Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / ДИАГРАММА ВЕННА / КЛАСТЕР / ВЫЗОВ / ОСМЫСЛЕНИЕ / РАЗМЫШЛЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД / СИНКВЕЙН / ИНСЕРТ / МОЗГОВОЙ ШТУРМ / УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Отамирзаев Олимжон Усубович, Зокирова Дилноза Неьматиллаевна, Вахобова Сожида Комилжоновна

В статье на примере предмета электротехника приведены методические указания по проектированию занятий с использованием интерактивных методов. Наряду с этим, разработана модель интерактивного урока на тему «Электрические цепи синусоидального тока» по предмету электротехника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Отамирзаев Олимжон Усубович, Зокирова Дилноза Неьматиллаевна, Вахобова Сожида Комилжоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ»

SCIENCE TIME

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ

Отамирзаев Олимжон Усубович, Наманганский инженерно-педагогический институт, Республика Узбекистан, г. Наманган

E-mail: olimjon_1963@umail.uz

Зокирова Дилноза Неъматиллаевна, Наманганский инженерно-педагогический институт, Республика Узбекистан, г.Наманган

E-mail: dilnoza_5909@inbox. uz

Вахобова Сожида Комилжоновна Наманганский инженерно-педагогический институт, Республика Узбекистан, г.Наманган

E-mail: sojida_vsk@umail. uz

Аннотация. В статье на примере предмета электротехника приведены методические указания по проектированию занятий с использованием интерактивных методов. Наряду с этим, разработана модель интерактивного урока на тему «Электрические цепи синусоидального тока» по предмету электротехника

Ключевые слова: компетенция, диаграмма Венна, кластер, вызов, осмысление, размышление, мотивация, интерактивный метод, синквейн, инсерт, мозговой штурм, учебная дискуссия.

Основной тенденцией, наблюдаемой в последние десятилетия, является неуклонное повышение значения образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. Его роль постоянно растет вместе с ростом влияния человеческого капитала. Одним из важных факторов развития любой страны становится образовательная инфраструктура, выделившаяся в отдельную отрасль организации и управления социально-экономическими процессами государственного масштаба.

Произошла переориентация почти всех сфер народнохозяйственного комплекса. Директивные принципы планирования заменены на индикативные

| SCIENCE TIME Щ

принципы, производственная сфера стала выпускать продукцию с ориентиром не на спущенные с центра государственные планы, а на рынок, который формируется из потребностей и спроса населения.

Эти реформы влияют и на систему образования. Структурные изменения проводимые в этом плане, и мероприятия по переименованию учебных заведений не затрагивают первооснову педагогики - процесса передачи информации.

Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Хотелось бы уточнить само понятие. Слово "интерактив" пришло к нам из английского от слова "interact". "Inter" - это "взаимный", "act" - действовать. Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и студента, студента и компьютера [1].

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Хотелось бы отметить важность применения интерактивных методов обучения с позиций рыночной экономики, поскольку эти методы развивают качества, требуемые работодателями, и общественные навыки, необходимые для общего развития человека [1].

Интерактивные методы обучения позволяют активизировать и использовать громадный образовательный потенциал обучающихся, внести в учебный процесс элементы состязательности и использовать свойство синергии, присущее позитивно функционирующим системам: интеллектуальная сила группы обучающихся больше суммы сил ее членов.

В настоящее время методистами и преподавателями-практиками разработано немало форм групповой работы. Наиболее понятными, очевидно,

| SCIENCE TIME Щ

будут примеры по одной из гуманитарных дисциплин, например, по праву. наиболее известные из интерактивных методов - "учебная дискуссия", "совместный поиск", "мозговой штурм", "дебаты". эти формы эффективны в том случае, если на занятии обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у студентов имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте.

Активные и групповые методы учебной работы и раньше использовались в традиционной педагогике, однако в конце двадцатого - начале двадцать первого века мощный импульс к их широкомасштабному применению дало новое направление в педагогике - развитие навыков критического мышления. Напомним, что в рамках основ критического мышления в фазах "вызов"-"осмысление"-"размышление" разработаны и применяются несколько десятков новых стратегий, методов и приемов обучения, [2] в том числе интерактивных. Ниже приведена модель интерактивного урока на тему «Электрические цепи синусоидального тока» по предмету электротехника:

Модел интерактивного урока.

1. Подготовка - 10 минут. Определяется посешаемость. Группа делиться на подгруппы по 5-6 человек. Объявляется тема и подтемы урока.

2. Вызов - 20 минут. При этом используется мозговой штурм и обсуждаются следующие вопросы:

- что такой переменный ток?

- чем отличается переменный ток от постоянного?

- перечислите основные параметры переменного тока?

3. Осмысление - 20 минут. При этом преподаватель поэтапно объясняет подтемы с помощью плакатов или слайдов изображенные схемы и диаграммы однофазных цепей синусоидального тока.

4. Размышление - 20 минут. На этом этапе урока используется интерактивная стратегия диаграммы Венна. Этот метод позволяет провести анализ и синтез при рассмотрении двух аспектов, имеющих различные и общие черты. Можно составить таблицу диаграммы Венна на опорные слова «Электрические цепи с R, L элементами» и «Электрические цепи с R, C элементами».

Вместе с этим можно использовать следующие интерактивные стратегии: Синквейн, Свободное письмо, Таблица инсерт, Кластер (с обсуждением в парах или группах), Оставьте за мной последнее слово; Трехступенчатое интервью; Концептуальная карта; Т-схема; Чтение и реакция на прочитанное и другие.

5. Задание на дом -10 минут. Раздаются студентам задание по самостоятельной работе и обсуждаются непонятные вопросы. Предлагается нужные литературы и заканчивается занятие.

I

SCIENCE TIME

I

Хотелось бы отметить важность применения современных технологий обучения с позиции рыночной экономики, поскольку эти методы развивают качества, требуемые работодателями, и общественные навыки, необходимые для общего развития человека.

Интерактивные методы обучения дают реальную возможность создать в аудитории атмосферу партнерства. Преподаватель, получивший в руки технологию, основанную на интерактивных методах, а не готовые рецепты хороших занятий, обучается работать в режиме творческого соавторства, в готовности к обоснованным изменениям и принятию нестандартных и ответственных решений.

Сегодняшних студентов ожидает будущее, отличное от того, которое предстояло предыдущему поколению. Они будут трудиться у работодателей, которые ожидают от своих служащих умения учиться, обладания эффективными навыками восприятия устной речи, письма и вычисления; творческого мышления и умения решать проблемы; эффективно работать в группах, обеспечивать лидерство; подходить к заданиям с уверенностью, мотивацией и способностью ставить перед собой определенные цели и задачи. Таким образом готовя современных специалистов в отличии от прошлого мы должны учитывать новые требования, предъявляемые рыночной экономикой и частным предпринимательством частного производства. Это является неотъемлемым требованием времени [2].

В заключение отметим, что использование интерактивных методов позволяет решать одновременно несколько задач. Главное - оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. Использование интерактивных методов в процессе занятия, как показывает практика, снимает нервную нагрузку студентов, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.

Интерактивный метод обеспечивает взаимодействие между студентами и преподавателями, которое вызывает положительные эмоции и удовлетворение процессом обучения.

Литература:

1. Фарберман Б.Л., Мусина Р.Г., Джумабаева Ф.А. Современные методы преподавания в вузах. -Тошкент.- 2011.

2. Отамирзаев О.У., Зокирова Д.Н., Вахобова С.К. Проект занятий, основанных на принципах педагогической технологии // Science Time. - №12 (24). - С. 606-

610.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.