Научная статья на тему 'МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ПРОБЛЕМНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ПРОБЛЕМНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
проблемное обучение / проблема / обсуждение проблемы / микрогруппы / синтез анализа / формулирование выводов.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рустамов Урол Утаганович

в данной статье освещены сведения о формировании умения делать выводы путем развития мыслительных способностей учащихся начальных классов на основе метода проблемного обучения. Даны рекомендации по решению одной и той же проблемы разными способами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ПРОБЛЕМНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ПРОБЛЕМНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Рустамов У.У.

Рустамов Урол Утаганович - преподаватель, Управление дошкольного и школьного образования Кашкадарьинской области, г. Карши, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье освещены сведения о формировании умения делать выводы путем развития мыслительных способностей учащихся начальных классов на основе метода проблемного обучения. Даны рекомендации по решению одной и той же проблемы разными способами.

Ключевые слова: проблемное обучение, проблема, обсуждение проблемы, микрогруппы, синтез анализа, формулирование выводов.

Основная цель проблемно-образовательной технологии - повышение самостоятельности и активности учащихся, развитие их мышления, усиление применения полученных знаний. В педагогико-психологической литературе, когда речь идет о научно-теоретических основах проблемного образования, встречаются случаи рассмотрения его как образовательного метода, принципа или отдельной системы. Независимо от того, как называть проблемное образование, его основной особенностью является повышение умственной активности обучающегося, самостоятельного творческого поиска, открытия новых знаний, умений и навыков. С момента создания образовательного процесса на основе современных педагогических технологий выделяют несколько взаимосвязанных этапов приобретения знаний. Такие ситуации, как дача, письменное изложение, представляют собой уровень знаний и понимания. На этих уровнях от обучающегося не требуется творческий подход.

На следующих уровнях освоения требуется применять полученные знания на практике, получать определенные результаты, дополнять, обогащать, изменять, иметь независимую точку зрения. Для этих уровней мастерства необходим подход к решению проблем [3]. Проблематичная организация образовательного процесса требует уникального психологического подхода к аудитории. Для этого между преподавателями и учениками не должно быть психологических барьеров, должна быть создана теплая психологическая среда. Тогда принимается правило эффективного проведения сегодняшней тренировки. Этот процесс проводится совместно со всеми учащимися в аудитории. Учитель спрашивает аудиторию, какие правила следует соблюдать ученикам, чтобы обеспечить эффективность сегодняшнего урока. Чтобы обеспечить эффективность тренировки, рекомендуется соблюдать следующие правила: не прерывать; способность слышать друг друга; умение слушать друг друга; умение говорить по очереди: соблюдение правила поднятия рук; терпение, взаимное уважение.

Чтобы проблемно организовать урок, прежде всего, ученик-студент должен быть готов к дискуссии, свободно выражать свои мысли, выражать критическое отношение. Для этого раскрываются понятия, связанные с проблемами. Затем проясняется проблема и делаются определенные выводы. Этот процесс выражается в мнениях [1]. В целях обеспечения активного участия, обучающихся на этапе решения задачи этот процесс условно можно разделить на следующие три этапа:

- этап обнаружения;

- стадия понимания;

- стадия мышления.

Уникальный психологический подход к образовательному процессу побуждает студентов мыслить самостоятельно и свободно выражать свое мнение. В то же время

это создает условия для творческого решения проблемы. В этом случае можно использовать следующие активные методы [2]. Работа в микрогруппах. Учащиеся делятся на небольшие группы по пять-шесть человек и свободно обсуждают проблему. Например, в этой группе будут анализировать и каждый участник или ученик выскажет свое мнение.

Эти группы могут быть расположены случайным образом. Например, даны цвета «белый, красный, черный, зеленый, желтый». «Белые» - первая микрогруппа, «Красные» — вторая микрогруппа и т.д. или второй метод: сначала выявляют 6 лучших учащихся, затем 5-6 учащихся с относительно низким мастерством, затем учащихся с низким мастерством делят на равные группы. Эти группы постоянно активны.

«Мозговой штурм» и презентация - организация свободной дискуссии по теме тренинга.

«Мозговой штурм» — собрать как можно больше идей, кратко и лаконично, время ограничено и требуется скорость. Мнения, высказанные в форме ответа, также принимаются и учитываются. «Ролевые игры» - драматургия, имитация определенных ситуаций, создание сценариев. Каждый участник роли должен свободно понимать мысли этого персонажа и говорить от его имени. Благодаря этой игре учащиеся должны получить определенные уроки и выводы.

«Творческая деятельность» - рисование, написание творческого сочинения, исполнение ролей и т. д. «Проблемные ситуации» - определенные ситуации, ситуации создаются и обсуждаются в микрогруппах и индивидуально. «Ровенские круги» -учащимся даются две идеи, направленности и информация, выделяются их частные и общие стороны.

Прежде всего желательно создать определенные условия для формирования самостоятельного мышления, хотя четкой формулы формирования самостоятельного мышления не существует.

Ученик-студент создает условия для размышления;

- обеспечение активности студентов в образовательном процессе;

- убедить студентов в том, что каждый человек имеет свое мнение;

- обучение ценить творческую самостоятельную мысль.

В этом случае студенты должны:

- уверенность в себе и преподавателе;

- активное участие в образовательной деятельности;

- внимательно и уважительно выслушивать различные мнения;

- они должны быть морально готовы выражать и усваивать новые мнения.

Список литературы

1. Азизходжаева Н.Н. Педагогическая технология и педагогическое мастерство. - Т:

ТДПУ. 2003 год. 174 6. Стр. 92.

2. Азизходжаева Н.Н. Педагогическая технология и педагогическое мастерство

(Учебное пособие). - Т.: Издательство Литературного фонда Союза писателей

Узбекистана, 2006. - 160 р. Стр. 66.

3. Ёлдошев Ж.Г., Гасанов С. Педагогические технологии. - Т.: Ассоциация

«Экономика-Финансы», 2009. - 492 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.