Научная статья на тему 'Методика раскрытия статической неопределенности в узлах сопряжения торообразных оболочек с кольцевыми днищами'

Методика раскрытия статической неопределенности в узлах сопряжения торообразных оболочек с кольцевыми днищами Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
145
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗМОМЕНТНОЕ И МОМЕНТНОЕ ПЛОСКИЕ НАПРЯЖЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ / КОЛЬЦЕВАЯ ПЛАСТИНА / ПУЛЬСИРУЮЩАЯ НАГРУЗКА / СОПРОВОЖДАЮЩИЕ ФУНКЦИИ / ТОРОБРАЗНАЯ ОБОЛОЧКА / УСТАЛОСТНОЕ РАЗРУШЕНИЕ / ЭКВИВАЛЕНТНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / MEMBRANE AND COUPLE PLANE STRESS STATES / RING PLATE / PULSATING LOAD / TRACKING FUNCTIONS / TORUS-SHAPED SHELL / FATIGUE FRACTURE / EQUIVALENT STRESS

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Легостаев В. Л., Мордовин Е. Д.

Методика предназначена для расчета напряженно-деформированного состояния торообразных оболочек и кольцевых днищ подпрессовочного устройства форматоров-вулканизаторов с байонетным затвором вулканизационных пресс-форм, например ФВ1-500, работающих на ОАО «Ярославский шинный завод».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Die Methodik ist für die Berechnung des angespanntungestalteten Zustandes der kringelförmigen Umhüllungen und der Ringboden der Vorpressenanlage der Reifenheizpressen mit der bayonettischen Sperrvorrichtung von den Heizpressformen, z.B. FV1-500, in der OAG Reifenbetrieb Jaroslawl vorherbestimmt.La méthode est destinée pour le calcul de létat des tensions et des déformations des enveloppes en forme de «toro» et des fonds annulaires du dispositif de préformage des formateurs-vulcanisateurs avec le joint à baïonette des moules de vulcanisation, par exemple FV-500, qui fonctionnent dans la SARL «Usine de la production des pneux de Yaroslavl».Methodology is developed for calculating stress-fracture state of torusshaped shells and ring bottoms of under-pressing device of shaper-vulcanizer with bayonet lock of vulcanizing moulds, such as FV1-500, used at Yaroslavl Tyre Plant PLC.

Текст научной работы на тему «Методика раскрытия статической неопределенности в узлах сопряжения торообразных оболочек с кольцевыми днищами»

Машиностроение. Строительство. Материаловедение. Металлообработка

УДК 678.058

МЕТОДИКА РАСКРЫТИЯ СТАТИЧЕСКОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ В УЗЛАХ СОПРЯЖЕНИЯ ТОРООБРАЗНЫХ ОБОЛОЧЕК С КОЛЬЦЕВЫМИ ДНИЩАМИ В.Л. Легостаев, Е.Д. Мордовин

ОАО «Тамбовполимермаш», г. Тамбов Представлена членом редколлегии профессором Ю.В. Воробьевым

Ключевые слова и фразы: безмоментное и моментное плоские напряженные состояния; кольцевая пластина; пульсирующая нагрузка; сопровождающие функции; торобразная оболочка; усталостное разрушение; эквивалентное напряжение.

Аннотация: Методика предназначена для расчета напряженно-деформированного состояния торообразных оболочек и кольцевых днищ подпрессовочного устройства форматоров-вулканизаторов с байонетным затвором вулканизационных пресс-форм, например ФВ1-500, работающих на ОАО «Ярославский шинный завод».

В настоящей статье излагается методика раскрытия статической неопределенности в узлах сопряжения тороидальных оболочек 1 и 2 с кольцевыми днищами 3 и 4 (рис. 1). Названные элементы сопряжены в узлах 13, 14, 23 и 24 с помощью электросварки. Днища опираются на кольцевые силовые плиты форматоры-

Рис. 1 Расчетная схема краевых нагрузок

вулканизаторы (ФВ) с внутренним г и наружным - г радиусами (на рис. 1 не показано). Днище 3 имеет возможность свободного перемещения вверх на величину уо, а 4 - неподвижное.

Давление воды в устройстве изменяется от нуля до рабочего р и от р до нуля, вследствие чего в оболочках и днищах возникают пульсирующие осесимметричные напряжения.

С точки зрения строительной механики подпрессовочное устройство испытывает сложное напряженное состояние. Поэтому прочность оболочек и днищ необходимо оценивать по эквивалентному напряжению при пульсирующей нагрузке. В акте расследования причин разрушения (после 880 - 1500 циклов на-гружения-разгружения) оболочек подпрессовочного устройства ФВ 1-500 на ОАО «Ярославский шинный завод» отмечается усталостное разрушение материала. Известно, что металлоконструкции, отвечающие условию усталостной прочности, могут выдержать неограниченное число циклов нагружения-разгружения

[1].

Напряжения в оболочках и днищах устройства (см. рис. 1) можно подсчитать по безмоментной и моментной теориям осесимметричных тонкостенных оболочек вращения и круглых кольцевых пластин.

Известные методы расчета тороидальных оболочек, опубликованные, например, в источниках [2] и [3], весьма сложные и малообозримые для восприятия физической сущности деформации оболочек и узлов их сопряжения с круглыми пластинками.

В связи с отсутствием расчета подпрессовочных устройств (см. рис. 1) возникла необходимость разработки настоящей методики расчета напряженно-деформированного состояния днищ и оболочек, рассматриваемого устройства.

В узлах сопряжения 13, 14, 23 и 24 возникают краевые радиальные силы и изгибающие моменты соответственно ТГ0, МГ0; Т’г^, М’г^; Тк, Мк и ТЯ, М’к ,

равномерно распределенные по контурам радиусов Тд и Я. Расчетные схемы оболочек 1 , 2 и днищ 3, 4 представлены на рис. 1 и рис. 2.

За теоретическую основу раскрытия статической неопределелимости краевых нагрузок приближенно приняты решения краевых задач длинной тонкостенной цилиндрической оболочки постоянной толщины, изложенные в учебных пособиях [5] и [6].

Рис. 2 Расчетные схемы днищ:

а - верхнего днища; б - нижнего днища

Неизвестные краевые нагрузки могут быть определены с помощью уравнений неразрывности деформаций в узлах сопряжения. В настоящей задаче в качестве перемещений принимаются радиальные и угловые перемещения на контурах сопряжения. В общем виде условия неразрывности деформаций имеют следующий вид:

0 = “щ; ^г'0 = фг'д, (1)

где Щ0, мг-д и viо, фг-д - радиальные и угловые перемещения контуров сопряжения оболочек и днищ.

В сопряжении 13 для края оболочки 1 от краевого изгиба

“13 = -(Р„М„ +Т-0 Чз =(2Р„М,0 + T,-о)/2P^Яо, (2)

а в сопряжении 14

“14 = -(Рг0м;0 + Тг0 ^2Р30а; ^ = (2РГ0м;0 + Тг0 ^2Р20 а. (3)

В сопряжении 23 для края оболочки 2 от краевого изгиба

“23 = (РлМЯ + ТЯ )/2РЯА0 ; ^23 = (2РяМД + ТЯ )/2РЯА0 , (4)

а в сопряжении 24

“24 = (МЯ + ТЯ V2РЯ А0 ; ^24 = (2РйМЯ + ТЯ V2РЯ А0 . (5)

В формулах (2) - (5) обозначено:

Р;0 = 4/3 (1 -ц2 У ;0 52; Ря = ф (1 -ц2 VЯ252;

А - цилиндрическая жесткость оболочек,

А0 = Е53/12 (1 -ц2),

где Е - модуль упругости Юнга материала оболочек; ц - коэффициент Пуассона материала оболочек; 5 - толщина стенки оболочек.

Давление воды внутри подпрессовочного устройства вызывает безмоментное плоское напряженное состояние стенок торообозных оболочек [4]. Под действием нормальных мембранных меридиальных ст^ и кольцевых ст^ напряжений контуры сопряжений оболочек 1 и 2 перемещаются в радиальных направлениях ; и Я. Согласно обобщенному закону Гука для оболочки 1 в узлах сопряжения 13 и 14 радиальные перемещения равны

“;0 = е;0;0 = (ст10 - Цст1ф)П)/Е, (6)

а для оболочки 2 в узлах сопряжения 23 и 24

“Я =еДЯ = -(ст20-Цст2ф) Я/Е. (7)

В результате осевого перемещения днища 3 вверх происходит изгиб стенок оболочек 1 и 2 в меридиональном и кольцевом направлениях от действия неуравновешенных осевых сил Р* и Р*, соответственно. Меридиональные равномерно

распределенные изгибающие моменты mi (9) уменьшают кривизну оболочек (считаются отрицательными), вызывают поворот и осевые перемещения кольцевых сечений оболочек. (Согласно [2] mi (ф) = цтг- (9)).

Для контуров сопряжений 9,- = 90 оболочек 1 и 2 углы поворота кольцевых сечений получены из решения дифференциальных уравнений упругих срединных поверхностей оболочек.

Для контура сопряжения 13 оболочки 1

°1(0) = -Р*гт2 (cos 90 + 1)2/4nD0 ( - гт), а для контура сопряжения 23 оболочки 2

V (9) = -P*Гт2 (cos90 +1)2/4пС>0 ((2 + rT).

(8)

(9)

За теоретическую основу расчета днищ принят расчет на изгиб кольцевых пластин, изложенный в учебнике [5]. При этом считаем радиальные М; и кольцевые Мх изгибающие моменты положительными, если они вызывают растяжение нижних волокон днищ; углы поворота ф нормалей к срединным поверхностям днищ и прогибы ю этих поверхностей положительными, если их направления совпадают с положительными радиальными изгибающими моментами.

Уравнения изгибающих моментов и перемещений днищ 3 и 4 имеют следующий вид:

- для днища 3:

r0

Mr = -M„, Y„ I I + Mt0 Yrt I I; Mt = -M, Y*. I I + Mt0 Y„ I I;

r0 tr

Dp = -Mr0rYpr fRJ + Mt0Yp ^• Dro=D^0 -Mr0r2Yfflr frj + Mmr2Y^ fyj;

(10)

- для днища 4:

M; = Mr0 Yrr f^| + Mt'0Yrt f ^1; M’t = Mr0 Ytr f^j + M/0Ytt I r

Dp'= M' rY,

pr

r0

+M't0 Ypt

r0

; Dra' = Dro0 + M'r2Y,

Шг|-]+ Mtor2Yrat' r0

(11)

В уравнениях (10) и (11) обозначено: М;0, М(0 и Ю0; М'г, М[0 и ю0 - радиальные и кольцевые изгибающие моменты и прогибы на внутренних контурах днищ 3 и 4 (начальные параметры); А - цилиндрическая жесткость днищ,

А = Екъ/12(1 -ц2); YiJ■ ^| - сопровождающие функции [5, табл. 1 - 5]; г0 -

координата точки приложения нагрузки; ; - независимая переменная величина (радиус кольцевого сечения днища).

Из граничных условий при г = Я (см. рис. 2) с помощью уравнений радиальных моментов (10) и (11) находим:

- для верхнего днища

Mt 0 = - для нижнего днища

M't0 =

Mr0 Y rr l||-Mr

M Yrr lR I+ MR

Yr

(12)

(13)

Воспользовавшись принципом суперпозиции (независимости) действия сил, приняв радиальные перемещения оснований равными нулю, раскрыв уравнения (1) для каждого узла сопряжения и решив полученные уравнения относительно неизвестных краевых нагрузок (см. рис. 1), получим:

- для узла 13:

где

Tr0 =-Pr0 Mr0 + 2pr0 D0 Б1;

Mr0 = [-( +P Г0 Б1 + kr()MR/D )]/Г1,

Б1 = (ст19- М-Ст1ф) П)1 Е; A1 = Р*гт2 (cos90 + i)2 /4nD0 ( - гт ):

V0 Y

k = Ypt (1)/ Yrt f R Г1 = V2 Pr0 D0 + r0 hiD

r0 MY f r0 1.

- для узла 14:

где

4 =A M, + < D0 Б1;

m;0 =(-Pr0 Б1 + krMR/D ) Г3 = 1/2Pr0D0 -r0kxlD;

- для узла 23:

T

Mr = [Rk2 ( + Pr0 Б1) - A2 - PrБ2 ]/Г2 :

TR = -P RMR + 2PRD0 Б2;

где

Б2 =(ст29 -^ст2ф)R/E;

k2=Ypr fR J-Y* f RjY rr f R J/Y»IR J;

A2 = P2rx(cos90 +1 /4nD0 ((2 + гт);

Г2 = V2 PrD0 - kk2r0R/D2Гl + RYpt fRDYrt fRJ;

- для узла 24:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

TR = 2PRD0Б2 -PrMR ;

где

MR =(Pr0 (/D^-Pr Б2 )г 4 , Г4 = V2 PrD0 - kk2r0R/D2r3 - RYpt fRDYrt fRj.

(14)

(15)

(16)

(17)

В зонах краевого эффекта от действия краевых нагрузок (см. формулы (14) -(17)) в оболочках 1 и 2 возникают кольцевые изгибающие моменты и нормальные кольцевые усилия. На основании формул (4) и (5) [6] для узлов сопряжения рассматриваемой задачи расчетные формулы названных нагрузок представлены ниже:

- для узла 13:

М13 (ф) = цМ;0; (ф) = -2Г0 (р2 Мщ + Р;0Тщ); (18)

- для узла 14:

М14(ф) = цм;0; Л14(ф) = -2Г0 (р20 м;0 +Рг0 Т;0); (19)

- для узла 23:

М 23 (ф) = цМя; Л24 = -2 Я (р|мд + вяТя); (20)

- для узла 24:

М24(ф) = цМЯ; Л24(ф) = -2Я ^МЯ+РяТЯ). (21)

На стадии проектирования толщина стенки оболочек 1 и 2 определяется из условия обеспечения прочности при изгибе неуравновешенными осевыми силами

т-) * Т-)*

Р 1 и Р2 соответственно:

- для оболочки 1

5>^ 6 [т1(9)]ша7[сти ]п; (22)

- для оболочки 2

5>^ 6 M9)]max/K ]II. (23)

Далее необходимо проверить прочность оболочек по эквивалентному напряжению третьей теории прочности (теории Треска-Сен-Венана) от действия мембранных напряжений

аш

г экв

= (СТг9-СТгф)<[СТр ] п. (24)

В формулах (22) - (24) обозначено: [сти ] - допускаемое напряжение при пульсирующем изгибе; [стр ] ii - допускаемое напряжение растяжения при пульси-

рующей нагрузке; стг9 и стгф - нормальные мембранные напряжения в точке

опасного кольцевого сечения (для оболочки 1 при 91 = 180°, а для оболочки 2 при 92 = 90 (см. рис. 1)).

Для оболочек 1 и 2

ст19 = ст29 = Ргт1 5> (25)

а ст1ф и ст2ф соответственно равны:

СТ1ф=-РГт/ 25; СТ2ф=-рГт sin (90°-90). (26)

Толщина днищ принимается из условий прочности при пульсирующем изгибе радиальным и кольцевым моментами:

- в первом случае

h ^6Mrmax/[CTH ]п; (27)

- во втором случае

h ^6MfmaV[CTH ]п. (28)

Из двух значений принимается большее h.

Так как днища испытывают плоское напряженное состояние от изгиба моментами Mr и Mt, то с целью более оптимального использования материала необходимо проверить их прочность по эквивалентному напряжению четвертой теории прочности (теории Губера-Мизеса)

^■IV . f^max)2 . /„ma^2 „max max г_ "I /тол

стэкв =VlCTr / + \CTt / - CTr CTt <[стр J n, (29)

где CTmax и CTmax - максимальные радиальные и кольцевые напряжения,

CTmax = 6Mrmax /h2 ; CTmax = 6Mtmax /h2 . (30)

Заключение. Из анализа расчетных формул краевых нагрузок видно, что их величина тем больше, чем выше цилиндрическая жесткость оболочек и днищ.

Предлагаемая методика позволяет на стадии проектирования форматоров-вулканизаторов рассчитать краевые нагрузки и соответствующие им максимальные напряжения, а также проверить прочность торообразного подпрессовочного устройства по допускаемым напряжениям при пульсирующей нагрузке.

Список литературы

1 Афанасьев, А.М. Лабораторный практикум по сопротивлению материалов / А.М. Афанасьев, В. А. Марьин. - М.: Физматгиз, 1960. - 262 с.

2 Биргер, И.А. Прочность, устойчивость, колебания: справочник / И.А. Биргер, Я.Г. Пановко. - М.: Машиностроение, 1968. - Т.1. - 831 с.

3 Бояршинов, С.В. Основы строительной механики машин / С.В. Бояршинов. - М.: Машиностроение, 1973. - 456 с.

4 Тимошенко, С.П. Сопротивление материалов / С.П. Тимошенко. - М.: Наука, 1965. - Т.2. - 480 с.

5 Соколов, В.И. Основы расчета и конструирования деталей и узлов пищевого оборудования / В.И. Соколов. - М.: Машиностроение, 1970. - 422 с.

6 Луганцев, Л. Д. Формулы для расчета длинных цилиндрических, конических и сферических оболочек / Л. Д. Луганцев. - М.: МИХМ, 1975. - 19 с.

Methodology of Identifying Static Uncertainty in the Junction Knots between the Torus-Shaped Shells and the Ring Bottoms

V.L. Legostaev, E.F. Mordovin

“Tambovpolimermash” PLC, Tambov

Key words and phrases: membrane and couple plane stress states; ring plate; pulsating load; tracking functions; torus-shaped shell; fatigue fracture; equivalent stress.

Abstract: Methodology is developed for calculating stress-fracture state of torusshaped shells and ring bottoms of under-pressing device of shaper-vulcanizer with bayonet lock of vulcanizing moulds, such as FV1-500, used at “Yaroslavl Tyre Plant” PLC.

Methodik der Offenbarung der statischen Unbestimmtheit in den Uberladestationen der kringelformigen Umhtillungen mit den Ringboden

Zusammenfassung: Die Methodik ist fur die Berechnung des angespannt-ungestalteten Zustandes der kringelformigen Umhullungen und der Ringboden der Vorpressenanlage der Reifenheizpressen mit der bayonettischen Sperrvorrichtung von den Heizpressformen, z.B. FV1-500, in der OAG “Reifenbetrieb Jaroslawl” vorherbestimmt.

Methode de la decouverte de l’indetrmination statique dans les noeuds de la jonction des enveloppes en forme de «toro» avec les fonds annulaires

Resume: La methode est destinee pour le calcul de l’etat des tensions et des deformations des enveloppes en forme de «toro» et des fonds annulaires du dispositif de preformage des formateurs-vulcanisateurs avec le joint a bai'onette des moules de vulcanisation, par exemple FV-500, qui fonctionnent dans la SARL «Usine de la production des pneux de Yaroslavl».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.