1 SCIENCE TIME ■
тл 1(4 5л ' tL® -1 щг 1 - 4_W JT |Г1 1 r^g) МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 14-15 ЛЕТ Шамаева Алина Алексеевна, Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевъева, г. Саранск E-mail: lenyska-77@mail.ru
Аннотация. В статье приведены результаты исследования, методика дифференцированных упражнений для развития физических качеству волейболистов-юношей 14-15 лет, которая позволит развить физические качества игроков в соответствии с модельными характеристиками по амплуа, а также повысится уровень их физической подготовленности.
Ключевые слова: волейболисты, физические качества, средства, методы, тренировочный процесс.
Знание основных теоретических и практических вопросов по управлению подготовкой спортсменов-волейболистов помогает строить тренировочный процесс более рационально. Качество и уровень развития физических способностей играют большую роль как на начальных этапах тренировок, так и на этапе спортивного совершенствования. Поэтому совершенствование, наравне с другими видами подготовки, физических качеств в достижении высоких результатов в соревновательной деятельности, является актуальным [3, с.272].
Изучение уровня физической подготовленности занимающихся - задача, которая часто ставится и решается в практике физкультурно-спортивных исследований. В нашем исследовании решалась задача определения уровня развития физических качеств волейболистов для корректирования плана подготовки волейболистов в соответствии с модельными характеристиками и определения для этого наиболее эффективных средств.
Основная задача заключалась в планомерном и систематическом изучении испытуемых, особенностей их поведения, отношения к тренировочной деятельности, физкультурно-спортивным мероприятиям, а также для
| SCIENCE TIME |
осуществления оперативного контроля за эффективностью прохождения экспериментальной программы.
Двигательная активность, мотивации к занятиям физическими упражнениями во взаимосвязи с возрастом и уровнем физической подготовленности изучались с помощью тестирований.
Для определения уровня общей физической подготовленности использовались следующие тесты, которые приводятся ниже в таблице.
В исследовании приняли участие волейболисты 14-15 лет. Для этого была создана группа из 15 человек. Занятия в группе проводились по общепринятой методике в соответствии с рекомендациями, изложенными в отечественных методических пособиях программных документах детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ).
Занятия проводились пять раз в неделю по 2-2,5 часа. Структура учебно-тренировочного занятия состояла из подготовительной, основной и заключительной частей.
Педагогические исследования в области физического воспитания связаны, прежде всего, с изучением учебного процесса и направлены на выявление эффективности той или иной методики обучения, развития физических качеств и оздоровительной работы. При этом рост или уменьшение показателей двигательных умений и навыков свидетельствуют о преимуществах и недостатках используемых методов, приемов, средств и других способов педагогического воздействия на занимающихся [2, с.141].
Двигательная активность детей нацелена, прежде всего, на укрепление здоровья, а затем уже на выявление дарований и спортивные достижения. Более того, здоровье и полноценное развитие подрастающего поколения по значимости намного превосходят любые спортивные достижения [6, с.43].
Перед применением предложенной методики все испытуемые были протестированы по показателю физического развития. Данные тестов представлены в табл.1.
Таблица 1
Показатели физического развития у волейболистов 14-15 лет
в начале эксперимента
Тесты Границы уровня физического развития
Низкий Средний Высокий
Челночный бег (4х9 м), с 9,8 - -
Бег с высокого старта 30 м, с - 4,7 -
Бег с высокого старта 1000 м, мин/с 4,20 - -
продолжение таблицы 1
Подтягивание на высокой перекладине, кол -во раз - 11,7 -
Прыжок в длину с места, см - 224,8 -
Наклон вперед из положения сидя, см - 13,5 -
6-минутный бег, м 1900,3 - -
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз 24,6 - -
Как видно из табл.1, выполнив контрольные упражнения на скоростные, скоростно-силовые, силовые качества и тесты на выносливость и гибкость все испытуемые обладали в основном средним и низким уровнем физического развития.
В проведенном тестировании указывается, что низкие результаты, показанные учащимися в тестах, требующих проявления общей выносливости и силы объясняются не сколько их слабой физической подготовленностью, а, скорее всего, отсутствием воли, мотивационных установок, связанных с преодолением трудностей.
Если уровень развития одного из этих качеств не достигает нужного, это качество необходимо совершенствовать на специальных занятиях. При этом нужно учитывать, что улучшать отдельные физические качества рациональнее в периоды их естественного роста [4, с.241].
Таким образом, после проведения тестов и контрольных упражнений нами была составлена методика проведения занятий на весь период занятий волейболистов для развития отстающих физических качеств.
На занятиях с группой мы использовали специальные упражнения, которые способствовали развитию двигательных и личностных качеств. Использование этих упражнений содействует становлению и развитию следующих качеств: ориентировки во время действий с мячом, зрительно-моторной координации (правильные действия с мячом), уверенности в обращении с мячом благодаря постоянным повторениям движений, ловкости и быстроты.
Для развития скоростно-силовых способностей:
- упражнения в парах с сопротивлением;
- упражнения с набивными мячами;
- прыжки со скакалкой (прыжки на двух ногах, на одной ноге, чередование простых прыжков с высокими прыжками и двойным вращением скакалки);
- прыжковые упражнения на подкидном мостике.
Для развития скоростных качеств, быстроты ответных действий:
- чередование перемещений: бег лицом и спиной вперед, на согнутых ногах, приставными шагами, скачками);
I
SCIENCE TIME
I
- соревнования в беге на 20-30 м;
- по сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5, 10, 15 м из различных исходных положений);
- бег с остановками и изменением направления; челночный бег на 5 и 10 м (общий пробег за одну попытку 20-30 м).
Упражнения для развития прыжковой ловкости:
- прыжок прогнувшись с подкидного мостика; спиной вперед;
- прыжок с подкидного мостика с группировкой в воздухе;
- прыжок с подкидного мостика с доставанием ног руками;
- прыжок с подкидного мостика с поворотом туловища на 90,180,60 градусов.
Упражнения для развития акробатической ловкости:
- имитация передачи с падением-перекатом на спину;
- имитация приема мяча с отталкиванием от опоры и приземлением натаз-спину; то же, но с передвижением в сторону;
- перекат боком; то же, но с имитацией приема мяча;
- выбрасывание мяча с последующим перекатом;
- прием мяча, наброшенного партнером, с последующим перекатом. Усложнение упражнений осуществлялось постоянно, по мере интереса к занятиям [1, с.9].
Проведение любых исследований, в том числе и в области физического воспитания, связано с определенными измерениями, которые можно обрабатывать с помощью различных шкал и производить определенные арифметические действия, что позволяет определить, насколько достоверны полученные результаты [5, с.163].
Проведенное исследование динамики показателей двигательной подготовленности выявило общий низкий и средний уровень развития физических способностей.
В течение эксперимента, за счет специальных упражнений с учетом физического развития мы применили методику воспитания физических качеств волейболистов 14-15 лет, за счет чего удалось повысить уровень развития физических качеств с низкого до среднего и со среднего до высокого.
Так, в нашем исследовании, после применения предложенной методики занятий с волейболистами 14-15 лет были повторно протестированы по показателям физического развития. Данные тестов представлены в табл.2.
Данные табл.2 позволяют отметить хороший прирост по всем показателям. Подтверждением этого являются полученные результаты в подтягивании на перекладине и в 6-ти минутном беге. Так средние результаты в силовом тесте улучшились на 22,6%, а длина пробегаемой дистанции увеличилась на 362 м.
| SCIENCE TIME |
Таблица 2
Показатели физического развития у волейболистов 14-15 лет
в конце эксперимента
Тесты Границы уровня физического развития
Низкий Средний Высокий
Челночный бег (4х9 м) - - 9,1
Бег с высокого старта 30 м - - 4,2
Бег с высокого старта 1000 м - 3,32 -
Подтягивание на высокой перекладине - - 17,3
Прыжок в длину с места - - 245,7
Наклон вперед из положения сидя - - 17,6
6-минутный бег - 2262,5 -
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа - - 32,9
Достоверно улучшилось физическое развитие у всех спортсменов. Заметно повысился прирост показателей теста «Челночный бег (4х9 м)» и «Бег с высокого старта 30 м» (очень высокий), а это говорит о том, что специальные упражнения на развитие отстающих качеств способствовали увеличению скорости и ловкости.
Отмечена положительная динамика прироста показателей теста «6-минутный бег» средние результаты улучшились на2,1 %и «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа», средние результаты в тесте улучшились на 26,9 %.
После окончания эксперимента уровень физического развития волейболистов заметно повысился: 85,6 % спортсменов достигли показателей высокого уровня, 14,4 % - отмечен средний уровень, не выявлено ни одного спортсмена с низким уровнем физического развития (рис.1).
Таким образом, направленное использование средств и методов в сочетании с педагогическими приемами позволило улучшить двигательную подготовленность большинства испытуемых.
I SCIENCE TIME I
Рис. 1 Динамика развития физических качеств после проведения эксперимента
Литература:
1. Беляев А.В. Игровые упражнения как средство развития физических качеств волейболистов: метод. рекомендации / А.В. Беляев. - М.: ФОН, 2014. - 27 с.
2. Извеков В.В. Общие тенденции в динамике состояния спортсмена в годичном цикле в зависимости от организации тренировочной нагрузки / В.В. Извеков, Е.Н. Филиппова // Интеграция образования в условиях инновационной экономики: международ. научно-практ. конф.: сб. науч. тр. - Саранск: ЮрЭксПрактик, 2014. - С. 141-144.
3. Кулаев И.Н., Филиппова Е.Н. Организация и методика исследования воспитания физических качеств волейболистов 16-18 лет // Вестник Науки и Творчества. 2016. № 5 (5). С. 271-272.
4. Филиппова Е. Н. Содержание физической подготовки футболистов 13-14 лет в годичном цикле / Е.Н. Филиппова, В.М. Сысуев // Физическая культура, спорт и здоровье. - Виртуаль-17: всерос. научно-практ. конф.: сб. науч. тр. - Йошкар-Ола: МарГУ, 2011. - С. 240-244.
5. Филиппова Е.Н. Содержание физической подготовки лыжников-гонщиков 1415 лет в годичном цикле спортивной тренировки / Е.Н. Филиппова, С.Н. Шамаева, С.С. Першин // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. - 2015. - №7-9. - С. 161-163.
6. Филиппова Е.Н. Специфические закономерности процесса становления спортивного мастерства / Е.Н. Филиппова, П.И. Деркаев // Здоровье для всех: международ. научно-практ. конф.: сб. науч. тр. - Беларусь: Полесский гос. ун-т, 2010. - С. 42-44.