Научная статья на тему 'Методика проведения констатирующего эксперимента по формированию информационно-коммуникативной компетентности будущих экономистов'

Методика проведения констатирующего эксперимента по формированию информационно-коммуникативной компетентности будущих экономистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2176
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
NBI-technologies
Область наук
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / КРЕАТИВНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / МЕТОДИКА / ЭКСПЕРИМЕНТ / СТУДЕНТ / КРИТЕРИИ / REFLECTION / CREATIVITY / PERSONALITY / METHODOLOGY / EXPERIMENT / STUDENT / CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевченко Елена Михайловна

Представлены методика и результаты экспериментального исследования педагогического процесса формирования информационно-коммуникативной компетентности студентов вуза. Автором анализируется первичное состояние компонентов, выделяемых в структуре исследуемого феномена рефлексии, диалогичности, креативности, и динамика их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шевченко Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODOLOGY OF ASCERTAINING EXPERIMENT ON FORMATION OF INFORMATIONAL AND COMMUNICATIVE COMPETENCE OF FUTURE ECONOMISTS

The purpose of the pilot study on the problem of forming the informational and communicative competence of future economists at the University in the process of studying the discipline "Computer Science" is to create conditions for the formation of the investigated professional and personal qualities. The first stage of the research was conducted by ascertaining experiment, the results of which set initial level of development of informational and communicative competence of first course students. Having discussed the structure of educational content we have selected four criteria indicators determining the level of development of informational and communicative competence of future economists: 1) cognitive and reflective the quality of studying the informational activities and interpersonal interaction in computer networks, development of reflective thinking; 2) psychological and communicative and motivational is readiness to participate in joint information search in the network, to select network partner; 3) creative is readiness for independent formulation of the objectives of creative activity in the network, definition of rational ways of solution of the existing training network tasks; 4) emotional and volitional is presence of experience of making responsible individual and collective decisions, the effectiveness of interpersonal and business communication in the network. Thus, in accordance with selected criteria-based indicators, characteristics of level groups (high, medium, low) and their corresponding psychological and pedagogical diagnostics toolkit were studied. The importance of ascertaining the full studies is indicated by many teachers and psychologists, because the reliability of obtained results largely depends on the source coordination and parameters of the investigated phenomenon.

Текст научной работы на тему «Методика проведения констатирующего эксперимента по формированию информационно-коммуникативной компетентности будущих экономистов»

© Шевченко Е.М., 2014

УДК 37 ББК 74.0

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ

Шевченко Елена Михайловна

Кандидат педагогических наук,

заведующая кафедрой общих гуманитарных и математических дисциплин Волгоградского филиала Международного славянского института elena-shevchenko@mail.ru

ул. Академическая, 22, 400001 г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. Представлены методика и результаты экспериментального исследования педагогического процесса формирования информационно-коммуникативной компетентности студентов вуза. Автором анализируется первичное состояние компонентов, выделяемых в структуре исследуемого феномена - рефлексии, диалогичности, креативности, и динамика их развития.

Ключевые слова: рефлексия, креативность, личность, методика, эксперимент, студент, критерии.

Стремительное внедрение телекоммуникационных технологий во все сферы человеческой деятельности привело к появлению новых требований к подготовке будущего экономиста. Сегодня к последнему предъявляются требования к овладению им не только профессиональными знаниями, но и опытом использования профессиональной информации, полученной с использованием телекоммуникационных технологий, приемами продуктивного поиска в компьютерной сети, оценивания и умения эффективно сочетать индивидуальную и коллективную формы информационной деятельности. Безусловно, важнейшими составляющими профессиональной компетентности экономиста являются информационная и коммуникативная компетентности, которые вслед за Н.В. Ходяковой и другими мы интегрируем в понятие «информационно-коммуникативная компетентность» [7, с. 91].

Цель экспериментального исследования, посвященного проблеме формирования информационно-коммуникативной компетентности будущих экономистов вуза в процессе изучения дисциплины «Информатика», - изучить и создать условия для формирования исследуемого профессионально-личностного качества.

На первом этапе исследования был проведен констатирующий эксперимент, по результатам которого был установлен начальный уровень сформированности информационно-коммуникативной компетентности студентов первого курса. На основе обсуждаемой структуры содержания образования нами были выделены четыре критериальных показателя, определяющих уровень сформированности информационно-коммуникативной компетентности будущих экономистов: 1) познавательно-рефлексивный - качество усвоения знаний об информационной деятельности и межличностном взаимодействии в компьютерной сети, разви-

тость рефлексивного мышления; 2) психологокоммуникативный - мотивационная готовность к участию в совместном поиске информации в сети, выбору сетевого партнера; 3) креативный - готовность к самостоятельной формулировке цели творческой деятельности в сети, определению рациональных способов решения проблемных учебно-сетевых задач; 4) эмоционально-волевой - наличие опыта принятия ответственных индивидуальных и коллективных решений, эффективность межличностной и деловой коммуникации в сети. В познавательнорефлексивной области к низкому уровню сфор-мированности информационно-коммуникативной компетентности были отнесены студенты, характеризующиеся недостаточным объемом усвоенных знаний об информационных объектах и профессиональных взаимодействиях. К среднему уровню были отнесены студенты, характеризующиеся пониманием изучаемого материала, фрагментарным усвоением дополнительных знаний об информационно-профессиональной коммуникации в сетевой компьютерной среде. К высокому уровню были отнесены студенты, обладающие компьютерной грамотностью, имеющие понятия об информационных технологиях в профессиональной деятельности; осознающие личностный смысл сетевого общения и деятельности; воспринимающие компьютерную сеть в качестве средства профессионально-личностного развития. Качество предметно-информационных знаний, мыслительных и рефлексивных способностей будущих экономистов определялось как с помощью традиционных методов: ответов студентов на поставленные преподавателем вопросы разного уровня сложности, анализа письменных заданий, рефератов, так и с помощью сетевой компьютерной контролирующей программы «По2нание», содержащей вопросы по изучаемой дисциплине разной степени сложности, и психологического теста, позволяющего выявить уровень рефлексии, самооценки студентов (Л. Москвина). Студентам, успешно справившимся с программой курса, предлагались дополнительные творческие задания (составление тестов, рефератов, кроссвордов и др.). Используемая в учебном процессе программа «По2нание» ориентирована на подготовку вопросов, предназначенных для контроля знаний студентов, и позволяет дифференци-

рованно оценивать ответы в зависимости от назначения и особенностей контроля знаний студентов [8, с. 3]. Для выполнения задания первого уровня сложности достаточно пассивных знаний о процессах, протекающих в компьютерных сетях (понятия, принципы и т. д.); для второго уровня сложности требуется понимание сущности явлений сетевой коммуникации; третий уровень предусматривает возможность творческого подхода к решению задачи. При подсчете результатов компьютерного контроля знаний учитывается, что для получения хорошей оценки студент должен выполнить задания первого и второго уровня, а для получения отличной оценки студенту необходимо выполнить задания первого, второго уровней и более половины заданий третьего уровня. Результаты выполнения практических работ, изучение продуктов деятельности студентов, выбор задания определенного уровня сложности фиксировались преподавателем для последующего анализа и оценивания знаний обучаемых [3, с. 28]. Психологический тест позволил выявить уровни рефлексии, самооценки [1, с. 22].

В психолого-коммуникативной сфере к низкому уровню сформированности компетентности были отнесены студенты, не готовые к коллективному решению учебно-сетевых задач (то есть таких задач, которые невозможно решить без использования компьютерной сети), проявляющие недостаточную активность при работе с компьютером; испытывающие затруднения в поиске удаленного партнера и ведении продуктивного профессионально-личностного диалога. К среднему уровню были отнесены студенты, владеющие умениями коллективного поиска информации, ведения диалога с удаленным партнером и реализации учебно-деловой коммуникации в сетевой компьютерной среде. К высокому уровню были отнесены студенты, характеризующиеся осознанной мотивацией и способностью к реализации совместной сетевой деятельности.

Для диагностики усвоенных умений совместной работы в сетевой компьютерной среде была разработана система практических задач навигации в сети трех уровней сложности по каждой теме. К заданиям низкого уровня сложности относятся подробные инструкции для студентов. Задания среднего уровня сложности были сформулированы более абст-

рактно, они предполагали выполнение заданий разными способами. Задания высокого уровня сложности предполагали выявление наиболее оптимального способа их выполнения. Кроме того, для студентов, успешно справившихся с заданием высокого уровня сложности, предусматривались дополнительные задания, развивающие рефлексивные, творческие и диалогические качества личности. Например, к ним относились задания на самостоятельное выполнение сравнительного анализа других сетевых программных продуктов (в частности, поисковых машин). Особая роль при диагностике коммуникативных качеств студентов отводилась техническим средствам фиксации поведения наблюдаемых - аудио- и видеозаписывающей аппаратуре, поскольку ее использование повышало точность и надежность данных наблюдения и, что особенно важно, сам наблюдаемый мог быть привлечен к процессу анализа. Готовность студентов к межличностному диалогу определялась в ходе наблюдений за ними во время дискуссий (например, на темы «Возможности компьютерных сетей в деятельности экономиста», «Виды экономических преступлений в сети» и др.), коллективного выполнения учебно-сетевых заданий (например, групповое создание тезауруса экономической тематики с использованием компьютерной сети для обмена информацией), а также по результатам психологического тестирования: психодиагностическая тестовая методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири), выявляющая преобладание одного из факторов в парах: авторитарный - зависимый, эгоистический - альтруистический, агрессивный - дружелюбный; «тактика ведения переговоров» [2, с. 134].

В области креативной деятельности к низкому уровню сформированности компетентности были отнесены студенты, у которых полностью отсутствует опыт критического восприятия сетевой информации, которые не могут решать сетевые задачи (поиск и передача учебной информации в сети, ее анализ, оценка актуальности, умение получить новые знания на основе полученной информации и др.) без инструкции. К среднему уровню были отнесены студенты, характеризующиеся самостоятельностью в выработке стратегий решения сетевых учебно-профессиональных

задач, готовые к импровизационному деловому общению в сети. К высокому уровню были отнесены студенты, демонстрирующие готовность к решению учебно-типовых и нестандартных учебно-профессиональных задач в сетевой компьютерной среде; владеющие опытом реализации творческих сетевых проектов; обладающие опытом презентации своей позиции в учебно-сетевой деятельности. Принадлежность студентов к одному из уровней определялась с помощью наблюдений за студентами при решении разноуровневых задач навигации и поиска в сети, оценивания их участия в сетевых конкурсах и соревнованиях, учебно-исследовательских проектах, а также по результатам психологического тестирования (тест «Ваш творческий потенциал»). В области эмоционально-волевого отношения к миру к низкому уровню сформированности информационно-коммуникативной компетентности были отнесены студенты, характеризующиеся отрицательными эмоциями и неспособностью выработать отношение к профессионально-личностной деятельности в сети, отсутствием опыта свободного и ответственного выбора. К среднему уровню были отнесены студенты, негативно воспринимающие деятельность и деловое общение в сети, имеющие опыт принятия ответственности за коллективные решения, но испытывающие трудности в выборе личностной позиции по поводу решения сложных информационных проблем. К высокому уровню относились студенты, проявляющие эмоционально-волевую готовность к саморазвитию с использованием возможностей сетевой компьютерной среды, проявлению собственных убеждений, отстаиванию жизненных смыслов и ценностей, самостоятельному выбору и реализации линии нравственного поведения. С целью соотнесения внешних поведенческих проявлений обучаемых в таких ситуациях с внутренними эмоционально-волевыми установками применялись методы наблюдения за студентами на занятиях, в ролевых играх, проектной деятельности. Уровень сформированности информационно-коммуникативной компетентности определялся преподавателем в ходе наблюдений за деятельностью будущих экономистов в процессе работы над совместными сетевыми проектами (в частности, создание учеб-

ного web-сайта и др.) [1]. При этом анализировались индивидуальное отношение к проблемам использования сетевых компьютерных технологий в профессиональной деятельности (этика ведения профессионального диалога в Интернете, границы возможностей и диапазона применения компьютерных сетей в экономической деятельности; ответственность члена интернет-сообщества за последствия своей информационной деятельности). Применение обобщенных критериев сформи-рованности информационно-коммуникативной компетентности и соответствующих характеристик уровневых групп позволяет интегрировать разрозненные покомпонентные показатели и характеристики и ориентироваться на целостное представление об информационнокоммуникативной компетентности будущих экономистов, так как используемые в обобщенном критерии признаки (рефлексия, творчество, диалогичность) одновременно являются системообразующими элементами формируемого у обучаемых личностного качества - информационно-коммуникативной компетентности [9, с. 337].

В начале эксперимента проводился опрос по выявлению исходного уровня школьной подготовки студентов в области компьютерных телекоммуникаций. Для этого нами был разработан опросник, определяющий уровень знаний выпускников школы в области информационных технологий. Результаты опроса показали, что в контрольной и эксперимен-

тальной группах просматривались незначительные количественные отличия соответствующих уровней информационной подготовки. Отмечались также психологические затруднения некоторых студентов, связанные с негативным опытом компьютерного обучения в общеобразовательных школах или существенными пробелами в знаниях из области школьной информатики. Результаты опроса показали, что часть студентов имела низкий уровень школьной подготовки по дисциплине «Информатика», что объяснялось отсутствием современной компьютерной техники во многих школах. К группе среднего уровня были отнесены студенты, овладевшие необходимым минимумом знаний и умений пользователя ПК, но недостаточно заинтересованные в приобретении новых информационных знаний и умений. Группа высокого уровня школьной подготовки характеризовалась компьютерной грамотностью, высоким уровнем познавательного интереса к научно-техническим и гуманитарным проблемам информатизации, стремлением овладеть будущей профессией на уровне современных информационно-технологических возможностей. Для чистоты эксперимента в качестве экспериментальной определялась группа, в которой показатели высокого и среднего уровней информационной подготовки являлись количественно меньшими (в процентном соотношении) по сравнению с соответствующими уровнями контрольной группы (см. таблицу и рисунок).

Уровень подготовки студентов в начале эксперимента

Группа Количество студентов Уровень подготовки студентов в начале эксперимента (в %)

низкий средний высокий

Контрольная 31 52,43 31,97 15,60

Экспериментальная 31 65,60 25,00 9,40

°

ох

М

М

О

н

X

о

о

о м

о

низкий средний высоки

Процентное соотношение количества студентов по уровням школьной подготовки (констатирующий эксперимент)

Таким образом, в соответствии с выделенными критериальными показателями были рассмотрены характеристики уровневых групп (высокого, среднего, низкого уровней) и соответствующий им психолого-педагогичес-кий диагностический инструментарий. На важность констатирующих полноценных исследований указывают многие педагоги и психологи, поскольку достоверность полученных в ходе работы результатов в значительной степени зависит от исходных координат и параметров исследуемого явления.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Варданян, Ю. В. Психология общения / Ю. В. Варданян, Т. В. Савинова. - Саранск : МГПИ им. М.Е. Евсеева, 2003. - 55 с.

2. Зельдович, Б. З. Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста / Б. З. Зельдович. - М. : Экзамен, 2003. - 320 с.

3. Киселев, Г. М. Информационные технологии в педагогическом образовании / Г. М. Киселев, Р. В. Бочкова. - М. : Дашков и Ко, 2012. - 306 с.

4. Козьяков, Р. В. Упражнения для развития коммуникативной компетентности / Р. В. Козьяков. -М. : Директ-Медио, 2013. - 53 с.

5. Лемешко, Т. Б. Информационные технологии в образовании / Т. Б. Лемешко. - М. : Изд-во РГОУ МСХО им. К.О. Тимирязева, 2012. - 132 с.

6. Семенова, Л. М. Анализ закономерностей последовательного развития явлений самоорганизации на предприятиях / Л. М. Семенова, В. Б. Хлебников, Ю. С. Бахрачева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 10, Инновационная деятельность. - 2013. -№2.- С. 49-56.

7. Ходякова, Н. В. Информационно-коммуникативная образовательная компетентность: понятие, уровни, процесс формирования / Н. В. Ходякова // Информатизация образования-2003. - Волгоград : Перемена, 2003. - С. 91-95.

8. Ходякова, Н. В. Ситуационные задачи в формировании общекультурных и профессиональных компетенций будущих специалистов / Н. В. Ходяко-ва // Обучение курсантов и слушателей ВА МВД России в условиях образовательных стандартов третьего поколения. Компетентностный подход в профессиональной подготовке сотрудников полиции. -Волгоград : ВА МВД России, 2011. - С. 3-6.

9. Ходякова, Н. В. Тенденции профилизации и интеграции в содержании информационной подготовки компетентного специалиста / Н. В. Ходякова // Информатизация образования-2009. - Волгоград : Перемена, 2009. - С. 337-341.

10. Хорошко, Е. И. Компетентностно-ориенти-рованные задания и когнитивные стили / Е. И. Хорошко. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://pedagogika.snauka.ru/2013/05/1790. - Загл. с экрана.

11. Шевченко, Е. М. Интерактивные методы обучения / Е. М. Шевченко, Е. И. Зайцева. - Волгоград : Политехник, 2012. - 85 с.

12. Шевченко, Е. М. Информационные технологии в преподавании экономических дисциплин / Е. М. Шевченко, Е. И. Зайцева. - Волгоград : Политехник, 2010. - 76 с.

13. Шевченко, Е. М. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе / Е. М. Шевченко, Е. И. Зайцева. - Волгоград : Бланк, 2013. - 68 с.

REFERENCES

1. Vardanyan U.V., Savinova T.V Psikhologiya obshcheniya [Communication Psychology]. Saransk, Izd-vo MGPI im. M.E. Evseeva, 2003. 55 p.

2. Zeldovich B.Z. Psikhologiya i pedagogika v professionalnoy deyatelnosti yurista [Psychology and Pedagogics in Professional Activity of the Lawyer]. Moscow, Ekzamen Publ., 2003. 320 p.

3. Kiselev G.M., Bochkova R.V.Informatsionnye tekhnologii v pedagogicheskom obrazovanii [Information Technologies in Pedagogical Education]. Moscow, Dashkov i Ko Publ., 2012. 306 p.

4. Kozyakov R.V. Uprazhneniya dlya razvitiya kommunikativnoy kompetentnosti [Exercises for Development of Communicative Competence]. Moscow, Direkt-Medio Publ., 2013. 53 p.

5. Lemeshko T.B. Informatsionnye tekhnologii v obrazovanii [Information Technologies in Education]. Moscow, Izd-vo RGOU MSHO im. K.O. Timiryazeva, 2012. 132 p.

6. Semenova L.M., Khlebnikov VB., Bakhrache-va Yu.S. Analiz zakonomernostey posledovatelnogo razvitiya yavleniy samoorganizatsii na predpriyatiyakh [The Analysis of Regularities of Consecutive Development of the Phenomena of Self-Organization at the Enterprises]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 10, Innovatsionnaya deyatelnost [Science Journal of Volgograd State University. Technology and Innovations], 2013, no. 2, pp. 49-56.

7. Khodyakova N.V. Informatsionno-kommunikativnaya obrazovatelnaya kompetentnost: ponyatie, urovni, protsess formirovaniya [The Informational and Communicative Educational Competences: Concept, Levels, Formation Process]. Informatizatsiya obrazovaniya, 2003 [The Informatization of Education - 2003]. Volgograd, Peremena Publ., 2003. pp. 91-95.

8. Khodyakova N.V Situatsionnye zadachi v formirovanii obshchekulturnykh i professionalnykh kompetentsiy budushchikh spetsialistov [Situational Tasks in the Process of Forming the Common Cultural and Professional Competences of Future Experts]. Obuchenie kursantov i slushateley VA MVD Rossii v usloviyakh obrazovatelnykh standartov tretyego pokoleniya. Kompetentnostnyy podkhod v professionalnoy podgotovke sotrudnikov politsii [Training of Military Students and Attendees of the Volgograd Academy of the Russian Internal Affairs Ministry in the Conditions of Educational Standards of Third Generation. The Competence Approach in Professional Training of Police Workers]. Volgograd, VA MVD Rossii, 2011, pp. 3-6.

9. Khodyakova N.V. Tendentsii profilizatsii i integratsii v soderzhanii informatsionnoy podgotovki kompetentnogo spetsialista [Profiling and Integration Tendencies in the Content of Informational Training of Competent Experts]. Informatizatsiya obrazovaniya-2009 [The Informatization of

Education - 2009]. Volgograd, Peremena Publ., 2009, pp. 337-341.

10. Khoroshko E.I. Kompetentnostno-orientiro-vannye zadaniya i kognitivnye stili [The Competence-Based Focused Tasks and Cognitive Styles]. Available at: http://pedagogika.snauka.ru/ 2013/05/1790.

11. Shevchenko E.M., Zaytseva E.I. Interaktivnye metody obucheniya [Interactive Methods of Training]. Volgograd, Politehnik Publ., 2012. 85 p.

12. Shevchenko E.M., Zaytseva E.I. Informatsi-onnye tekhnologii v prepodavanii ekonomicheskikh distsiplin [Information Technologies in Teaching of Economic Disciplines]. Volgograd, Politehnik Publ., 2010. 76 p.

13. Shevchenko E.M., Zaytseva E.I. Ispolzovanie sovremennykh informatsionnykh i kommunikatsionnykh tekhnologiy v uchebnom protsesse [The Use of Modern Information and Communication Technologies in Educational Process]. Volgograd, Blank Publ., 2013. 68 p.

THE METHODOLOGY OF ASCERTAINING EXPERIMENT ON FORMATION OF INFORMATIONAL AND COMMUNICATIVE COMPETENCE OF FUTURE ECONOMISTS

Shevchenko Elena Mikhaylovna

Candidate of Pedagogical Sciences,

Head of the Department of Humanitarian and Mathematical Sciences,

Volgograd Branch of International Slavic Institute elena-shevchenko@mail.ru

Akademicheskaya St., 22, 400001 Volgograd, Russian Federation

Abstract. The purpose of the pilot study on the problem of forming the informational and communicative competence of future economists at the University in the process of studying the discipline “Computer Science” is to create conditions for the formation of the investigated professional and personal qualities.

The first stage of the research was conducted by ascertaining experiment, the results of which set initial level of development of informational and communicative competence of first course students. Having discussed the structure of educational content we have selected four criteria indicators determining the level of development of informational and communicative competence of future economists: 1) cognitive and reflective - the quality of studying the informational activities and interpersonal interaction in computer networks, development of reflective thinking; 2) psychological and communicative and motivational is readiness to participate in joint information search in the network, to select network partner;

3) creative is readiness for independent formulation of the objectives of creative activity in the network, definition of rational ways of solution of the existing training network tasks;

4) emotional and volitional is presence of experience of making responsible individual and collective decisions, the effectiveness of interpersonal and business communication in the network.

Thus, in accordance with selected criteria-based indicators, characteristics of level groups (high, medium, low) and their corresponding psychological and pedagogical diagnostics toolkit were studied. The importance of ascertaining the full studies is indicated by many teachers and psychologists, because the reliability of obtained results largely depends on the source coordination and parameters of the investigated phenomenon.

Key words: reflection, creativity, personality, methodology, experiment, student, criteria.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.