Научная статья на тему 'Методика развития связной речи у старших дошкольников'

Методика развития связной речи у старших дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2007
380
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕСЕДА / РАССКАЗ / МЕТОД / РАЗВИТИЕ / РЕЧЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вишневская И.А.

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития в дошкольном образовании в свете современных требований ФГОС рассматривается как общая основа воспитания и обучения детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика развития связной речи у старших дошкольников»

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

© Вишневская И.А.*

Детский сад комбинированного вида № 22 «Ладушки», г. Балаково

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития в дошкольном образовании в свете современных требований ФГОС рассматривается как общая основа воспитания и обучения детей.

Ключевые слова беседа, рассказ, метод, развитие, речь.

Речь ребенка обогащается быстрее, если он поставлен в такие условия, когда естественная речевая деятельность проходит более интенсивно. С точки зрения Ф.А. Сохиной, самым главным условием ускорения развития речевой деятельности является применение различных методов обучения речи [4, с. 57].

Так, Л.П. Бондаренко выделяет практические методы: метод имитации, метод разговора (беседы), метод пересказа, метод рассказывания (сочинения) [2, с. 79].

Самый распространенный метод развития связной речи дошкольников, это - беседа, в ходе которой воспитатель:

1. Уточняет и упорядочивает опыт детей;

2. Воспитывает у детей правильное отношение к окружающему;

3. Приучает детей целеустремленно и последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы;

4. Учит просто и понятно излагать свои мысли [1, с. 170].

Беседа - активный метод умственного воспитания, который побуждает ребенка воспроизводить наиболее существенные факты, сравнивать, рассуждать, обобщать. В ходе беседы активизируется словарь, т.к. дети подыскивают для ответа наиболее точные слова.

Беседа практикуется в основном в старшей и подготовительной группах.

Флерина Е.А. выделила три типа бесед:

1. Вводная, организующая детей на тот или иной вид деятельности.

2. Сопутствующая деятельности и наблюдениям детей.

3. Заключительная, уточняющая и расширяющая опыт детей.

Вводная беседа, является связывающим звеном между имеющимся у

детей опытом и тем опытом, который они приобретут. Задача воспитателя -помочь детям получить ясные, отчетливые представления, дополнить их знания. Основой в детском саду является беседа заключительная, ее приня-

Воспитатель.

264

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

то называть обобщающей. Цель ее систематизировать, уточнить и расширить опыт детей, полученный в процессе их деятельности.

Начало беседы должно быть образным, эмоциональным, быстро собрать внимание детей и возбудить интерес к предстоящему занятию.

В основной части беседы раскрывается ее содержание. Цель этих приемов - уточнить мысль ребенка, ярче подчеркнуть факт, возбудить новую мысль.

Окончание беседы характеризуется определенной завершенностью. Чаще всего оно связано с обобщающими выводами ко всей беседе.

Личный опыт ребенка, служит тем материалом, на котором можно строить беседу и сообщать новые знания детям. Вопросы к детям воспитатель должен ставить четко, конкретно.

В старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными типами монологической речи - пересказом и рассказом.

Пересказ - это творческое, связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения.

Для пересказа подбираются произведения, особенно интересные для детей, доступные по содержанию, небольшие по объему, написанные простым языком. Этим требованиям соответствуют народные сказки, особенно о животных, короткие рассказы КДУшинского, Л.Н. Толстого, В. Бианки, Р. Скре-бицкого, Н. Сладкова, К. Чуковского и др. [5, с. 119].

На начальных ступенях обучения допускается совместный пересказ педагога и ребенка, при котором ребенок договаривает начатую фразу или поочередно с педагогом последовательно проговаривает предложения. Ребенок может также в точности проговорить сказанное педагогом предложение (отраженный пересказ).

При формировании выразительности речи можно организовать пересказ по ролям, игру-драматизацию с использованием игрушек, силуэтов. Пересказ детей должен передавать содержание произведения без пропусков существенных деталей и без смысловых искажений. Воспитатель должен добиваться, чтобы все дети поняли рассказ, запомнили его, стремиться вызвать возможно больше детей для пересказа.

Бородич А.М., Виноградова Н.Ф, Ворошнина Л.В., Гербова В.В. рекомендуют составлять план занятия по пересказу и включать в него следующие части:

1. Вводная часть. Настрой на восприятие произведения, его идеи, рассматривание художественной иллюстрации и т.п.

2. Выразительное первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе.

3. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.

4. Подготовительная беседа (разговор произведения).

Теория и методика дошкольного образования

265

5. Ее цель - уточнение содержания, привлечение внимания к языку, активная подготовка к выразительному пересказу. Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу его сюжета.

6. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора.

7. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).

8. Пересказ (3-7 чел). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или пересказ по ролям, инсценировка.

Рассказ - это самостоятельно составленное развернутое изложение какого-либо факта, события. Обучение рассказыванию ведется в соответствии с требованиями программы.

По форме рассказы могут быть описательными и сюжетными. Описание - это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления. Сюжетный (повествовательный) рассказ - это передача событий, происходящих в определенной временной последовательности с каким-нибудь героем. Детям дается схема рассказа: вначале называется герой, иногда дается описание его внешнего вида, затем излагается первое событие, объясняется, когда, где оно происходило. Далее действие развивается, устанавливается временная или причинная связь между двумя-тремя эпизодами, после чего следует развязка.

Приемы обучения рассказыванию разнообразны. Их цель - получить от ребенка связное высказывание, монолог, а не ответ одним словом. Один из приемов - рассказывание по вопросам представляет по существу ответы детей на вопросы, задаваемые воспитателем в определенном порядке. Вопросы ведут мысль детей. Они должны быть понятны детям. Образец рассказа облегчает прием обучения, т.к. ребенок видит результат, которого он должен достичь. При рассказывании воспитатель дает детям тему и указания, как рассказывать. Указания должны быть краткими, простыми, понятными. План рассказа - это 2-3 основных пункта, определяющих содержание и последовательность изложения. С планом воспитатель знакомит детей после сообщения общей темы рассказов, их характера [6, с. 167].

Выделяются три категории рассказов.

Первые две категории - рассказ по восприятию и рассказ по памяти -характеризуются тем, что они основаны на фактах, в них фигурируют существующие в действительности предметы и явления, ребенок излагает точные факты. Рассказывание по восприятию имеет большое влияние на развитие ребенка. На основе ощущений и восприятий развиваются мышление, воображение. Все, что произносится вслух, быстрее запоминается, осмысливается, более прочно запоминается. В ходе описания предметов ребенок должен отражать реальные стороны предмета, правильно определять его

266

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

назначение, учиться обращаться с предметами. Предметами для описания могут служить игрушки, натуральные предметы, картины.

Занятиям по описанию игрушек должны предшествовать занятия по их рассматриванию, где дети выделяют детали, целое, потом можно обыграть появление игрушки и от ее имени обратиться к детям с вопросами и просьбами что-то рассказать. Ведущие приемы обучения - образец описания, план рассказа, подсказ, дополнения детей.

Задание нужно дифференцировать: более развитые дети могут описывать композицию из двух-трех предметов, указывая их расположение, сравнивая по элементам. В большинстве же случаев игрушки следует вносить на занятие закрытыми и предъявлять детям по одной. Необходимо продумывать, кого вызвать для описания первым, учитывать трудность задания, интересы детей. Можно вызывать рассказывать по желанию. Все указания и объяснения воспитатель дает вначале занятия [3, с. 97].

Обучение рассказыванию по картине занимает большое место в обучении связной речи. Для составления рассказов используются как предметные, так и сюжетные картинки, специально созданные для детских садов. Это серии «Наша Таня», «Зимние развлечения» О.И. Соловьевой, «Мы играем» Е.Г. Батуриной, «Домашние животные» С. Веретенниковой и др. Основной методический прием - вводная беседа. Вопросы должны быть четкими, лаконичными. Необходимо, чтобы дети правильно соотносили слова с предметами, действиями, говорили грамматически правильно. После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. Можно использовать художественные произведения, загадки, о предметах, изображенных на картине. Рассматривание предметной картины можно связать и с рассматриванием похожей игрушки. Воспитатель задает детям вопросы, закрепляющие полученные знания о данном объекте. После занятия картина остается в группе на несколько дней. Дети еще раз рассматривают ее, замечают то, чего не заметили раньше. Воспитатель руководит рассматриванием, уточняет высказывания детей.

В старших группах при описании картин по одному из эпизодов, детям может быть предложен план повествования. Им предлагается внимательнее всматриваться в изображения, рассказывать поподробнее, попросив описать пейзаж, состояние погоды, мимику и жесты героев.

Развитие связной речи на занятиях по картине занимает центральное место, Именно такие занятия, где решаются разные речевые задачи, наиболее эффективны. Второй категорией рассказов является рассказ по памяти. Обучение таким рассказам начинается в старшей группе. Легче детям рассказывать о том, что было ранее коллективно, всеми детьми группы совместно с воспитателем. Этот вид рассказа требует произвольной памяти.

Третья категория рассказов - рассказы творческие, которые требуют от ребенка умения видоизменять имеющийся у него опыт, создавать из этого

Теория и методика дошкольного образования

267

материала относительно новые образы и ситуации, которые строятся на основе детского воображения. Составляя творческий рассказ, ребенок должен самостоятельно продумать его содержание, выстроить его логически, облечь в словесную форму.

Таким образом, обучение всем видам рассказывания проводится постепенно, от простого к сложному. Методично обучая старших дошкольников рассказыванию, нужно помогать им осмыслить содержание, которое им предстоит изложить. Руководя придумыванием рассказов, нужно следить, чтобы созидательное, творческое воображение не превращалось в пустое фантазирование. Когда содержание освоено, внимание детей переключают на овладение речевой формой.

Список литературы:

1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - изд.2-е. - М.: Просвещение, 2001. - С. 384.

2. Вербова В.В. Особенности построения описательных рассказов детьми 5-го года жизни / Под ред. О.С. Ушаковой // Проблемы изучения речи дошкольников: Сб. науч. трудов. - М.: Изд. РАО, 2004. - С. 104-108.

3. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Г.В. Чиркиной. - 2-е изд., доп. - М., 2003. - С. 153.

4. Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А. Сохина. -М.: Просвещение, 2000. - 223 с.

5. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду / О.И. Соловьева. - М.: Просвещение, 2006. - 176 с.

6. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. - М.: Учпедгиз, 2004. - С. 345.

МОДЕЛИРОВАНИЕ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

© Казанникова А.В.* *, Суденко И.А.*

Начальная школа - детский сад № 624, г. Санкт-Петербург

Проектирование образовательной программы в рамках требований ФГОС дошкольного образования связана с проблемой определения объема и содержания структурных компонентов модели программы. В публикации предложены подходы к моделированию организованной

* Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, к.п.н.

* Заместитель директора по воспитательной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.