тает навыки, необходимые для будущей самостоятельной жизни, в том числе, и для создания собственной семьи. Благодаря принципу: семья для ребенка, а не ребенок для семьи, создаются оптимальные условия для гармоничного развития личности ребенка, актуализируются его потенциальные возможности, что улучшает социальную адаптацию и обеспечивает сохранение психического здоровья. В целом, профессиональная замещающая семья может рассматриваться как реабилитационная структура для детей, оставшихся без попечения родителей.
Библиографический список
1. Боулби Дж. Привязанность. - М., 2003.
2. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. - М., 2003.
3. Горовая В.И., Палиева Н.А. Феномен детского сиротства и факторы его возникновения. -Ставрополь, 2006.
4. Зарецкий В. К., Дубровская М. О., Ослон В. Н., Холмогорова А.Б. Пути решения проблемы сиротства в России // Вопросы психологии. - 2002.
5. Куфтяк Е.В. Профессиональная замещающая семья: новый этап развития патронатного
воспитания и сопровождения // Подари ребенку семью: информационный бюллетень. Вып. 1 / Отв. ред. Е.В. Куфтяк. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. - С. 4—11.
6. КуфтякЕ.В., ТихоноваИ.В. Психологическая диагностика потенциальных замещающих семей: методическое пособие для специалистов служб сопровождения семьи. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009.
7. Москоленко Н.В. Подготовка учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы-интерната к самостоятельной жизни: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2001.
8. ПрихожанА.М., ТолстыхН.Н. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации // Психологическая наука и образование. - 2009. - .№3. - С. 5-11.
9. Ромек В.Г. Психологическое консультирование в ситуации выученной беспомощности // Психологическое консультирование: проблемы, методы, техника / Под ред. Т.Ю. Синченко, В.Г. Ро-мека. - Ростов-на-Дону: Южно-Рос. гуманит. ин-т, 2000. - С. 278-288.
10. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. -СПб., 1997.
УДК 376
Румянцев Юрий Викторович
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
rum_kpn@mail. т
МЕТОДИКА РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
В статье рассматриваются вопросы оказания поддержки родителям детей с особыми потребностями, обозначены основные направления помощи семьям, воспитывающим ребёнка с ограниченными возможностями. Ключевые слова: семья, дети с ограниченными возможностями, методика работы с семьей.
Социальная работа с семьями относится к наиболее важным сферам деятельности специалистов по социальной работе, так как сосредотачивает в себе всю совокупность социальных проблем свойственных современному обществу и образу жизни. И это обуславливает необходимость оказания ей помощи со стороны общества. Взаимодействуя с семьёй, приходится сталкиваться с различными их типами. Особое место и значение уделяется работе с семьями «группы риска» (неполные, молодые семьи, внебрачные семьи, семьи в повторном браке и т.п.). Но особого внимания заслужи-
вают семьи, воспитывающие ребёнка с ограниченными возможностями.
С первых дней появления ребёнка-инвалида в семье, родители остро нуждаются в помощи специалистов разных сфер деятельности, так как не все матери и отцы аномальных детей могут самостоятельно справиться с данной жизненной трагической ситуацией.
Семья, где появляется ребёнок с ограниченными возможностями, переживает как бы два кризиса: само по себе рождение ребёнка-инва-лида является кризисом в жизненном цикле семьи, ведёт к переосмыслению социальных ролей
© Румянцев Ю.В., 2010 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3
167
и функций, нередко порождает семейные конфликты, ухудшается экономическое положение семьи. Это чрезвычайно резко меняет социально-экономический статус семьи, нарушает социальные связи. Крайне остро встают психологические проблемы. Установлено, что у подавляющего большинства родителей (в первую очередь у матерей) возникают пограничные нервно-психические расстройства, чувство вины, ощущение собственной неполноценности, они начинают ощущать неловкость и стыд перед окружающими, сужают круг социальных контактов. Жизнь семьи начинает протекать в условиях хронической психотравмирующей ситуации.
Семья, воспитывающая ребёнка с ограниченными возможностями, сталкивается с рядом проблем и не может самостоятельно, без посторонней помощи их решить. Считается общепризнанным, что переживания семьи являются особенно острыми в первое время после рождения ребёнка. Усилия специалистов должны быть направлены не только на диагностику и лечение больного ребёнка, но и на психическую помощь родителям с целью смягчить первый удар и принять сложившуюся ситуацию такой, какая она есть, с ориентацией родителей на активную помощь малышу. В нашей стране родители, живущие с больным ребёнком, часто оказываются в изоляции, одиночестве, наедине со своим особым горем. У родителей возникает чувство страха и отчаяния. Поэтому им необходима помощь и поддержка с самого начала.
Помощь детям с особыми потребностями заключается, прежде всего, в оказании поддержки их родителям. Такая поддержка должна быть направлена на развитие у них уверенности, обеспечение их реальных потребностей, общественное признание, оценку и развитие саморегуляции.
Методика работы с семьей включает три блока: просветительский, консультативный и собственно коррекционную работу.
Задачей просветительского блока коррекционной работы с семьёй является ознакомление с основными закономерностями развития ребёнка, с индивидуально-психическими особенностями, с фактами и причинами, обусловившими нарушение онтогенеза. Для ликвидации пси-холого-педагогической неграмотности родителей организуют «Родительские лектории», «Клубы семейной педагогики», «Родительские семинары» и др.
Консультационный блок представлен индивидуальной формой работ с семьёй. Организация «Консультативных центров для родителей», «Телефонов доверия» должна помочь родителям найти ответы на имеющиеся вопросы, получить систему рекомендаций по построению благоприятных отношений в семье. «Телефон доверия» (телефон экстренной психологической помощи). В социальном плане «телефоны доверия» предназначены, прежде всего, для предотвращения таких негативных явлений, как суицид, насилие, наркомания, разводы, последствия травм, катастроф и другие формы социальной дезадаптации.
Индивидуальное и семейное консультирование Перечислим основные техники, используемые в индивидуальном и семейном психологическом консультировании.
I. Базовые техники - «техники первого эшелона» - лежат в основе любого стиля и направления психологического консультирования, они незаменимы для понимания клиента и его проблемы: безмолвное слушание; активное слушание (повторение, уточнение, перефразирование, резюмирование сказанного клиентом, дальнейшее развитие его мыслей); эмпатическое слушание; техника вопросов.
II. Т ехники воздействия - «техники второго эшелона» - главным условием их успешного применения является прочный контакт с клиентом и качественно проведённый этап исследования: интерпретация; предоставление обратной связи; предоставление информации; рекомендации; специфические психотерапевтические методы и техники.
Таким образом, активное слушание, помощь в вербализации эмоционального опыта клиента, его эмпатическое понимание и принятие создают условия, способствующие самопониманию клиента, а значит, осознанию необходимости и способности сделать ответственный выбор в целях решения сложной жизненной ситуации.
Собственно коррекционная работа направлена на создание в семье оптимальных условий для развития ребёнка, в данном блоке используются: беседа с каждым членом семьи, с обоими родителями, со всей семьёй - семейная психотерапия; игровые сеансы для родителей и детей; групповые занятия с родителями, с детьми;орга-низация групп взаимопомощи; проведение совместных вечеров (дел) родителей с детьми.
Групповые родительские занятия помогают освоить терапевтический подход родителей к ре-
168
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16
бёнку. Цели и формы групповой работы ограничены родительскими проблемами. Не ставятся задачи личностного развития членов группы. Группа обсуждает проблемы воспитания детей и общения с ними: повышение внимания родителей к ребёнку, выработка более адекватного представления о детских возможностях и потребностях, продуктивная организация общения с ребён-ком-инвалидом. Коррекционные группы родителей должны быть постоянными, не превышать 10 человек, объединённых общностью проблемы. В родительских группах практикуются разнообразные методы психокоррекции: дискуссии, психодрамы, анализ ситуаций, поступков, действий детей, а также специальные упражнения по развитию навыков общения.
Совместная деятельность родителей с детьми. Проведение совместных вечеров (дел) родителей с детьми является эффективным реабилитационным методом. В процессе совместных действий, общности цели и интересов родители сближаются с детьми, они переживают благоприятную атмосферу сотрудничества, ощущения удовлетворения от проделанного дела, а значит, от общения друг с другом. Наблюдая за достижениями детей, успешностью, состоятельностью ребёнка в данном деле, у родителей формируется эмоционально положительное отношение к ребёнку, принятие его таким, какой он есть. С этой целью рекомендуется устраивать совместные праздники детей и родителей, приглашать на твор-
ческие выставки и конкурсы.
Нетрадиционные формы организации родителей и их детей, как показала практика, могут давать прекрасные результаты. Например, одной из таких форм является объединение семе по территориальному признаку в «клубы по интересам». Родители детей, в удобное для них время, вместе собираются «у самовара», отмечают дни рождения и другие праздники, делятся опытом. С интересом посещают занятия различной тематической направленности, которые проводятся как для родителей, так и для их детей.
Таким образом, семья, воспитывающая ребёнка с ограниченными возможностями, нуждается в помощи со стороны социальных служб, так как в нынешних условиях самостоятельно справиться со своей проблемой ей будет очень тяжело, а порой и невозможно. Необходима совместная со специалистами работа по поиску рациональных путей социальной адаптации детей, забота об их будущем, воспитании, образовании, трудоустройстве, которое соответствовало бы реальным возможностям ребёнка. Следует помнить о том, что в помощи нуждается не только ребёнок-инвалид, но и его ближайшее окружение, то есть его семья. Развитие ребёнка в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. В связи с этим необходимо проводить целенаправленную работу с родителями.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3
169