Научная статья на тему 'Влияние занятий адаптивной физической культурой, направленных на коррекцию познавательной сферы, на физическую подготовленность детей с задержкой психического развития'

Влияние занятий адаптивной физической культурой, направленных на коррекцию познавательной сферы, на физическую подготовленность детей с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
847
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / КОРРЕКЦИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ФИТНЕС-АЭРОБИКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Летова Евгения Александровна

В статье, на основе представленных материалов, доказывается, что занятия адаптивной физической культурой с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) с использованием фитнес-аэробики, направленные на коррекцию отклонений познавательных процессов (внимание, память, мышление), способствуют эффективному решению и специфических задач физического воспитания этих детей, заключающихся в развитии кондиционных физических качеств (быстроты, выносливости, гибкости, силы).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Летова Евгения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of occupations by adaptive physical culture directed to correction of cognitive sphere on physical fitness of children with mental retardation

In article, on the basis of the provided materials, it has been proved that the occupations by adaptive physical culture with children with mental retardation when applying the fitness aerobics directed to correction of deviations of the cognitive processes (attention, memory, thinking) contribute to the effective solution of the specific tasks of physical training of these children, consisting in development of the standard physical qualities (speed, endurance, flexibility, force).

Текст научной работы на тему «Влияние занятий адаптивной физической культурой, направленных на коррекцию познавательной сферы, на физическую подготовленность детей с задержкой психического развития»

8. Fedyakin, A.A. and Avsaragov, G.R. (2012), Physical education students during different period's educational process. The problems and ways solve, Palmarium Academic Publishing is a trademark of: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG. Heinrich-Böcking-Str. 6-8, 66121, Saarbrücken, Germany, ISBN 978-3-8473-9453-2.

9. Fedyakin, АА. and Kuvaldina, E.V. (2015), "Analysis of dissertation research on physical education of students", European Journal of Physical Education and Sport, Vol. 7, No 1, pp. 17-23.

10. Yakubovich, S.A. (2005), Aerobic exercise in the physical training of cadets of military schools, dissertation, St. Petersburg.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 21.01.2017

УДК 615.825

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА КОРРЕКЦИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ, НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Евгения Александровна Летова, аспирант, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут

Аннотация

В статье, на основе представленных материалов, доказывается, что занятия адаптивной физической культурой с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) с использованием фитнес-аэробики, направленные на коррекцию отклонений познавательных процессов (внимание, память, мышление), способствуют эффективному решению и специфических задач физического воспитания этих детей, заключающихся в развитии кондиционных физических качеств (быстроты, выносливости, гибкости, силы).

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, дети с задержкой психического развития, коррекция, познавательные процессы, фитнес-аэробика, физическая подготовленность.

INFLUENCE OF OCCUPATIONS BY ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE DIRECTED TO CORRECTION OF COGNITIVE SPHERE ON PHYSICAL FITNESS OF CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

Evgenia Aleksandrovna Letova, the post-graduate student, The Surgut State Pedagogical University, Surgut

Annotation

In article, on the basis of the provided materials, it has been proved that the occupations by adaptive physical culture with children with mental retardation when applying the fitness aerobics directed to correction of deviations of the cognitive processes (attention, memory, thinking) contribute to the effective solution of the specific tasks of physical training of these children, consisting in development of the standard physical qualities (speed, endurance, flexibility, force).

Keywords: adaptive physical culture, children with mental retardation, correction, cognitive process, fitness aerobics, physical fitness.

ВВЕДЕНИЕ

В ряде опубликованных ранее работ теоретически обосновываются и экспериментально доказываются возможности и эффективность направленного коррекционного воздействия на познавательные процессы (внимание, память, мышление) детей с ЗПР средствами адаптивной физической культуры [5, 6, 7]. Но, учитывая, что основными специфическими задачами адаптивной физической культуры являются коррекционно-оздоровительные, которые связаны, прежде всего, с кондиционной физической подготовленностью детей, возникает вопрос: в какой мере занятия адаптивной физической

культурой, отчетливо направленные на коррекцию первичного дефекта (к которому у детей с ЗПР относятся отклонения в познавательной сфере), отражаются на кондиционной физической подготовленности. Таким образом, целью исследования, результаты которого представляются в статье, является оценка влияния занятий адаптивной физической культурой детей с ЗПР, направленных на коррекцию отклонений в познавательной сфере, на физическую подготовленность этих детей.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Формирующий эксперимент проводился в СОШ № 3 г. Заречное Свердловской области с учащимися с ЗПР, в количестве четырнадцати человек обучающихся в 4-ом классе. Эксперимент проводился на протяжении 2010-2011 учебного года в естественных условиях уроков по адаптивной физической культуре: 1 раз в неделю по основной программе и 2 раза с включением в подготовительную и основную части специальных упражнений из фитнес-аэробики. Ранее было установлено, что из средств физической культуры именно упражнения из фитнес-аэробики наиболее отвечают требованиям, необходимым для коррекции познавательных процессов у детей с ЗПР [5, 6].

Главенствующая направленность этих занятий заключалась в осуществлении кор-рекционного развития внимания, памяти и мышления у детей с ЗПР в процессе освоения и закрепления различных элементов, связок комбинаций из фитнес-аэробики. Методика проведения экспериментальных занятий строилась на основе общих закономерностей развития различных свойств внимания (концентрации, избирательности, объема и др.), видов памяти (прежде всего зрительной) и мышления (гибкость, быстрота мышления и др.) с учетом коррекционных принципов и подходов [1, 2, 3].

В начале и в конце учебного года, наряду с оцениванием эффективности коррек-ционного влияния занятий адаптивной физической культурой на познавательные процессы, фиксировались показатели кондиционной физической подготовленности детей. При этом использовались тестовые методики и оценочные шкалы из наиболее популярной в России программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ (бег на 30 м (оценивание быстроты); наклон вперед из положения сидя на полу (оценивание гибкости); прыжок в длину с места (оценивание скоростной силы), подтягивание на перекладине у мальчиков и поднимание-опускание туловища из положения лежа на спине в течение 30 сек. у девочек (оценивание силы)) [8]. Наряду с этими тестами использовался тест в беге на 1000 м, не включённый в программу и заменивший шестиминутный бег. При обработке результатов по данным тестам проводилась статистическая обработка с вычислением достоверности различий (в начале и в конце учебного года) по критерию Стьюдента. Оценка влияния такого рода занятий проводилась также на основании того, сколько детей с ЗПР в начале учебного года и в конце выполняло нормативные требования программы по физическому воспитанию в общеобразовательной школе.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Статистически обработанные результаты исследования приводятся в таблице.

Таблица - Показатели физической подготовленности учащихся с ЗПР экспериментально -го класса в начале и в конце учебного года____

Тестовые методики Осенние показатели Весенние показатели г Р

х±т о х±т о

Бег на 30 м (с) 6,03±0,19 0,54 5,02±0,13 0,39 3,60 <0,01

Бег на 1000 м (с) 333±0,28 0,8 327±0,3 0,86 2,80 <0,05

Прыжок в длину с места (см) 118±9,34 26,32 137±8,89 25,07 2,47 <0,05

Подтягивание на высокой перекладине (кол. раз) 2±1,41 0,81 2,7±0,33 0,47 0,45 >0,05

Поднимание опускание туловища из положения лежа (кол. раз за 30 сек) 16±1,48 4,19 22,8±1,43 4,06 3,31 <0,01

Наклон вперед из положения сидя (см) 5±1,34 3,78 7±1,64 4,64 2,16 <0,05

Представленные данные свидетельствуют о том, что показатели всех физических качеств у детей с ЗПР, полученные в мае 2011 года, в сравнении с показателями сентября 2010 года, значительно улучшились. При этом различия статистически достоверны (Р<0,05 или Р<0,01) - в проявлении быстроты, выносливости, силы (у девочек), скоростной силы и гибкости. Исключение составляют показатели силы в подтягивании на перекладине у мальчиков.

Что касается второго критерия оценки: количества детей, выполняющих нормативные требования программы до и после проведения формирующего эксперимента, то здесь получены следующие показатели. В начале учебного года число детей, укладывающихся в нормативные требования, составило: в проявлении быстроты - 0%, выносливости - 0%, гибкости 8%, скоростной силы 8%, силы (поднимание опускание туловища у девочек) - 16%, подтягивание у мальчиков - 0%.

Соответственно, к концу учебного года данные показатели составили: в проявлении быстроты - 8%, выносливости - 16%, гибкости 25%, скоростной силы 33%, силы (поднимание опускание туловища у девочек) - 41%, подтягивание у мальчиков - 0%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полученные данные свидетельствуют, что занятия адаптивной физической культурой с детьми с ЗПР, связанные с обучением, закреплением элементов и комбинаций из фитнес-аэробики с акцентированной коррекцией первичных дефектов (к которым у данной категории детей в первую очередь относят познавательные процессы: память, внимание, мышление) оказывают коррекционное влияние и на развитие основных кондиционных физических качеств. Данное обстоятельство можно объяснить тем, что актуализация коррекционного развития познавательных процессов способствует повышению интереса к занятиям и повышением у детей с ЗПР двигательной активности, сопровождающейся к тому же более качественным выполнением физических упражнений.

Полученные результаты исследования позволили перейти к проведению формирующего эксперимента с более широким охватом испытуемых.

ЛИТЕРАТУРА

1. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М. : Просвещение, 1973. - 175 с.

2. Выготский, Л.С. Собрание сочинений : в 6-ти т. Т. 1 : Вопросы теории и истории психологии / Л.С. Выготский ; под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. - М. : Педагогика, 1982. - 488 с.

3. Защиринская, О.В. Психология детей с задержкой психического развития: изучение, социализация, психокоррекция хрестоматия / О.В. Защиринская. - СПб. : Речь, 2003. - 432 с.

4. Летова, Е.А. Коррекция зрительной памяти у детей с задержкой психического развития средствами физической культуры / Е.А. Летова, Л.А. Семенов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2014. - № 2. - С. 64-67.

5. Летова, Е.А. Коррекция мыслительной деятельности у детей с задержкой психического развития на основе использования средств физической культуры / Е. А. Летова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2012. - № 6 (21). - С. 166-172.

6. Летова, Е.А. Оценка возможностей коррекции внимания у детей с задержкой психического развития средствами физической культуры / Е.А. Летова // Специальное образование. - 2012. - № 3. - С. 58-63.

7. Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М. : Просвещение, 2011. - 128 с.

REFERENCES

1. Vlasova, T.A. and Pevzner, M.S. (1973), About children with déviations in development, Education, Moscow.

2. Vygotsky, L.S. (1982), Collected works, Vol. 1. Questions of the theory and history of psychology, Pédagogies, Moscow.

3. Zashchirinskaya, O.V. (2003), Psychology of children with a delay of mental development: studying, socialization, psychocorrection, Speech, St. Petersburg.

4. Letova, E.A. and Semenov, L.A. (2014), "Correction of visual memory at children with a delay of mental development by means of physical culture", Physical culture: education, education, training, No. 2, pp. 64-67.

5. Letova, E.A. (2012), "Correction of cogitative activity at children with a delay of mental development on the basis of use of means of physical culture", Messenger of the Surgut state pedagogical university, No. 6 (21), pp. 166-172.

6. Letova, E.A. (2012), "Score of opportunities of correction of attention at children with a delay of mental development by means of physical culture", Vocational education: scientific and methodical journal, No. 3, pp. 58-63.

7. Lyakh, V.I. and Zdanevich, A.A. (2011), Comprehensive program of physical training of pupils of 1-11 classes, Education, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 11.01.2017

УДК 796.011

ОЦЕНКА ЗНАЧЕНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ВЫНОСЛИВОСТИ В ПСИХОФИЗИЧЕСКОМ СТАТУСЕ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Светлана Юрьевна Максимова, доктор педагогических наук, доцент, Дарья Сергеевна Федорова, магистрант, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)

Аннотация

В рамках статьи авторами рассматривается вопрос значения сформированности общей выносливости в психическом и физическом статусе детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Приводятся статистические данные, демонстрирующие взаимную обусловленность между выносливостью и параметрами морфофункционального развития, физической подготовленности, и психической сферы детей коррекционных групп. На основе анализа полученных данных авторы констатируют необходимость специального воспитания общей выносливости у детей с задержкой психического развития.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, задержка психического развития, выносливость.

ESTIMATION OF ENDURANCE LEVEL IMPORTANCE IN PSYCHOPHYSICAL STATUS OF CHILDREN AGED 5-6 YEARS WITH MENTAL RETARDATION

Svetlana Yurievna Maksimova, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Daria Sergeevna Fedorova, the undergraduate, Volgograd State Academy of Physical Culture, Volgograd

Annotation

As part of the article the author considers the question of the endurance importance in the mental and physical status of the preschool children with mental retardation. Statistical data, demonstrating the mutual conditionality between the endurance and parameters of the morphofunctional development, physical fitness, and mental sphere of children of the correctional groups, have been given. Based on the analysis of the data obtained, the authors state the need in the special training to the general endurance of the children with mental retardation.

Keywords: preschool children, mental retardation, endurance.

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшим физическим качеством человека, проявляющимся в спортивной, профессиональной деятельности, а также в повседневной жизни каждого человека является

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.