SCIENCE TIME
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ
Отамирзаев Олимжон Усубович, Наманганский инженерно-педагогический институт, Республика Узбекистан, г. Наманган
E-mail: olimjon_1963@umail.uz
Зокирова Дилноза Неъматиллаевна, Наманганский инженерно-педагогический институт, Республика Узбекистан, г.Наманган
E-mail: dilnoza_5909@inbox. uz
Вахобова Сожида Комилжоновна Наманганский инженерно-педагогический институт, Республика Узбекистан, г.Наманган
E-mail: sojida_vsk@umail. uz
Аннотация. В статье на примере предмета электротехника приведены методические указания по проектированию занятий с использованием интерактивных методов. Наряду с этим, разработана модель интерактивного урока на тему «Электрические цепи синусоидального тока» по предмету электротехника
Ключевые слова: компетенция, диаграмма Венна, кластер, вызов, осмысление, размышление, мотивация, интерактивный метод, синквейн, инсерт, мозговой штурм, учебная дискуссия.
Основной тенденцией, наблюдаемой в последние десятилетия, является неуклонное повышение значения образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. Его роль постоянно растет вместе с ростом влияния человеческого капитала. Одним из важных факторов развития любой страны становится образовательная инфраструктура, выделившаяся в отдельную отрасль организации и управления социально-экономическими процессами государственного масштаба.
Произошла переориентация почти всех сфер народнохозяйственного комплекса. Директивные принципы планирования заменены на индикативные
| SCIENCE TIME Щ
принципы, производственная сфера стала выпускать продукцию с ориентиром не на спущенные с центра государственные планы, а на рынок, который формируется из потребностей и спроса населения.
Эти реформы влияют и на систему образования. Структурные изменения проводимые в этом плане, и мероприятия по переименованию учебных заведений не затрагивают первооснову педагогики - процесса передачи информации.
Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Хотелось бы уточнить само понятие. Слово "интерактив" пришло к нам из английского от слова "interact". "Inter" - это "взаимный", "act" - действовать. Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и студента, студента и компьютера [1].
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Хотелось бы отметить важность применения интерактивных методов обучения с позиций рыночной экономики, поскольку эти методы развивают качества, требуемые работодателями, и общественные навыки, необходимые для общего развития человека [1].
Интерактивные методы обучения позволяют активизировать и использовать громадный образовательный потенциал обучающихся, внести в учебный процесс элементы состязательности и использовать свойство синергии, присущее позитивно функционирующим системам: интеллектуальная сила группы обучающихся больше суммы сил ее членов.
В настоящее время методистами и преподавателями-практиками разработано немало форм групповой работы. Наиболее понятными, очевидно,
| SCIENCE TIME Щ
будут примеры по одной из гуманитарных дисциплин, например, по праву. наиболее известные из интерактивных методов - "учебная дискуссия", "совместный поиск", "мозговой штурм", "дебаты". эти формы эффективны в том случае, если на занятии обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у студентов имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте.
Активные и групповые методы учебной работы и раньше использовались в традиционной педагогике, однако в конце двадцатого - начале двадцать первого века мощный импульс к их широкомасштабному применению дало новое направление в педагогике - развитие навыков критического мышления. Напомним, что в рамках основ критического мышления в фазах "вызов"-"осмысление"-"размышление" разработаны и применяются несколько десятков новых стратегий, методов и приемов обучения, [2] в том числе интерактивных. Ниже приведена модель интерактивного урока на тему «Электрические цепи синусоидального тока» по предмету электротехника:
Модел интерактивного урока.
1. Подготовка - 10 минут. Определяется посешаемость. Группа делиться на подгруппы по 5-6 человек. Объявляется тема и подтемы урока.
2. Вызов - 20 минут. При этом используется мозговой штурм и обсуждаются следующие вопросы:
- что такой переменный ток?
- чем отличается переменный ток от постоянного?
- перечислите основные параметры переменного тока?
3. Осмысление - 20 минут. При этом преподаватель поэтапно объясняет подтемы с помощью плакатов или слайдов изображенные схемы и диаграммы однофазных цепей синусоидального тока.
4. Размышление - 20 минут. На этом этапе урока используется интерактивная стратегия диаграммы Венна. Этот метод позволяет провести анализ и синтез при рассмотрении двух аспектов, имеющих различные и общие черты. Можно составить таблицу диаграммы Венна на опорные слова «Электрические цепи с R, L элементами» и «Электрические цепи с R, C элементами».
Вместе с этим можно использовать следующие интерактивные стратегии: Синквейн, Свободное письмо, Таблица инсерт, Кластер (с обсуждением в парах или группах), Оставьте за мной последнее слово; Трехступенчатое интервью; Концептуальная карта; Т-схема; Чтение и реакция на прочитанное и другие.
5. Задание на дом -10 минут. Раздаются студентам задание по самостоятельной работе и обсуждаются непонятные вопросы. Предлагается нужные литературы и заканчивается занятие.
I
SCIENCE TIME
I
Хотелось бы отметить важность применения современных технологий обучения с позиции рыночной экономики, поскольку эти методы развивают качества, требуемые работодателями, и общественные навыки, необходимые для общего развития человека.
Интерактивные методы обучения дают реальную возможность создать в аудитории атмосферу партнерства. Преподаватель, получивший в руки технологию, основанную на интерактивных методах, а не готовые рецепты хороших занятий, обучается работать в режиме творческого соавторства, в готовности к обоснованным изменениям и принятию нестандартных и ответственных решений.
Сегодняшних студентов ожидает будущее, отличное от того, которое предстояло предыдущему поколению. Они будут трудиться у работодателей, которые ожидают от своих служащих умения учиться, обладания эффективными навыками восприятия устной речи, письма и вычисления; творческого мышления и умения решать проблемы; эффективно работать в группах, обеспечивать лидерство; подходить к заданиям с уверенностью, мотивацией и способностью ставить перед собой определенные цели и задачи. Таким образом готовя современных специалистов в отличии от прошлого мы должны учитывать новые требования, предъявляемые рыночной экономикой и частным предпринимательством частного производства. Это является неотъемлемым требованием времени [2].
В заключение отметим, что использование интерактивных методов позволяет решать одновременно несколько задач. Главное - оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. Использование интерактивных методов в процессе занятия, как показывает практика, снимает нервную нагрузку студентов, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.
Интерактивный метод обеспечивает взаимодействие между студентами и преподавателями, которое вызывает положительные эмоции и удовлетворение процессом обучения.
Литература:
1. Фарберман Б.Л., Мусина Р.Г., Джумабаева Ф.А. Современные методы преподавания в вузах. -Тошкент.- 2011.
2. Отамирзаев О.У., Зокирова Д.Н., Вахобова С.К. Проект занятий, основанных на принципах педагогической технологии // Science Time. - №12 (24). - С. 606-
610.