Научная статья на тему 'САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ: МОТИВАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ'

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ: МОТИВАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
МОДУЛЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНА РАБОТА / МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА / КЕЙС-МЕТОД / ИНТЕНСИВНАЯ ПЕДАГОГИКА / ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ / "МЕТОД МИКРОГРУПП"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дадамирзаев Гулямкадыр Iii, Вахобова Сожида Комилжоновна

В статье изложены основные мотивационные фактории по организации самостоятельной работы студентов, даны методические рекомендации по увеличению доли самостоятельной работы при освоении предмета электротехники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дадамирзаев Гулямкадыр Iii, Вахобова Сожида Комилжоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ: МОТИВАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ»

SCIENCE TIME

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ: МОТИВАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ

Дадамирзаев Гулямкадыр III, Наманганский инженерно-педагогический институт, Республика Узбекистан, г.Наманган

E-mail: gulamkadir 1945@umail.uz

Вахобова Сожида Комилжоновна, Наманганский инженерно-педагогический институт, Республика Узбекистан, г.Наманган

E-mail: sojida_vsk@umail.uz

Аннотация. В статье изложены основные мотивационные фактории по организации самостоятельной работы студентов, даны методические рекомендации по увеличению доли самостоятельной работы при освоении предмета электротехники.

Ключевые слова: модуль, самостоятельна работа, модульная программа, кейс-метод, интенсивная педагогика, дидактический материал, «метод микрогрупп».

Важными мотивационными факторами являются введение в учебный процесс активных методов, прежде всего модульной системы обучения, в основе которого лежат инновационные и организационное деятельности преподавателей.

Модульное обучение заключается в разбивке учебного материала на отдельные взаимосвязанные учебные элементы, каждый из которых представляет собой специально разработанный и соответственно оформленный учебный вопрос [1]. Эта система обучения дает возможность индивидуализировать учебный процесс, учитывая степень подготовленности, интересы и способности студентов. Основная функция преподавателя в модульном обучении, основывающаяся на индивидуальном подходе к каждому студенту, определяется как консультационно-координирующая. Основным средством модульного обучения является модульная программа, в котором функции управления становятся функциями самоуправления.

Модульная программа должна быть взаимосвязана с проблемной

I

SCIENCE TIME

I

ситуацией (задачей): на первом этапе создается мотивация, формируется осознанный интерес субъекта; на втором этапе объяснения выделяется состав необходимой деятельности; на последующих этапах происходит овладение видами деятельности в процессе усвоения знаний. В модульной программе обеспечивается полная система контроля по модели. Следует сказать, что уроки-модули чаще всего проводят после предварительного ознакомления с новым материалом.

При полном переходе на модульное обучение обязательным его элементом является рейтинговая система оценки знаний по каждому модулю.

К мотивационным факторам модульного обучению относятся:

а) модульность;

б) структуризация;

в) динамичность;

г) действенность;

д) гибкость;

е) перспективность;

ж) паритетность.

Активную самостоятельную работу ведут студенты вещь при наличии значимой и устойчивой мотивации. Сильнейшим мотивирующим фактором является необходимость подготовки к ответственной самостоятельной профессиональной деятельности [2].

Таких мотивирующих факторов могут создать метод кейс-стади: для организации обучения студентам предлагаются реальную профессиональную ситуацию, описание которой должна отражать определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при решении данной проблемы. При этом сама проблема имеет разносторонних решений. Анализ ситуации довольно сильно воздействует на практическую деятельность студентов, способствует их самостоятельность, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе.

Кейс-метод развивает творческий потенциал преподавателя, позволяющая по-иному думать и действовать, формируется у них прогрессивный стил мишления.

Кейс должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы, либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить по последствию и эффективности.

При вычислении параметров трансформатора для чего могло бы быть нужным напряжение сети постоянного тока и или переменного тока? Одним из важным мотивационным фактором является интенсивная педагогика она предпологает введение в учебный процесс активных методов, особенно при организации самостоятельной работы студентов [3].

| SCIENCE TIME Щ

Рис. 1 Пример из составленных кейсов по предмету электротехники

У нас для студентов по направлениям "Профессиональное образование" большой упор делается на решение задач, упражнений, составление различных диаграм, графиков. Такой дифференцированный подход способствует углублению знаний при подготовке инженеров-педагогов.

Для курса "Электротехника" по подготовке специалистов в неэнергетических специальностей выделены органиченные часы. Это требует активной организации самостоятельной работы студентов. Необходимо выстраквать систему заданий так, чтобы в конечном счете студент имел возвожность реально оценить свое знание, а преподаватель определяя её должен оказывать консультативную помощь каждому студенту по развитию его самостоятельной работы.

Мы по курсу "Электротехника" для студентов неэнергетических специальностей разработали и внедрили в учебный процесс сборник задач и заданий на основе дидактических материалов, т.е. схем, рисунков и графиков.

При составлении заданий выбрали следующие принципы и методики:

- задания всех задач представить только в схемах и рисунках;

- условие задачи не даётся открытим текстом, донако студент имеет возможность составить его на основе схемы и буквенных электротехнических данных;

- предлагается определение электротехнических величин на основе буквенных и графических значений в схемах;

- каждая задача состоит из 4-5 дифференцированных заданий, это дасть возможность студентам самооценивать свои знания.

В аудиторных занятиях применяется "метод микрогруп" из 5-6 человек, им раздаются однотипные задачи на карточках, после определенного времени проводится презентация каждой микрогруппы, её обсуждение и самооценка деятельности микрогруппы.

Такая стратегия педагогических технологий является важным мотивационным фактором в организации самостоятельной работы студентов. Следует подчеркнуть, что подготовленные дидактические задачи не исполняют роль теста для контроля, знаний, так как предназначены для развития позновательного процесса. Вместе с тем в данном случае выполняется и мотодическая задача: не разобравшись с электротехнической схемой, студент не может решать любую представленную задачу.

Рис. 2 Пример из составленных дидактических задач

Электротехнические данные для схемы:

RAB=80 Ом ХАВт =120 Ом ил=120 В

RBC=90 Ом XBCL=110 Ом Rca=1000m Xacl=100 Ом

Задания для определения:

- вычислить полные сопротивления фаз;

- определить токов фаз;

- вычислить активных мошностей фаз;

- найти активную мощность нагрузки.

Литература:

1. Валетов В.В., Пашкас В.К., Мамчиц В.Р. Проблемы организации модульной системы обучения // Адукация и выхавание. - 1999. - № 2. - C.14-16

2. Конышева А.В. Модульное обучение как средство управления самостоятельной работой студентов // Высшее образование в России. - 2006. -№7. - С. 18-25

3. Отамирзаев О.У, Зокирова Д.Н., Вахобова С.К. Проект занятий, основанных на принципах педагогической технологии // Science Time. - 2015. - №12 (24). - С. 606-610.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.