Научная статья на тему 'Методика проведения самостоятельных занятий по физической подготовке'

Методика проведения самостоятельных занятий по физической подготовке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
980
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика проведения самостоятельных занятий по физической подготовке»

2. Движения глаз по горизонтали. Вытяните правую руку прямо перед собой, разогните ее в кисти, взгляд фиксируйте на ногте среднего пальца. Сопровождая ноготь взглядом (не поворачивая головы), переведите руку вправо так, чтобы она составила с правым плечом одну линию. Теперь перемещайте руку по горизонтали в направлении левого плеча. Повторите упражнение, используя левую руку, т.е. сначала поставьте ее перед собой, затем переместите влево, затем - вправо. Повторить 5 раз, меняя руку. Темп - медленный.

3. Фиксирование взгляда на приближающихся и удаляющихся пальцах кисти. Вытянуть правую руку перед собой, разогнув ее как в предыдущем упражнении. Фиксировать взгляд на ногте среднего пальца. Затем медленно приблизить кисть к носу и так же медленно вернуть ее в исходное положение. Повторить 10-15 раз.

Список использованной литературы

1. Кузнецов Б.В. Организация и методика проведения физкультминут и физкультпауз: методические рекомендации / Б.В. Кузнецов, С.Н. Шуткин. - Воронеж: ФГБОУ ВПО ВИ ГПС МЧС России, 2013. - 16 с.

2. Наставление по физической подготовке личного состава федеральной противопожарной службы (Приказ МЧС России от 30.03.2011 № 153). - М.: ДКП МЧС России, 2011. - 41 с.

3. Шуткин С.Н. Физкультминутка как средство повышения качества образовательного процесса / С.Н. Шуткин, Б.В. Кузнецов // Совершенствование боевой и физической подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений силовых ведомств: Материалы международной научно-практической конференции. - Иркутск: ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России, 2012. - Т.2. - С. 294-297.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

Б.В. Кузнецов, старший преподаватель С.Н. Шуткин, доцент, к.п.н.

Воронежский институт ГПС МЧС России, г.Воронеж

Самостоятельные занятия по физической подготовке проводятся, как правило, индивидуально. Продолжительность занятия от 1-го до 2-х часов.

Занятия строятся по общепринятой структуре, состоящей из 3-х частей (подготовительной, основной и заключительной).

Подготовительная часть

Задачи подготовительной части: общее разогревание занимающихся и подготовка к предстоящей нагрузке (разминка, укрепление мышц, повышение их эластичности и подвижности в суставах, улучшение умения координировать движения, проявлять силу, быстроту и ознакомление с элементами упражнений, выполняемых в основной части занятия).

Подготовительная часть занятия начинается с ускоренной ходьбы (100-200 м), переходящей в медленный бег (400-800 метров). В выборе упражнений надо придерживаться определенной последовательности. Сначала выполняется комплекс общеразвивающих упражнений, затем следуют упражнения для развития гибкости. Далее выполняются упражнения для улучшения координации движений, повышения качеств быстроты, силы, выносливости. Упражнения в подготовительной части занятия выполняют в следующей последовательности:

- упражнения для мышц верхнего плечевого пояса;

- упражнения для мышц туловища;

- упражнения для мышц ног.

Продолжительность подготовительной части занятия от 15 до 30 минут. Задача подготовительной части занятия - возможно больше поднять работоспособность организма, подготовить организм к предстоящей работе в основной части занятия.

Разогревание организма занимающихся в подготовительной части достигается с помощью продолжительных физических упражнений умеренной мощности. Необходимая степень разогревания достигается к тому времени, когда начинается потоотделение. Разогревание надо начинать всегда с медленных упражнений и постепенно переходить к более интенсивной физической деятельности. Рекомендуется выполнять 68 упражнений, примерно по 8-10 раз каждое.

Основная часть

Основные задачи этой части занятия заключаются в повышении у занимающихся физической подготовленности, в воспитании настойчивости, воли и упорства, в развитии силы, быстроты, выносливости и ловкости.

Последовательность выполнения физических упражнений в основной части занятия:

- упражнения для развития быстроты и ловкости;

- упражнения для развития силы.

- упражнения для развития выносливости.

Упражнения, направленные на развитие быстроты, обычно кратковременны, но весьма интенсивны и требуют напряжения всех сил занимающегося. Упражнения для развития ловкости выполняются после упражнений для развития быстроты.

После этих упражнений выполняются упражнения для развития силы. Упражнения для развития быстроты нецелесообразно выполнять после упражнений для развития силы. В этом случае ухудшается быстрота движений.

Упражнения на развитие выносливости выполняются обычно в конце основной части занятия, так как они выполняются всегда со значительной нагрузкой.

В основную часть занятия обычно включается по 1-2 упражнения для развития каждого качества (быстроты и ловкости, силы и выносливости).

Необходимо знать, что выполнение одного и того же упражнения, но в различных условиях и различным способом оказывает различное воздействие на развитие у занимающихся определенных физических качеств. Например, если бег на 60-100 метров, являющийся упражнением для развития быстроты, проводить по песку или по глубокому снегу, то в этом случае развивается силовая выносливость.

Методы проведения основной части занятия могут быть следующими:

- круговой метод представляет собой повторное выполнение (2-4 раза) одного и того же комплекса («круга») упражнений с одинаковой последовательностью;

- поточный метод предусматривает поочередное без интервалов отдыха выполнение различных упражнений;

- соревновательный метод обеспечивает высокий уровень эмоций и интенсивности в выполнении комплекса упражнений (например, преодоление полосы препятствий, выполнение упражнений в кратчайшее время).

Заключительная часть

Она необходима для постепенного снижения нагрузки, приведения организма в состояние, близкое к норме. Для заключительной части занятия наилучшим средством служит бег в спокойном, равномерном темпе, переходящий в ходьбу. Продолжительность бега 3-6 минут, ходьба 2-4 минуты. В заключительной части также рекомендуется выполнять упражнения на расслабление и упражнения с более глубоким дыханием.

Список использованной литературы

1. Агеевец А.В. Специальная физическая подготовка в ОВД: лекция / А.В. Агеевиц. - СПб.: СПб ЮИ МВД РФ, 1996. - 35 с.

2. Велитченко В.К. Физкультура без травм / В.К. Величко. - М.: Просвещение, 1993. - 78 с.

3. Кузнецов Б.В. Организация и методика проведения

самостоятельных занятий по физической подготовке: методические рекомендации / Б.В. Кузнецов.- Воронеж: ФГБОУ ВПО ВИ ГПС МЧС России, 2013. - 27с.

4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. для институтов физической культуры / Л.П. Матвеев - М.: ФиС, 1991. - 543с.

5. Наставление по физической подготовке личного состава федеральной противопожарной службы (Приказ МЧС России от 30.03.2011 № 153). - М.: ДКП МЧС России, 2011. - 41 с.

6. Общая физическая подготовка. Знать и уметь: учебное пособие / Ю.И. Гришина. - Изд. 2-е. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 249 с.

7. Толстых С.К. Врачебный контроль и гигиенические требования при занятиях физическими упражнениями: лекция / С.К. Толстых. -Воронеж: ВШ МВД РФ, 1994. - 45 с.

8. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - М.:КНОРУС, 2012. - 240 с.

9. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности. Монография / С.В. Алексеев, Р.Г. Гостев, Ю.Ф. Курамшин, А.В. Лотоненко, Л.И. Лубышева, С.И Филимонова. - М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2013. - 780 с.

10. Физическая подготовка: учеб. пособие / Ю.К. Демьяненко [и др.]. - М.: Воениздат, 1987. - 116 с.

11. Энциклопедия физической подготовки: методические основы развития физических качеств / А.В. Карасёв [и др.]. - М.: Лептос, 1994.368 с.

МЕТОДОЛОГИЯ УЧЕБНО-ДЕЛОВОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ

А.А. Кузьмин, доцент, к.пед.н., доцент А.А. Пермяков, преподаватель Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России,

г. Санкт-Петербург

В отличие от деловой игры вообще, учебно-деловая игра имеет существенное качество - наличие однозначно сформулированной цели обучения, при которой предусматривается и саморазвитие личности субъектов учебно-деловой игры, и процесс формирования новых профессиональных компетентностей, характеризующийся определенной познавательно-учебной направленностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.