Научная статья на тему 'Методика адаптивной физической культуры для детей 9-11 лет с умственной отсталостью'

Методика адаптивной физической культуры для детей 9-11 лет с умственной отсталостью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / КОРРЕКЦИЯ / CORRECTION / УПРАЖНЕНИЯ / EXERCISES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чуфарова Любовь Ивановна, Наумова Кристина Викторовна

В работе представлена методика адаптивной физической культуры для детей 9-11 лет с умственной отсталостью и развитие детей, как личности, на занятиях физической культурой в процессе взаимодействия с преподавателем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чуфарова Любовь Ивановна, Наумова Кристина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF THE ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE FOR CHILDREN 9-11 YEARS WITH MENTAL FENCES

The paper provides an adaptive teaching methodology for physical education for children aged 9-11 with mental retardation and development of children. as individuals. in physical education in the process of interaction with the teacher.

Текст научной работы на тему «Методика адаптивной физической культуры для детей 9-11 лет с умственной отсталостью»

МЕТОДИКА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 9-11 ЛЕТ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

METHODOLOGY OF THE ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE FOR CHILDREN 9-11 YEARS WITH MENTAL FENCES

Чуфарова Любовь Ивановна

старший преподаватель кафедра физической культуры Волгоградский государственный социально — педагогический университет

г. Волгоград, Россия Cufarova Lubov Ivanovna senior lectures department«Physical culture» Volgograd state social and pedagogical university

Volgograd, Russia

Наумова Кристина Викторовна

студент

факультет психолого — педагогического и социального образования Волгоградский государственный социально — педагогический университет

г. Волгоград, Россия Naumova Kristin a Viktorovna

student

psychological and pedagogical and social education Volgograd state social and pedagogical university

Volgograd, Russia

Аннотация. В работе представлена методика адаптивной физической культуры для детей 9-11 лет с умственной отсталостью и развитие детей, как личности, на занятиях физической культурой в процессе взаимодействия с преподавателем.

Abstract. The paper provides an adaptive teaching methodology for physical education for children aged 9-11 with mental retardation and development of children. as individuals, in physical education in the process of interaction with the teacher.

Ключевые слова: физическая культура, коррекция, упражнения.

Keywords: physical culture, correction, exercises.

Термин «умственная отсталость» обозначает стойкое, выраженное нарушение познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы. [1]

Разнообразие физических упражнений и условия организации занятий для детей 9-11 лет с умственной отсталостью направлены на всеобщее развитие и улучшения потенциальных возможностей ребёнка. Эти упражнения позволяют решать как общие, так и индивидуальные задачи. [3]

Адаптивная физическая культура в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях осуществляется в следующих формах:

• уроки физической культуры;

• уроки ритмики (в младших классах);

• физкультминутки на общеобразовательных уроках (для снятия и профилактики умственного утомления). [2]

Занятия физическими упражнениями дают возможность разрешать общие и личные проблемы таких детей. Учитывая характерные черты психомоторного недоразвития, физиологической и психической задержки в развитии, при выборе средств адаптивной физической культуры следует придерживаться следующих принципов;

- принимать во внимание состояния здоровье каждого ребёнка;

- учитывать физическое развитие детей;

- создавать запас лёгких упражнений с постепенным усложнением;

- формировать словесную регуляцию и наглядно-образное мышление при выполнении физических упражнений;

- отдавать предпочтение игровой форме проведения занятий;

- организовать групповые занятия.

Методика организации занятий для детей с умственной отсталостью предполагает коррекцию и разнообразие упражнений;

- при беге (на месте, с изменением направления, спиной вперёд, челночный бег и др.);

- при ходьбе (на месте, в приседе, строевой и др.);

- прыжковые (подскоки на одной ноге, на двух ногах, через скакалку, в длину с места на мягкие материалы для приземления и др.);

- при лазании (по канату, на шведскую стенку, на матах или ковриках);

- с развитием мелкой моторики рук (круговые движения кистями, предплечьями, «замок», сжимание и выпрямление пальцев);

- для расслабления (спокойная ходьба, смена напряжения и расслабления различных групп мышц);

- для коррекции осанки и профилактики плоскостопия (медленные приседания, захват и сжатие ногами предметов, упражнения «велосипед»}, «кошка»>, «рыбка», «ножницы»});

-дыхательныеупражнения («трубач», «насос», «паровоз»}). [2]

Эти упражнения обладают большими возможностями для коррекции и развития способностей, равновесия, ориентировки в пространстве, физической подготовленности, профилактики повторных нарушений, коррекции сенсорных и психических нарушений у детей с умственной отсталостью. [1]

Литература

1. Бегидова Т. П., Захарова Н. В. Физическая подготовленность детей 8 - 11 лет с нарушениями интеллекта // Материалы НИР ВГИФК, научные статьи за 2001-2002 гг. Воронеж, 2003. С. 84 - 87.

2. Шапковой. Л. В. Частные методики адаптивной физической культуры : учебное пособие. М. : Советский спорт, 2003. 464 с.

3. Дмитриев А. А. Физическая культура в специальном образовании : учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2002.

References

1. Begidova T. P., Zakharova N. V. [Physical fitness of children 8 - 11 years with intellectual disabilities]. Mater. Research Institute of High Allocations, articles for 2001-2002 - Voronezh, 2003, pp. 84 - 87.

2. Shapkovoy L. V. Chastnye metodiki adaptivnoj fizicheskoj kul'tury [Private methods of adaptive physical culture]. Moscow, Soviet Sport Publ., 2003, 464 p.

3. Dmitriev A. A. Fizicheskaya kul'tura v special'nom obrazovanii [Physical culture in special education]. Moscow, Academy Publ., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.