещение 28,6 31,7 29,1 37,8
скрестным шагом с ± ± ± ± < <
касанием двух то- 0,61 0,54 0,47 0,67 9,8% 23%
чек, к-во раз за 1
мин (раз)
5. бег «веер» 22,5 21,1 23,6 20,8
4 м х 5 раз ± ± ± ± < <
(сек) 0,63 0,51 0,49 0,54 6,2% 11,9%
6. Имитация игры с 67,6 71,1 68,1 75,3
лета за 1 минуту ± ± ± ± > <
(к-во раз) 0,91 0,74 0,87 0,83 4,9% 9,6%
В таблице 2 приведены результаты тестирования в контрольных упражнениях, определяющих уровень развития специальной выносливости исследуемых юных спортсменов. При выполнении сгибания и разгибания рук с набивным мячом за одну минуту - в начале исследования у теннисистов контрольной группы результат составил - 42,7 раза; в конце исследования - 51,9 раза. У юных спортсменов экспериментальной группы в начале исследования результат составлял - 41,9 раза; а в конце исследования - 57,1 раза. В челночном беге 4х9м у теннисистов контрольной группы результат в начале исследования составлял - 11,8 сек; у теннисистов экспериментальной группы - 11,4 сек. В конце исследования этот показатель улучшился у спортсменов контрольной группы до - 11,2 сек; в экспериментальной группе до - 10,5 сек.
При выполнении прыжков на скакалке в течение одной минуты на начальном этапе исследования спортсмены контрольной группы показали результат 77,4 раза, в конце эксперимента - 86,7 раза. Немного ниже были показатели в начале исследования у спортсменов экспериментальной группы - 74,9 раза. Конечный показатель у юных спортсменов экспериментальной программы составил 98,9 раза.
Для теннисиста необходима скоростная выносливость, которая позволяет поддерживать высокую скорость на протяжении всей игры. В контрольном упражнении «перемещение скрестным шагом с касанием двух точек за одну минуту» первоначальные результаты юных теннисистов контрольной группы составляли - 28,6 раза, конечные результаты - 31,7 раза. В экспериментальной группе начальный показатель составлял - 29,1 раза, итоговый - 37,8 раза.
При выполнении контрольного упражнения «бег веером» испытуемые теннисисты контрольной группы показали следующие результаты - на начальном этапе исследования - 22,5 сек, на конечном этапе исследования - 21,1 сек. Спортсмены экспериментальной группы выполнили это упражнение в начале эксперимента хуже, их результат составил - 23,6 сек, в конце исследования - 20,8 сек. При выполнении имитации ударов с лета за одну минуту результативность спортсменов контрольной группы улучшилась за время исследования с 67,6 раза до 71,1 раза; у теннисистов экспериментальной группы этот показатель увеличился с 68,1 раза до 75,3 раза. Улучшение составило в контрольной группе - 3,5 раза, у спортсменов экспериментальной группы - 7,2 раза.
Соотношение в показателях прироста (%)
■ прирост в контрольной группе ■ прирост в экспериментальной группе
Рисунок 4 - Соотношение прироста в показателях специальной выносливости у участников
эксперимента
На рисунке 4 изображено соотношение в показателях прироста, характеризующих динамику результатов уровня развития специальной выносливости теннисистов 9-10 лет.
Прирост в показателях юных теннисистов контрольной группы составил: при выполнении сгибания и разгибания рук с набивным мячом за одну минуту - 17,7%, при выполнении челночного бега 4х9 м - 5,0%, при выполнении прыжков на скакалке за одну минуту - 10,7%, при выполнении перемещений скрестным шагом с касанием двух точек за одну минуту - 9,8%, при выполнении бега веером - 6,2%, при выполнении имитации ударов с лета - 4,9%.
Прирост в показателях уровня развития специальной выносливости у юных теннисистов экспериментальной группы составил: при выполнении сгибания и разгибания рук с набивным мячом за одну минуту - 26,6%, при выполнении челночного бега 4х9 м - 7,9%, при выполнении прыжков на скакалке за одну минуту - 24,3%, при выполнении перемещений скрестным шагом с касанием двух точек за одну минуту -23,0%, при выполнении бега веером - 11,9%, при выполнении имитации ударов с лета - 9,6%.
Сравнивая показатели таблицы 2 мы видим, что в экспериментальной группе достоверность различий (при р<0,05) наблюдается во всех результатах, показанных во всех контрольных упражнениях, в то время как у участников контрольной группы в пяти из шести. Прирост показателей уровня развития специальной выносливости в контрольных группах незначителен, это мы относим к естественным факторам: к воздействию традиционно используемых методик на учебно-тренировочных занятиях юных спортсменов. В экспериментальных группах прирост результатов за период нашего исследования достоверно больше, чем у теннисистов, представляющих контрольную группу, по всем показателям. Методика, предложенная нами, доказала свое преимущество перед традиционно применяемыми упражнениями.
Заключение. Выносливость - важнейшее физическое качество, проявляющееся в профессиональной, спортивной деятельности и в повседневной жизни людей. Она отражает общий уровень работоспособности человека. Являясь многофункциональным свойством человеческого организма, выносливость интегрирует в себе большое
число процессов, происходящих на различных уровнях: от клеточного и до целостного организма.
Как показывают результаты современных научных исследований, в большинстве случаев ведущая роль в проявлениях выносливости принадлежит факторам энергетического обмена и вегетативным системам его обеспечения - сердечно-сосудистой и дыхательной, а также центральной нервной системе. Выносливость - это способность человека к длительному выполнению какой-либо работы без заметного снижения работоспособности. Уровень выносливости определяется временем, в течение которого человек может выполнять заданное физическое упражнение. Чем продолжительнее время работы, тем больше выносливость.
Для решения проблемы повышения эффективности подготовки юных спортсменов необходимо всестороннее осмысление многих методических подходов с учетом произошедших в последнее время изменений в системе тренировки и соревнований.
На основе анализа данных исследования и научно-методической литературы сделаны следующие выводы:
1. Продолжительность и характер соревновательной и тренировочной деятельности теннисиста предполагает значительное проявление выносливости. Причём, как отмечают многие специалисты, необходима как специальная скоростно-силовая выносливость, позволяющая многократно выполнять двигательные действия скоростно-силового характера, так и общая, позволяющая не снижать эффективность двигательной деятельности в условиях общего утомления, а также осваивать значительные объёмы тренировочных нагрузок.
2. При подготовке юных теннисистов можно рекомендовать использовать в тренировочном процессе нагрузки малого объема с различной продолжительностью серий игровых упражнений, нагрузки среднего объема с продолжительностью серий игровых упражнений, равной 4 и 6 минут, направленные на развитие специальной выносливости. Тренировочные нагрузки большого объема с различной продолжительностью серий упражнений, а также нагрузки среднего объема с длительностью серий упражнений, равной 8 мин, способны вызывать значительные сдвиги в функциональном состоянии и приводят к большому утомлению, что необходимо учитывать при планировании тренировочного процесса.
3. Сравнительный анализ динамики показателей уровня развития выносливости теннисистов контрольной и экспериментальной группы выявил достоверный прирост между начальными и конечными результатами во всех контрольных упражнениях лишь у спортсменов экспериментальной группы.
4. Применение комплексной программы (направленной на развитие выносливости теннисистов 9-10 лет), способствовало достоверному росту показателей уровня развития данного физического качества спортсменов экспериментальной группы.
5. Повышение аэробных гликолитических возможностей теннисистов нагрузка, на фоне недостаточного сопровождения дыханием проводится в процессе специфической деятельности за счет увеличения интенсивности отдельных, чаще более коротких, чем регламентируемые правилами соревнований, периоды работы, связанных со значительным количеством стартов, но в сумме превышающих общее время соревновательного поединка. Повышение аэробных алактатных возможностей обеспечивается также за счет роста интенсивности проведения технических приемов и стартов и их количества с учетом необходимого восстановления между ними, а также повышением различных силовых показателей (максимальной и «взрывной» силы и силовой выносливости).
Ссылки на источники
1. Воробьев, Г.П. Физическая подготовка в современном теннисе / Г.П. Воробьев // Матчбол теннис, 2001. - №3. - С.65-68.
2. Иванов, A.B. Особенности подготовки теннисистов / A.B. Иванов, В.М. Крылов. - М.: УМО TFC, 1998. - 198 с.
3. Иванова, Т.С. Особенности соревновательной деятельности юных теннисистов/ Т.С. Иванова, A.B. Пикалова, A.A. Дмитров // Физическое воспитание и спорт учащейся и студенческой молодежи. Сборник научно-методических статей. - М.: РИЦ МГИУ, 2001. - С.177-179.
4. Кудря, О.Н. Развитие специальной выносливости теннисистов 12-14 лет с учетом смены покрытия корта / О.Н. Кудря, Е.В. Филимонова. // Национальный ун-т физ. Культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. Ученые записки университета / СПбНГУФК. - СПб., 2015. - № 2 (120). - С. 80-85.
5. Филимонова, Е.В. Специальная подготовленность теннисистов 12-14 лет при игре на кортах с разным типом покрытий / Е.В. Филимонова, О.Н. Кудря // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 8-7. - С. 1672 - 1676.
УДК 37.04
РСН: 10.24412/С1-37273-2024-1-109-115 Коноплева Анна Николаевна,
доцент Института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик
копор!еуа [email protected] Гоноков Руслан Хадисович,
преподаватель Института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик [email protected]
Гоноков Амир Русланович,
студент Института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик
Особенности технико-тактической подготовки связующих игроков в волейболе
Аннотация. В статье рассматриваются особенности технико-тактической подготовки связующих игроков в волейболе. В работе представлены результаты педагогического эксперимента с группами волейболистов 12-14 лет по итогам реализации авторской программы, включающей индивидуальный подход с применением специального оборудования и инвентаря в тренировочном процессе разных периодов макроцикла и этапов подготовки.
Ключевые слова: волейбол, связующий игрок, особенности подготовки, техническая подготовка, тактическая подготовка.
Актуальность. Современное развитие волейбола предъявляет высокие требования к универсальной подготовке всех игроков. Эти требования относятся не только к физической подготовке, но и к отдельным техническим приемам и тактическим действиям. Но есть и различия к требованиям в подготовке нападающих игроков, связующих и либеро. Специализация во всех видах подготовки необходима для более четкой организации коллективных действий в соревновательной деятельности [2].