Научная статья на тему 'Методика расчета тарифа, стимулирующего грузоперевозки внутренним водным транспортом'

Методика расчета тарифа, стимулирующего грузоперевозки внутренним водным транспортом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
815
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ / ТАРИФ / ПРИБЫЛЬ / ПЕРЕВОЗКИ ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ ТРАНСПОРТОМ / ЗАТРАТЫ НА ПЕРЕВОЗКИ / ДОХОДЫ / INLAND WATERWAYS TRANSPORT / CARGO TRANSPORTATION / TARIFF / EXPENSES FOR TRANSPORTATION / PROFIT / REVENUE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никифоров В.Г., Шихова И.О.

В статье рассмотрен алгоритм расчета тарифа на грузоперевозки внутренним водным транспортом, применение которого стимулирует переключение грузопотоков на внутренние водные пути. Приводится блок-схема алгоритма расчета с использованием статистических данных по объемам перевозок Северо-Западного региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF CALCULATION OF THE TARIFF, STIMULATING CARGO TRANSPORTATION BY INLAND WATERWAYS TRANSPORT

The algorithm of calculation of tariff for cargo transportation on inland waterways is considered at this article. The using of above mentioned tariff stimulates switching cargo flow on inland waterways from other modes of transportation. Block-scheme of the algorithm of calculation is adduced with application of statistical dates of cargo transportation at North-West region of Russia.

Текст научной работы на тему «Методика расчета тарифа, стимулирующего грузоперевозки внутренним водным транспортом»

МЕТОДИКА РАСЧЕТА ТАРИФА, СТИМУЛИРУЮЩЕГО ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ ТРАНСПОРТОМ

Никифоров В.Г., д.т.н., профессор, зав. кафедрой ЭиУПП, ФГБОУ ВПО «Государственный университет морского и речного флота

имени адмирала С.О. Макарова»

Шихова И.О., ассистент, ФГБОУ ВПО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова»

В статье рассмотрен алгоритм расчета тарифа на грузоперевозки внутренним водным транспортом, применение которого стимулирует переключение грузопотоков на внутренние водные пути. Приводится блок-схема алгоритма расчета с использованием статистических данных по объемам перевозок Северо-Западного региона.

Ключевые слова: грузоперевозки, тариф, прибыль, перевозки внутренним водным транспортом, затраты на перевозки, доходы.

METHODS OF CALCULATION OF THE TARIFF, STIMULATING CARGO TRANSPORTATION BY INLAND WATERWAYS TRANSPORT

Nikiforov V., Doctor of Economics, professor, head of the E&UPP chair, FSEI HE «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland

Shipping»

Shikhova I., assistant, FSEI HE «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping»

The algorithm of calculation of tariff for cargo transportation on inland waterways is considered at this article. The using of above mentioned tariff stimulates switching cargo flow on inland waterways from other modes of transportation. Block-scheme of the algorithm of calculation is adduced with application of statistical dates of cargo transportation at North-West region of Russia.

Keywords: inland waterways transport, cargo transportation, tariff, expenses for transportation, profit, revenue.

Распределение перевозок грузов между различными видами транспорта осуществляется с учетом технико-экономических особенностей каждого из них, определенных условий перевозки и сфер наиболее выгодного применения того или иного вида транспорта.

Критерием оптимальности при выборе предпочтительного варианта обычно является минимум учитываемых совокупных издержек.

1 Этап. Установление целевой функции

Издержки по доставкегрузов формируются с учетом их вывоза из пунктов производства к магистральным путям сообщения и условий подвоза от данных путей к конечным местам потребления, так как при этом возникают дополнительные затраты, сопряженные с транспортировкой грузов по подъездным путям, с внутриузловы-ми перевозками, с перевалочными операциями. Данные затраты, в ряде случаев достаточно существенные, нередко различаются в рассматриваемых вариантах схем освоения грузопотоков и оказы-

П tn-(3n0flr п+ЗПОГр П+Зперев П+Звыгр n+3H е у П+Зинф.п))

Пои заданных ограничениях

2 Этап. Выбор маршрутов доставки грузов

1)Транспортно-технологическая схема доставки удобрений в направлении Кингисепп-Усть-Луга;

2) Транспортно-технологическая схема доставки удобрений в направлении Волховстрой-Санкт-Петербург;

3) Транспортно-технологическая схема доставки лесных грузов по территории Ленинградской области;

4) Транспортно-технологическая схема доставки строительных материалов по территории Ленинградской области.

3 Этап. Прогнозирование объемов грузоперевозок и расчет прибыли по видам грузов

Прибыль при перевозке груза на внутренних водных путях: Пст.=(1800*11-((3подг^-Зпоф !+Зперевл+Звыгр !+Зн е у1+Зинфл)) Пу.= (1100*12-((3подг.2-3погр.2+3перев.2+3выгр.2+3н.е.у2+3инф.2)) ПЛ.Г.= (1400*13-((Зподг 3-Зпогр З+Зперев.з+Звыгр.з+Зн.е.уз+Зинф.з))

4 Этап. Ввод ограничений, позволяющих установить тариф на перевозку

5 Этап. Установление тарифов на перевозку груза по отраслям

Зподг.п+Х Зпогр.п+Z Зперев.п+Z Звыгр.п+Х Зн.е.у.п Зинф.ги -Iv-L^ tB < (3п0дг.п"'"3п0гр.п"'"3перев.п"'"3выгр.п+3н.е.у.п"'"3инф1п)* 1,12 (аВТО.)

tB <0,85*tn.a.

21 (ж/д)

tB < 0,85* tn-Ж.д. tB < рыночный tn-Ж.Д.

Рис. 1. Этапы установления тарифа на грузоперевозки внутренним водным транспортом.

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №6 2015 | 293

вают тем самым значительное воздействие на сравнительную их эффективность.

В последнее десятилетие, по причине увеличенной загрузки автомобильных дорог и достаточно высокой ценой строительства новых автомагистралей, многие государства, имеющие сеть речных бассейнов, в том числе и наша страна, уделяют больше внимания развитию речных перевозок грузов.

С целью переключения грузопотоков на внутренний водный транспорт необходимо устанавливать такие тарифы, которые для грузоотправителей были бы наиболее привлекательными по сравнению с тарифами автомобильного и железнодорожного транспорта, при этом следует соблюдать условие безубыточности.

Ниже предлагается методика установления тарифов на грузоперевозки внутренним водным транспортом, расчет которых включает пять этапов.

1 этап. Формирование целевой функции.

2 этап. Выбор маршрутов доставки, видов грузов и транспортно-технологических схем.

3 этап. Прогнозирование объемов грузоперевозок по видам транспорта. На этом этапе рассматривается динамика объемов грузоперевозок.

4 этап. Ввод ограничений, позволяющих установить тарифы на грузоперевозку. Необходимо наложить такие ограничения чтобы стоимость перевозки внутренним водным транспортом была бы меньше, чем среднерыночная стоимость при использовании автомобильного и железнодорожного транспорта.

В предлагаемой модели предусматривается выполнение условия рыночного метода ценообразования.

Кроме того,вводится ограничение, обеспечивающее условие доходности предприятий, осуществляющих перевозку грузовпо внутренним водным путями устанавливается пороговаявеличина прогнозируемой прибыли предприятий внутреннего водного транспортами.

5 этап. Установление тарифов на перевозку водным транспортом по видам грузовс использованием аппарата линейного программирования.

На рис.1 представленаблок-схема алгоритма расчета тарифа на грузоперевозки внутренним водным транспортом.

П - Совокупная прибыль предприятия, осуществляющего пере-

возку груза на внутренних водных путях;

Пст. - Прибыль при перевозки строительных грузов на внутренних водных путях;

Пу. - Прибыль при перевозки удобрений на внутренних водных путях;

Пл.г. - Прибыль при перевозки лесных грузов на внутренних водных путях;

Qn - Объем перевозимого груза;

1п - Тариф на перевозку груза;

1в - Тариф на перевозку груза водным транспортом;

1:п.а - Тариф на перевозку груза автомобильным транспортом;

1:п.ж.д. - Тариф на перевозку груза железнодорожным транспортом;

8 - Плановая себестоимость перевозки груза.

З п - затраты на подвоз груза, хранение, формирование судовых партий;

З , З - затраты на выполнение перегрузочных и пере-

погр.п' выгр.п г гг./ г

валочных операций;

Зперевп - затраты на перемещение грузов магистральным транспортом в том числе на выполнение начально-конечных и движенческих операций;

Знеуп - потери из-за снижения качества материальных ресурсов в результате естественных факторов;

Зинф п - затраты на получение требуемой информации;Принятые в расчете прибыли числовые значения объемов перевозок для СевероЗападного региона определены прогнозно на базе статистических данных за последние пять лет.

Литература:

1. Блинов М. Ю. Роль водного транспорта в организации перевозок: учеб. пособие / М. Ю. Блинов. — СПб.: СПГУВК, 2009.

2. Костров В.Н. Организационно-экономическое обоснование транспортно-логистических систем доставки грузов: монография./ В.Н. Костров, В.В. Цверов, А.В. Черемин. - Н.Новгород, ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2008 - 185 с.

3. Миротин Л.Б., Гудков В.А., Зырянов З.З. и др. Управление грузовыми потоками в транспортно-логистических системах / под ред. Л.Б. Миротина. - М.: Горячая линия - Телеком, 2010.

294 ТКЛШРОЮ" БШШБББ Ш КШБТЛ | №6 2015 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.