Библиографический список
1. Кожемяко, Т.В. Стратегический менеджмент в малых торговых структурах: региональный аспект: монография. - Ставрополь, 2007. Bibliography
1. Kozhemyako, T.V. Strategicheskiyj menedzhment v malihkh torgovihkh strukturakh: regionaljnihyj aspekt: monografiya. - Stavropolj, 2007.
Статья поступила в редакцию 17.04.13
УДК 330.322 Fursov VA, Lazareva N.V. TO PLACING MULTIMODAL TRANSPORTATION CENTERS IN THE REGION'S MARKETPLACE. The technique of placing a network of multimodal transportation centers and terminal and logistics complexes, combined in an integrated regional transport and logistics system in the region's marketplace.
Key words: the market for transport services, multi-modaltransportation center, regional transport and logistics network.
В.А. Фурсов, д-р эконом. наук, проф. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь; Н.В. Лазарева, д-р эконом наук, проф. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный
университет», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
МЕТОДИКА РАЗМЕЩЕНИЯ МУЛЬТИМОДАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ ЦЕНТРОВ В РЫНОЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНА
Рассматривается методика размещения сети мультимодальных транспортных центров и терминально-логистических комплексов, объединенных в региональные интегрированные транспортно-логистические системы в пространстве региона.
Ключевые слова: рынок транспортных услуг, мультимодальный транспортный центр, региональная транспортно-логистическая сеть.
Тенденции развития мирового рынка, глобализация международного бизнеса и ресурсные ограничения приводят к существенному возрастанию скорости материальных и финансовых потоков, сокращению числа посредников в транспортно-логистических цепях, уменьшению устойчивости и надежности функционирования рынка транспортных услуг. Состояние рынка транспортных услуг в России не соответствует уровню развития экономики и требует формирования региональных сетей мультимодальных транспортных центров и терминально-логистических комплексов, объединенных в региональные интегрированные транспортно-логистические системы. Отсутствие таких сетей сдерживает экспорт и импорт товаров, их оптимальное передвижение по России [1].
Необходимость создания таких центров очевидна не только для субъектов рынка и потребителей их услуг, но и для государства [2]. Поэтому создание сети терминально-логистических комплексов включено в транспортную стратегию России на период до 2020 года и подпрограмму «Экспорт транспортных услуг» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» [3].
Основной структурно-функциональной единицей сетевой структуры рынка транспортных услуг является мультимодальный транспортный центр - многофункциональный терминальный комплекс, размещаемый в общесетевых транспортных узлах. Комплекс выполняет функции транспортно-логистического грузораспределительного центра. Эти центры характеризуются применением современных методов и технологий доставки грузов, базирующихся на концепции логистической интеграции транспорта и поставок материальных ресурсов с использованием электронных коммуникаций и информационных технологий. За счет интеграции товароматериальных, информационных, финансовых и сервисных потоков достигается максимальный синергетический эффект [4].
Формирование сетевой структуры рынка транспортных услуг в регионе предполагает поэтапное формирование трехуровневой структуры и функций участников транспортного процесса: создание регионального информационно-аналитического центра; развитие региональных мультимодальных транспортных центров; формирование локальных мультимодальных транспортных центров.
В крупных общесетевых узлах федерального и международного уровня целесообразно создание сети региональных терми-
нально-логистических комплексов и мультимодальных транспортных центров, объединенных в региональные интегрированные транспортно-логистические сети на основе формирования единой системы организационно-экономического, финансового, информационного, нормативно-правового, а также научно-технического и кадрового обеспечения управления региональной системой грузо- и товаропродвижения. При этом мультимодальные транспортные центры должны работать на единую технологическую задачу - привлечение грузопотоков, оптимизацию перевозочного процесса, увеличение объемов перевозок и переработки и получение на этой основе прибыли [5].
Региональные мультимодальные транспортные центры выполняют функции оперативного управления в рамках своего региона во взаимодействии со смежными региональными и локальными транспортными центрами. Они должны располагаться на территории тех населенных пунктов, которые будут соответствовать критериям выбора месторасположения мультимодального транспортного центра.
Локальные мультимодальные транспортные центры транспортных узлов, являясь концентраторами информационных ресурсов, аккумулируют в себе и реализуют на консолидирующей основе технологические функции единого управления работой транспортных комплексов решающих узлов. Их основная задача - обеспечение слаженного технологического взаимодействия в транспортном узле всех участников транспортного процесса. Локальные распределительные, транспортно-грузовые центры и терминалы располагаются в узловых населенных пунктах и городах обслуживания. Их радиус действия составляет 5-8 км, территория 2-10 га, ограниченный сервис по логистическим услугам.
Эффективность функционирования сетевой структуры рынка транспортных услуг в регионе зависит от: рационального размещения мультимодального транспортного центра, предназначенного для консолидации и расконсолидации грузопотоков; построения оптимальной сети региональных мультимодальных транспортных центров; использования современных моделей управления сетевой структурой рынка транспортных услуг региона; развития сети дорог и транспортной инфраструктуры [6].
Процесс формирования транспортно-логистической сети локального рынка транспортных услуг включает следующие основные стадии:
1. Определение состава показателей, характеризующих уровень обеспеченности региона транспортными услугами и уровень концентрированности рынка
5. Определение числа классов муниципальных образований методом К-средних
2. Анализ динамики выбранных показателей за определенный период
3. Классификация муниципальных образований по избранным показателям на основе метода многомерной классификации
4. Выбор функции, характеризующий степень схожести муниципальных образований по избранным показателям
6. Проведение процедуры масштабирования шкал
7. Построение порайонной многомерной классификации муниципальных образований региона
И
1
8. Сравнительный анализ результатов многомерной классификации муниципальных образований за ряд лет
10. Разработка и утверждение программы развития сети мультимодальных транспортных центров в регионе
9. Разработка рекомендаций по размещению мультимодальных транспортных центров на территории региона
Рис. 1. Методика размещения мультимодальных транспортных центров в пространстве региона
Программа сетевого развития регионального рынка транспортных услуг Ставропольского края
Таблица 1
Номер кластера Число муниципальных образований Наименование муниципальных образований Рекомендации и требования к центрам
2 1 г. Минеральные Воды Региональный мультимодальный транспортный центр (радиус действия 100-500 км, территория 2050 га, развитая инфраструктура, оказание определенных выбранных транспортных услуг).
1 4 г. Ставрополь, г. Невинномысск, г. Буденновск, г. Светлоград Локальные мультимодальные транспортные центры распределения (радиус действия 50-80 км, территория 2-10 га, ограниченная инфраструктура, ограниченный сервис в области логистики), используя все формы поддержки и содействия со стороны региональных органов управления
3 21 гг. Новоалександровск, Ипатово, Изобильный, Новопавловск, Благодарный, Ессентуки, Зеленокумск, с. Арзгир, Дивное, Донское, Грачевка, Летняя ставка, Александровское, Курсавка, Левокумское, Степное, ст. Курская Грузовые распределительные центры (радиус действия, зависящий от размера сети, размеры территории, зависящие от решаемых задач, типовая инфраструктура, профилированный набор услуг, информационная система, рассчитанная на потребителя)
4 5 гг. Кисловодск, Пятигорск, Железноводск, Лермонтов Создание мультимодальных транспортных центров не целесообразно
1. Выявление проблем субъектов рынка и создание возможностей их решения в рамках сетевого партнерства.
2. Формулировка целей вхождения в транспортно-логистическую сеть.
3. Подбор сетевых партнеров: цели которых сочетаемы или адекватны; параметры которых обеспечивают эффективную кооперацию и взаимодействие участников.
4. Обоснование структуры формируемой транспортно-логистической сети и методов взаимодействия, выработки и реализации общих управленческих решений (управления и кооперации).
Методика размещения мультимодальных транспортных центров в пространстве региона представлена на рис. 1. В предлагаемой методике выбор месторасположения мультимодальных
транспортных центров начинается с сегментирования муниципальных образований региона по степени их насыщенности транспортными организациями, обеспеченности транспортными услугами и уровню концентрированности локальных рынков транспортных услуг.
Сегментирование муниципальных образований региона предлагается осуществлять с использованием метода многомерной классификации, достоинством которого является возможность проведения сегментирования не по одному, а сразу по нескольким признакам. В отличие от большинства математикостатистических методов он не накладывает никаких ограничений на вид исследуемых объектов и позволяет рассматривать множество исходных данных практически произвольной природы. По результатам анализа разрабатывается региональная программа сетевого развития регионального рынка транспортных услуг, отражающая интересы всех участников и определяющая районы и города первоочередного размещения мультимодальных транспортных центров, а также формат их присутствия в виде конкретного размера центра (таблица 1).
Библиографический список
Эффективность сетевых рыночных структур достигается образующимся синергическим эффектом в результате консолидации широкого спектра услуг, совместного использования ресурсов, создания общей информационной базы, наличия координирующей структуры, применения согласованного маркетингового инструментария. Формирование сети мультимодальных транспортных центров и терминально-логистических комплексов позволит значительно сократить время передачи грузовых единиц с одного вида транспорта на другой, рационально использовать мощности инфраструктуры всех видов транспорта, расширить перечень услуг, оказываемых при транспортировке грузов, выполняемых по современным требованиям - «от двери до двери» и «точно в срок». Внедрение современных систем управления грузо- и товародвижением и транспортно-логистических технологий позволит объединить материальные, финансовые, информационные потоки в регионе в единое рыночное пространство и сделать его более эффективным.
1. Белый, О.В. Транспортные сети России. Системный анализ, управление, перспективы: монография. - СПб., 1999.
2. Фурсов, В.А. Транспортно-распределительный логистический центр как важнейший элемент инфраструктуры региональной экономики // Модернизация экономики и глобализация: итоги и перспективы. - Ставрополь, 2008.
3. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года [Э/р]. - Р/д.: http: //mintrans.ru/
4. Фурсов, В.А. Формирование и функционирование регионального рынка транспортных услуг: теория, методы, модели. -Ставрополь, 2011.
5. Лазарева, Н.В. Управление формированием и развитием сетевых организаций и структур / Н.В. Лазарева, В.А. Фурсов, Л.В. Воропаева // Современные тенденции развития теории и практики управления в России и за рубежом. - Ставрополь, 2010.
6. Кизим, А.А. Концепция построения региональной транспортно-логистической системы: вопросы теории и практики: монография. -Краснодар, 2004.
Bibliography
1. Belihyj, O.V. Transportnihe seti Rossii. Sistemnihyj analiz, upravlenie, perspektivih: monografiya. - SPb., 1999.
2. Fursov, V.A. Transportno-raspredeliteljnihyj logisticheskiyj centr kak vazhneyjshiyj ehlement infrastrukturih regionaljnoyj ehkonomiki //
Modernizaciya ehkonomiki i globalizaciya: itogi i perspektivih. - Stavropolj, 2008.
3. Transportnaya strategiya Rossiyjskoyj Federacii na period do 2020 goda [Eh/r]. - R/d.: http: //mintrans.ru/
4. Fursov, V.A. Formirovanie i funkcionirovanie regionaljnogo rihnka transportnihkh uslug: teoriya, metodih, modeli. -Stavropolj, 2011.
5. Lazareva, N.V. Upravlenie formirovaniem i razvitiem setevihkh organizaciyj i struktur / N.V. Lazareva, V.A. Fursov, L.V. Voropaeva // Sovremennihe
tendencii razvitiya teorii i praktiki upravleniya v Rossii i za rubezhom. - Stavropolj, 2010.
6. Kizim, A.A. Koncepciya postroeniya regionaljnoyj transportno-logisticheskoyj sistemih: voprosih teorii i praktiki: monografiya. - Krasnodar, 2004.
Статья поступила в редакцию 26.03.13
УДК 330.101.54
Chernjavskij А.А. THE SOURCES OF DEVELOPMENT OF ECONOMY OF CHINA AND RUSSIAN-CHINESE ECONOMIC RELATIONS. The article reflects an overview of the current situation of the Russian-Chinese relations: strategies, relevant documents. The paper discusses the mechanisms, factors and other sources of China's economic growth: the role of the state in the economy, Confucian morality original and stable system of values.
Key words: economic cooperation, foreign economic activity, strategy.
А.А. Чернявский, аспирант Владивостокского гос. университета экономики и сервиса, г. ВладивостокЕ-mail: [email protected]
ИСТОЧНИКИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ КИТАЯ И РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Статья отражает обзор современной ситуации Российско-китайских отношений: стратегий, актуальных документов. Рассмотрены механизмы, факторы и другие источники роста экономики Китая: роль государства в экономике, конфуцианская мораль самобытная и устойчивая система ценностей.
Ключевые слова: экономическое сотрудничество, внешнеэкономическая деятельность, стратегии.
22 марта Китай и Россия сообщили о приоритетных направлениях дальнейшего двустороннего сотрудничества, призвав к установлению между крупными державами международных отношений нового типа. В соответствии с заявлением, перед Китаем и Россией стоит стратегическая задача, заключающаяся в конвертации достигнутого уровня политических отношений в результаты практического сотрудничества в экономической, гуманитарной и других сферах, стороны утвердили «План действий по реализации положений Договора о добрососедстве,
дружбе и сотрудничестве между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией /2013-2016 годы/», определив приоритетные направления взаимодействия по повышению совокупной государственной мощи двух стран и их международной конкурентоспособности.
Первое место в списке отводится проблеме сбалансированного повышения количественных и качественных характеристик экономического сотрудничества. Стороны планируют довести к 2015 г объемы двусторонней торговли до уровня в 100