Методика прогнозирования боевого применения вооруженных сил США
Генерал-лейтенант С.В. АФАНАСЬЕВ
Полковник в отставке А.Л. ШАПОВАЛОВ, доктор военных наук
АННОТАЦИЯ ABSTRACT
Обоснована актуальность разработки методики прогнозирования боевого применения вооруженных сил США, сформулированы требования и представлена общая структура методики.
Боевое применение вооруженных сил, формы боевого применения, методика прогнозирования, модель операции.
The relevance of developing a methodology for forecasting the combat use of the U.S. armed forces is established, the requirements are formulated, and the general structure of the methodology is presented.
KEYWORDS
Combat application of armed forces, forms of combat application, prediction methodology, operation model.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
ИССЛЕДОВАНИЯ, относящиеся к прогнозированию боевого применения вооруженных сил потенциального противника и выделяемых из их состава группировок войск (сил), являются важнейшей задачей военной науки. Результаты этих исследований используются в интересах выявления военных угроз Российской Федерации и заблаговременного обеспечения подготовки к отражению агрессии, ведению операций и войны в целом.
Сегодня решение этой задачи приобретает новую актуальность и содержание. Как отмечается в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, в условиях формирования многоцентричного миропорядка и стремления Запада сохранить свою гегемонию «жизненно важное значение для нашей страны приобретают укрепление ее суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности, защита традиционных духовно-нравственных основ российского общества, обеспечение обороны и безопасности»1. В новой редакции Концепции внешней политики Российской Федерации, принятой в 2022 году, указывается, что Соединенные Штаты Америки и их сателлиты, отказываясь признавать реалии многополярного мира, «использовали принятые Российской Федерацией меры по защите своих жизненно важных интересов на украинском направлении как предлог для обострения многолетней антироссийской политики и развязали гибридную войну нового типа»2.
Все это обусловливает необходимость совершенствования инструментария выявления угроз безопасности Российской Федерации, одним из элементов которого должна стать методика прогнозирования боевого применения вооруженных сил США. Потребность в ее разработке определяется также следующими обстоятельствами:
• нет единого понимания сущности прогнозирования боевого применения вооруженных сил потенциального противника;
• отсутствует методика прогнозирования боевого применения вооруженных сил США, отвечающая современным реалиям. В настоящее время прогнозные оценки боевого применения американских войск базируются на опыте операций, проводимых США и их союзниками против противника, значительно уступаю-
щего им в военном отношении, а также они не учитывают кардинальные изменения как в военно-политической, так и военной сферах;
• не разработаны методы прогнозирования задействования американских вооруженных сил в рамках угроз невоенного характера;
• отсутствуют приемы формализации информации на этапах их обработки и интерпретации в интересах формулирования предварительных прогнозных выводов о развитии форм боевого применения ВС США;
• информационные модели военных операций устарели и не отражают сути военных действий в соответствии с концепцией «многосферные операции», разработанной в военном ведомстве США и принятой в НАТО, а также опыта ведения СВО ВС России на Украине.
В целях единого понимания сути прогнозирования требуется уточнение терминологии рассматриваемой предметной области. Военное прогнозирование, опираясь на общенаучные подходы в области теории и практики разработки прогнозов, имеет свои особенности, связанные со спецификой объекта прогнозирования, его ролью и местом в сфере вооруженной борьбы. Имеется достаточно большой объем научных трудов, отражающих те или иные аспекты прогнозирования в военной области. Вместе с тем, как показывает их анализ, большинство выполненных работ по данной тематике носит фрагментарный характер, опирается только на доступные источники информации (опубликованные планы и программы строительства вооруженных сил), прошлый опыт реформирования, тенденции развития средств и способов вооруженной борьбы, а иногда просто на интуицию исследователей. В итоге при недостаточной определенности содержательной части процесса прогнозирования и отсутствии специализированного
методического аппарата не обеспечивается должное качество разработки прогнозов. В этой связи возникает необходимость уточнения терминов, обозначающих исходные понятия и облегчающих понимание содержания процесса исследуемого направления военного прогнозирования.
В контексте рассматриваемой предметной области под боевым применением вооруженных сил потенциального противника понимаются действия его вооруженных сил или выделяемых из их состава группировок войск (сил), наносящие прямой или косвенный ущерб национальным интересам Российской Федерации.
Применение вооруженных сил может различаться по форме. В настоящее время решение фундаментальных проблем определения сущности и содержания категории «форма боевого применения вооруженных сил» и их использование на эмпирическом уровне значительно усложнились и обусловлены требованиями понимания сути и глубинных связей между философским содержанием данной категории и реальными процессами вооруженного противоборства. И здесь можно выделить два момента. Во-первых, сами категории «форма действий» и «вооруженная борьба» с учетом появления новых средств, способов и методов межгосударственного противоборства в военной теории и практике понимаются далеко не однозначно и не существует их четкого определения в нормативных документах. Во-вторых, существующий научно-методический аппарат исследования форм боевого применения вооруженных сил обращен на решение задачи систематизации уже существующих форм, а не на типологизацию, способствующую появлению перспективных форм действий войск (сил). В связи с этим предлагается использовать следующее определение: форма боевого применения вооруженных сил
потенциального противника есть совокупность согласованных и взаимосвязанных по целям, задачам, месту и времени мероприятий и действий, проводимых вооруженными силами или выделяемыми из их состава группировками войск (сил) в интересах достижения военно-политических и стратегический целей.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что прогнозирование боевого применения вооруженных сил потенциального противника предусматривает оценку и предвидение содержания всего спектра возможного их задействования в мирное и военное время в рамках его общей стратегии действий по достижению своих геополитических целей. Соответственно, целью прогнозирования является выявление прямых и косвенных угроз Российской Федерации, исходящих от вооруженных сил потенциального противника с учетом перспектив их развития и освоения новых форм боевого применения.
Первостепенное влияние на боевое применение вооруженных сил США оказывают планы их военно-политического руководства по обеспечению национальной безопасности в условиях перехода к много-центричной модели мироустройства. Анализ руководящих документов и практических шагов по реализации планов позволил построить модель стратегии США по обеспечению национальных целей и задач в новых геополитических условиях (рис. 1). Стержнем стратегии действий США (^США) является «воздействие на новые центры силы». Для сдерживания развития, ослабления и противодействия своим геополитическим конкурентам (противникам) США прибегают к следующим видам воздействия (V):
• информационно-психологическое: оказание целенаправленного воздействия на население и руковод-
ство противоборствующей страны в целях дезорганизации внутриполитической ситуации и переориентации на проамериканский курс (У1);
• гибридное (непрямое военно-силовое): инициирование кризисной ситуации или вооруженного конфликта (внутреннего или внешне-
го) с задействованием третьей силы, проведение специальных и тайных операций, оказание экономического давления, использование других мер подрывного характера (У2);
• военное: проведение военных операций различного характера и масштаба (
Рис. 1. Концептуальная модель стратегии США по обеспечению национальных целей и задач в новых геополитических условиях
Формализованное описание стратегии США выглядит следующим образом:
^cmAi = maxVi(S) Рс ША2 = maxK2(S)
>сша^ Рсшаз = тахК3(5),
^США = I]f=l(ttt ,Tiki) Кг = min£)j
где: S — событие (success), заключающееся в успешном достижении поставленной цели;
РСША1 — вероятность достижения США поставленной цели при проведении (V1);
РСША2 — вероятность достижения США поставленной цели при проведении (V2);
РСША3 — вероятность достижения США поставленной цели при проведении (V3);
КСША — числовое значение суммы всех затрат США;
т е R — значение затрат при проведении действий г'-го вида;
а. — весовой коэффициент, отражающий существенность г'-го вида затрат для США;
n — количество действий г'-го вида;
К — относительное снижение вероятности достижения целей '-го воздействия за счет мер противодействия (Dг), принимаемых новыми центрами силы.
Стратегия обеспечения региональной безопасности новых центров силы Qmc должна обеспечить проведение необходимых мер противодействия возможным угрозам, соответственно D1, D2, D3. Очевидно, что стратегия действий США учитывает возможное противодействие. Чем больше величина противодействия D, тем меньше вероятность достижения США цели от РСША, либо это приведет к значительному увеличению затрат R.
В соответствии со стратегией определяются роль и место вооруженных сил США при осуществлении тех или иных видов воздействия на конкурентов (противников). Это позволяет определить решаемые американскими вооруженными силами задачи и потребные для этого затраты Я (ресурсы, в частности, привлекаемые силы и средства, создаваемые группировки войск (сил)). В свою очередь, это дает возможность составить типологию операций вооруженных сил США и построить сценарий их задействования для достижения главной цели — нанесения военного поражения конкуренту (противнику). При этом, учитывая позицию американского руководства, что в ядерной войне победителя не будет, вариант применения ядерного оружия не рассматривается. Сценарий (рис. 2) предусматривает поэтапное применение вооруженных сил по мере достижения нужного результата при оказании соответствующего вида воздействия. На каждом этапе описываются формы боевого применения вооруженных сил — операции или другие действия О .. Каждая операция (действие) раскрывается выполнением ряда мероприятий или через способы действий Ь12 .. По мере проведения определенного комплекса операций (мероприятий) достигается степень готовности к переходу к последующим действиям и в конечном итоге к проведению стратегической многосферной операции.
Завершение мероприятий первого этапа (состояние Е1) означает готовность к проведению на стратегическом уровне специальных действий подрывного характера по дестабилизации внутриполитической обстановки противоборствующей стороны и переходу к инициированию конфликта, второго этапа с задействованием третьей стороны (состояние Е2) — создание политических
и военно-стратегических условии для подготовки прямого вооруженного нападения, развертыванию группировок войск (сил) на ТВД. В ходе третьего этапа особо выделяются
состояния оперативной готовности к нанесению первого обезоруживающего удара (Е3) и оперативной готовности к проведению стратегической многосферной операции (Е4).
Рис. 2. Формализованная схема задействования вооруженных сил США для нанесения военного поражения геополитическому конкуренту (противнику)
Данная схема позволяет перейти к разработке имитационных моделей операций вооруженных сил США на всех этапах противодействия геополитическому конкуренту (противнику), определению количественно-качественных характеристик создаваемых для их проведения группировок войск (сил) и их возможностей.
Уточнение понятийного аппарата и формализованное описание задействования вооруженных сил США в интересах обеспечения национальных целей и задач определяют общие требования к методике прогнозирования.
Во-первых, методика должна обеспечить максимально объективное предвидение всего спектра возмож-
ных форм боевого применения вооруженных сил США и их основное содержание к прогнозному периоду, отвечающему интересам стратегического планирования в Российской Федерации, в том числе планированию строительства, подготовки и применения Вооруженных Сил, т. е. горизонт прогнозирования должен составлять не менее 10 лет.
Во-вторых, подбор и формирование базы исходных данных методики должны максимально уменьшить степень неопределенности сведений о текущем состоянии и последовательности развития вооруженных сил США, приобретения ими новых способностей. Это достигается взаимосвязью профильного прогноза (оперативного, относящегося непосредственно к формам и способам боевого применения) с фоновыми прогнозами (связаны с ресурсной базой): военным научно-техническим (предвидение развития технологий и средств вооруженной борьбы), военно-экономическим (предвидение финансовых и производственных возможностей), приводящим к изменениям в формах и способах действий.
В-третьих, методика должна содержать совокупность приемов и методов исследования, обеспечивающих объективность конечного результата прогнозирования. Структура и содержание методики должны предоставлять количественно-качественную оценку ожидаемой результативности боевого применения вооруженных сил США, прежде всего основной формы их применения в военное время — перспективной многосферной операции. В этой связи инструментарий методики должен включать следующие основные методы исследования и их комбинации:
• формальной логики, фактографический и аналитический для формирования необходимой базы
исходных данных о состоянии, развитии военного искусства и ресурсной базы, ее изучения и критического анализа;
• экстраполяции, матричный и экспертной оценки для формулирования промежуточных прогнозных выводов и их подтверждения;
• метод сценариев для построения временного графика последовательности ожидаемых преобразований вооруженных сил США и их готовности к использованию перспективных форм и способов действий;
• моделирования и математических вычислений для создания моделей форм боевого применения вооруженных сил США в мирное и военное время к установленному периоду упреждения и оценки их результативности.
С учетом изложенного, а также согласно общепринятым научным подходам3'4'5 предлагается следующая структура методики прогнозирования боевого применения вооруженных сил США (рис. 3). Ее основными компонентами являются:
Прогнозирование боевого применения вооруженных сил потенциального противника предусматривает оценку и предвидение содержания всего спектра возможного их задействования в мирное и военное время в рамках
его общей стратегии действий по достижению своих геополитических целей. Соответственно, целью прогнозирования является выявление прямых и косвенных угроз Российской Федерации, исходящих от вооруженных сил потенциального противника
с учетом перспектив их развития и освоения новых форм боевого применения.
Тсорстнко-методологические основы
Понятийным аппарат:
> основные категории и понятия теории боевого применения и военного прогнозирования;
> теоретическое описание сущности боевого применения ВС США
Устяновочиые параметры:
V критерии, требования и принципы прогнозирования,
> цел], и задачи прогнозирования;
> формализованная задача на прогнозирование боевого применения ВС США,
г перечень концептуальных и нормативно-правовых документов, обязательных для изучения
Производственная база (инструментарий прогнозирования)
База данных
• основополагающие документы национальной безопасности США;
* концептуальные документы строительства, подготовки
и применения ВС США; " данные для составления профильного и фоновых прогнозов
Применяемые методы исследования
* общие (теоретические, универсальные) методы исследования;
* частные (эмпирические или практические) методы исследования;
■ специальные методы исследования в области прогнозирования
Этапы прогнозирования
• прогнозная ориентация;
• прогнозная ретроспекция;
• прогнозный диагноз;
• прогнозная проспекция;
• верификация прогноза;
• корректировка прогноза
Алгоритм работы .методики
(порядок и последовательность задействования инструментария прогнозирования для получения предварительных прогнозных выводов и составления искомого прогноза)
Результаты прогнозирования
Предварительные прогнозные выводы
В интересах профильного прогноза:
• роль ВС США в обеспечении новой стратегии национальной безопасности, в том числе в решении задач сдерживания и противодействия РФ;
• взгляды военного руководства США на характер и содержание операций в конфликтах будущего;
• тенденции развития военного искусства США
В интересах фоновых прогнозов:
• планы и практические меры по трансформации ВС (внедрение новых технологий, поступление
на вооружение новых образцов В ВТ);
• наличие ресурсов (финансовых» материальных) для реализации планов трансформации ВС;
• ожидаемые «скачки>:> количественно-качественного изменения состояния ВС
Окончательный прогноз на 2040 год:
* система форм боевого применения ВС США;
* модель подготовки и ведения многоеферной операции
Выводы пи результатам прогнозирования в интерес«!:
- оценки н рргно ;и: о(-:;||,'Ч развития imcranom потенциала США в части боевого применений напион&ЛЬЕгых ВС: * подготовки исходных данных для планирования строительства и применения ВС РФ
Рис. 3. Общая структура методики прогнозирования боевого применения ВС США
Уточнение понятийного аппарата и формализованное описание задействования вооруженных сил США в интересах обеспечения национальных целей и задач определяют общие требования к методике прогнозирования. Она должна обеспечить максимально объективное предвидение всего спектра возможных форм боевого применения вооруженных сил США и их основное содержание к прогнозному периоду, отвечающему интересам стратегического планирования в Российской Федерации, в том числе планированию строительства, подготовки и применения Вооруженных Сил, т. е. горизонт прогнозирования должен составлять не менее 10 лет.
• теоретико-методологическая часть, по сути является концепцией построения методики на основе уточнения сущности процесса прогнозирования боевого применения вооруженных сил США;
• производственная часть, включающая методический инструментарий прогнозирования и алгоритм его использования (порядок и последовательность применения методов и методологических приемов, техника обобщения результатов исследования и прогнозирования);
• результаты прогнозирования, предварительные и окончательный прогнозы;
• выводы по результатам прогнозирования.
В целом описанные общие подходы к разработке методики создают базовую основу для прогнозирования боевого применения вооруженных сил США на средне- и долгосрочную перспективу. Продуманная совокупность и содержание элементов методики позволит выстроить логическую последовательность действий по формированию предварительных прогнозных выводов (оценок) относительно подходов военно-политического руководства США к задействованию национальных вооруженных сил в новых геополитических условиях, определить систему форм боевого применения вооруженных сил США, построить модель ведения перспективной многосферной операции к указанному прогнозному периоду.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400. URL: https://www. consultant/ru/document/cons_doc_LAW_ 389271/61a97f7ab0f2f3757feo34d11011c763b c2e593f/ (дата обращения: 07.09.2023).
2 Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. № 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации». URL: https://www.garant.ru/prodacts/ipo/
рптеМ]с/406543869/ (дата обращения: 11.09.2023).
3 Рабочая книга по прогнозированию / под ред. И.В. Бестужева-Лада М.: Издательство «Мысль», 1982.
4 Сухарев М.Г. Методы прогнозирования. М.: Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина, 2009.
5 Антохова И.В. Методы прогнозирования социально-экономических процессов. М.: Восточносибирский государственный технологический университет, 2005.