Научная статья на тему 'ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ТЕННИСИСТОВ 12-14 ЛЕТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ГОДИЧНОГО ЦИКЛА ТРЕНИРОВКИ'

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ТЕННИСИСТОВ 12-14 ЛЕТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ГОДИЧНОГО ЦИКЛА ТРЕНИРОВКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
61
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЮНЫЕ ТЕННИСИСТЫ / ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Амплеева Вероника Владиславовна, Зубцов Николай Антонович, Кустова Арина Дмитриевна

В статье представлена программа воспитания волевых качеств теннисистов 12-14 лет, в основе которой были положены упражнения тесно взаимосвязанные с физической, тактической и технической подготовкой спортсмена: психофизические и психотехнические упражнения, внедренные в тренировочный процесс теннисистов данного возраста. Цель исследования - разработать и экспериментально проверить эффективность программы воспитания волевых качеств теннисистов 12-14 лет в подготовительном периоде годичного цикла тренировки. Исследование проводилось в период с мая 2021 по сентябрь 2021 года среди детей 12-14 лет, занимающихся в отделении «Теннис». Стаж занятий теннисом 6-8 лет. Базой проведения эксперимента являлась Детско-юношеская спортивная школа, го. Заречный, Свердловской области. Всего в эксперименте участвовало 22 теннисиста. Внедрённая в процесс психологической подготовки разработанная нами программа воспитания волевых качеств позволила повысить психологическую устойчивость теннисистов 12-14 лет, что говорит об ее эффективности и ее практической значимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Амплеева Вероника Владиславовна, Зубцов Николай Антонович, Кустова Арина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRAM OF EDUCATION OF STRONG-WILLED QUALITIES OF TENNIS PLAYERS AGED 12-14 YEARS IN THE PREPARATORY PERIOD OF THE ANNUAL TRAINING CYCLE

The article presents the program for the education of volitional qualities of tennis players of 12-14 years old, which was based on exercises closely interrelated with the physical, tactical and technical training of the athlete: psychophysical and psychotechnical exercises introduced into the training process of tennis players of this age. The aim of the research is to develop and experimentally test the effectiveness of the program for the education of volitional qualities of tennis players 12-14 years old in the preparatory period of the annual training cycle. The study was carried out from May 2021 to September 2021 among children 12-14 years old, going in for the tennis department. Tennis experience 6-8 years. The base of the experiment was the Children's and Youth Sports School, Zarechny, Sverdlovsk region. In total, 22 tennis players took part in the experiment. Introduced into the process of psychological training, the developed by us program of upbringing of volitional qualities made it possible to increase the psychological stability of tennis players 12-14 years old, which speaks of its effectiveness and its practical significance.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ТЕННИСИСТОВ 12-14 ЛЕТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ГОДИЧНОГО ЦИКЛА ТРЕНИРОВКИ»

УДК 159.9: 947.796:342.082.1

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ТЕННИСИСТОВ 12-14 ЛЕТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ГОДИЧНОГО ЦИКЛА ТРЕНИРОВКИ

Вероника Владиславовна Амплеева, кандидат педагогических наук, доцент, Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Казань,

Николай Антонович Зубцов, тренер-преподаватель Детско-юношеская спортивная школа, г. о. Заречный, Свердловская область, магистрант, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Арина Дмитриевна Кустова, магистрант, Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Казань

Аннотация

В статье представлена программа воспитания волевых качеств теннисистов 12-14 лет, в основе которой были положены упражнения тесно взаимосвязанные с физической, тактической и технической подготовкой спортсмена: психофизические и психотехнические упражнения, внедренные в тренировочный процесс теннисистов данного возраста. Цель исследования - разработать и экспериментально проверить эффективность программы воспитания волевых качеств теннисистов 12-14 лет в подготовительном периоде годичного цикла тренировки. Исследование проводилось в период с мая 2021 по сентябрь 2021 года среди детей 12-14 лет, занимающихся в отделении «Теннис». Стаж занятий теннисом 6-8 лет. Базой проведения эксперимента являлась Детско-юношеская спортивная школа, го. Заречный, Свердловской области. Всего в эксперименте участвовало 22 теннисиста. Внедрённая в процесс психологической подготовки разработанная нами программа воспитания волевых качеств позволила повысить психологическую устойчивость теннисистов 12-14 лет, что говорит об ее эффективности и ее практической значимости.

Ключевые слова: волевые качества, психологическая подготовка, юные теннисисты, подготовительный период.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p556-560

PROGRAM OF EDUCATION OF STRONG-WILLED QUALITIES OF TENNIS PLAYERS AGED 12-14 YEARS IN THE PREPARATORY PERIOD OF THE ANNUAL

TRAINING CYCLE

Veronika Vladislavovna Ampleeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volga State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan; Nikolay Antonovich Zubtsov, the coach-teacher, Children's and Youth Sports School of Zarechny, Sverdlovsk region, master's student, Ural Federal University named after the first President ofRussia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg; Arina Dmitrievna Kustova, the master's student of the Volga State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan

Abstract

The article presents the program for the education of volitional qualities of tennis players of 12-14 years old, which was based on exercises closely interrelated with the physical, tactical and technical training of the athlete: psychophysical and psychotechnical exercises introduced into the training process of tennis players of this age. The aim of the research is to develop and experimentally test the effectiveness of the program for the education of volitional qualities of tennis players 12-14 years old in the preparatory period of the annual training cycle. The study was carried out from May 2021 to September 2021 among children 12-14 years old, going in for the tennis department. Tennis experience 6-8 years. The base of the experiment was the Children's and Youth Sports School, Zarechny, Sverdlovsk region. In total, 22 tennis players took part in the experiment. Introduced into the process of psychological training, the developed by us program of upbringing of volitional qualities made it possible to increase the psychological stability of tennis players 12-14 years old, which speaks of its effectiveness and its practical significance.

Keywords: strong-willed qualities, psychological preparation, young tennis players, preparatory

period.

ВВЕДЕНИЕ

Значение психологической подготовки теннисистов возрастает с каждым годом, что связано в первую очередь с большим количеством соревнований в сезоне и возвратным диапазоном участников, в том числе и участием детей на соревнованиях 8-10 лет и 10-12 лет [2]. При этом следует отметить, что возраст 12-14 лет в теннисе является наиболее сложным, так как связан с переходом на следующий этап спортивной специализации и участие в соревнованиях с более взрослыми и опытными теннисистами. Разница в 2 года является существенной в уровне подготовки и зачастую, дети к этому морально не готовы. По этим причинам, именно в этом возрасте у детей повышается риск «срывов» и причина уйти из спорта. Исходя из этого, для наиболее эффективной подготовки к следующему этапу и участию в соревнованиях со спортсменами более высокого спортивного мастерства необходима волевая подготовка.

Цель исследования - разработать и экспериментально проверить эффективность программы воспитания волевых качеств теннисистов 12-14 лет в подготовительном периоде годичного цикла тренировки.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось в период с мая 2021 по сентябрь 2021 года среди детей 12-14 лет, занимающихся в отделении «Теннис». Стаж занятий теннисом 6-8 лет. Базой проведения эксперимента являлось МБОУ «ДЮСШ» ГО Заречный, Свердловской области. Всего в эксперименте участвовало 22 теннисиста, по 11 человек в контрольной и экспериментальной группах. В основу разработанной программы были положены два блока упражнений из общей психологической подготовки: 1) Психофизические упражнения; 2) Психотехнические упражнения [1]. В основу данных блоков легли 6 групп упражнений взятых из базовой части теннисной подготовки основываясь на рекомендациях Ш.А. Тарпищева и А.П. Скородумовой и адаптированные нами с учетом возраста, условий подготовительного периода и направленностью - воспитание волевых качеств спортсменов [1]:

1) многократное повторение упражнения (превышающее обычную дозировку);

2) минимальные паузы отдыха:

3) превышение физических возможностей;

4) увеличение объема тренировочных занятий;

5) работа над техникой в усложнённых условиях (усложнение-техника);

6) сложность выполняемого задания с преодолением усилия (сложность + усилия).

Группы упражнений, направленных на воспитание волевых качеств

1 группа - МНОГОКРАТНОЕ ПОВТОРЕНИЕ УПРАЖНЕНИЯ, (превышающее обычную дозировку).

- Имитация ударов с перемещением (ставится два конуса, стоящие друг от друга на расстоянии 6 метров; спортсмен стартует, из и.п. теннисиста, сначала к правому конусу - делает имитацию удара справа, затем возвращается в исходную точку, то же самое слева; задача - делать в максимально высоком темпе, без остановок; 3 серии по 5 раз, интервал отдыха 30 сек.);

- Работа с корзиной (задача спортсмена отбивать мячи, по заданию, накидываемые тренером с корзины) (15-20 ударов; 5 серий; интервал отдыха - 90 сек);

- Прыжки на скакалке (превышение индивидуальной нормы спортсмена на 100-150 прыжков);

- «Рукоход» (представляет собой гимнастический снаряд для передвижения висом на руках, состоящий из ряда подвесных петель) (задача - выполнить «рукоход» до конца без остановок; пройти 2-3 раза); Подтягивание на турнике (3 подхода до максимума).

2 группа - МИНИМАЛЬНЫЕ ПАУЗЫ ОТДЫХА

Выполнение различных игровых комбинаций с минимальными паузами между ними.

3 группа - ПРЕВЫШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

- Тренировка на базе утомления с обязательной реализацией поставленных задач;

- Упражнения, требующие максимальной концентрации внимания на фоне утомления в конце тренировки (например, игра двумя мячами - 10-15 минут).

4 группа - УВЕЛИЧЕНИЕ ОБЪЕМА ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ

Увеличение времени тренировочного занятия на 30 минут; Увеличение времени /

количество серий выполнения упражнений.

5 группа - РАБОТА НАД ТЕХНИКОЙ В УСЛОЖНЁННЫХ УСЛОВИЯХ (УСЛОЖНЕНИЕ-ТЕХНИКА)

- Работа с пушкой / с корзиной (задача спортсмена отбивать мячи, по заданию, накидываемые тренером с корзины или пушкой) с изменением характеристик полёта мяча (например, один мяч выбрасывается в зону хавкорта, второй на заднюю линию и наоборот; один мяч - резаный, второй - кручёный) (15-20 ударов; 5 серий; интервал отдыха -90 сек).

- Игра с лета в максимально высоком темпе (два спортсмена стоят друг напротив друга на расстоянии 2-3 шагов от сетки и играют на удержание ударами с лета; два спортсмена играют на удержание ударами с лета при этом одновременно сближаясь максимально близко к сетке) и удаляясь друг от друга (линия хавкорта) 10-15 минут).

6 группа - СЛОЖНОСТЬ ВЫПОЛНЯЕМОГО ЗАДАНИЯ С ПРЕОДОЛЕНИЕМ УСИЛИЯ (СЛОЖНОСТЬ + УСИЛИЯ)

- Соревнования с различными соперниками;

- «Подача» (у подающего игрока есть только одна подача, чтобы завершить розыгрыш) (10-15 подач);

- Приём подачи (у принимающего игрока есть только один удар, чтобы завершить розыгрыш) (10-15 минут);

- Упражнения в усложненных условиях (например, «Вынуди соперника» - на корте два игрока, у каждого из низ задача: вынудить соперника ошибиться; «3 зоны» -два игрока держат мяч, при этом один из них выполняет задание - должен играть последовательно в каждую зону (1я, затем 2я и затем 3я) если он ошибается, то к сопернику добавляется ещё один игрок (10-15 минут);

- «Восьмерка» - на корте 2 игрока, один из них все время играет по линии, другой по диагонали, задача - как можно дольше удерживать мяч в игре;

- «Квадрат» - на корте 4 игрока, задача которых все время удерживать мяч в игре (1-й вводит мяч по линии, 2-й принимает его и бьёт по диагонали, 3-й принимает и переводит мяч 4-му по линии, а 4-й играет по диагонали 1-му);

- Игра на счет (создание на тренировке условий, напряжённых, близких к соревновательным: у подающего только одна подача; игра со счёта в гейме 40-0/40-15/40-30 / в сете 1-0/2-1/3-2 и т.д.) (укороченный сет / сет);

- Кросс по пересечённой местности (превышение индивидуальной нормы спортсмена на 200-700 метров);

- Плавание (превышение индивидуальной нормы спортсмена на 50-100 метров);

- Велотренировка (превышение индивидуальной нормы спортсмена на 1-2 км / увеличение времени выполнения на 20-30 мин.).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для определения эффективности влияния нашей программы на волевые качества спортсменов участвующих в эксперименте нами были использованы такие методики психодиагностики как:

1) Методика «Самооценка силы воли» (С.М. Шингаевой);

2) Оценка волевого качества целеустремленности;

3) Оценка волевого качества настойчивости (Е.П. Ильина и Е.К. Фещенко). Также была использована методика «Изучение отношения спортсмена к конкретному соревнованию» (Ю.Л. Ханина) [1].

В таблице 1 отображены уровни волевых качеств в конце эксперимента. Из данной таблицы мы видим, что уровень прироста волевых качеств (силы воли; целеустремлённо -сти) у контрольной и экспериментальной групп недостоверны по таким показателям как (Р > 0.05: «Сила воли» (1рас=1,03, 1кр=2,09); «Целеустремлённость» (1рас=1,53, 1кр=2,09)); при этом статистически достоверный прирост был выявлен у экспериментальной группы по такому показателю как настойчивость (Р < 0.05: «Настойчивость» (1рас=2,11).

Таблица 1 - Сводная таблица динамики результатов психодиагностики спортсменов контрольной и экспериментальной групп в ходе исследования_

Волевые качества Контрольная группа, баллы (Хсв ± g) (n=11) Экспериментальная группа, баллы (Хсв ± g) (n=11)

До После Прирост Р До После Прирост Р

Сила воли 20.91±3.45 21.64±3.14 3,5% >0,05 20.64±3.82 23.09±3.15 11,9% >0,05

Целеустремлённость 3.71±0.73 3.92±0.64 5,6% >0,05 3.92±0.66 4.30±0.51 10,2% >0,05

Настойчивость 11.27±2.73 12.27±2.76 8,9% >0,05 11.91±2.35 14.27±1.71 19,9% <0,05

Также, исходя из данных таблицы 1, мы наблюдаем, что у обеих групп присутствует прирост результатов в процентом соотношении. У контрольной группы прирост составил: сила воли - 3,5%; целеустремлённость - 5,6%; настойчивость - 8,9%. У экспериментальной группы прирост составил: сила воли - 11,9%; целеустремлённость - 10,2%; настойчивость - 19,9% (Р > 0.05).

В конце эксперимента было проведено повторное тестирование на изучение отношения спортсмена к конкретному соревнованию по методике Ю.Л. Ханина.

При сравнении результатов показателей отношения спортсмена к конкретному соревнованию в начале и в конце эксперимента у контрольной и экспериментальных групп мы получили следующие результаты: 1) показатель уверенности в себе повысился у 9,09% / 63,63% человек (КГ/ЭГ); 2) показатель восприятия и оценки возможностей соперника повысился у 45,45% / 27,27% (КГ/ЭГ); 3) показатель желания участвовать и значимость соревнований повысился у 9,09% / 27,27% (КГ/ЭГ); 4) показатель зеркальной самооценки спортсмена повысился у 9,09% / 9,09% (КГ/ЭГ).

ВЫВОДЫ

1. В результате внедрения разработанной нами программы воспитания волевых качеств, в тренировочный процесс теннисистов 12-14 лет, нами были получены следующие результаты: у контрольной группы прирост силы воли - 3,5%; целеустремлённости -5,6%; настойчивости - 8,9%; у экспериментальной группы прирост силы воли - 11,9%; целеустремлённости - 10,2%; настойчивости - 19,9%.

2. Уровни волевых качеств (силы воли; целеустремлённости) у контрольной и экспериментальной групп недостоверны (Р > 0.05: «Сила воли» (1рас=1,03, 1кр=2,09); «Целеустремлённость» (1рас=1,53, 1кр=2,09)); а у уровень настойчивости достоверный (Р < 0.05: «Настойчивость» (1рас=2,11, 1кр=2,09)).

3. Программа выстроенная из структуры психофизических, психотехнических упражнений является эффективным средством общей психологической подготовки и готовности спортсменов данного возраста к соревнованиям.

4. Внедрённая в процесс психологической подготовки разработанная нами программа воспитания волевых качеств позволила повысить психологическую устойчивость теннисистов 12-14 лет, что говорит об ее эффективности и ее практической значимости.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воспитание волевых качеств теннисистов 12-14 лет в подготовительном периоде / В.В. Амплеева, Е.В. Воронкова, И.В. Меркулова, О.А. Калимуллина // Казанский педагогический жур-

нал. - 2020. - № 6. - С. 280-285.

2. Исхак М.С. Психологическая подготовка юных теннисистов к соревновательной деятельности / М.С. Исхак, В.Г. Шилько // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 11. -С. 27-29.

REFERENCES

1. Ampleeva, V.V., Voronkova, E.V., Merkulova, V.V. and Kalimullina, O.A. (2020), "Education of strong-willed qualities of tennis players aged 12-14 in the preparatory period", Kazan Pedagogical Journal, No. 6, pp. 280-285.

2. Iskhak, M.S. and Shilko, V.G. (2020), "Psychological preparation of young tennis players for competitive activity", Theory and practice ofphysical culture, No. 11, pp. 27-29.

Контактная информация: ampleeva-v@mail.ru

Статья поступила в редакцию 02.11.2021

УДК 159.923:796.325

ОТНОШЕНИЕ К ВРЕМЕНИ КАК ИНДИКАТОР ПЕРЕЖИВАНИЯ КРИЗИСА

ВОЛЕЙБОЛИСТАМИ

Сергей Витальевич Духновский, доктор психологических наук, профессор, Сергей Андреевич Сениченко, кандидат педагогических наук, доцент, Югорский государственный

университет, г. Ханты-Мансийск

Аннотация

Введение. Психологическая подготовка является одним из условий, обеспечивающих высокие достижения в спорте. В частности, за счет своевременной оценки и мониторинга психического состояния спортсменов, их отношений, включая и отношение к своему психологическому времени. Коррекция и регуляция отношения к времени может стать одним из направлений психологической подготовки спортсменов, их восстановления и реадаптации после завершения спортивной карьеры. Цель исследования - выявление взаимосвязи отношения волейболистов к психологическому времени с особенностями переживания кризиса, а также описание кризисных профилей спортсменов с разным отношением к времени. Методика и организация исследования. Обследовано 75 девушек-волейболисток, играющих в Высшей лиге «А» чемпионата России, в возрасте от 18 до 24 лет имеющих спортивный разряд не ниже I взрослого. Использовали комплекс методик: «Шкала отношения к времени» и опросник «Переживание кризиса личностью». Результаты исследования и их обсуждение. Установлена взаимосвязь между отношением спортсменов к своему времени и особенностями переживания психологического кризиса. Так, изменению отношения в сторону временной зависимости свойственно увеличение кризисной нагрузки и снижение способности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств. Показано, что отношение к времени по типу временной зависимости, сопровождается снижением психологической устойчивости, что является фактором риска, негативно влияющим на психическое состояние спортсменов. Выводы. В зависимости от отношения к времени установлены две группы волейболистов - с временной свободой и временной зависимостью. У волейболистов с временной зависимостью доминирующим профилем является переживание кризиса с неопределенным прогнозом, тогда как у спортсменов с временной свободой - адаптация с благоприятным прогнозом. Полученные данные необходимо учитывать в психологической подготовке волейболистов, как в период учебно-тренировочных сборов, так и в соревновательный и восстановительный период. Коррекция отношения к времени является перспективным направлением работы спортивных психологов в рамках регуляции психического состояния спортсменов и профилактики деструктивного переживания кризисов, возникающих в их спортивной карьере.

Ключевые слова: волейболисты, психологическая подготовка, переживание кризиса, временная свобода, временная зависимость, отношение к времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.