В.В. Меньших,
доктор физико-математических наук, профессор
А.В. Папонов,
ФКОУДПО УЦ УФСИН России по Воронежской области
МЕТОДИКА РАСЧЕТА УСТОЙЧИВОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ НА ОБЪЕКТЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
CALCULATION METHOD OF STABILITY OF MANAGEMENT MODEL FUNCTIONING IN CASE OF EMERGENCY SITUATIONS IN INSTITUTIONS OF PENITENTIARY SYSTEM
Разработана методика расчета устойчивости функционирования модели управления при возникновении чрезвычайных обстоятельств на объекте уголовноисполнительной системы. Произведено исследование потенциальной выполнимости операции с детализацией влияния конкретных исполнителей. Определен круг лиц, выход из строя которых приведет к невозможности выполнения общей задачи.
In article the method of calculation of stability of functioning of the management model in the ev ent of incidents on object of penitentiary system is dev eloped. The potential impact of the operation with a detailed specific performers is stadied. List of persons, failure of which will result in inability to perform common tasks is defined.
Введение. В условиях реформирования уголовно-исполнительная система России подвергается значительным масштабным и системным изменениям, которые затронули организационно-структурное построение, порядок выполнения служебных задач, воспитания осужденных, производственно-хозяйственную деятельность, материально-бытовое, медицинское обеспечение. В первую очередь это изменение условий содержания осужденных к лишению свободы, создание исправительных учреждений новых видов и современной системы охраны, внедрение передовых форм и методов исправительного воздействия на осужденных, применение электронных средств контроля, построение адекватной системы мотиваций осужденных к законопослушному поведению [1, 2].
Проводимые мероприятия по реформированию УИС вызывают преступную и протестую активность со стороны осужденных и лиц, содержащихся под стражей, имеют следствием совершение противоправных действий, в том числе насильственной направленности, что оказывает негативное влияние на функционирование уголовно-исполнительной системы и может приводить к возникновению чрезвычайных обстоятельств (ЧО) на объектах ФСИН России. Поэтому необходимо учитывать, что в повседневной деятельности органы управления могут столкнуться с чрезвычайными обстоятельствами, вызывающими внештатные ситуации, требующие принятия нестандартных управленческих решений. Особенностью внештатных ситуаций на объектах ФСИН России является то, что несвоевременные и неправильные действия сотрудников могут привести в дальнейшем к причинению вреда здоровью, гибели людей, излишним материальным затратам [3].
В связи с этим актуальной является проблема моделирования действий должностных лиц при возникновении чрезвычайных обстоятельств на объектах ФСИН. Наиболее не исследована в настоящее время задача оценки устойчивости управления дей-
ствиями должностных лиц при возникновении различных внешних обстоятельств, чему и посвящена данная работа.
1. Постановка задачи исследования устойчивости. Под устойчивостью модели управления на объекте УИС при возникновении чрезвычайных обстоятельств будем понимать возможность успешного выполнения возложенных задач при различных допустимых отклонениях параметров составляющих элементов. Необходимо определить два основных критерия оценки устойчивости системы управления при возникновении ЧО:
потенциальная выполнимость поставленной задачи;
выполнение поставленной задачи за требуемый промежуток времени, определяемый действующими нормативными документами и внутренними инструкциями исполнителей.
Процесс принятия управленческого решения, как правило, характеризуется ограничением времени, неполнотой информации о состоянии объекта управления. К одному из важнейших обстоятельств следует отнести постоянно изменяющиеся характеристики объекта управления, которые связаны с возникновением различного вида взаимоотношений (конфликта, содействия и безразличия) между элементами системы управления и объектами внешней среды. Это может приводить к следующим последствиям [4]:
увеличение длительности выполнения действий,
частичный выход исполнителей из строя, приводящий к перераспределению действий между оставшимися исполнителями.
В случае невозможности выполнения задания, предусмотренного управленческим решением на определенном этапе для конкретного исполнителя, его функцию берет на себя дублирующий исполнитель. Поэтому итоговое время выполнения задания может возрасти в связи с увеличением объема выполняемой работы.
В целях исследования устойчивости модели управления при возникновении происшествий на объекте уголовно-исполнительной системы необходимо произвести следующие действия:
1) определить круг лиц, выход из строя которых приведет к невозможности выполнения общей задачи;
2) определить числовые характеристики закона распределения модели управления при выходе из строя отдельных исполнителей;
3) рассчитать вероятность благоприятного исхода операции по пресечению происшествия на объекте уголовно-исполнительной системы.
2. Получение вероятностно-временных оценок. При проведении исследования используются принципы и подходы, предложенные авторами в [5—8] для структурнопараметрического моделирования функционирования системы управления при возникновении различных чрезвычайных обстоятельств: побега из-под охраны, пресечения вооруженных нападений, массовых беспорядков, освобождения заложников — с учетом возможных вариантов сбоев в работе исполнителей.
Для расчета числовых характеристик закона распределения модели управления при выходе из строя всех возможных комбинаций исполнителей на языке Delphi написана программа, исходными данными для которой являются: матрица смежности совокупности действий сотрудников учреждения ФСИН России по пресечению чрезвычайного обстоятельства; количество исполнителей, принимающих участие в операции; количество вышедших из строя исполнителей; данные о минимальном и максимальном времени выполнения действия конкретным сотрудником.
Программа проводит вычислительный эксперимент по исследованию устойчивости модели управления при возникновении происшествий на объекте уголовноисполнительной системы. Производится розыгрыш всех возможных сочетаний исполнителей без повторений исходя из начальных условий, заданных пользователем, с внесением изменений в матрицу исполнителей.
Далее производится получение данных об итоговом времени выполнения операции с учетом равномерного закона распределения вероятностей выполнения действия исполнителями. При проведении расчетов программой используются алгоритмы диспетчеризации, которые, как показано в [9,10], имеют высокую эффективность при оценке временных характеристик информационных систем. При использовании диспетчеров составление расписания происходит на основе некоторого эвристического правила назначения наибольшего приоритета при определении последовательности выполнения действий. В работах [9,10] показано, что в общем случае наибольшую эффективность имеет диспетчер АД31. В соответствии с ним для выполнения выбирается действие, от которого информационно зависит возможность выполнения наибольшего количества других действий; в случае, если существует несколько таких действий, то среди них выбирается действие наименьшей длительности.
Использование составного диспетчера позволяет строить алгоритмы получения временных оценок модели управления при возникновении происшествий на объекте уголовно-исполнительной системы таким образом, что последовательность выполнения операций определяется непосредственно во время ее выполнения или имитации ее выполнения на основе имеющейся информации об уже выполненных операциях, априорных оценках длительностей готовых к выполнению операций, а также имеющихся связей, описанных матрицей смежности [9].
3. Пример расчёта устойчивости управления при возникновении чрезвычайных обстоятельств.
Расчет устойчивости функционирования модели управления при возникновении чрезвычайных обстоятельств на объекте уголовно-исполнительной системы произведем на примере «Побег из-под охраны». Для этого используем ранее разработанную вероятностно-временную модель управления [5]. Согласно должностным инструкциям сотрудников и регламентирующим данное направление деятельности нормативным документам последовательность действий должностных лиц, участвующих в устранении чрезвычайного обстоятельства, приведена в табл. 1. Граф последовательности выполнения действий сотрудников учреждения ФСИН России по пресечению побега осужденного представлен на рисунке.
В результате работы программы получены данные о комбинациях исполнителей, выход из строя которых приведет к невозможности выполнения общей задачи либо к увеличению времени выполнения общей задачи выше предела, определенного нормативными документами уголовно-исполнительной системы. При оценке временных характеристик использован общепринятый уровень значимости для технических наук 5%.
Таблица 1
Последовательность совокупности действий сотрудников учреждения ФСИН России по пресечению побега
Код дейст- вия Действие Исполнитель
d1 Распоряжение на осмотр места происшествия. ^ (оперативный дежурный)
d2 Осмотр внешней запретной зоны с целью обнаружения следов побега. ^ (начальник караула)
d3 Осмотр внутренней запретной зоны с целью обнаружения следов побега. ^ (РГ №°1 дежурной смены)
d4 Анализ информации о выходе с объекта транспортных средств. !8 (РГ караула)
ё5 Анализ информации о выходе лиц с объекта. І4 (помощник начальника караула)
ё6 Указание на проверку осужденных, выявление и опрос осужденных, знавших лицо, совершившее побег. І1
ё7 Сбор личного состава по тревоге согласно схеме оповещения. І3 (помощник оперативного дежурного)
ё8 Организация работы группы преследования. І2
ё9 Проверка осужденных, выявление и опрос осужденных, знавших лицо, совершившее побег. І6
ё10 Тщательная проверка рабочего и спального места, изъятие всех личных вещей и переписки. І7 (РГ №°2 дежурной смены)
ё11 Указание о подготовке установочных данных по личному делу. І1
ё12 Подготовка установочных данных на бежавшего. І5 (инспектор спец отдела)
ё13 Принятие решения на организацию розыска бежавшего І9 (начальник учреждения)
Граф последовательности выполнения действий сотрудников учреждения ФСИН России по пресечению побега осужденного
Статистические результаты работы программы по исследованию устойчивости модели управления при возникновении ЧО на объекте уголовно-исполнительной системы для ситуации «Побег из-под охраны» приведены в табл. 2.
Таблица 2
Исследование потенциальной выполнимости операции при возникновении ЧО на объекте для ситуации «Побег из- под охраны»
Прогноз потенциальной выполнимости операции Количество выбывших исполнителей
1 2 3 4
Благоприятный исход (А) 75% 50% 25% 0%
Выполнение операции не укладывается во временной лимит (Б) 25% 46% 57% 66%
Операция потенциально невыполнима (В) 0% 4% 18% 34%
Важным является изучение вопроса о том, как влияет на результаты прогноза выход из строя конкретных исполнителей.
По итогам исследования комбинаций выхода из строя одного исполнителя из восьми определено, что операция будет выполнена, но превышение времени, установленного нормативными документами УИС, произойдет в случае выхода из строя одного из следующих исполнителей: начальник караула, помощник начальника караула (исполнители 12 и Ь^ соответственно).
При выходе из строя двух исполнителей из восьми выполнение операции будет невозможно при одновременном выходе из строя начальника караула и его помощника. В 13 случаях из 28 возможных вариантов продолжительность операции не уложится в определённый нормативными документами лимит времени.
При выходе из строя трёх исполнителей из восьми успешное выполнение операции произойдет в 14 случаях из 56. В случае выхода из строя четырёх исполнителей из восьми успешное выполнение операции невозможно.
Из анализа результатов исследования функционирования модели управления при возникновении происшествий на объекте уголовно-исполнительной системы на примере побега из-под охраны можно сделать вывод, что в целях повышения эффективности планирования и организации мероприятий по обеспечению охраны объекта УИС и поддержанию установленного режима содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, особое внимание следует уделить возможности осуществления своих функций исполнителями Ь2 и Ь4 (начальник караула, помощник начальника караула), так как от успешного выполнения их действий в большей степени зависит благоприятный исход всей операции.
Заключение. Полученные в работе результаты могут быть использованы для совершенствования процесса подготовки должностных лиц к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств на объектах ФСИН и, в частности, для создания обучающих систем на базе ситуационных центров по аналогии с соответствующими системами для органов внутренних дел [11—13].
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 г. №1772-р. — М.: ФБУ Объединенная редакция ФСИН России, 2010. — 32 с.
2. Федеральная служба исполнения наказаний: [Электронный ресурс]. М., 2013. ЦЯЬ^йр://фсин.рф. (Дата обращения 02.07.2013).
3. Проблемы взаимодействия правоохранительных органов в ходе розыска лиц, совершивших побег из мест лишения свободы и уклоняющихся от отбывания наказаний, не связанных с лишением свободы: материалы межведомственного круглого стола 23 апреля 2007 г. / под общ. ред. В.Б. Бровкина. — СПб.: СПб ИПК работников ФСИН России, 2007. — 84 с.
4. Меньших В.В., Папонов А.В. Исследование устойчивости модели управления при возникновении происшествий на объекте уголовно-исполнительной системы // Вестник Воронежского института ФСИН России. — 2012. — №1. — С. 43—46.
5. Меньших В.В., Папонов А.В. Вероятностно-временная модель действий должностных лиц при возникновении происшествий на объекте уголовно-исполнительной системы // Вестник Воронежского института МВД России. — 2011. — №3. — С. 128—134.
6. Меньших В.В., Папонов А.В. Разработка структурно-параметрической модели действий сотрудников учреждения ФСИН России по пресечению массовых беспорядков // Вестник Воронежского института ФСИН России. — 2013. — №1. — С. 55—59.
7. Папонов А.В. Разработка структурно-параметрической модели действий сотрудников учреждения ФСИН России по освобождению заложников // Актуальные проблемы деятельности подразделений УИС: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / ФКОУ ВПО Воронежский институт ФСИН России.
— Воронеж : Научная книга, 2012. — С.238—241.
8. Меньших В. В., Папонов А.В. Разработка структурно-параметрической модели действий должностных лиц по пресечению вооруженных нападений на объекты уголовно-исполнительной системы // Вестник Воронежского института высоких технологий. — 2012. — №9. — С. 99—103.
9. Бублик Н. Г., Литвиненко Д.Э., Меньших В. В. Сравнение алгоритмов диспетчеризации в условиях неопределенности длительностей операций // Управляющие системы и машины. — 1990. — №2 — С. 69—72.
10. Меньших В. В. О выборе методов оптимизации последовательности выполнения запросов к вычислительным системам // Автоматика и вычислительная техника.
— 1996. — № 1 — С. 72—76.
11. Меньших В. В., Пьянков О.В., Самороковский А.Ф. Использование ситуационных центров для обучения действиям в кризисных ситуациях // Информационная безопасность регионов. — 2011. — Вып. 2(9). — С. 104—107.
12. Меньших В.В., Пьянков О.В., Самороковский А.Ф. Использование современных информационных технологий для обучения действиям в кризисных ситуациях // Вестник Воронежского института МВД России. — 2011. — №3. — С. 154—161.
13. Меньших В.В., Самороковский А.Ф., Меренков А.С. Методика обучения принятию управленческих решений в ходе несения службы по охране общественного порядка при проведении спортивных мероприятий с использованием современных информационных технологий // Вестник Воронежского института МВД России, 2013. — №1. — С. 204—208.