Научная статья на тему 'Оценка самовосприятия родителей вопросы исследования и психодиагностики'

Оценка самовосприятия родителей вопросы исследования и психодиагностики Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
981
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛЬСТВО / САМОВОСПРИЯТИЕ / РОЛЬ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ / МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ / ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СЕМЬИ / PARENTHOOD / SELF-PERCEPTION / ROLE / SATISFACTION / DIAGNOSTIC TECHNIQUES / FAMILY LIFE CYCLE STAGES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Куфтяк Е. В.

Статья посвящена изучению особенностей самовосприятия родителей на разных этапах жизненного цикла семьи (принятия родительской роли, с ребенком дошкольником, старшеклассником). Исследование проводилось с использованием новых психодиагностических методик. Анализируются самовосприятие родительской роли у женщин и мужчин и ее динамика, степень согласованности показателей удовлетворенностью родительской ролью в супружеской паре, факторы, участвующие в принятии роли матери.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARENTAL SELF-PERCEPTION EVALUATION: RESEARCH AND PSYCHODIAGNOSTIC ISSUES

The article deals with the issues of parental self-perception patterns at the different stages of a family life cycle (a parental role taking, with a preschool child, a senior high-school pupil). The research has been conducted using new psychodiagnostic techniques. The following points have been analyzed: a parental role self-perception and its dynamics among both women and men; consistency degree of a parental role satisfaction indexes m a married couple; factors, mvolved m a mother role taking.

Текст научной работы на тему «Оценка самовосприятия родителей вопросы исследования и психодиагностики»

Библиографический список

1. Абульханова-Славская, К.А. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / К.А. Абульханова-Слав-ская. — М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997.

2. Деркач, А.А., Селезнева, Е.В. Акмеологическая культура личности. Содержание, закономерности, механизмы развития / А.А. Деркач, Е.В. Селезнева. — М.: МПСИ, МОДЭК, 2006.

3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. — М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 2001.

4. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения / А.Н. Леонтьев. — М.: Педагогика, 1983.

5. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2000.

6. Слободчиков, В.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. — М.: Школа-Пресс, 1995.

7. Долгова, В.И. Акмеологические структуры инновационной деятельности кадров государственной службы / В.И. Долгова. — М.: Б.и., 1997.

8. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев. — М.: Педагогика, 1980.

Статья поступила в редакцию 18.11.08.

УДК 316.356.2 : 159.9.07

Е.В. Куфтяк, канд. психол. наук, доц., докторант, КГУ им. Н.А. Некрасова, г. Кострома

ОЦЕНКА САМОВОСПРИЯТИЯ РОДИТЕЛЕЙ: ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПСИХОДИАГНОСТИКИ

Статья посвящена изучению особенностей самовосприятия родителей на разных этапах жизненного цикла семьи (принятия родительской роли, с ребенком дошкольником, старшеклассником). Исследование проводилось с использованием новых психодиагностических методик. Анализируются самовосприятие родительской роли у женщин и мужчин и ее динамика, степень согласованности показателей удовлетворенностью родительской ролью в супружеской паре, факторы, участвующие в принятии роли матери.

Ключевые слова: родительство, самовосприятие, роль, удовлетворенность, методики диагностики, этапы жизненного цикла семьи.

На рубеже XX и XXI столетий в нашей стране обострился дефицит эффективных методов психологической и психолого-педагогической диагностики. Не смотря на существующие дискуссии по поводу метода тестов, ощущается отсутствие оригинальных тестовых методик, удовлетворяющих всем психометрическим требованиям. Тест является инструментом и научного исследования, и индивидуального консультирования, и психологической помощи.

Психологическая диагностика семейных отношений представляет реальную трудность, несмотря на опыт и имеющиеся традиции в отечественной психологии изучения отношений и воспитания в семье [1; 2; 3; 4]. Семья выступает как закрытая система, что создает сложности для ее объективного исследования. При психологическом обследовании семьи важно подобрать диагностический инструмент, адекватно отвечающий запросу и существующей проблеме. Выполнить это условие ввиду ограниченного арсенала тестовых методик достаточно сложно, а порой бывает просто невозможно. Кроме того, существующие методики не устраивают ни исследователей, ни практиков, так как не отвечают требованиям, существующим в современной психометрике [5].

В зарубежной психологии поведение родителей и детско-родительские отношения остаются категориями, привлекающими большее внимание, что обуславливает разработку и создание психодиагностических инструментариев. По данным G. W. Holden в зарубежных психологических изданиях в год публикуются до 10 новых психодиагностических инструментов, направленных на изучение родительства [6].

Поскольку в отечественной психологической науке ощущается дефицит теоретических и практических знаний в этой области, несомненный интерес представляет опыт, накопленный зарубежными исследователями материнства и отцовства. Что касается западных

исследований, то в многочисленных трудах описываются мельчайшие подробности разветвленного дерева этой темы — предикторы и ресурсы материнства и отцовства, влияние стрессоров на качество материнской заботы и любви, психологические аспекты родительской потери ребенка, особенности воспитания детей родителями с психосоматическими заболеваниями, психопатологией и ВИЧ-инфицированными и т. д.

Исследование, осуществляемое под руководством автора, в 2004 — 2008 гг. было направлено на адаптацию и валидизацию методик, направленных на оценку самовосприятия родителей. Изучение восприятия родителями самих себя и своей родительской роли впервые было проведено в 1963 году [6]. Данный подход позволил расширить представления о материнстве и отцовстве, когда в центре внимания исследователей оказывались только взгляды на воспитание и отношение к детям. Именно с развитием инструментов, направленных на оценку самовосприятия родителей, мысли и чувства родителей были признаны важными показателями при изучении семейных отношений. Оценка самовосприятия родителей включает в себя степень удовлетворенности отцовством и материнством, негативные стороны самовосприятия родителей, включая беспокойство, тревогу, стрессоры (или факторы, вызывающие стресс) и наличие / отсутствие сети социальной поддержки.

Для исследования были отобраны две методики «Шкала удовлетворенностью ролью родителя» — Parent Satisfaction Scale (C. F. Halverson, H. P. Duke, 1991) и «Опросник социальных установок деторождения» — Childbearing Attitudes Questionnaire (D. N. Ruble, J. Brooks-Gunn, A. . Fleming, G. Fitzmaurice, C. Stangor, F. Deutsch, 1990) [7, 8]. Полученные нами эмпирические данные являются частью исследования, проводимого в соответствии с содержанием работы по гранту РГНФ (проект № 05-06-06513а) [9]. Достоверность по-

лученных данных обеспечивалась выбором соответствующих методов статистической обработки данных (пакет ЯРЯЯ 10.5).

«Шкала удовлетворенностью ролью родителя» представляет собой опросник, состоящий из 30 пунктов, направленный на оценку уровня удовлетворенности, связанного с родительской ролью [10].

Удовлетворенность родительской ролью мы рассматриваем как позитивное эмоционально-оценочное отношение родителей к воспитательной функции семьи. Родительская роль имеет ряд отличительных особенностей в сравнении с другими социальными ролями человека [11]. В структуре семейных ролей родительская роль является эволюционно более поздней и содержательно более определенной: она возникает в уже имеющемся контексте сложившихся семейных ролей — супружеских [12]. Подсистема супружеской пары не исчезает, а приобретенный в ней опыт согласования и приспособления является одним из важнейших условий эффективного функционирования подсистемы родителей. Освоение этой роли происходит постепенно, начиная с первых лет жизни, а решающее влияние на этот процесс оказывает пример собственных родителей. Каждый из родителей испытывает потребность в личностной продолженности в ребенке. Кроме того, ролевое родительское поведение оказывается проницаемой сферой, в которую легко переносятся эффекты (как положительные, так и негативные) из других сфер жизнедеятельности семьи.

В конечном виде опросник содержит три субшкалы:

1. Удовольствие, получаемое от воспитания и родительства. Удовольствие определяется как чувство радости, утешения, успеха, успокоенья от исполненных желаний.

2. Тяжесть роли родителя. Тяжесть рассматривается как требующий большого труда, значительных усилий, трудный, обременяющий, гнетущий, тягостный.

3. Важность роли родителей. Важность понимается как требующий особого внимания, уважения, значительный.

Методика позволяет провести оценку и общей родительской удовлетворенности.

Испытуемыми были женщины и мужчины, состоящие в браке и имеющие детей в возрасте от одного года до шестнадцати лет. На заключительном этапе исследования приняли участие 109 женщин (средний возраст М = 28.7, вБ = 8.3) и 98 мужчин (средний возраст М = 31.4, вБ = 8.3). Общая выборка составила 277 человек.

Согласованность субшкал по коэффициенту а Крон-баха оказались достаточно велики, в пределах 0.66 -

0.88, что свидетельствует об однородности субшкал. Согласно Лоуенталу (1996), критерий приемлемости для коэффициента а составляет 0.60, если данная шкала имеет тщательное теоретическое и практическое обоснование, а также, если данная шкала содержит 10 и менее пунктов.

Рассмотрим результаты апробации методики в I исследовании, направленном на изучение оценки удовлетворенностью родительской ролью на разных этапах онтогенеза ребенка [13].

В исследовании участвовали 17 семей детей-дош-кольников (средний возраст М = 29, вБ = 4.9) и 22 семьи со старшими школьниками (средний возраст М = 42.9, вБ = 2.5). С помощью однофакторного дисперсионного анализа ЛЫОУЛ мы обнаружили, что существуют различия в уровне удовлетворенности родительской ролью только между отцами.

У отцов дошкольников показатель удовольствия, получаемого от воспитания и родительства, статистически значимо выше, чем у отцов старшеклассников (Е = 3.184, р = 0.028). Удовольствие, испытываемое родителями можно представить как чувство радости от приятных переживаний, связанных с ребенком. У отцов дошкольников показатель оценки важности родительской роли статистически значимо выше, чем у отцов старшеклассников (Е = 6.186, р = 0.002). Отцы старшеклассников меньше придают значимости ситуации воспитания и родительской роли. Для них отцовство не стоит на первом месте в системе ролевых компонентов личности. Мужчины зрелого возраста находят и оправдывают свой смысл существования не только в рамках семейного цикла, но и профессионального.

Наши результаты выявили определенные особенности в самовосприятии родительской роли у женщин и мужчин:

• Материнская роль оценивается как более устойчивая и стабильная, не претерпевающая существенных изменений с возрастом.

• Воспитательный стиль отца более подвержен семейной динамике: в семье с подростком можно констатировать снижение значимости ситуации воспитания и родительской роли у отцов, возрастание у них автономности.

• Неблагоприятными тенденциями функционирования родительской пары являются: недостаточное участие отца в воспитательном процессе — ситуация «функциональной пустоты».

Целью II исследования было установление степени согласованности показателей удовлетворенностью родительской ролью у супругов, что позволило нам выявить динамику на разных этапах родительства (табл. 3). 3. -Матейчик считает, что трудность в приспособлении к роли родителя заключается в том, что эта задача не может быть разрешена раз и навсегда [14]. По мере взросления ребенка родительская роль многократно видоизменяется, наполняется все новым и новым содержанием.

В исследовании участвовали 42 молодых семьи (средний возраст М = 23.5, вБ = 3.7), 39 семей детей-дошкольников (средний возраст М = 29.05, вБ = 4.9) и 22 семьи со старшими школьниками (средний возраст М = 42.9, вБ = 2.5).

На этапе молодой (детородящей, по Е. Дювалю) семьи мать и отец обнаруживают наибольшее сходство в сте-Таблица 2 пени согласованности эмоционально-

оценочного отношения к воспитательному процессу. Эти данные свидетельствуют о стабильности родительских отношений и адекватной организации семейной жизни, удовлетворяющей потребности обоих родителей. Именно эти особенности семейного функционирования указывают на третью стадию развития супружеского холона — стадию компромиссов.

Данные о внутренней согласованности по субшкалам методики Рвв

ИПИМШПНШК' П І)ІІИ>:1. |Ы КоэМминев і

УлОишьйтвн*. получасчос от воспнтаргия и родител1,1МЕа

іянієсгь роли рсдителя и.о™

Вшиип роли родителоН О.ЙОЙ5

Обшил роди гол ьокая удовлстаорсннссть 0.7551*

Таблица 3

Согласованность родительской роли матери и отца (количество родительских пар)

■Соотношение шжашпелсн удідішеп аиромтялм риди пмъспш рши хигшри и огца ко ч|)||»Г[[ИС1ГГ корреляции нс ниже п <. 0.03

Моло.тая L-CMts (П = 42) Семья ЛООШЬШІШ (я - 34) Семья старше KytarttHUKis C'n - 22)

УДОМЛКПІК Mill'Lpil -удовольствие отца 0J7**

Удовольствие матери - важность роли отиа 0.30*

Улжии L Ь. 7.1411 evil - 11НКС1'Ь Ш [|il аэг*+

Kjim'iifirrF. и:ітітііі - вяжнпсть пті|я *

Важності натерн - удовольствие от ил 0.45** 0,30

Важность матерн - общая отщ 0J7*

Общая матери - удовольствие шр 0J0* -0-33* 0J3*

СНЗщ&Т ИіІТІфІІ (ЛЇІ1ІІ1ЯО-ЦЛН 0.Ї0* 0.37*

Примечание: * - р < 0,05,** -р<0.С].***-р< 0-001 (критерий т-Кенлмла).

На этапе семьи с дошкольником была выявлена одна корреляционная связь, что позволяет говорить о несовпадении отношения родителей к практике воспитания. Другими словами, переживаемый родителями период характеризуется особыми трудностями. Несогласие между родителями в том, как воспитывать ребенка, становится более явным, так как «продукт» их воспитательной деятельности оказывается объектом всеобщего обозрения. Зарубежными исследователями отмечается, что в ситуации переживания трудностей и стресса потенциальная эмоциональная нагрузка каждого члена семьи возрастает. При этом супруги нередко концентрируются на собственных потребностях, не понимая и игнорируя потребности другого супруга и детей по причине обусловленного стрессом эгоцентризма восприятия и намерения контролировать и экономно распределять ставшие скудными при стрессе ресурсы.

В отношении родителей из семей старшеклассников анализ согласованности показателей выявил сходство оценочного отношения к общей удовлетворенности родительством матери и отца, а также значимые корреляционные связи показателей важности родительской роли для матери и удовольствия от воспитания, общей удовлетворенности у отцов. В семье со старшеклассником ситуация воспитания и оценочное отношение к родительству претерпевают кардинальную перестройку. Психологические особенности подростков, как чувство взрослости, изменение внутренней позиции личности, обособление и рефлексия, смена значимых лиц и перестройка отношений со взрослыми и другие, выступают сигналами к перестройке системы родительства.

Основываясь на собственных результатах, их анализе и интерпретации, следует сказать, что родительская роль претерпевает значительные изменения на каждой из возрастных ступеней. Исследование степени согласованности показателей удовлетворенности обоих родителей позволяет рассмотреть изменения в «сценарии» развития родительского удовлетворения на разных этапах семейной жизни.

Второй адаптируемый нами психодиагностический инструмент «Опросник социальных установок деторождения» изучает материнские установки, формирующиеся в период ожидания и появления ребенка, связанные с эмоциями, взаимоотношениями, направленностью и возможностями принятия «новой» роли — матери

[15]. Причем большинство утверждений не затрагивают на первый взгляд серьезных ценностей женщины и посвящены обычным «бытовым» вопросам существования и отношениям в диаде «мать — дитя». Они не рассматриваются матерями как нечто серьезное и, следовательно, в какой-то степени выведены из-под контроля «семейных фильтров».

Опросник содержит 76 вопросов. Шестнадцать шкал опросника измеряют материнское беспокойство, материнскую самоуверенность, взаимоотношения с мужем и матерью, образ тела, идентификацию с материнством, ощущение детей, негативный самообраз, отношение к вскармливанию грудью, болевую толерантность, интерес к сексу, отрицание, негативные аспекты заботы, ощущение зависимого положения, социальную скуку и информационный поиск. Авторы опросника отмечали, что большое количество шкал облегчает изучение многообразных аспектов, связанных с материнством.

Значения коэффициента а Кронбаха в нашем исследовании варьируют в пределах 0.40 - 0.68, что созвучно с результатами, которые приводят авторы методики (0.36 - 0.78). Строгое психометрическое исследование, по мнению авторов, приведет к сокращению количества шкал и исключению некоторых пунктов методики, что обеспечит более высокую надежность опросника. На настоящий момент в исследовании приняли участие матери в возрасте от 19 до 28 лет (п = 180), воспитывающие детей от 1 мес. до года.

Нами была исследована структура взаимосвязей переменных, полученных по опроснику. Результаты факторного анализа методом главных компонент с вращением варимакс свидетельствовали в пользу трехфакторного решения. Статистическая значимость процедуры на уровне р > 0.05 указывает, что выделено достаточное количество факторов.

Так, для изучаемого нами феномена можно выделить три фактора: фактор 1 — материнская идентичность; фактор 2 — негативные аспекты взаимодействия; фактор 3 — социальная оценка.

Наибольшим весом обладает первый фактор, который назван как Фактор материнской идентичности и рассматривается как личностный структурный компонент материнства.

В него со значимыми и положительными весами вошли три показателя (шкалы) характеризующие материнскую роль: идентификация с материнством, ощущение детей (чувства, сознание о детях), материнская самоуверенность.

«Материнство как идентичность» стоит на первом месте в системе ролевых компонентов материнства в процессе принятия роли. То есть материнство - нечто настолько существенное в судьбах, что можно говорить о нем как о центральном аспекте личности женщины именно как женщины. Для многих женщин стать матерью - значит найти себе место в жизни, самореализоваться; самоутвердиться, поверить в себя; вообще состояться в жизни, найти ее смысл для себя [16].

Беременность, рождение ребенка и материнство также являются стереотипными половыми ролями, которые наше общество соотносит с понятием женственности на основе детерминированных культурой, прини-

маемых половых ролей. Поэтому довольно часто материн- теризует социальный оценочный компонент в структу-ская идентичность осознается женщинами одновремен- ре материнства.

но с осознанием (и как часть) идентичности женской. Анализируя содержание данного фактора можно

Вторым по значимости фактором является фактор, говорить о взаимосвязи взаимоотношений с собствен-

который обозначен как Фактор негативных аспектов ной матерью с показателями телесного образа и соци-

взаимодействия после рождения ребенка, что опреде- альной неустойчивостью. Обнаруженная связь может

ляет поведенческий компонент материнства. В назван- быть проинтерпретирована как свидетельство существо-

ный фактор также со значимыми и положительными вания четкого стереотипа распределения гендерных

весами вошли показатели, характеризующие негатив- ролей, формируемого еще в детстве.

ные моменты материнской заботы и ухода за ребенком. Формирование образа тела является важной состав-

В то же время, во второй фактор входит показатель се- ной частью на пути к первичной женственности. Исто-

мейных отношений — взаимоотношения с мужем. По рия отношений и реальная картина взаимодействия с

некоторым данным, поддержка мужа способствует ус- собственной матерью влияет на принятие своего женс-

пешной адаптации женщины к беременности. кого телесного образа и социальную активность. Когда

Так, исследования Дж. Галлахера и М. Бристола отношения мать-дочь «достаточно хороши» и мать в

показали, что адаптация женщин к непропорциональ- гармонии с собственной женственностью, у дочери фор-

ной (по сравнению с другими членами семьи) нагруз- мируется чувство индивидуальности (M. S. Mahler,

ке, которую они несут в связи с тяжестью ухода за 1981), а также ее собственное уникальное ощущение

больным ребенком (уровень их подавленности, удовлет- приятной женственности (R. Tyson, 1986) [18].

воренности браком и уровень заботы о малыше), связа- Таким образом, предварительные данные, получен-

на со способностью их партнера, то есть отца ребенка, ные в ходе адаптации методики, позволяют выделить

оказывать как действенную, так и экспрессивную под- три фактора, активно участвующие в принятии роли

держку и помощь [17]. Но то, насколько хорошо отец матери.

выполняет свою роль, также значимо связано с воспри- В настоящее время отмечается перспективность и

нимаемой уже им поддержкой, получаемой от жены. развитие семейных исследований, востребованность ме-

В третий фактор, названный Фактор социальной тодов семейного консультирования и диагностики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

оценки вошли со значимыми положительными весами Надеемся, что адаптируемый нами психодиагностичес-

следующие показатели: взаимоотношения с матерью, кий инструментарий расширит возможности диагнос-

образ тела, социальная скука. В целом фактор харак- тики родительства.

Библиографический список

1. Крюкова, Т.Л. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. Учебное пособие / Т. Л. Крюкова, М.В. Сапоровс-кая, Е.В. Куфтяк. — СПб.: Речь, 2005.

2. Крюкова, Т.Л. Трудности детско-родительских отношений и совладание с ними / Т.Л. Крюкова, М. В. Сапоровская, Е.В. Куфтяк. /

/ Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. — 2006. — Т. 12., №1.

3. Психологические проблемы современной семьи / Материалы третьей Международной научной конференции «Психологические проблемы современной семьи». Часть 1. / под общ. ред. канд. психол. наук А.Г. Лидерса. — М., 2007.

4. Эйдемиллер, Э. Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия / Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Добряков, И. М. Никольская. — СПб.: Речь, 2003.

5. Лидерс, А.Г. Психологическое обследование семьи / А. Г. Лидерс. — М.:Академия, 2006.

6. Handbook of family measurement techniques Vol. 1: / Ed. by B. F. Perlmutter, J. Touliatos, G. W. Holden. — Sage Publications, Inc., 2001.

7. Handbook of family measurement techniques Vol.3: Instrument & Index / Ed. by B. F. Perlmutter, J. Touliatos, G.W. Holden. — Sage Publications, Inc., 2001.

8. Ruble, D.N. Transition to motherhood and the self: Measurement, stability, and change / D. N. Ruble, J. Brooks-Gunn, A. S. Fleming, G. Fitzmaurice // J. of Personality & Social Psychology. 1990. — Vol. 58 (3).

9. Психология родительства. Подходы, проблемы, методы исследования / под ред. Е. В. Куфтяк. — Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2006.

10. Куфтяк, Е.В. Методика исследования удовлетворенности родительской ролью. Методические рекомендации / Е.В. Куфтяк.— Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2006.

11. Куфтяк, Е.В. Исследование феномена родительства: традиции и перспективы / Е.В. Куфтяк // Бехтерев В.М. и современная психология: Материалы докладов на российской научно-практической конференции. — Вып. 3. — Т. 2. — Казань: Центр инновационных технологий, 2005.

12. Витакер, К. Полуночные размышления семейного терапевта / К. Витакер. — М.: Независимая фирма «Класс», 1998.

13. Куфтяк, Е.В. Удовлетворенность родительством матери и отца на разных этапах онтогенеза ребенка / Е.В. Куфтяк // Ананьевские чтения-2006. Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения-2006» / Под ред. Л.А. Цветковой, А.А. Крыловой. — СПб: Изд-во СПбГУ, 2006.

14. Матейчик, 3. Родители и дети / 3. Матейчик. — М.: Просвещение, 1992.

15. Куфтяк, Е.В. Опросник социальных установок деторождения: вопросы адаптации и опыт практического использования / Е. В. Куфтяк // Ярославский психологический вестник. — Вып. 16. — М. — Ярославль: Российское психологическое общество. — 2005.

16. Исупова, О.Г. Социальный смысл материнства в современной России («Ваш ребенок нужен только Вам») / О. Г. Исупова // Со-цис. — 2000. — №11.

17. Bristol, M. M. A family focus for intervention / M. M. Bristol, J. J. Gallagher // Finding and educating the high risk and handicapped infant / Eds. C. Ramey & P. Trohanis. — Baltimore: University Park, 1982.

18. Тайсон, Ф. Психоаналитические теории развития / Ф. Тайсон, Р. Тайсон. — М. : Когито-Центр, 2006.

Статья поступила в редакцию 20.11.08.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.