Научная статья на тему 'Методика расчета требуемого объема жилищнокоммунальных услуг в муниципальном жилищном комплексе'

Методика расчета требуемого объема жилищнокоммунальных услуг в муниципальном жилищном комплексе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ЖКУ / ФАКТИЧЕСКОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ / НОРМАТИВНОЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ / MUNICIPAL HOUSING-COMMUNAL COMPLEX / HOUSING-COMMUNAL SERVICES / ACTUAL CONSUMPTION / NORMATIVE PROVISION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герасимов Тимур Александрович, Гайнанов Д. А.

Предлагаемая авторами методика расчета требуемого объема жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), предоставляемых управляющими жилищными организациями муниципального жилищнокоммунального комплекса, позволяет обеспечить баланс между нормативным предоставлением ЖКУ и фактическим их потреблением. Такой баланс достигается посредством регулирования управляемых параметров, таких как фактическая стоимость ЖКУ на единицу площади муниципального жилищного фонда и нормативное потребление ресурса на единицу объекта муниципального жилищного фонда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Герасимов Тимур Александрович, Гайнанов Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF CALCULATION REQUIRED HOUSING AND COMMUNAL SERVICES IN THE MUNICIPAL HOUSING COMPLEX

Authors proposed the method of calculating the required amount of housing and communal services, housing organizations, managers of municipal housing and utilities sector, to ensure a balance between the regulatory provision housing and communal services and their actual consumption. Such a balance is achieved through the regulation of controlled parameters, such as the actual cost per unit area housing and communal services municipal housing stock and the standard resource consumption per unit of object municipal housing stock.

Текст научной работы на тему «Методика расчета требуемого объема жилищнокоммунальных услуг в муниципальном жилищном комплексе»

Методика расчета требуемого объема жилищно-коммунальных услуг в муниципальном жилищном комплексе

Т.А. Герасимов

инженер по техническому аудиту ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» ОАО «Башкирэнерго», соискатель ученой степени кандидата экономических наук (г. Уфа)

Д.А.Гайнанов

директор Института социально-экономических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук, профессор, доктор экономических наук, научный руководитель (г. Уфа)

Тимур Александрович Герасимов, [email protected]

Муниципальный рынок жилищно-коммунальных услуг (далее - ЖКУ) характеризуется прежде всего отношением фактического потребления и нормативного предоставления ЖКУ как в конкретном управляемом жилищном фонде, так и в муниципальном жилищнокоммунальном комплексе (далее - ЖКК) в целом (рис. 1).

Рис. 1. Общая структура муниципального рынка жилищно-коммунальных услуг

Предлагаемая методика расчета требуемого объема ЖКУ, предоставляемых управляющими жилищными организациями муниципального жилищно-коммунального комплекса,

позволяет обеспечить баланс между нормативным предоставлением ЖКУ и фактическим их потреблением. Такой баланс достигается посредством регулирования управляемых параметров, таких как фактическая стоимость ЖКУ на единицу площади муниципального жилищного фонда и нормативное потребление ресурса на единицу объекта муниципального жилищного фонда.

Базовое уравнение для муниципального рынка ЖКУ выглядит следующим образом:

1ф = Н (1

где 1ф - фактическое потребление ЖКУ, р.;

1н - нормативное предоставление ЖКУ, р.

Фактическое потребление ЖКУ 1ф можно представить так:

1Ф = Спотр + Сбюд, (2)

где Спотр - расходы потребителей ЖКУ, р.;

Сбюд - расходы на ЖКУ бюджетов всех уровней (дотации, субсидии, льготы потребителям ЖКУ), р.;

Расходы потребителей ЖКУ Спотр рассчитываются следующим образом [1]:

к к Спотр = ^

потр

к

п

п=1 п=1 (3)

где Еп - величина средств, собираемая с населения, полностью оплачивающего ЖКУ,

входящего в п-е группы населения по уровню подушевого дохода, тыс. р. в год;

Ьп - величина средств, собираемая с субсидируемого населения, входящего в п-е группы населения по уровню подушевого дохода, тыс. р. в год.

Еп и 1п определяются из выражения [1]:

при Рп - П > 0 Рп= 12ПСКп; (4)

при Рп - П < 0 ^ = 12АпОКп, (5)

где Рп - предельно допустимая величина собственных расходов граждан;

Рп=АР; (б)

Ап - уровень доходов в п-й группе населения по уровню подушевого дохода, р.; й - максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату ЖКУ, %; Кп - количество жителей в п-й группе с определенным подушевым доходом, тыс. чел.; С - максимальная доля расходов на ЖКУ от себестоимости ЖКУ;

П - сложившиеся расходы предприятий на производство ЖКУ, р./чел.

П = вТ, (7)

где в - средняя площадь жилья на 1 человека в управляемом жилом фонде, кв. м;

Т - фактическая стоимость ЖКУ на 1 квадратный метр общей площади жилья, р.

Расходы бюджета на субсидии, дотации и льготы при предоставлении ЖКУ:

Сб = С + С + С , (8)

бюд с л д’ ' '

где Сс, Сл, Сд - расходы соответственно на субсидии, льготы и дотации в сфере ЖКУ.

Величина средств, направляемых на субсидии гражданам при оплате ЖКУ:

Сс=12£ (ПК„С - К„Р„) - Сл, (9)

п=1

где 12 - количество календарных месяцев в году.

Расходы на льготы в сфере ЖКУ:

С л = 12K п Ссрл, (10)

где Кл - количество жителей, имеющих льготы на оплату ЖКУ;

Ссрл - средняя величина бюджетных расходов на обеспечение льготами 1 человека в 1 месяц;

12 - количество календарных месяцев в году.

Расходы на дотации предприятиям жилищно-коммунального комплекса (ЖКХ):

С = VT - С - С - С . (11)

v 1 wпотр wc V /

Нормативное предоставление ЖКУ 1н определяется следующим образом:

1н = ®сод + ®обсл, (12)

где Осод - объем ЖКУ по содержанию и эксплуатации объектов муниципального жи-

лищно-коммунального комплекса;

Qpec - объем ЖКУ, предоставляемых ресурсоснабжающими организациями;

0обсл - объем ЖКУ, предоставляемых управляющими и обслуживающими жилищными организациями.

Нормативное предоставление ЖКУ по водоснабжению Qpec в:

Q = К P С . (13)

рес в в нв нв ' /

где Кв - количество человек, проживающих в жилых зданиях с централизованной сис-

темой водоснабжения, тыс. чел.;

Рнв - нормативное значение среднего уровня потребления воды населением, куб. м в год;

Снв - расходы на водоснабжение из расчета 1 кубический метр воды, р.

Нормативное предоставление ЖКУ по теплоснабжению Qptxт (от теплостанций):

Q = V PC . (14)

рес т нт нт ' '

где V - общая площадь жилищного фонда муниципального образования, тыс. кв. м;

Рнт - нормативный расход тепловой энергии на отопление 1 квадратного метра площади жилищного фонда, кДж/кв. м;

Снт - расходы на производство и доставку 1 кДж, р.

Нормативное предоставление ЖКУ по газовому теплоснабжению Qpec г:

Q = КР С . (15)

рес г г нг нг ' /

где Кг - численность объектов жилищного фонда, в которых используются газовые источники энергии, тыс.;

Рнг - нормативное потребление газа на единицу объекта жилищного фонда, куб. м;

С - расходы на газоснабжение 1 кубического метра газа, тыс. р.

Нормативное предоставление ЖКУ по водоотведению (канализованию) Орес к:

О = К Р С , (16)

рес к в нв нК ' '

где Снк - расходы на канализование 1 кубического метра использованной потребителями воды, тыс. р.

Объем ЖКУ, предоставляемых управляющими и обслуживающими жилищными организациями Ообсл , определяется следующим образом:

''обсл = VСнобсл , (17)

где Сн обсл - нормативная стоимость обслуживания 1 квадратного метра площади объекта жилищного фонда муниципального образования, р.

Таким образом, нормативное предоставление ЖКУ в муниципальном ЖКК определяется следующим образом:

Н = КВРнСнв + УРнт Снт+ КРнСнг+ КвРнвСнк + Юн обсл■ (1 8)

Схема номографической реализации методики расчета требуемого объема ЖКУ представлена на рисунке 2:

квадрант I - функция изменения площади объектов жилищного фонда в зависимости от численности населения;

квадрант II - функция фактического потребления ЖКУ (пунктирной линией обозначено положение, соответствующее равновесному состоянию на рынке ЖКУ);

квадрант III - соотношение фактического потребления ЖКУ и нормативного предоставления ЖКУ в муниципальном ЖКК (пунктирной линией обозначено положение, соответствующее равновесному состоянию на рынке ЖКУ);

квадрант IV - нормативное предоставление ЖКУ в зависимости от общей площади объектов жилищного фонда (пунктирной линией обозначено положение, соответствующее равновесному состоянию на рынке ЖКУ).

Примечание. МЖКК 1, МЖКК 2, ... МЖКК N - жилищно-коммунальные комплексы различных муниципальных образований.

Рис. 2. Номографическая реализация методики расчета требуемого объема

жилищно-коммунальных услуг

Рассмотрим схему номографической реализации методики расчета требуемого объема ЖКУ, представленную на рисунке 2.

В квадранте I обозначается функция изменения площади объектов управляемого жилищного фонда в зависимости от численности населения в нем. Зная численность населения K и площадь объектов управляемого жилищного фонда V, определяем нормативное предоставление ЖКУ (зависящее от площади V) и их фактическое потребление (зависящее от численности населения К). Эти зависимости строятся в квадрантах IV и II соответственно. Далее в квадранте III определяется зависимость нормативного предоставления и фактического потребления жилищно-коммунальных услуг, которая сравнивается с зависимостью, соответствующей равновесному состоянию. На следующем этапе определяются значения А I - разницы между реальным и равновесным значениями для нормативного предоставления ЖКУ и их фактического потребления соответственно. Затем осуществляется приближение значений нормативного предоставления ЖКУ и фактического потребления ЖКУ к их равновесным значениям посредством выполнения дополнительных и основного условий на муниципальном рынке ЖКУ.

Теперь рассмотрим условия согласования фактического потребления ЖКУ и их нормативного предоставления на муниципальном рынке ЖКУ.

На муниципальном рынке ЖКУ основным условием является баланс между фактическим потреблением ЖКУ и их нормативным предоставлением:

1н -

ш1 = -н ^ 1. (19)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дополнительными условиями на муниципальном рынке ЖКУ являются.

1. Условие соотношения уровня доходов населения, входящего в п-е группы по подушевому доходу, и прожиточного минимума в муниципальном образовании:

где СпотртП - прожиточный минимум без учета платы за ЖКУ.

2. Условие, характеризующееся отношением нормативных и фактических затрат управляющих жилищных организаций:

Шз = '- (21)

где Тн - норматив стоимости ЖКУ на 1 квадратный метр площади для конкретного муниципального образования;

Тф - фактическая стоимость ЖКУ на 1 квадратный метр площади для конкретного управляемого жилищно-коммунального комплекса.

3. Условие соотношения фактических доходов и фактических затрат предприятий ЖКХ на муниципальном рынке ЖКУ:

4. Условие снижения расходов на дотации предприятиям в сфере ЖКХ до минимального значения и льготы в сфере ЖКУ на муниципальном рынке ЖКУ:

П

(20)

(22)

Применение методики расчета требуемого объема ЖКУ предполагает прохождение следующих этапов:

• рассчитываются значения фактического потребления и нормативного предоставления ЖКУ в муниципальном ЖКК (или в конкретном управляемом жилищном фонде);

• реализуется номографическая интерпретация методики расчета требуемого объема ЖКУ (на графике с заранее обозначенными кривыми равновесия строятся зависимости с фактическими данными);

• находится Д I - разница между реальным и равновесным значениями для нормативного предоставления ЖКУ и фактического потребления ЖКУ;

• осуществляется приближение к дополнительным условиям согласования;

• осуществляется приближение к основному условию согласования.

Представленная методика была реализована в конкретном управляемом жилищном

фонде - многоквартирный жилой дом № 39, расположенный на улице Руставели городского округа «город Уфа» Республики Башкортостан.

Ниже приведены исходные данные, характеристики этого объекта и представлена схема расчета указанных ранее параметров.

Ап’ Р- Доля, % к* тыс. чел. р. , сис С і о.с тыс. р К’ тыс. р. тыс. р.

2 000 3 0,005 400 -379,4 0 26 2

4 000 12 0,025 800 20,6 230 0 0

6 000 15 0,031 1 200 420,6 288 0 0

8 000 14 0,028 1 600 820,6 263 0 0

10 000 11 0,023 2 000 1 220,60 219 0 0

15 000 19 0,04 3 000 2 220,60 370 0 0

25 000 17 0,034 5 000 4 220,60 319 0 0

25 000 10 0,021 5 000 4 220,60 196 0 0

Численность населения, тыс. чел. 0,207 ПП*

D, % 20 ПП

:> об * СЗ 18 ПП

т, р. 43,3 ПП

П, р. 779,4 по формуле (7)

С, доля 1 ПП

С , тыс. р. потр’ г 1 911,53 по формуле (3)

С , тыс. р. с’ 1 2,04 по формуле (9)

V, тыс. кв. м 3,795 ПП

С , тыс. р. 58,31 по формуле (11)

^ тыс. р. 60,36 по формуле (8)

ф, тыс. р. 1 971,88 по формуле (2)

Снв, р./куб. м 15 ПП

Рнв, куб. м в год 216 ПП

К, тыс. чел 0,207 ПП

О , тыс. р. рес в’ г 670,68 по формуле (13)

V, тыс. кв. м 5,266 ПП

Рнт, Гкал/кв. м 0,0435 ПП

Снт, р./Гкал 412,54 ПП

О , тыс. р. рес т 1 134,01 по формуле (14)

Кг, квартиры 0 ПП

Рнг, тыс. куб. м /квартира 9,4 ПП

Снг, р./куб. м 1,53 ПП

О , тыс. р. рес г 0 по формуле (15)

Снк, р./куб. м 9,1 ПП

Орес ^ тыс. р. 406,88 по формуле (16)

Собсл, р /кв. м 7,89 ПП

Ообл ты°. р. 41,55 по формуле (17)

1н, тыс. р. 2 253,12 по формуле (18)

Д I, тыс. р. 281,24 ДI = I + 1ф н ф

*Примечание. ПП - постоянный (установленный) параметр для конкретного управляемого жилищного фонда (в наших расчетах - для многоквартирного жилого дома № 39, расположенного на улице Руставели городского округа «город Уфа»).

Исходя из расчета величин фактического потребления (ФП) и нормативного предоставления (НП), мы получили несоответствие между ними на величину, равную 281,24 тысячи рублей. То есть управляющая жилищная организация в указанном кондоминиуме переплачивает за жилищно-коммунальные ресурсы именно такую величину.

Сложившуюся ситуацию можно изменить одним из следующих способов:

1) увеличить значение величины ФП до величины НП посредством увеличения значения Т - фактической стоимости ЖКУ на 1 квадратный метр площади для конкретного муниципального образования (на конец 2008 года эта величина составляла 43,3 рубля) до 49,35 рубля [2]. Однако это обстоятельство скажется на бюджете каждого собственника жилого помещения, что может вызвать социальный конфликт;

2) осуществить снижение НП путем замены завышенных нормативов потребления ресурсов на фактические, исходя из показаний приборов учета ресурсов;

3) увеличить ФП и уменьшить НП (комбинированный вариант). Однако в этом случае собственникам объектов жилищного фонда придется увеличить свои расходы.

В заключение следует отметить, что посредством предложенной методики расчета требуемого объема ЖКУ (а также внедрения приборного учета и реализации мероприятий по ресурсосбережению) в рамках конкретного управляемого жилого дома возможно уменьшить величину фактической стоимости ЖКУ на 1 квадратный метр площади управляемого жилищного фонда на 4,96 рубля, или в относительном выражении - на 11,46 процента. Соответственно, на такую же величину возможно уменьшить общеквартирную плату за ЖКУ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении Методики расчета платежеспособной возможности населения на жилищно-коммунальные услуги [Электронный ресурс] : постановление Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 11 ноября 1998 года № 12. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» / НПП «Гарант-Сервис» (дата последнего обновление: 16.06.2009).

2. О республиканских стандартах стоимости жилищно-коммунальных услуг по муниципальным образованиям Республики Башкортостан на 2008 год : постановление Правительства Республики Башкортостан от 18 марта 2008 года № 79 // Республика Башкортостан. 2008. 23 января.

------ ------

1О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 225 ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ГЛАВУ 33 ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИЗНАНИЯ В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ ГОРОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НА БЕСХОЗЯЙНУЮ НЕДВИЖИМУЮ ВЕЩЬ

9 февраля 2009 года принят Федеральный закон № 7-ФЗ «О внесении изменений в статью 225 Гражданского кодекса Российской Федерации и главу 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» (далее - Закон). Законом закреплена возможность признания в судебном порядке права собственности городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на бесхозяйную недвижимую вещь.

Ранее в отношении бесхозяйной недвижимой вещи, принятой на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, допускалось признание в судебном порядке только права муниципальной собственности. С требованием о признании права собственности городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на бесхозяйную недвижимую вещь, находящуюся на территории указанных городов, вправе обратиться органы, уполномоченные управлять имуществом, находящимся в собственности этих городов.

Внесенными изменениями также установлено, что принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей, находящихся на территории городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, производится органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов указанных городов. Закон вступил в силу 20 февраля 2009 года.

О ВСТУПЛЕНИИ В СИЛУ ЗАКОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 12 ДЕКАБРЯ 2008 ГОДА № 100/2008-ОЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ОБ ОБОРОТЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

21 декабря 2008 года вступил в силу Закон Московской области от 12 декабря 2008 года № 100/2008-0З «О внесении изменений в Закон Московской области «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области». Основная цель этого закона - приведение Закона Московской области № 75/2004-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области» в соответствие с новым федеральным законодательством. Так, в частности уточняется компетенция правительства Московской области и уполномоченного органа в сфере оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (Министерство имущественных отношений Московской области): их полномочия по распоряжению землями ограничиваются земельными участками, находящимися в собственности Московской области. Кроме того, подтверждается отсутствие ранее действовавших ограничений полномочий органов местного само управления муниципальных районов и городских округов в зависимости от площади земельных участков.

1 Информация предоставлена юридической компанией «Гольцблат БЛП». 1^: www.gblplaw.com Для получения дополнительных консультаций по вопросам коммерческой (промышленной) недвижимости и строительства просьба обращаться к Виталию Можаровскому, по вопросам инвестирования и финансирования проектов в сфере недвижимости - к Елене Бариновой. Тел.: +7 (495) 775 69 99.

эоитдт ВІ.Р

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.