Методика расчета требуемого объема жилищно-коммунальных услуг в муниципальном жилищном комплексе
Т.А. Герасимов
инженер по техническому аудиту ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» ОАО «Башкирэнерго», соискатель ученой степени кандидата экономических наук (г. Уфа)
Д.А.Гайнанов
директор Института социально-экономических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук, профессор, доктор экономических наук, научный руководитель (г. Уфа)
Тимур Александрович Герасимов, [email protected]
Муниципальный рынок жилищно-коммунальных услуг (далее - ЖКУ) характеризуется прежде всего отношением фактического потребления и нормативного предоставления ЖКУ как в конкретном управляемом жилищном фонде, так и в муниципальном жилищнокоммунальном комплексе (далее - ЖКК) в целом (рис. 1).
Рис. 1. Общая структура муниципального рынка жилищно-коммунальных услуг
Предлагаемая методика расчета требуемого объема ЖКУ, предоставляемых управляющими жилищными организациями муниципального жилищно-коммунального комплекса,
позволяет обеспечить баланс между нормативным предоставлением ЖКУ и фактическим их потреблением. Такой баланс достигается посредством регулирования управляемых параметров, таких как фактическая стоимость ЖКУ на единицу площади муниципального жилищного фонда и нормативное потребление ресурса на единицу объекта муниципального жилищного фонда.
Базовое уравнение для муниципального рынка ЖКУ выглядит следующим образом:
1ф = Н (1
где 1ф - фактическое потребление ЖКУ, р.;
1н - нормативное предоставление ЖКУ, р.
Фактическое потребление ЖКУ 1ф можно представить так:
1Ф = Спотр + Сбюд, (2)
где Спотр - расходы потребителей ЖКУ, р.;
Сбюд - расходы на ЖКУ бюджетов всех уровней (дотации, субсидии, льготы потребителям ЖКУ), р.;
Расходы потребителей ЖКУ Спотр рассчитываются следующим образом [1]:
к к Спотр = ^
потр
к
п
п=1 п=1 (3)
где Еп - величина средств, собираемая с населения, полностью оплачивающего ЖКУ,
входящего в п-е группы населения по уровню подушевого дохода, тыс. р. в год;
Ьп - величина средств, собираемая с субсидируемого населения, входящего в п-е группы населения по уровню подушевого дохода, тыс. р. в год.
Еп и 1п определяются из выражения [1]:
при Рп - П > 0 Рп= 12ПСКп; (4)
при Рп - П < 0 ^ = 12АпОКп, (5)
где Рп - предельно допустимая величина собственных расходов граждан;
Рп=АР; (б)
Ап - уровень доходов в п-й группе населения по уровню подушевого дохода, р.; й - максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату ЖКУ, %; Кп - количество жителей в п-й группе с определенным подушевым доходом, тыс. чел.; С - максимальная доля расходов на ЖКУ от себестоимости ЖКУ;
П - сложившиеся расходы предприятий на производство ЖКУ, р./чел.
П = вТ, (7)
где в - средняя площадь жилья на 1 человека в управляемом жилом фонде, кв. м;
Т - фактическая стоимость ЖКУ на 1 квадратный метр общей площади жилья, р.
Расходы бюджета на субсидии, дотации и льготы при предоставлении ЖКУ:
Сб = С + С + С , (8)
бюд с л д’ ' '
где Сс, Сл, Сд - расходы соответственно на субсидии, льготы и дотации в сфере ЖКУ.
Величина средств, направляемых на субсидии гражданам при оплате ЖКУ:
Сс=12£ (ПК„С - К„Р„) - Сл, (9)
п=1
где 12 - количество календарных месяцев в году.
Расходы на льготы в сфере ЖКУ:
С л = 12K п Ссрл, (10)
где Кл - количество жителей, имеющих льготы на оплату ЖКУ;
Ссрл - средняя величина бюджетных расходов на обеспечение льготами 1 человека в 1 месяц;
12 - количество календарных месяцев в году.
Расходы на дотации предприятиям жилищно-коммунального комплекса (ЖКХ):
С = VT - С - С - С . (11)
v 1 wпотр wc V /
Нормативное предоставление ЖКУ 1н определяется следующим образом:
1н = ®сод + ®обсл, (12)
где Осод - объем ЖКУ по содержанию и эксплуатации объектов муниципального жи-
лищно-коммунального комплекса;
Qpec - объем ЖКУ, предоставляемых ресурсоснабжающими организациями;
0обсл - объем ЖКУ, предоставляемых управляющими и обслуживающими жилищными организациями.
Нормативное предоставление ЖКУ по водоснабжению Qpec в:
Q = К P С . (13)
рес в в нв нв ' /
где Кв - количество человек, проживающих в жилых зданиях с централизованной сис-
темой водоснабжения, тыс. чел.;
Рнв - нормативное значение среднего уровня потребления воды населением, куб. м в год;
Снв - расходы на водоснабжение из расчета 1 кубический метр воды, р.
Нормативное предоставление ЖКУ по теплоснабжению Qptxт (от теплостанций):
Q = V PC . (14)
рес т нт нт ' '
где V - общая площадь жилищного фонда муниципального образования, тыс. кв. м;
Рнт - нормативный расход тепловой энергии на отопление 1 квадратного метра площади жилищного фонда, кДж/кв. м;
Снт - расходы на производство и доставку 1 кДж, р.
Нормативное предоставление ЖКУ по газовому теплоснабжению Qpec г:
Q = КР С . (15)
рес г г нг нг ' /
где Кг - численность объектов жилищного фонда, в которых используются газовые источники энергии, тыс.;
Рнг - нормативное потребление газа на единицу объекта жилищного фонда, куб. м;
С - расходы на газоснабжение 1 кубического метра газа, тыс. р.
Нормативное предоставление ЖКУ по водоотведению (канализованию) Орес к:
О = К Р С , (16)
рес к в нв нК ' '
где Снк - расходы на канализование 1 кубического метра использованной потребителями воды, тыс. р.
Объем ЖКУ, предоставляемых управляющими и обслуживающими жилищными организациями Ообсл , определяется следующим образом:
''обсл = VСнобсл , (17)
где Сн обсл - нормативная стоимость обслуживания 1 квадратного метра площади объекта жилищного фонда муниципального образования, р.
Таким образом, нормативное предоставление ЖКУ в муниципальном ЖКК определяется следующим образом:
Н = КВРнСнв + УРнт Снт+ КРнСнг+ КвРнвСнк + Юн обсл■ (1 8)
Схема номографической реализации методики расчета требуемого объема ЖКУ представлена на рисунке 2:
квадрант I - функция изменения площади объектов жилищного фонда в зависимости от численности населения;
квадрант II - функция фактического потребления ЖКУ (пунктирной линией обозначено положение, соответствующее равновесному состоянию на рынке ЖКУ);
квадрант III - соотношение фактического потребления ЖКУ и нормативного предоставления ЖКУ в муниципальном ЖКК (пунктирной линией обозначено положение, соответствующее равновесному состоянию на рынке ЖКУ);
квадрант IV - нормативное предоставление ЖКУ в зависимости от общей площади объектов жилищного фонда (пунктирной линией обозначено положение, соответствующее равновесному состоянию на рынке ЖКУ).
Примечание. МЖКК 1, МЖКК 2, ... МЖКК N - жилищно-коммунальные комплексы различных муниципальных образований.
Рис. 2. Номографическая реализация методики расчета требуемого объема
жилищно-коммунальных услуг
Рассмотрим схему номографической реализации методики расчета требуемого объема ЖКУ, представленную на рисунке 2.
В квадранте I обозначается функция изменения площади объектов управляемого жилищного фонда в зависимости от численности населения в нем. Зная численность населения K и площадь объектов управляемого жилищного фонда V, определяем нормативное предоставление ЖКУ (зависящее от площади V) и их фактическое потребление (зависящее от численности населения К). Эти зависимости строятся в квадрантах IV и II соответственно. Далее в квадранте III определяется зависимость нормативного предоставления и фактического потребления жилищно-коммунальных услуг, которая сравнивается с зависимостью, соответствующей равновесному состоянию. На следующем этапе определяются значения А I - разницы между реальным и равновесным значениями для нормативного предоставления ЖКУ и их фактического потребления соответственно. Затем осуществляется приближение значений нормативного предоставления ЖКУ и фактического потребления ЖКУ к их равновесным значениям посредством выполнения дополнительных и основного условий на муниципальном рынке ЖКУ.
Теперь рассмотрим условия согласования фактического потребления ЖКУ и их нормативного предоставления на муниципальном рынке ЖКУ.
На муниципальном рынке ЖКУ основным условием является баланс между фактическим потреблением ЖКУ и их нормативным предоставлением:
1н -
ш1 = -н ^ 1. (19)
'ф
Дополнительными условиями на муниципальном рынке ЖКУ являются.
1. Условие соотношения уровня доходов населения, входящего в п-е группы по подушевому доходу, и прожиточного минимума в муниципальном образовании:
где СпотртП - прожиточный минимум без учета платы за ЖКУ.
2. Условие, характеризующееся отношением нормативных и фактических затрат управляющих жилищных организаций:
Шз = '- (21)
'ф
где Тн - норматив стоимости ЖКУ на 1 квадратный метр площади для конкретного муниципального образования;
Тф - фактическая стоимость ЖКУ на 1 квадратный метр площади для конкретного управляемого жилищно-коммунального комплекса.
3. Условие соотношения фактических доходов и фактических затрат предприятий ЖКХ на муниципальном рынке ЖКУ:
4. Условие снижения расходов на дотации предприятиям в сфере ЖКХ до минимального значения и льготы в сфере ЖКУ на муниципальном рынке ЖКУ:
П
(20)
(22)
Применение методики расчета требуемого объема ЖКУ предполагает прохождение следующих этапов:
• рассчитываются значения фактического потребления и нормативного предоставления ЖКУ в муниципальном ЖКК (или в конкретном управляемом жилищном фонде);
• реализуется номографическая интерпретация методики расчета требуемого объема ЖКУ (на графике с заранее обозначенными кривыми равновесия строятся зависимости с фактическими данными);
• находится Д I - разница между реальным и равновесным значениями для нормативного предоставления ЖКУ и фактического потребления ЖКУ;
• осуществляется приближение к дополнительным условиям согласования;
• осуществляется приближение к основному условию согласования.
Представленная методика была реализована в конкретном управляемом жилищном
фонде - многоквартирный жилой дом № 39, расположенный на улице Руставели городского округа «город Уфа» Республики Башкортостан.
Ниже приведены исходные данные, характеристики этого объекта и представлена схема расчета указанных ранее параметров.
Ап’ Р- Доля, % к* тыс. чел. р. , сис С і о.с тыс. р К’ тыс. р. тыс. р.
2 000 3 0,005 400 -379,4 0 26 2
4 000 12 0,025 800 20,6 230 0 0
6 000 15 0,031 1 200 420,6 288 0 0
8 000 14 0,028 1 600 820,6 263 0 0
10 000 11 0,023 2 000 1 220,60 219 0 0
15 000 19 0,04 3 000 2 220,60 370 0 0
25 000 17 0,034 5 000 4 220,60 319 0 0
25 000 10 0,021 5 000 4 220,60 196 0 0
Численность населения, тыс. чел. 0,207 ПП*
D, % 20 ПП
:> об * СЗ 18 ПП
т, р. 43,3 ПП
П, р. 779,4 по формуле (7)
С, доля 1 ПП
С , тыс. р. потр’ г 1 911,53 по формуле (3)
С , тыс. р. с’ 1 2,04 по формуле (9)
V, тыс. кв. м 3,795 ПП
С , тыс. р. 58,31 по формуле (11)
^ тыс. р. 60,36 по формуле (8)
ф, тыс. р. 1 971,88 по формуле (2)
Снв, р./куб. м 15 ПП
Рнв, куб. м в год 216 ПП
К, тыс. чел 0,207 ПП
О , тыс. р. рес в’ г 670,68 по формуле (13)
V, тыс. кв. м 5,266 ПП
Рнт, Гкал/кв. м 0,0435 ПП
Снт, р./Гкал 412,54 ПП
О , тыс. р. рес т 1 134,01 по формуле (14)
Кг, квартиры 0 ПП
Рнг, тыс. куб. м /квартира 9,4 ПП
Снг, р./куб. м 1,53 ПП
О , тыс. р. рес г 0 по формуле (15)
Снк, р./куб. м 9,1 ПП
Орес ^ тыс. р. 406,88 по формуле (16)
Собсл, р /кв. м 7,89 ПП
Ообл ты°. р. 41,55 по формуле (17)
1н, тыс. р. 2 253,12 по формуле (18)
Д I, тыс. р. 281,24 ДI = I + 1ф н ф
*Примечание. ПП - постоянный (установленный) параметр для конкретного управляемого жилищного фонда (в наших расчетах - для многоквартирного жилого дома № 39, расположенного на улице Руставели городского округа «город Уфа»).
Исходя из расчета величин фактического потребления (ФП) и нормативного предоставления (НП), мы получили несоответствие между ними на величину, равную 281,24 тысячи рублей. То есть управляющая жилищная организация в указанном кондоминиуме переплачивает за жилищно-коммунальные ресурсы именно такую величину.
Сложившуюся ситуацию можно изменить одним из следующих способов:
1) увеличить значение величины ФП до величины НП посредством увеличения значения Т - фактической стоимости ЖКУ на 1 квадратный метр площади для конкретного муниципального образования (на конец 2008 года эта величина составляла 43,3 рубля) до 49,35 рубля [2]. Однако это обстоятельство скажется на бюджете каждого собственника жилого помещения, что может вызвать социальный конфликт;
2) осуществить снижение НП путем замены завышенных нормативов потребления ресурсов на фактические, исходя из показаний приборов учета ресурсов;
3) увеличить ФП и уменьшить НП (комбинированный вариант). Однако в этом случае собственникам объектов жилищного фонда придется увеличить свои расходы.
В заключение следует отметить, что посредством предложенной методики расчета требуемого объема ЖКУ (а также внедрения приборного учета и реализации мероприятий по ресурсосбережению) в рамках конкретного управляемого жилого дома возможно уменьшить величину фактической стоимости ЖКУ на 1 квадратный метр площади управляемого жилищного фонда на 4,96 рубля, или в относительном выражении - на 11,46 процента. Соответственно, на такую же величину возможно уменьшить общеквартирную плату за ЖКУ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Об утверждении Методики расчета платежеспособной возможности населения на жилищно-коммунальные услуги [Электронный ресурс] : постановление Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 11 ноября 1998 года № 12. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» / НПП «Гарант-Сервис» (дата последнего обновление: 16.06.2009).
2. О республиканских стандартах стоимости жилищно-коммунальных услуг по муниципальным образованиям Республики Башкортостан на 2008 год : постановление Правительства Республики Башкортостан от 18 марта 2008 года № 79 // Республика Башкортостан. 2008. 23 января.
------ ------
1О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 225 ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ГЛАВУ 33 ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИЗНАНИЯ В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ ГОРОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НА БЕСХОЗЯЙНУЮ НЕДВИЖИМУЮ ВЕЩЬ
9 февраля 2009 года принят Федеральный закон № 7-ФЗ «О внесении изменений в статью 225 Гражданского кодекса Российской Федерации и главу 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» (далее - Закон). Законом закреплена возможность признания в судебном порядке права собственности городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на бесхозяйную недвижимую вещь.
Ранее в отношении бесхозяйной недвижимой вещи, принятой на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, допускалось признание в судебном порядке только права муниципальной собственности. С требованием о признании права собственности городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на бесхозяйную недвижимую вещь, находящуюся на территории указанных городов, вправе обратиться органы, уполномоченные управлять имуществом, находящимся в собственности этих городов.
Внесенными изменениями также установлено, что принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей, находящихся на территории городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, производится органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов указанных городов. Закон вступил в силу 20 февраля 2009 года.
О ВСТУПЛЕНИИ В СИЛУ ЗАКОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 12 ДЕКАБРЯ 2008 ГОДА № 100/2008-ОЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ОБ ОБОРОТЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
21 декабря 2008 года вступил в силу Закон Московской области от 12 декабря 2008 года № 100/2008-0З «О внесении изменений в Закон Московской области «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области». Основная цель этого закона - приведение Закона Московской области № 75/2004-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области» в соответствие с новым федеральным законодательством. Так, в частности уточняется компетенция правительства Московской области и уполномоченного органа в сфере оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (Министерство имущественных отношений Московской области): их полномочия по распоряжению землями ограничиваются земельными участками, находящимися в собственности Московской области. Кроме того, подтверждается отсутствие ранее действовавших ограничений полномочий органов местного само управления муниципальных районов и городских округов в зависимости от площади земельных участков.
1 Информация предоставлена юридической компанией «Гольцблат БЛП». 1^: www.gblplaw.com Для получения дополнительных консультаций по вопросам коммерческой (промышленной) недвижимости и строительства просьба обращаться к Виталию Можаровскому, по вопросам инвестирования и финансирования проектов в сфере недвижимости - к Елене Бариновой. Тел.: +7 (495) 775 69 99.
эоитдт ВІ.Р