Научная статья на тему 'Модель формирования информационно-коммуникативной компетентности будущих педагогов в условиях перехода на двухуровневую систему подготовки'

Модель формирования информационно-коммуникативной компетентности будущих педагогов в условиях перехода на двухуровневую систему подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INFORMATIONALLY-COMMUNICATIVE COMPETENCE / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / ДВУХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ / TWO-LEVEL SYSTEM OF TRAINING / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATIONALLY-COMMUNICATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронцова Эльвира Михайловна, Федорова Светлана Николаевна

Статья посвящена решению проблемы формирования информационно-коммуникативной компетентности будущих педагогов, представлена модель формирования и результаты апробации предлагаемой модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронцова Эльвира Михайловна, Федорова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of formation of informationally-communicative competence of future teachers in the conditions of the transition to a two-level system of training

Article is devoted to the problem of formation of informationally-communicative competence of future teachers, presents a model of the formation and results of approbation the proposed model.

Текст научной работы на тему «Модель формирования информационно-коммуникативной компетентности будущих педагогов в условиях перехода на двухуровневую систему подготовки»

УДК 371.13:378.2

Э. М. Воронцова, С. Н. Федорова Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Модель формирования информационно-коммуникативной компетентности

будущих педагогов в условиях перехода на двухуровневую систему подготовки

Статья посвящена решению проблемы формирования информационно-коммуникативной компетентности будущих педагогов, представлена модель формирования и результаты апробации предлагаемой модели.

Ключевые слова: информационно-коммуникативная компетентность, информационно-коммуникационные технологии, двухуровневая система подготовки, информационные технологии.

Активное внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс предполагает овладение будущими педагогами общекультурными и профессиональными компетенциями, при этом одним из основных компонентов профессиональной подготовки студентов являются компетенции в области информационно-коммуникационных технологий. Для успешного решения профессиональных задач требуется развитие личностных качеств педагога, которое дает ему возможность опережать существующую востребованность знаний. Эти личностные качества в интеграции с имеющимися знаниями, умениями и навыками — компе-тентностями — создадут потенциал и основу для наращивания новых компетентностей, адекватных современному этапу развития информационного общества. В этом случае можно говорить о формировании одной из ключевых компетент-ностей будущих педагогов — информационно-коммуникативной компетентности.

В научной литературе в последние годы активно обсуждаются вопросы формирования информационно-коммуникативных компетенций в системе высшего профессионального образования. Вопросы формирования информационно-коммуникативной компетентности в процессе подготовки студентов по педагогическим направлениям рассмотрены в работах В. Е. Емельяновой, Т. А. Лавиной, П. К. Петрова и др., психолого-педагогические проблемы формирования информационно-коммуникативной компетентности исследованы в трудах Л. В. Бочаровой, Е. В. Досто-валовой, Н. А. Качалова, А. В. Овчарова, И. А. Погодиной, Е. М. Шевченко, С. В. Шмелевой и других. Особенно актуальными становятся вопросы формирования информационно-коммуникативной

компетентности будущих педагогов в связи с переходом системы профессионального образования на двухуровневую систему подготовки и на новые образовательные стандарты. На данный момент имеется ряд исследований, в которых рассмотрены вопросы формирования информационно-коммуникативной компетентности будущих специалистов и бакалавров различных направлений подготовки. Это труды А. В. Богдановой, Г. А. Лукичева, И. Н. Розина, Г. Г. Силласте и других.

В контексте нашего исследования информационно-коммуникативная компетентность будущих педагогов в условиях перехода на двухуров -невую систему подготовки рассматривается как интегративная профессионально-личностная характеристика, выражающаяся в совокупности общекультурных и профессиональных компетенций, позволяющих будущему педагогу ориентироваться и адаптироваться в информационно-коммуникативном пространстве, выстраивать собственный стиль информационной коммуникации, направленный на организацию продуктивного взаимодействия для успешного решения профессиональных задач. Для успешного формирования информационно-коммуникативной компетентности будущих педагогов в условиях перехода на двухуровневую систему подготовки нами разработана модель, включающая научно-теоретический, содержательный, организационный, результативно-диагностический блоки (рис. 1).

Главным системообразующим компонентом модели стал научно-теоретический блок, включающий цель — формирование информационно-коммуникативной компетентности будущих педагогов в условиях перехода на двухуровневую систему подготовки.

16

Педагогические науки

Цель: формирование информационно-коммуникативной компетентности будущих педагогов в условиях перехода на двухуровневую систему подготовки

Задачи: развитие мотивационных установок к использованию ИК-технологий в будущей профессиональной деятельности; формирование системы теоретических и методических знаний, умений и навыков в области информатизации образования; развитие личностных характеристик уверенного пользователя ПК

К

О Ч

м «

И К

о

м ^

И

н

м

СМ

о м н

-

о

к

<

К

ту

й

содержательный блок

Инвариантная часть (начальный этап) —

дисциплины естественно-математического цикла: «Математика и информатика», «Основы математической обработки информации», «Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе», «Современные информационные технологии в образовании», «Аудиовизуальные технологии обучения», «Математические методы и компьютерные технологии в науке и образовании»

Теоретическое направление:

формирование системы знаний о программном обеспечении и использовании информационно-коммуникационных технологий, программных средств в профессиональной деятельности

Вариативная часть (этап профессионального направления) —

спецкурс «Информационно-коммуникативная компетентность будущих педагогов (бакалавриат/магистратура)», учебно-методическое пособие «Информационно-коммуникативная компетентность педагога на современном этапе развития общества»

Практическое направление:

развитие навыков владения основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; навыков работы с компьютером как средством управления информацией; осознает сущность и значение информации в развитии современного общества, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях

Личностное направление:

развитие способностей осуществлять сбор и первичную обработку информации; готовности к реализации профессиональных задач с использованием компьютерных и информационных технологий

I

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК

Формы обучения:

проблемные лекции, информационные лекции, лабораторные и практические занятия с применением ИКТ, самостоятельные работы, творческие работы над проектом. Формы контроля знаний, умений и навыков: зачеты, проекты, доклады, письменное и компьютерное тестирование

Методы обучения:

решение ситуационных профессиональных задач, проблемного обучения и учебного проектирования, дискуссии, активные методы (проектно-исследовательская деятельность и т. д.)

Средства обучения:

программное обеспечение, персональный компьютер, мультимедийные презентации, электронные учебные материалы, сетевые образовательные ресурсы, дидактические материалы, тестовые задания и другое

РЕЗУЛЬТАТИВНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК

Компоненты: Критерии: Уровни:

мотивационный, когнитивный ,мотивационный, когнитив- низкий, средний,

деятельностный, личностный ный, деятельностный, высокий

личностный

Результат: высокий уровень сформированном^ информационно-

коммуникативной компетентности будущих педагогов

а

ч

у

а

вв оо гб

ое ^

ди елс к В к

б

е

че

у

др обр

со

ио

й

аа

ат

риа

ку аб

б ( ит

и о оо

дате

ер ер

п и

а гра

ег

уй до ун

ю Й

ф

д

е р

О 53 & ира ам

Л Я О о

о а к пр и

а пе

^ § ^

'К а а

кар

ко

I

е л те

вб

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

р в

бо

оС

д ; «

ойи

а

д

о

ход

о п

ои кн -а ов но нр ои

я ^ ао

мф р

о р

О

осн

оц на

ео тф

о к а

К

»а ор гб оо

вей

О ник

анн

ат

О се

рт

ез

с &

с р с и

8

& й

ро п р

ую «

ы

д

ве

& 3

О П

т

С ГОС

Г

© и

н в

о р

у

х у

в

д

а н а

д

о лх ее тр

тода пер

в Й

оя

Рисунок 1-

Модель формирования информационно-коммуникативной компетентности будущих педагогов в условиях перехода на двухуровневую систему подготовки

Для успешной реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: развитие мотивационных установок к использованию ИК-технологий в будущей профессиональной деятельности; формирование системы теоретических и методических знаний, умений и навыков в области информатизации образования; развитие личностных характеристик уверенного пользователя персонального компьютера.

В исследовании мы основывались на принципах научности, наглядности, доступности, систематичности, профессиональной ориентированности, межпредметной интеграции, коммуникативной направленности обучения.

Содержательный блок модели включает инвариантную часть — изучение дисциплин естественно-математического цикла ГОСТа, ФГОС ВПО — и вариативную часть — внедрение спецкурса «Информационно-коммуникативная компетентность будущих педагогов (бакалавриат/магистратура)» и учебно-методического пособия «Информационно-коммуникативная компетентность педагога на современном этапе развития общества». Содержательный блок реализуется в теоретическом, практическом и личностном направлениях.

Организационный блок модели содержит формы обучения: проблемные лекции, информационные лекции, лабораторные и практические занятия с применением информационно-коммуникационных технологий, самостоятельные работы, творческие работы над проектом; формы контроля знаний, умений и навыков: зачеты, проекты, доклады, письменное и компьютерное тестирование; методы обучения: решение ситуационных профессиональных задач, проблемного обучения и учебного проектирования, дискуссии; средства обучения: программное обеспечение, персональный компьютер, мультимедийные презентации, электронные учебные материалы, сетевые образовательные ресурсы, дидактические материалы и другие.

Результативно-диагностический блок включает все компоненты (мотивационный, когнитивный, деятельностный, личностный) информационно-коммуникативной компетентности будущих педагогов, каждый из которых представлен определенными уровнями сформированности (низкий, средний, высокий). Результатом внедрения данной модели должен стать высокий уровень сформированности информационно-коммуникативной компетентности будущих педагогов в ус-

ловиях перехода на двухуровневую систему подготовки.

Предлагаемая модель была апробирована на базе ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет». В эксперименте приняли участие 250 студентов Института педагогики и психологии, факультета иностранных языков, историко-филологического факультета, 30 преподавателей вуза и 10 работодателей.

На констатирующем этапе исследования выявлялся исходный уровень информационно-коммуникативной компетентности испытуемых экспериментальных и контрольных групп. Для этого использовались следующие диагностические методики: для определения уровня сформированно-сти когнитивного компонента информационно-коммуникативной компетентности проведен опрос по анкете «Информационно-коммуникативная компетентность будущих педагогов» и контрольный срез по разделу «Введение в информационно-коммуникационные технологии», наблюдение за будущими педагогами; для диагностики уровня сформированности деятельностного компонента информационно-коммуникативной компетентности использовались авторские дидактические материалы, где оценивались умения и навыки применения информационно-коммуникационных технологий, способность осваивать новые знания, виды и формы деятельности с использованием информационных технологий и ряда программ; при диагностике уровня сформированно-сти мотивационного компонента информационно-коммуникативной компетентности нами использовалась методика «Изучение мотивации формирования информационно-коммуникативной компетентности будущим педагогом» Л. В. Бочаровой; для выявления уровня сформированности личностного компонента, который свидетельствует о принятии студентами личностно ориентированного типа взаимодействия, об осознании значения информатизации как условия личностного самосовершенствования, профессионального саморазвития и проявления совокупности коммуникативно значимых качеств использовали анкету «Личностная самооценка студента».

Результаты констатирующего этапа показали, что на начало эксперимента в ЭГ с высоким уровнем сформированности информационно-коммуникативной компетентности выявлено 6,9 % будущих педагогов (11 чел.), средний — 18,7 % (29 чел.), низкий — 74,4 % (120 чел.). В КГ с высоким уровнем сформированности информационно-

18

Педагогические науки

коммуникативной компетентности выявлено 7 % будущих педагогов (6 чел.), со средним — 17,5 % (18 чел.), с низким — 75,2 % (66 чел.). Полученные данные (рис. 2) свидетельствовали о том, что ЭГ и КГ довольно высок процент студентов с низким уровнем информационно-коммуникативной компетентности, что потребовало проведения формирующей работы в этом направлении.

Задачей формирующего этапа педагогического эксперимента являлась апробация модели формирования информационно-коммуникативной компетентности будущих педагогов в условиях перехода на двухуровневую систему подготовки.

Реализация задач этапа предусматривала: 1) изменение подхода преподавателей вуза к формированию информационно-коммуникативной компетентности будущих педагогов с традиционного «знаниевого» на компетентностный; 2) обеспечение процесса межпредметной интеграции и переработка содержания учебных дисциплин «Основы математической обработки информации» и «Современные информационно-коммуникационные технологии в образовании» в соответствии с требованиями ФГОС ВПО; 3) введение в учебный процесс спецкурса «Информационно-коммуникативная компетентность будущих педагогов (бакалавриат/магистратура)»; 4) участие работодателей в мониторинге уровней и результативности формирования информационно-комму-

никативной компетентности будущих педагогов в условиях перехода на двухуровневую систему подготовки.

После реализации формирующего этапа нами был проведен контрольно-диагностический этап исследования, который показал заметную динамику уровня информационно-коммуникативной компетентности будущих педагогов экспериментальных групп по сравнению с контрольными. Испытуемые экспериментальных групп были способны достаточно продуктивно работать с информацией, использовать для решения коммуникативных задач современные информационно-коммуникационные технологии, самостоятельно приобретать и использовать в своей деятельности новые знания и умения, грамотно отвечали на вопросы о современном состоянии и направлениях развития программного обеспечения, информационно-коммуникационных технологий и информационных сетей; использовали современные информационно-коммуникационные технологии для сбора, обработки и представления информации. Владели программными методами защиты информации при работе с компьютерными системами; средствами информационно-коммуникационных технологий (рис. 3).

Рисунок 3 — Уровни информационно-коммуникативной компетентности будущих педагогов ЭГ и КГ на контрольном этапе эксперимента

Результаты, которые мы получили, позволили определить следующую тенденцию — формиро-

Таблица 1 — Сводная динамика уровня сформированности информационно-коммуникативной компетентности будущих педагогов

Участники Показатели абсолютного прироста (О)

показатели абсолютного прироста по уровням (%) Ср(ЭГ) Ср (КГ) Ккоэфф (ЭГ)

низкий (ЭГ) средний (ЭГ) высокий (ЭГ) низкий (КГ) средний (КГ) высокий (КГ)

ИПП -64,5 +28,1 +35,1 -30,7 +16,9 +10,5 +0,97 +0,34 +2,85

ФИЯ -58,7 +24,0 +34,9 -21,2 +17,8 +9,9 +0,94 +0,44 +2,14

ИФФ -66,8 +30,1 +37,7 -19,9 +16,2 +14,8 +1,06 +0,57 +1,86

Рисунок 2 — Обобщенные результаты уровня информационно-коммуникативной компетентности будущих педагогов ЭГ и КГ на констатирующем этапе эксперимента

60 50 40

30 -20 -10 -0

г¥1 1 м 11 Ш1

Э Г | КГ низкий ур овень ЭГ КГ ср едний ур овень ЭГ КГ высокий уровень

□ ИПП

□ ФИЯ

□ ИФФ

вание информационно-коммуникативной компетентности будущих педагогов более успешно в тех группах, где реализована разработанная модель формирования информационно-коммуникативной компетентности будущих педагогов в условиях двухуровневой системы подготовки. Динамика уровней сформированности всех компонентов информационно-коммуникативной компетентности будущих педагогов в ЭГ имеет высокий показатель и опережает результаты, которые показаны студентами КГ. Общая динамика уровня информационно-коммуникативной компетентности будущих педагогов представлена в таблице 1.

Сравнительный анализ информационно-коммуникативной компетентности будущих педагогов ЭГ и КГ представлен в таблице 2.

Таблица 2 — Сравнительный анализ информационно-коммуникативной компетентности будущих педагогов ЭГ и КГ

В нашем исследовании х2набл. > х2крит., следовательно, нулевая гипотеза на 5 %-м уровне значимости отклоняется и принимаем альтернативную, на основании чего мы имеем право считать, что уровень информационно-коммуникативной компе-

тентности студентов экспериментальной группы выше, чем уровень студентов контрольной группы.

Таким образом, полученные статистические данные позволяют сделать выводы об эффективности разработанной нами модели по формированию информационно-коммуникационной компетентности будущих педагогов в условиях перехода на двухуровневую систему подготовки.

—т—-

1. Богданова А. В. Формирование информационно-коммуникативной компетентности бакалавров педагогики с использованием технологии учебных полей // Педагогическая деятельность как социокультурный феномен: монография / под общ. ред. Г. В. Ахметжановой. Тольятти: ТГУ, 2011. С. 50-70.

2. Воронцова Э. М. Диагностическое сопровождение процесса формирования информационно-коммуникативной компетентности будущих педагогов в вузе // Образование и саморазвитие. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2014. № 1(39). С. 84-92.

3. Сабитова Н. Г. Информационные и коммуникационные компетенции в подготовке бакалавров // Теория и практика современной науки: материалы IV междунар. научн.-практ. конф. М.: Спецкнига, 2011. С. 608-612.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Bogdanova A. V. Formation of informationally-commu-nicative competence Bachelor of pedagogy with technology education fields // Educational activity as a sociocultural phenomenon: monograph / under general ed. G. V. Ahmetzhanovoj. Togliatti: TSU, 2011, pp. 50-70.

2. Vorontsova E. M. Diagnostic support of process of formation informationally-communicative competence of pedagogues in higher school // Education and self-development. Kazan: Publishing Kazan University, 2014, № 1 (39), pp. 84-92.

3. Sabitova N. G. Informational and communicational competences in the preparation of bachelors // Theory and practice of modern science: works of IV International scientif.-pract. conf. M.: Spetskniga, 2011, pp. 608-612.

Компоненты

когнитивный мотива-ционный деятельност-ный личностный

ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ

X набл. X2 = 7,838 X2 = 9,080 X2 = 8,157 X2 = 8,546

X набл. ср. X2 = 8,405

X крит. X2 = 5,991 при X = 0,05

E. M. Vorontsova, S. N. Fyodorova Mari State University, Yoshkar-Ola Model of formation of informationally-communicative competence

of future teachers in the conditions of the transition to a two-level system of training

Article is devoted to the problem of formation of informationally-communicative competence of future teachers, presents a model of the formation and results of approbation the proposed model.

Keywords: informationally-communicative competence, informationally-communicational technologies, a two-level system of training, information technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.