Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ ДЕТЬМИ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ'

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ ДЕТЬМИ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
495
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптивная физическая культура / дети / умственная отсталость / методика занятий / adaptive physical culture / children / mental retardation / training methods

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чебенева Ольга Евгеньевна, Базаров Рустам Торекульевич

Проведен анализ динамики показателей общей заболеваемости по группам психических расстройств детей в РФ за восемнадцать лет. Исследованы основные инструменты адаптации физической культуры с умственно отсталыми детьми. Выявлены основные проблемы детей с умственной отсталостью при адаптации физической культуры. Установлено, что игровая форма проведения занятий наиболее эффективна в развитии внимания и интеллектуальных способностей детей, повышении их интереса к занятиям физическими упражнениями. Предложены основные рекомендации для устранения проблем адаптации физической культуры у умственно отсталых детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чебенева Ольга Евгеньевна, Базаров Рустам Торекульевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF CONDUCTING CLASSES WITH MENTALLY RETARDED CHILDREN ON ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE

An analysis of the dynamics of general morbidity rates by groups of mental disorders in children in the Russian Federation for eighteen years was carried out. The main instruments of adaptation of physical culture with mentally retarded children have been studied. The main problems of children with mental retardation in the adaptation of physical culture are revealed. It has been established that the game form of conducting classes is most effective in developing the attention and intellectual abilities of children, increasing their interest in physical exercises. The main recommendations for eliminating the problems of adaptation of physical culture in mentally retarded children are proposed.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ ДЕТЬМИ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»

УДК 796.011:376.42 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-12-55-63

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ ДЕТЬМИ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

О.Е. Чебенева, Р.Т. Базаров

Проведен анализ динамики показателей общей заболеваемости по группам психических расстройств детей в РФ за восемнадцать лет. Исследованы основные инструменты адаптации физической культуры с умственно отсталыми детьми. Выявлены основные проблемы детей с умственной отсталостью при адаптации физической культуры. Установлено, что игровая форма проведения занятий наиболее эффективна в развитии внимания и интеллектуальных способностей детей, повышении их интереса к занятиям физическими упражнениями. Предложены основные рекомендации для устранения проблем адаптации физической культуры у умственно отсталых детей.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, дети, умственная отсталость, методика занятий.

METHODS OF CONDUCTING CLASSES WITH MENTALLY RETARDED CHILDREN ON ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE

Chebeneva O.E., candidate of economic sciences, associate professor, Chebeneva77@ bk.ru, Kazan, Russia, Volga State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev, Bazarov R.T., candidate of economic sciences, associate professor, rustam.baz.ru@ mail.ru, Russia, Kazan, TISBI University of Management, Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev

An analysis of the dynamics of general morbidity rates by groups of mental disorders in children in the Russian Federation for eighteen years was carried out. The main instruments of adaptation of physical culture with mentally retarded children have been studied. The main problems of children with mental retardation in the adaptation of physical culture are revealed. It has been established that the game form of conducting classes is most effective in developing the attention and intellectual abilities of children, increasing their interest in physical exercises. The main recommendations for eliminating the problems of adaptation of physical culture in mentally retarded children are proposed.

Key words: adaptive physical culture, children, mental retardation, training methods.

Чебенева Ольга Евгеньевна, канд. экон. наук, доц., Chebeneva77@bk.ru, Россия, Казань, Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева,

Базаров Рустам Торекульевич, канд. экон. наук, доц., rustam.baz.ru@mail.ru, Россия, Казань, Университет управления «ТИСБИ», Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева

На сегодняшний день одним из распространенных нарушений здоровья человека является умственная отсталость. Мировая статистика показала, что в 2022 году численность умственно отсталых детей составила более 300 млн. В Российской Федерации данная картина характерна тем, что из 600 тыс. больных детей 360 тыс. являются умственно-отсталыми. В период развития детей именно умственно отсталый ребенок очень сильно отличается от развития обычных детей. Актуальность данного исследования заключается в том, что на сегодняшний день количество детей с ограниченными возможностями, которые опера-

тивно и своевременно нуждаются в лечении, адаптации и реабилитации своего здоровья, резко увеличилось.

Умственная отсталость у детей проявляется, в первую очередь, с торможением развития интеллекта, скованностью в общении, недоразвитием мелкой моторики и снижением объема движений и работоспособности. Умственно отсталые дети имеют существенный интеллектуальный дефект, который выражается в дебильности - примерно 70-80 % от общего числа, имбецильности - 20-25 %, идиотии - 5%. При нарушениях моторики у детей происходит снижение развития познавательной координации кистей и пальцев рук, происходит затруднение в изучении трудовых и учебных функций, а также функций самообслуживания.

Цель исследования состоит в анализе методики проведения занятий с умственно отсталыми детьми по адаптивной физической культуре.

Основные задачи исследования:

- изучить актуальность применения адаптивной физической культуры;

- проанализировать динамику изменения показателей общей заболеваемости по основным группам психических расстройств детей в РФ вообще, а также в городах и селах в частности, в 2000 и 2018 гг. (на 100 тыс. населения);

- исследовать основные инструменты адаптации физической культуры с умственно отсталыми детьми;

- выявить основные проблемы детей с умственной отсталостью при адаптации физической культуры;

- предложить основные рекомендации для устранения проблем адаптации физической культуры с умственно отсталыми детьми.

Методика и организация исследования. Основными методами исследования являются методы сравнения и сопоставления, аналитический метод. Для проведения исследования необходимо было проанализировать статистику детей с умственной отсталостью, определить, какие механизмы и инструменты применяются при адаптации физической культуры, а также выявить проблемы при адаптации физической культуры с умственно отсталыми детьми. Объем исследования охватывает методику применения адаптации физической культуры во всех специализированных образовательных учреждениях на территории Российской Федерации.

Результаты исследования и их обсуждение. Статистика Российской Федерации по заболеваемости детей с 2000 по 2022 года отражает резкое увеличение количества детей с психотическими расстройствами. Если в 2015 году российский показатель детской заболеваемости психо -зами по стране составлял 93,2 детей на 100 тыс. детского населения, то в 2022 году данный показатель резко увеличился на 73 %, достигнув уровня 161,3 детей на 100 тыс. детского населения. В основном данное увеличение

затронуло детей городского населения (81,2 %), у детей сельского населения динамика показателей была менее выражена (18,8 %).

Общероссийская статистика детей с различными заболеваниями (таблица) говорит о том, что происходит увеличение количества детей, которые по тем или иным причинам имеют отклонения в состоянии здоровья (первичное или вторичное).

Анализ динамики показателей общей заболеваемости по основным группам психических расстройств детей в РФ, городе и селе в 2000 и 2018 гг. (кол-во чел./100 тыс. населения)

Территориальная единица Группы расстройств Годы Показатель соотношения 2018/2000 гг.

2000 2018

РФ Психозы 93,2 161,3 73,0

Непсихотические расстройства 2132,6 1865,1 -12,5

Умственная отсталость 914,9 667,1 -27,1

Город Психозы 101,8 184,5 81,2

Непсихотические расстройства 2602,0 2082,9 -19,9

Умственная отсталость 830,5 571,6 -31,2

Село Психозы 74,0 100,9 36,5

Непсихотические расстройства 1077,1 1297,1 20,4

Умственная отсталость 1104,7 916,0 -17,1

Анализ динамики показателей общей заболеваемости по основным группам психических расстройств детей в РФ, в городе и селе в 2000 и 2018 гг. (на 100 тыс. населения) показал, что происходит увеличение коли -чества детей с психозами (на 73 %), снижение количества детей с непсихотическими расстройствами (на 12,5 % или 267,5 детей на 100 тыс. населения) и уменьшение количества детей с умственной отсталостью (на 27,1 % или с 914,9 до 667,1 детей).

Ситуация по заболеваемости детей существенно отличается в го -родской местности от сельской. Количество детей с психозами в городе увеличилось с 101,8 до 184,5 детей, которое составило 81,2 %. Касательно детей с непсихотическими расстройствами, то фактическая ситуация иная - наблюдается уменьшение с 2602,0 до 2082,9 детей (на 19,9 %). Количество детей с умственной отсталостью также уменьшилось с 830,5 до 571,6 детей (на 31,2 %).

Количество детей с психозами в сельской местности увеличилось с 74 до 100,9 детей, которое составило 36,5 %. У детей с непсихотическими расстройствами просматривается тенденция к увеличению - с 1077,1 до 1297,1 детей (на 20,4 %). Количество детей с умственной отсталостью на селе уменьшилось с 1104,7 до 916,0 детей (на 17,1 %).

Таким образом, выявленную проблему заболевания детей с умственной отсталостью в городской местности необходимо решать различными средствами адаптивной физической культуры, которые оказывают специфическое воздействие на функциональное состояние изучаемого контингента.

Самым эффективным и перспективным способом работы с умственно отсталыми детьми является применение игровой деятельности и игровой практики, направленных на коррекцию нарушенных функций, улучшение общего физического состояния и адаптацию к длительной и нормальной жизни [3].

Еще одним ключевым инструментом в качественной работе с умственно отсталыми детьми является адаптивная физическая культура, которая способствует и обеспечивает точечное воздействие на:

- развитие опорно-двигательной функции детей;

- укрепление их общего физического состояния;

- повышение эффективности развития интеллектуального аспекта;

- коррекцию психических отклонений;

- выявление недостатков этики и профессиональной подготовки;

- определение основы социально-трудовой адаптации.

Поэтому практика работы в специальных образовательных учреж -дениях для работы с умственно-отсталыми детьми должна быть направлена на научно обоснованные средства физического воспитания детей в рамках общей физической культуры. По отношению к таким детям невоз -можно просто применять общую физическую культуру, так как их отклонения в состоянии здоровья не позволяют им выполнять упражнения, а также мыслить и формировать свои выводы, как практически здоровым школьникам.

Именно роль адаптивной физической культуры (АФК) на сегодняшний день делает общество и население страны полноценным, дает возможность реализовать, проходить успешную реабилитацию и адаптацию детей с умственной отсталостью, а также адаптировать их к жизни в нормальной социальной среде. АФК, в первую очередь, также необходима для формирования механизмов, способствующих преодолению возникших у детей психологических барьеров в жизни. Немаловажным условием для развития детей с умственной отсталостью является наличие высококвалифицированных специалистов, которые выступают в роли наставников,

родителей, психологов и воспитателей. Специалисты, работающие с умственно отсталыми детьми, должны постоянно повышать свою квалификацию, иметь отечественный и международный практический опыт для повышения эффективности и качества данной работы [2, 4, 5].

Немаловажным фактором в работе адаптивной физической культуры является воспитание детей с умственной отсталостью, так как это один из ключевых моментов в совместной деятельности специалиста и ученика, которая помогает достичь положительных результатов в развитии и реабилитации. Именно игровая форма адаптивной физической культуры помогает детям с умственной отсталостью убрать психологические барь -еры, мотивировать их на постоянное занятие физической культурой.

АФК также направлена на формирование у детей с умственной отсталостью физических и личностных качеств, а именно:

- восприятие силы и способность сравнения навыков со здоровыми детьми;

- формирование навыков по преодолению и снижению психологических барьеров для повышения чувства полноценности и насыщения жизнью;

- развитие компенсаторных навыков у детей при отсутствии или нарушении деятельности отдельных органов или функциональных систем организма;

- формирование ценностного отношения к своему здоровью и ведению здорового образа жизни при любых обстоятельствах.

Практически во всех специализированных образовательных организациях, предназначенных для ведения работы с умственно отсталыми детьми, необходимо использовать педагогические инструменты и техноло -гии, направленные на индивидуальные особенности каждого ребенка, а также, в зависимости от состояния здоровья обучающегося, его потребностей, интересов, навыков и склонностей, способствующих успешному и благотворному протеканию процесса реабилитации.

Адаптивная физическая культура при работе с умственно отсталыми детьми ставит ряд задач. При занятиях АФК должны учитывать:

1) учебные задания, где формируются понятия и навыки здорового образа жизни, представление о строении и возможностях своего организма.

2) оздоровительные задачи, предусматривающие физическое оздоровление и создание условий для правильного физического развития, соотношение особенностей соматического состояния и пороков развития;

3) учебные задания, направленные на развитие воли, настойчивости, смелости и др. ;

4) коррекционные задания, направленные на исправление нарушений, формирование компенсаций, социализацию и адаптацию.

Адаптивная физическая культура должна быть в обязательном порядке ориентирована на воспитание, развитие и обучение детей с ограниченными интеллектуальными способностями, которая включает многообразие подходов и общие методы, характеризующие двигательную активность детей с умственной отсталостью. Методы адаптации физиче -ской культуры можно условно разделить на следующие шесть групп [1]:

1-я - формирование классов;

2-я - обучение двигательной активности;

3-я - развитие физических способностей;

4-я - воспитание личности (помогает ребенку осмыслить себя, воспитывает ответственность и инициативу, формирует навыки самодисциплины и самоорганизации);

5-я - организация взаимодействия учителя и ученика (позволяет определить и индивидуализировать упражнения и приемы для наиболее эффективного получения результатов коррекции);

6-я - регуляция психического состояния детей.

Каждое из физических упражнений требует особой корректировки, в зависимости от способностей ребенка, то есть, к каждому нужен индивидуальный подход.

У большинства детей с задержкой психического развития имеются отклонения в физическом развитии, которые отражаются на осанке ребенка. Данный факт как раз и является основой нашего исследования, так как детям трудно удерживать равновесие, ходить, регулировать собственные движения при ходьбе. Типичные нарушения ходьбы следующие: голова опущена вниз, походка шаркающая, стопы развернуты, ноги слегка согнуты в тазобедренных суставах, движения рук и ног не скоординированы друг с другом, движения неритмичны. Для исправления этих проблем создан целый комплекс упражнений, который следует выполнять регулярно для обеспечения эффекта.

Основные упражнения комплекса в ходьбе:

- по прямой с перешагиванием мелких препятствий;

- в узком месте, поднося носок к пятке, а также с шагом в сторону;

- в колонне, руки на плечах впереди идущего;

- на носках;

- спиной вперед;

- с постепенным ускорением в такт музыке или хлопкам учителя;

- по канату и т. д.

Следует отметить, что физические упражнения способствуют не только физическому, но и умственному развитию детей с задержкой психического развития, а различные игровые и групповые занятия положительно влияют на социализацию в детском коллективе.

Основными проблемами адаптации физической культуры, как на местном, так на региональном и федеральном уровнях, являются:

1) слабая подготовка специалистов, реализующих программы адаптации физической культуры;

2) нехватка специальных знаний у специалистов при учете индивидуальных заболеваний в адаптации физической культуры;

3) отсутствие специализированных спортивных объектов в регио-нах страны для реализации адаптивной физической культуры;

4) частичное или полное отсутствие сертифицированных врачей, которые имеют специальное образование для работы с детьми с различными заболеваниями.

Становится понятно, что, несмотря на проделанную работу на федеральном уровне и постоянное развитие адаптивного спорта, существуют проблемы развития физической культуры и спорта людей с ограниченными возможностями в регионах. Для их решения необходимо реализовы -вать стратегию развития физической культуры и спорта, совершенствовать нормативно-правовую базу, активизировать региональные возможности по пропаганде занятий физическими упражнениями, создать механизмы реализации развития АФК, обеспечить контроль и мониторинг концепции развития спорта среди инвалидов [6-9].

Выводы. В настоящее время адаптивная физическая культура играет важную роль и стала неотъемлемой частью работы не только с ум -ственно отсталыми детьми, но и с другими детьми с ограниченными воз -можностями здоровья. АФК имеет ряд своих особенностей и отличий: для максимально эффективной работы с умственно отсталыми детьми необхо -димо учитывать огромное количество факторов, таких как вид заболевания (олигофрения или деменция), степень заболевания (глубокая, тяжелая, лег -кая, средняя), индивидуальные особенности и способности каждого ребенка и многое другое.

Существует огромное разнообразие подходов и методов в АФК по формированию занятий, обучению двигательной активности, развитию физических способностей, личностному воспитанию, организации взаимодействия учителя и ученика, регуляции психического состояния детей. Каждый из представленных методов предполагает решение определенных задач, которые направлены на то, чтобы ребенок с умственной отстало -стью максимально адаптировался к нормальной социальной жизни.

Список литературы

1. Артамонова Л.Л., Панфилов О.П., Борисова В.В. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура: учеб. пособие. М.: Вла-дос, 2014. 389 а

2. Бегидова Т.П. Основы адаптивной физической культуры: учеб. пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М. : Изд-во «Юрайт», 2018. 188 с.

3. Ломакина Н.А., Бибина Е.Н., Пиваева Е.О. Адаптивная физическая культура как способ развития двигательной сферы у детей с умствен -ной отсталостью // Евсевьевские чтения. Серия: подготовка специалистов в области физической культуры и спорта в педагогическом вузе: сб. науч. трудов Междунар. науч.-практ. конф. Саранск: Изд-во МГПИ им. М.Е. Ев-севьева, 2016. С. 48-52.

4. Парфенова Л.А., Герасимов Е.А. Инклюзивные технологии физ -культурно-спортивной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями // Теория и практика физической культуры. 2019. № 1. С. 13.

5. Шалауров Ю.В., Черноземов В.Г. Организация адаптивной физической культуры и спорта в условиях стационарного социального учреж -дения // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 3-5. С.686-688.

6. Чернов И.В., Ревунов Р.В. Организация учебно -тренировочного процесса по физической культуре в высшем учебном заведении (на примере тяжелой атлетики): учеб. пособие. М.: Лань, 2019. 104 с.

7. Элективные курсы по физической культуре. Практическая подготовка: учеб. пособие / А.А. Зайцев [и др.]. М.: Изд-во «Юрайт», 2022. 227 с.

8. Юрлов С.А. Спортивные санкции, применяемые к субъектам фи -зической культуры и спорта в России // Современное право. 2015. № 2. С. 60-63.

9. Ягодин В.В. Физическая культура: основы спортивной этики: учеб. пособие. М.: Изд-во «Юрайт», 2022. 113 с.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Artamonova L.L., Panfilov O.P., Borisova V.V. Lechebnaya i adaptivno-ozdoro-vitel'naya fizicheskaya kul'tura [Therapeutic and adaptive health-improving physical culture]: textbook. allowance. M.: Vlados, 2014. 389 p.

2. Begidova T.P. Osnovy adaptivnoj fizicheskoj kul'tury [Fundamentals of adaptive physical culture]: textbook. allowance for universities. 2nd ed., rev. and additional M.: Yurayt Publishing House, 2018. 188 p.

3. Lomakina N.A., Bibina E.N., Pivaeva E.O. Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura kak sposob razvitiya dvigatel'noj sfery u detej s umstvennoj otstalost'yu [Adaptive physical culture as a way to develop the motor sphere in children with mental retardation] // Evsevie readings. Series: training of specialists in the field of physical culture and sports in a pedagogical university: sat. scientific proceedings of the Intern. scientific-practical. conf. Saransk: MGPI im. M.E. Evsevyeva, 2016. P. 48-52.

4. Parfenova L.A., Gerasimov E.A. Inklyuzivnye tekhnologii fizkul'turno-sportivnoj deyatel'nosti uchashchihsya s intellektual'nymi narusheniyami [Inclusive technologies of physical culture and sports activities of students with intellectual disabilities] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. No. 1. P. 13.

5. Shalaurov Yu.V., Chernozemov V.G. Organizaciya adaptivnoj fizicheskoj kul'tury i sporta v usloviyah stacionarnogo social'nogo uchrezhdeniya [Organization of adaptive physical culture and sports in a stationary social institution] // Mezhdunarodnyj studencheskij nauchnyj vestnik [International student scientific bulletin]. 2018. No. 3-5. P. 686-688.

6. Chernov I.V., Revunov R.V. Organizaciya uchebno-trenirovochnogo processa po fizicheskoj kul'ture v vysshem uchebnom zavedenii (na primere tyazheloj atletiki) [Organization of the educational and training process in physical culture in a higher educational institution (on the example of weightlifting)]: textbook. allowance. M.: Lan, 2019. 104 p.

7. Elektivnye kursy po fizicheskoj kul'ture. Prakticheskaya podgotovka [Elective courses in physical culture. Practical training]: textbook. allowance / A.A. Zaitsev [et al.]. M.: Yurayt Publishing House, 2022. 227 p.

8. Yurlov S.A. Sportivnye sankcii, primenyaemye k sub"ektam fizicheskoj kul'tury i sporta v Rossii [Sports Sanctions Applied to Subjects of Physical Culture and Sports in Russia] // Sovremennoe pravo [Modern law]. 2015. No. 2. P. 60-63.

9. Yagodin V.V. Fizicheskaya kul'tura: osnovy sportivnoj etiki [Physical culture: bases of sports ethics]: textbook. allowance. M.: Yurayt Publishing House, 2022. 113 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.