Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИНТЕРАКТИВНЫМИ МЕТОДАМИ'

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИНТЕРАКТИВНЫМИ МЕТОДАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
интерактивный метод / знание / умение / навыки / диаграмма Венна / самостоятельная работа / вызов / осмысление / размышление / ЗУХ (Знаю / узнал / хочу знать) / критическое мышление

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Отамирзаев Олимжон Усубович, Шарипов Фарход Фазлитдинович

В статье приведены рекомендации по проведению лабораторных занятий с интерактивными методами. Также разработана методика проведения лабораторного занятия с интерактивными методами по предмету электротехника на тему «Исследование электрической цепи синусоидального тока».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Отамирзаев Олимжон Усубович, Шарипов Фарход Фазлитдинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИНТЕРАКТИВНЫМИ МЕТОДАМИ»

1 SCIENCE TIME i

тл 1(4 5л ' tL® -1 щг 1 - 4_W JT |Г1 1 r^g) МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИНТЕРАКТИВНЫМИ МЕТОДАМИ Отамирзаее Олимжон Усубоеич, Шарыпов Фарход Фазлитдинович Наманганский инженерно-педагогический институт, г. Наманган E-mail: olimjon 1963@umail.uz E-mail: farhod_f@umail. uz

Аннотация. В статье приведены рекомендации по проведению лабораторных занятий с интерактивными методами. Также разработана методика проведения лабораторного занятия с интерактивными методами по предмету электротехника на тему «Исследование электрической цепи синусоидального тока»

Ключевые слова: интерактивный метод, знание, умение, навыки, диаграмма Венна, самостоятельная работа, вызов, осмысление, размышление, ЗУХ (Знаю, узнал, хочу знать), критическое мышление.

Образование как часть духовной культуры общества является системой передачи молодому поколению культурных ценностей с позиций задач современности и установкой на будущее.

Традиционно главная задача образования понималась как формирование у учащихся установленной системы знаний о мире по всем предметным областям (так называемой, системы ЗУН - знание, умение и навыки). Формирование системы знаний сопровождалось решением задач воспитания, то есть усвоения учащимся социальных норм поведения и задач развития, обеспечивающих успешное применение знаний в практической деятельности.

Принятая ранее совокупность идей, ее методологическая обоснованность, касающаяся знания предмета, вполне соответствовали запросам общества. Расширение пространства знаний, объем информации, ее многопрофильность сделали очевидным тот факт, что все знать и уметь невозможно, однако возможно освоение, овладение, нахождение истины через смежные области, приход к цели через смежные знания.

| SCIENCE TIME |

Сегодня ценностью является не там, где мир воспринимается по схеме. Знаю - не знаю, умею - не умею, владею - не владею. Где есть тезис, ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь - и делаю. На первый план выходит личность учащееся, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения [1].

В свою очередь, иными становятся и задачи преподавателя - не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Преподаватель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.

В настоящие время общество предъявляет новые требования к образованию в плане формирования личности, готовой к действию, личности, способной подходить к решению задач с позиции личностной сопричастности.

Таким образом, в последние годы в обществе сложилось новое понимание главной цели образования: формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру, освоение ее прошлого, настоящего и будущего, вхождение в ее созидание и сотворение.

Реализация этой цели требует выполнения целого комплекса задач, среди которых основными являются:

- обучение деятельности - умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты своих действий;

- формирование личностных качеств - ума, воли, чувств и эмоции, нравственных качеств, познавательных мотивов деятельности;

- формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы.

В последние время основной тенденцией является неуклонное повышение значения образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. Его роль постоянно растет вместе с ростом влияния человеческого капитала. Одним из важных факторов развития любой страны становится образовательная инфраструктура, выделившаяся в отдельную отрасль организации и управления социально-экономическими процессами государственного масштаба [2].

Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. В рамках основы критического мышления приведена методика проведения лабораторного занятия с интерактивными методами по предмету электротехника на тему «Исследование электрической цепи синусоидального тока».

| SCIENCE TIME |

Модел интерактивного урока

1. Подготовка-10 минут. Определяется посешаемость. Группа делится на подгруппи по 5-6 человек. Объявляется тема лабораторной работы. Даётся рекомендации по стратегию «ЗУХ» (Знаю, узнал, хочу знать).

2. Вызов-10 минут. При этом используется мозговой штурм т.е. препедователь проверяет готовность студентов для проведения лабораторную работу.

3. 0смысление-30 минут. При этом студенты под наблюдением препедователья выполняют лабораторную работу, записывают, проанализировають результаты исследования и построит нужную диаграмму. Каждая подгруппа по отдельности выполняет лабораторную работу.

4. Размышление-20 минут. На этом этапе урока для укрепления теоретических знаний используется следующие интерактивные стратегии: Синквейн, Свободное письмо, Инсерт, Кластер, Категориальный обзор; Оставьте за мной последнее слово; Трехступенчатое интервью; Концептуальная карта; Т-схема; Чтение и реакция на прочитанное и другие. Например, стратегия диаграмма Венна позволяет провести анализ и синтез при рассмотрении двух аспектов, имеющих различные и общие черты.

Следющей таблице приведена диаграмма Венна на опорную слову «Электрические цепы с R, L и C элементами».

Электрнческве цепы с Б в Ь элем ентамн Электрические цепы с БД в С эле ментам н Электрические цепы с Б в С элементамн

Параметры: 2 = ~1К'-Х1 а1 X. Ь р=агс1а —1- = аг^— Я Е <р>0- Электрические цепь имеет активно-индуктивный или индуктивный характер. Ток в цепи отстает от напряжения <р-градус. Дня последовательно соединенных цепей: и=пи+п1_ и=ик+иь Для паралельно соединенных цепей: Кк+1Ь 1=1к+1ь Параметры: Хс г х=хь-хс Д , ъ г £ Уравнение цепы: и^к+иь+ис и=иц+иь+ис Мн+ц+к Мя+Ь+Ь Если (Х1_>Хс): тогда ^>0 и ток в цепи отстаёт от напряжения на р-градус: электрические цепь имеет активно-индуктивный х арактер. Если иь<ис (Х]_<Х(;): тогда ¡р <0 и напряжения отстаёт от тока в цепи на (5-градус. электрические цепь имеет активно-ёмкостной характер. Если иЕ=ис (Х1=Хс): тогда ¿3=0 и направление напряжения и тока в цепи совпадает, электрические цепь имеет активный или резонансный характер. Параметры: 2 - .¡К* + Х\ Хс=-!■ Вс=о>С * х- ,Л р=—- = агс^— К В р<0- Электрические цепь имеет активно- ёмкостной или ёмкостной характер. Напряжения отстаёт от тока в цепи на р- градус Для последовательно соединенных цепей: и=ик+ис и=ик+Гс Для паралельно соединенных цепей: ¡=1К+1С 1=1ц+1с

5. Задание на дом-10 минут. Студентам раздаются задание по самостоятельной работы, рекомендуется ознакомиться с ними и отвечают на возникшие при этом вопросы. Дается список литературы с указанием страниц,

I SCIENCE TIME I

спрашивают мнение студентов о проведенном уроке и урок заканчивается.

В заключении отметим, что использование современных технологий позволяет решать одновременно несколько задач. Главное - оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. Использование современных технологий в процессе занятия, как показывает практика, снимает нервную нагрузку студентов, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий</ DIV> [2].

Литература:

1. Отамирзаев О.У, Зокирова Д.Н., Вахобова С.К. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов // International Scientific Journal. - 2016. - № 4.

2. Отамирзаев О.У, Зокирова Д.Н., Вахобова С.К. Использование интерактивных методов при преподавании электротехники // Science Time. 2016. № 2 (26). С. 445 -448.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.