Научная статья на тему 'МЕТОДИКА РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБёНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ'

МЕТОДИКА РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБёНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4757
540
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / МЕТОДИКА РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ / FAMILY / HANDICAPPED CHILDREN / METHOD OF WORK WITH FAMILY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Румянцев Юрий Викторович

В статье рассматриваются вопросы оказания поддержки родителям детей с особыми потребностями, обозначены основные направления помощи семьям, воспитывающим ребёнка с ограниченными возможностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Questions of aiding parents of handicapped children are examined in the article, main fields of aid to such families are mentioned.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБёНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»

тает навыки, необходимые для будущей самостоятельной жизни, в том числе, и для создания собственной семьи. Благодаря принципу: семья для ребенка, а не ребенок для семьи, создаются оптимальные условия для гармоничного развития личности ребенка, актуализируются его потенциальные возможности, что улучшает социальную адаптацию и обеспечивает сохранение психического здоровья. В целом, профессиональная замещающая семья может рассматриваться как реабилитационная структура для детей, оставшихся без попечения родителей.

Библиографический список

1. Боулби Дж. Привязанность. - М., 2003.

2. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. - М., 2003.

3. Горовая В.И., Палиева Н.А. Феномен детского сиротства и факторы его возникновения. -Ставрополь, 2006.

4. Зарецкий В. К., Дубровская М. О., Ослон В. Н., Холмогорова А.Б. Пути решения проблемы сиротства в России // Вопросы психологии. - 2002.

5. Куфтяк Е.В. Профессиональная замещающая семья: новый этап развития патронатного

воспитания и сопровождения // Подари ребенку семью: информационный бюллетень. Вып. 1 / Отв. ред. Е.В. Куфтяк. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. - С. 4—11.

6. КуфтякЕ.В., ТихоноваИ.В. Психологическая диагностика потенциальных замещающих семей: методическое пособие для специалистов служб сопровождения семьи. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009.

7. Москоленко Н.В. Подготовка учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы-интерната к самостоятельной жизни: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2001.

8. ПрихожанА.М., ТолстыхН.Н. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации // Психологическая наука и образование. - 2009. - .№3. - С. 5-11.

9. Ромек В.Г. Психологическое консультирование в ситуации выученной беспомощности // Психологическое консультирование: проблемы, методы, техника / Под ред. Т.Ю. Синченко, В.Г. Ро-мека. - Ростов-на-Дону: Южно-Рос. гуманит. ин-т, 2000. - С. 278-288.

10. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. -СПб., 1997.

УДК 376

Румянцев Юрий Викторович

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

rum_kpn@mail. т

МЕТОДИКА РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

В статье рассматриваются вопросы оказания поддержки родителям детей с особыми потребностями, обозначены основные направления помощи семьям, воспитывающим ребёнка с ограниченными возможностями. Ключевые слова: семья, дети с ограниченными возможностями, методика работы с семьей.

Социальная работа с семьями относится к наиболее важным сферам деятельности специалистов по социальной работе, так как сосредотачивает в себе всю совокупность социальных проблем свойственных современному обществу и образу жизни. И это обуславливает необходимость оказания ей помощи со стороны общества. Взаимодействуя с семьёй, приходится сталкиваться с различными их типами. Особое место и значение уделяется работе с семьями «группы риска» (неполные, молодые семьи, внебрачные семьи, семьи в повторном браке и т.п.). Но особого внимания заслужи-

вают семьи, воспитывающие ребёнка с ограниченными возможностями.

С первых дней появления ребёнка-инвалида в семье, родители остро нуждаются в помощи специалистов разных сфер деятельности, так как не все матери и отцы аномальных детей могут самостоятельно справиться с данной жизненной трагической ситуацией.

Семья, где появляется ребёнок с ограниченными возможностями, переживает как бы два кризиса: само по себе рождение ребёнка-инва-лида является кризисом в жизненном цикле семьи, ведёт к переосмыслению социальных ролей

© Румянцев Ю.В., 2010 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3

167

и функций, нередко порождает семейные конфликты, ухудшается экономическое положение семьи. Это чрезвычайно резко меняет социально-экономический статус семьи, нарушает социальные связи. Крайне остро встают психологические проблемы. Установлено, что у подавляющего большинства родителей (в первую очередь у матерей) возникают пограничные нервно-психические расстройства, чувство вины, ощущение собственной неполноценности, они начинают ощущать неловкость и стыд перед окружающими, сужают круг социальных контактов. Жизнь семьи начинает протекать в условиях хронической психотравмирующей ситуации.

Семья, воспитывающая ребёнка с ограниченными возможностями, сталкивается с рядом проблем и не может самостоятельно, без посторонней помощи их решить. Считается общепризнанным, что переживания семьи являются особенно острыми в первое время после рождения ребёнка. Усилия специалистов должны быть направлены не только на диагностику и лечение больного ребёнка, но и на психическую помощь родителям с целью смягчить первый удар и принять сложившуюся ситуацию такой, какая она есть, с ориентацией родителей на активную помощь малышу. В нашей стране родители, живущие с больным ребёнком, часто оказываются в изоляции, одиночестве, наедине со своим особым горем. У родителей возникает чувство страха и отчаяния. Поэтому им необходима помощь и поддержка с самого начала.

Помощь детям с особыми потребностями заключается, прежде всего, в оказании поддержки их родителям. Такая поддержка должна быть направлена на развитие у них уверенности, обеспечение их реальных потребностей, общественное признание, оценку и развитие саморегуляции.

Методика работы с семьей включает три блока: просветительский, консультативный и собственно коррекционную работу.

Задачей просветительского блока коррекционной работы с семьёй является ознакомление с основными закономерностями развития ребёнка, с индивидуально-психическими особенностями, с фактами и причинами, обусловившими нарушение онтогенеза. Для ликвидации пси-холого-педагогической неграмотности родителей организуют «Родительские лектории», «Клубы семейной педагогики», «Родительские семинары» и др.

Консультационный блок представлен индивидуальной формой работ с семьёй. Организация «Консультативных центров для родителей», «Телефонов доверия» должна помочь родителям найти ответы на имеющиеся вопросы, получить систему рекомендаций по построению благоприятных отношений в семье. «Телефон доверия» (телефон экстренной психологической помощи). В социальном плане «телефоны доверия» предназначены, прежде всего, для предотвращения таких негативных явлений, как суицид, насилие, наркомания, разводы, последствия травм, катастроф и другие формы социальной дезадаптации.

Индивидуальное и семейное консультирование Перечислим основные техники, используемые в индивидуальном и семейном психологическом консультировании.

I. Базовые техники - «техники первого эшелона» - лежат в основе любого стиля и направления психологического консультирования, они незаменимы для понимания клиента и его проблемы: безмолвное слушание; активное слушание (повторение, уточнение, перефразирование, резюмирование сказанного клиентом, дальнейшее развитие его мыслей); эмпатическое слушание; техника вопросов.

II. Т ехники воздействия - «техники второго эшелона» - главным условием их успешного применения является прочный контакт с клиентом и качественно проведённый этап исследования: интерпретация; предоставление обратной связи; предоставление информации; рекомендации; специфические психотерапевтические методы и техники.

Таким образом, активное слушание, помощь в вербализации эмоционального опыта клиента, его эмпатическое понимание и принятие создают условия, способствующие самопониманию клиента, а значит, осознанию необходимости и способности сделать ответственный выбор в целях решения сложной жизненной ситуации.

Собственно коррекционная работа направлена на создание в семье оптимальных условий для развития ребёнка, в данном блоке используются: беседа с каждым членом семьи, с обоими родителями, со всей семьёй - семейная психотерапия; игровые сеансы для родителей и детей; групповые занятия с родителями, с детьми;орга-низация групп взаимопомощи; проведение совместных вечеров (дел) родителей с детьми.

Групповые родительские занятия помогают освоить терапевтический подход родителей к ре-

168

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

бёнку. Цели и формы групповой работы ограничены родительскими проблемами. Не ставятся задачи личностного развития членов группы. Группа обсуждает проблемы воспитания детей и общения с ними: повышение внимания родителей к ребёнку, выработка более адекватного представления о детских возможностях и потребностях, продуктивная организация общения с ребён-ком-инвалидом. Коррекционные группы родителей должны быть постоянными, не превышать 10 человек, объединённых общностью проблемы. В родительских группах практикуются разнообразные методы психокоррекции: дискуссии, психодрамы, анализ ситуаций, поступков, действий детей, а также специальные упражнения по развитию навыков общения.

Совместная деятельность родителей с детьми. Проведение совместных вечеров (дел) родителей с детьми является эффективным реабилитационным методом. В процессе совместных действий, общности цели и интересов родители сближаются с детьми, они переживают благоприятную атмосферу сотрудничества, ощущения удовлетворения от проделанного дела, а значит, от общения друг с другом. Наблюдая за достижениями детей, успешностью, состоятельностью ребёнка в данном деле, у родителей формируется эмоционально положительное отношение к ребёнку, принятие его таким, какой он есть. С этой целью рекомендуется устраивать совместные праздники детей и родителей, приглашать на твор-

ческие выставки и конкурсы.

Нетрадиционные формы организации родителей и их детей, как показала практика, могут давать прекрасные результаты. Например, одной из таких форм является объединение семе по территориальному признаку в «клубы по интересам». Родители детей, в удобное для них время, вместе собираются «у самовара», отмечают дни рождения и другие праздники, делятся опытом. С интересом посещают занятия различной тематической направленности, которые проводятся как для родителей, так и для их детей.

Таким образом, семья, воспитывающая ребёнка с ограниченными возможностями, нуждается в помощи со стороны социальных служб, так как в нынешних условиях самостоятельно справиться со своей проблемой ей будет очень тяжело, а порой и невозможно. Необходима совместная со специалистами работа по поиску рациональных путей социальной адаптации детей, забота об их будущем, воспитании, образовании, трудоустройстве, которое соответствовало бы реальным возможностям ребёнка. Следует помнить о том, что в помощи нуждается не только ребёнок-инвалид, но и его ближайшее окружение, то есть его семья. Развитие ребёнка в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. В связи с этим необходимо проводить целенаправленную работу с родителями.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3

169

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.