Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ РАКЕТНЫХ ВОЙСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ВОЙНАХ БУДУЩЕГО'

К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ РАКЕТНЫХ ВОЙСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ВОЙНАХ БУДУЩЕГО Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
378
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Ключевые слова
ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ / ЯДЕРНОЕ СДЕРЖИВАНИЕ / ПРИМЕНЕНИЕ РВСН

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Каракаев Сергей Викторович

Анализируются взгляды военно-политического руководства ведущих мировых государств на роль ядерного оружия в вооруженной борьбе. Обосновываются сущность и содержание стратегического применения Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) в интересах обеспечения военной безопасности государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE USE OF STRATEGIC MISSILE FORCES IN FUTURE WARS

The paper analyzes the views of military-political leaders of the leading world states on the role of nuclear weapons in armed struggle. The essence and content of strategic use of Strategic Missile Forces (SMF) in the interests of state military security is substantiated.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ РАКЕТНЫХ ВОЙСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ВОЙНАХ БУДУЩЕГО»

К вопросу о применении Ракетных войск стратегического назначения в войнах будущего

Генерал-полковник С.В. КАРАКАЕВ, кандидат военных наук

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Анализируются взгляды военно-политического руководства ведущих мировых государств на роль ядерного оружия в вооруженной борьбе. Обосновываются сущность и содержание стратегического применения Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) в интересах обеспечения военной безопасности государства.

The paper analyzes the views of military-political leaders of the leading world states on the role of nuclear weapons in armed struggle. The essence and content of strategic use of Strategic Missile Forces (SMF) in the interests of state military security is substantiated.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Ядерное оружие, ядерное сдерживание, применение РВСН.

Nuclear weapons, nuclear deterrence, use of the Strategic Missile Forces.

ПРИМЕНЕНИЕ Ракетных войск стратегического назначения в войнах будущего целесообразно рассматривать в контексте прогноза изменений в мировой военно-политической обстановке, связанных с распределением мирового влияния между ведущими государствами мира и трансформацией взглядов военно-политического руководства этих государств на роль средств вооруженной борьбы, в первую очередь ядерного оружия, в обеспечении достижения своих геополитических интересов.

Современная военно-политическая обстановка развивается в условиях нарастания напряженности и разрушения фундаментальных основ стратегической стабильности. Прогнозные оценки показывают, что основные усилия воюющих сторон в среднесрочной перспективе будут сосредоточиваться на завоевании огневого и информационного превосходства над противником, господства в воздушно-космической сфере и на море; возможности нанесения массированных ракетно-авиационных ударов и комплексного поражения критически важных объектов с одновременным совершенствованием стратегических наступательных сил.

В условиях нестабильности и неопределенности развития военно-политической обстановки в долгосрочной перспективе ядерное оружие останется для всех его обладателей основным средством обеспечения национальной безопасности и сдерживания вероятного противника (коалиции вероятных противников) от широкомасштабной агрессии. И нет оснований предполагать, что подобное отношение к ядерному оружию может кардинально измениться в ближайшие 20—30 лет.

В опубликованном в 2018 году «Обзоре ядерной политики США» указывается, что США не отказываются от применения ядерного оружия в войнах будущего и по-прежнему рассматривают его в качестве ключевого инструмента обеспечения гарантированного глобального превосходства. Изменяются только формы и способы его применения. В настоящее время ядерное оружие США могут применить в случае нанесения противником ударов по американским ядерным силам и средствам, пунктам управления, системам контроля космического пространства, ПРО и ПВО; а также при «существенном стратегическом нападении» или

в ответ на разрушительные неядерные атаки на объекты американской инфраструктуры, включая наиболее деструктивные кибератаки.

Относительно роли ядерного оружия и ядерного сдерживания США в этом документе отмечается следующее: «Стратегическое ядерное сдерживание остается главным приоритетом и основой обеспечения безопасности. Надежные и эффективные ядерные силы поддерживают продвижение национальных интересов, снижают риск нападения на США и их союзников. Потенциальные противники вкладывают значительные средства в разработку новых типов ядерного оружия. Соединенным Штатам в течение следующего десятилетия впервые потребуется сдерживать две крупные ядерные державы, каждая из которых будет располагать современным стратегическим и тактическим ядерным оружием. В целях сохранения потенциала стратегических наступательных и оборонительных сил необходимо модернизировать аме-риканскую1 ядерную триаду, систему управления и связи, а также соответствующую тыловую и обеспечивающую инфраструктуры».

В свою очередь, в «Обзоре состояния и перспектив развития ядерных сил США-2022» («Ядерная стратегия США»)2 содержится следующий тезис: «В обозримом будущем ядерное оружие будет продолжать обеспечивать уникальный эффект сдерживания, который не сможет заменить ни один другой элемент военной мощи Соединенных Штатов».

В долгосрочной программе по модернизации ядерного оружейного комплекса Соединенные Штаты предусматривают создание новой МБР «Сентинел» на замену «Минитмэн-3», а также перспективных авиационных и морских носителей ядерного оружия: стратегического бомбардировщика В-21 «Рейдер» и стратегической

подводной лодки типа «Колумбия»; крылатой ракеты воздушного базирования LRSO в ядерном оснащении. Кроме того, модернизируются бомбардировщики В-52Н, боеголовки Mк5 баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) «Трайдент-2», продлеваются сроки эксплуатации и осуществляется их модернизация без наращивания боевых возможностей. Планируется также создание новых ядерных боеголовок для новой межконтинентальной баллистической ракеты (МБР), БРПЛ «Трайдент-2» и перспективной крылатой ракеты.

Основная форма применения стратегических наступательных сил США, как и ранее — массированные или ограниченные ядерные удары, которые могут наноситься первыми. В целом ядерная стратегия вписывается в систему межвидовых оперативно-стратегических концепций, разработанных под руководством Комитета начальников штабов США. Базовым документом, определяющим основы применения вооруженных сил США, является концепция «Единые силы-2020», предусматривающая достижение безусловного превосходства межвидовых формирований над противником в военных конфликтах будущего.

Сформулированные в новых док-тринальных документах взгляды Пентагона на развитие вооруженных сил базируются на том, что современные кризисы и военные конфликты, как правило, выходят за рамки одного региона и охватывают сразу несколько или все операционные сферы (воздушную, морскую, наземную, космическую и кибернетическую). В связи с этим применение войск (сил) носит комплексный характер, подразумевающий не только формирование межвидовых группировок с привлечением Сухопутных войск, ВВС, ВМС, но и задействование по единому замыслу и плану стратегических как наступательных, так и оборонительных сил.

«Глобально интегрированная кампания» и «Многосферная операция» предусматривают способность «единых сил» создавать в короткие сроки группировки, эффективно действующие под общим руководством по единому замыслу одновременно на суше, в море, воздухе, космосе и киберпро-странстве. Ярким примером реализации «Многосферной операции» может служить концепция США «Мгновенного глобального удара», занимающая особое место среди военных мер США завоевания и сохранения статуса сверхдержавы. В ней отражается один из подходов американского военного руководства к подготовке вооруженных сил, связанных с краткосрочным проведением в перспективе военных действий глобального масштаба с применением ядерных и высокоточных обычных средств поражения, а также космических, информационных и специальных операций в интересах уничтожения наиболее важных объектов противника. Этими мерами предполагается в конечном итоге завоевание стратегического превосходства.

Практическое развитие этой концепции относится прежде всего к средствам системы противоракетной обороны, ударным средствам передового базирования в неядерном исполнении, создаваемым системам гиперзвукового оружия и многоразовым космическим аппаратам.

На сегодняшний день, по оценкам специалистов, мгновенный глобальный удар в течение одного часа с момента принятия решения возможен только силами и средствами ядерной триады США с учетом их возможности по досягаемости объектов поражения. Одновременно ими ведется активный поиск возможностей применения как неядерных высокоточных средств, так и стратегических вооружений в неядерном оснащении.

По замыслу Пентагона неядерные силы мгновенного глобального удара

позволят нарастить боевой потенциал стратегических наступательных сил США без нарушения существующих международных договоров и соглашений, ограничивающих военные действия с применением стратегических наступательных (ядерных) вооружений. При реализации данных условий наиболее опасным вариантом развития событий будет являться «обезглавливающий» удар по пунктам управления группировки РВСН и «контрсиловой» удар по шахтным и автономным пусковым установкам, находящимся на боевых стартовых позициях в пунктах постоянной дислокации. Такой подход к развитию начального периода военных действий не учитывает возможность мощного ответного ядерного удара, поэтому его применение возможно, скорее всего, против стран, не обладающих ядерным оружием. Нанесение молниеносного, сильного, не оставившего надежд на ответные действия, «глобального удара» США против Российской Федерации не получится. Об этом неоднократно заявлял Президент Российской Федерации В.В. Путин на различных пресс-конференциях.

На сегодняшний день, по оценкам специалистов, мгновенный глобальный удар в течение одного часа

с момента принятия решения возможен только силами и средствами ядерной триады США с учетом их возможности по досягаемости объектов поражения. Одновременно ими ведется активный поиск возможностей применения как неядерных высокоточных средств, так и стратегических вооружений в неядерном оснащении.

США намерены совершенствовать свои тактические ядерные силы, которые в нарушение Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) уже несколько десятилетий размещены на территории европейских союзников по НАТО. В этих планах намечена сертификация тактического истребителя F-35A в качестве носителя ядерного оружия, замена тактических ядерных авиабомб B61-3, -4, -7 на модифицированную авиабомбу B61-12, сохранение ЯЗУ малой мощности W76-2 для БРПЛ «Трайдент-2» с периодическим уточнением его роли и значимости в решении задач ядерного сдерживания.

Особую роль в сдерживании вероятного противника в будущем американское руководство отводит стратегическим оборонительным силам, включая ПРО. «Стратегией противоракетной обороны» предусматривается наращивание ударного и информационного сегментов, глубокая интеграция систем разведки и огневого поражения, создание сети разведывательных комплексов космического базирования, проработка возможности размещения в космосе огневых средств этой системы.

Великобритания и Франция не стремятся к ликвидации своих ядерных арсеналов и предусматривают задействование стратегических ядерных сил (СЯС) для принуждения противоборствующей стороны к отказу от развязывания военных действий.

Франция сохраняет на существующем уровне количество ядерных зарядов и приступила к созданию перспективных атомных ракетных подводных лодок класса «Триумфан», планируемых к эксплуатации в период между 2035 и 2048 годами. Кроме того, она модернизирует свои межконтинентальные баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) M51 и крылатые ракеты ASMP воздушного базирования.

Великобритания объявила о строительстве четырех новых атомных подводных лодок на замену лодкам класса «Вэнгард» в целях оказания в будущем сопротивления «увеличению количества потенциальных врагов и модернизации их сил». Эти подводные лодки строятся совместно с американскими компаниями и будут нести БРПЛ «Трайдент-2». Она сохранит в своем ядерном арсенале до 250 ядерных боезарядов.

Ядерное оружие Китайской Народной Республикой расценивается как инструмент повышения роли и значимости страны в международных делах и влияния на развитие военно-политической обстановки в мире. КНР возлагает на свои СЯС задачу эффективного оборонительного устрашения в интересах «сдерживания любых противников от попыток военно-силового давления на нее». В связи с этим руководство считает, что страна должна обладать эффективными стратегическими ядерными силами, включающими наземный, воздушный и морской компоненты.

Соединенные Штаты в последнее время заявляют о приверженности совместным усилиям государств — обладателей ядерного оружия к снижению рисков возникновения ядерной войны и уменьшению роли ядерного оружия в военной стратегии: «США привержены снижению рисков возникновения ядерной войны. Это включает дальнейшие шаги по уменьшению роли ядерного оружия в нашей военной стратегии и достижению целей взаимного, надежного контроля над вооружениями, что способствует реализации стратегии сдерживания и укреплению глобального режима нераспространения».

Таким образом, в доктриналь-ных документах США закрепляется и активно продвигается взятый в 2010 году курс на смещение акцентов с ядерного на неядерное сдерживание

значительным увеличением количества стратегического неядерного оружия и развертыванием глобальной системы ПРО. По мнению министерства обороны США, «...ключевой целью интегрированного сдерживания является разработка специальных вариантов, в которых неядерные силы и средства могут дополнять ядерные силы в планах и операциях стратегического сдерживания таким образом, чтобы это соответствовало их характеристикам и политике применения. Прагматичный подход к интегрированному сдерживанию будет направлен на сочетание союзными силами ядерного и неядерного потенциалов взаимодополняющими способами. Разработка необходимых для реализации данного подхода оперативных и организационных концепций займет время и потребует дополнительных исследований, оценки и опыта».

В связи с этим, прогнозируя возможный характер войн, форм и способов их ведения с учетом опыта войн, проведенных НАТО в конце ХХ — начале XXI века, можно с достаточной уверенностью утверждать, что основные задачи будущей войны будут решаться применением средств воздушно-космического нападения, оснащенных высокоточным оружием большой дальности авиационного и морского базирования, а в перспективе — на новых физических принципах.

Несмотря на рост новых опасностей и угроз в информационной сфере, связанных с бурным внедрением технологий искусственного интеллекта в новых системах вооружений, использованием новых возможностей информационно-коммуникационных технологий для управления войсками и нарушения работоспособности систем управления противоборствующей стороны, практически неизменным в ближайшем будущем останется доктрина сдер-

живания, основанная на применении ядерного оружия.

Решение Россией глобальной задачи сдерживания потенциальных агрессоров сегодня по-прежнему принадлежит стратегическим ядерным силам, организационно состоящим из триады наземного, морского и авиационного компонентов. Рассматривая вопрос стратегического применения ядерного оружия в войнах будущего, необходимо отметить, что его значение в обеспечении безопасности страны останется ключевым до тех пор, пока в результате научно-технического прогресса или изменения характера международных отношений ядерное оружие не утратит своей сдерживающей роли и новое оружие не заменит его на этом посту.

Ядерное оружие на всем коротком по историческим меркам временном отрезке своего существования всегда оставалось основным средством сдерживания от развязывания новой войны. Появление ядерного оружия в середине прошлого века привело к коренному изменению взглядов на теорию подготовки и ведения войны в целом, пересмотру стратегии, оперативного искусства и тактики ведения войны. Сегодня мы становимся свидетелями коренного пересмотра подходов к ведению войны, связанных с разработкой и внедрением в войска новых технологий и средств вооруженной борьбы, систем высокоточных ядерных и конвенциаль-ных вооружений, новых способов организации вооруженных сил и их компонентов, появлением теории «гибридной войны».

В 1960—1970 годах в СССР считалось, что любой вооруженный конфликт между ядерными державами в условиях противоборства двух общественно-политических систем, а также НАТО и Организации Варшавского договора неизбежно приведет к крупномасштабной мировой

войне с участием большинства стран мира и, в итоге, к обмену массированными ядерными ударами, нанесение которых явится основным и определяющим способом ведения войны.

В связи с вооружением Советской Армии ракетно-ядерными средствами необходимо было решить широкий круг вопросов, связанных с разработкой форм и способов его применения. Большой объем и новизна разрабатываемых проблем, необходимость принятия решений в предельно сжатые сроки, строгая засекреченность работ, связанных с созданием новых видов вооружений и исследованием принципов его боевого применения, — эти и многие другие трудности необходимо было преодолеть, разрабатывая основы военного искусства Ракетных войск. Центральными проблемами при этом являлись разработка и обоснование взглядов на стратегическое применение РВСН.

По мере принятия на вооружение РВСН ракетных комплексов с ракетами средней дальности (Р-12, Р-14) и межконтинентальной дальности (Р-16) уточнялись взгляды на их боевое применение. Уже к началу 1960-х годов теоретически сформировалась и была обоснована новая форма применения РВСН — ракетная операция, как «совокупность боевых действий объединений и соединений, проводимых по единому плану ВГК во взаимодействии с другими видами Вооруженных Сил для достижения поставленной стратегической цели».

Вооружение РВСН ракетами средней дальности и небольшой опыт проведенных учений показали, что новое ракетно-ядерное оружие качественно отличается от всех существующих до него средств вооруженной борьбы. Применение ракет позволяло Верховному Главнокомандующему непосредственно, без привлечения других видов Вооруженных Сил, решать важнейшие стратегические за-

дачи. Формирования, вооруженные стратегическими ракетами, стали рассматриваться в качестве главного элемента стратегических ядерных сил, обеспечивающего поражение военно-промышленных объектов, средств ядерного нападения, крупных промышленных центров, центров управления и других важных целей, расположенных в глубоком тылу противника. В планах Верховного Главнокомандования уже не предусматривалась передача ракетных частей, вооруженных ракетами, в оперативное подчинение фронтам.

Основные показатели эффективности применения МБР: поражаемая площадь и число поражаемых целей за 30 лет (от первой ракеты Р-7А в 1960 году до комплексов «Молодец» с ракетой РТ-23 УТТХ в 1989 году) увеличились соответственно в три раза и на два порядка. Помимо этого, значительно вырос общий мегатоннаж, возросли надежность, боеготовность и живучесть комплексов, улучшены эксплуатационные качества. Новые характеристики послужили основой резкого повышения боевых возможностей группировки ракетных комплексов во всех прогнозируемых условиях ее применения, а с учетом наращивания числа ракетных комплексов в группировке позволили РВСН стать главной составляющей стратегических ядерных сил страны, обеспечивающей ядерное сдерживание.

Научные подходы, принятые в 1980-х годах к применению РВСН в ядерной войне, были сделаны исходя из понимания новых возможностей Ракетных войск. Ввод в группировку тяжелых ракет и оснащение их разделяющимися головными частями индивидуального наведения с комплексом средств преодоления противоракетной обороны позволил значительно увеличить количество боевых блоков, временно устранить необходимость наращивания их ко-

личества, повысить гибкость применения группировки возможностью построения различных вариантов пространственно-временной структуры удара. Кроме этого, значительное повышение защищенности пусковых установок и возможность старта ракет в условиях нанесения противником ядерных ударов по позиционным районам РВСН привели к возможности реализации ответных действий РВСН в формах ответно-встречного и ответного ядерных ударов с нанесением неприемлемого ущерба. С появлением в группировке РВСН подвижных грунтовых ракетных комплексов и тенденций развития стационарных шахтных МБР сформулированы наиболее характерные черты будущих боевых действий Ракетных войск в ядерной войне: решительность и неотвратимость нанесения ракетно-ядерных ударов по агрессору; глобальный размах нанесения ударов; полное уничтожение запланированных объектов; высокая динамика действий, скрытность непосредственной подготовки РЯУ возможность его маневра с одних стратегических направлений на другие; надежное поражение цели несколь-

Формирования, вооруженные стратегическими ракетами, в соответствии с планами Верховного Главнокомандования, стали рассматриваться

в качестве главного элемента стратегических ядерных сил, обеспечивающего поражение военно-промышленных объектов, средств ядерного нападения,

крупных промышленных центров, центров управления и других важных целей, расположенных в глубоком тылу противника.

кими боевыми блоками различных ракет. Основной формой применения РВСН в ядерной войне признана операция Ракетных войск, проводимая в составе стратегических ядерных сил.

На рубеже 1990-х годов Министерством обороны СССР были введены в действие новые документы по стратегическому применению РВСН в ведении вооруженной борьбы в начальный период войны при отражении агрессии противника. Сделаны выводы о невозможности длительной ограниченной ядерной войны, а РВСН определены главной составляющей стратегических ядерных сил.

К началу XXI века стратегические наступательные вооружения России были приведены в соответствие с положениями международных договоров об ограничениях и сокращениях ядерных потенциалов. Подготовлены новые предложения по развитию перспективной группировки РВСН, способной адекватно реагировать на возможные угрозы со стороны США. На основе оценки боевых возможностей ракет, сохраняемых в боевом составе СЯС в условиях договорных ограничений, выбраны рациональные варианты построения перспективных стационарных (шахтных) ракетных комплексов (для реализации в превентивном ударе и для обеспечения задач сдерживания) и направления развития мобильной группировки в грунтовом, железнодорожном и других видах базирования с характеристиками, не уступающими предыдущему поколению и превосходящими их (для гарантированного обеспечения задач нанесения ответного удара СЯС). Одновременно по-новому проработаны вопросы развития системы боевого управления и связи, обеспечивающих систем. Эти проработки определили сбалансированный по боевым задачам, затратам и срокам выполнения комплекс мероприятий по развитию и дальнейшему совершенствованию

ракетной группировки, СБУ и связи, обеспечивающих поддержание на требуемом уровне боевой эффективности группировки РВСН.

За первые два десятилетия XXI века изменились взгляды на применение ядерного оружия в будущих войнах. В сегодняшних концептуальных документах Российской Федерации раскрывается позиция нашей страны по применению ядерного оружия в рамках отражения агрессии, в том числе обычными средствами поражения, имеющими характеристики глобального удара:

• ядерное оружие будет оставаться важным фактором предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных средств поражения.

• в рамках выполнения мероприятий стратегического сдерживания силового характера Российской Федерацией предусматривается применение высокоточного оружия.

Учитывая оборонительный характер нашей военной доктрины, применение ядерного оружия рассматривается крайней мерой. В Указе Президента Российской Федерации 2020 года № 355 отмечается3: «Российская Федерация оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного оружия и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства». Такое же «право» действовало и в Советском Союзе при разработке доктринальных документов по вопросам применения ядерного оружия в будущих войнах и развития систем ядерных вооружений. Основной акцент делался на обеспечение способности проведения в любых, даже самых тяжелых усло-

виях, массированных противоцен-ностных ударов в ответных действиях и нанесения противнику неприемлемого ущерба. При данном подходе считалось, что именно наличие ядерного оружия является главным средством сдерживания глобальной угрозы и, кроме того, позволяет держать под контролем и меньшие по масштабам региональные угрозы.

Что касается России, то в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации4 и в ее Военной доктрине5 отмечается, что «...в современных условиях Российская Федерация исходит из необходимости обладать ядерным потенциалом, способным гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому агрессору (государству либо коалиции государств) в любых условиях. При этом ядерное оружие, которым оснащены Вооруженные Силы Российской Федерации, рассматривается Российской Федерацией как фактор сдерживания агрессии, обеспечения военной безопасности Российской Федерации и ее союзников, поддержания международной стабильности и мира».

Сегодняшние современные стратегические ядерные силы с их высокой боевой мощью обеспечивают России возможность проведения и успешного завершения процессов реформирования государства. Помимо этого, ядерное оружие во многом обеспечивает высокий статус нашей страны на международной арене, определяет ее роль и место как одной из ведущих стран в мировом сообществе. Кроме того, эти ядерные силы позволяют обеспечить защиту России при значительно меньшем объеме ассигнований на оборону, что в сложившейся в стране экономической ситуации является крайне важным. Поэтому сдерживание с опорой на возможности ядерного оружия остается ключевым элементом обеспечения ее национальной

безопасности, позволяет удержать агрессивно настроенные государства (коалиций государств) от развязывания новой войны.

В статье 11 «Основ политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания», введенных в действие Указом Президента Российской Федерации от 20 июня 2020 г. № 355, утверждается, что «. ядерное сдерживание осуществляется непрерывно в мирное время и период непосредственной угрозы агрессии и в военное время, вплоть до начала применения ядерного оружия»6. В этих же «Основах.» указывается, что «основным критерием ядерного сдерживания, определяющим требования к составу, структуре и характеристикам сил и средств ядерного сдерживания, является их способность в любых условиях нанести потенциальному агрессору неприемлемый ущерб, то есть ущерб, превышающий ту выгоду, которую агрессор ожидает получить в результате применения своей военной силы»7. Эти два положения имеют прямое отношение к развитию теории оперативного искусства РВСН в части их стратегического применения в будущих войнах. В этом смысле как на современном этапе, так и в перспективе Ракетные войска, имеющие на вооружении самое мощное из всей стратегической триады ракетно-ядерное оружие, в наибольшей мере будут отвечать геостратегическому и экономическому положению нашей страны. Обладая глобальной досягаемостью и огромной разрушительной мощью и не требуя непосильных затрат на содержание, они существенно дополняют возможности сил общего назначения, обеспечивая стратегическое сдерживание.

В сложившейся геополитической обстановке Ракетные войска стратегического назначения в составе стратегических ядерных сил служат гарантом обеспечения безопасности

Сегодняшние современные стратегические ядерные силы с их высокой боевой мощью обеспечивают России возможность проведения и успешного завершения процессов реформирования государства. Помимо этого, ядерное оружие во многом обеспечивает высокий статус нашей страны на международной арене, определяет ее роль

и место как одной из ведущих стран в мировом сообществе. Сдерживание с опорой на возможности ядерного оружия остается ключевым элементом обеспечения национальной безопасности России.

России и ее союзников, а также независимости при проведении внешней и внутренней политики. Поддержание и развитие группировки Ракетных войск остается приоритетным направлением деятельности государства. В настоящее время приняты решения, обеспечивающие гибкость и многовариантность развития группировки ракетных комплексов для адекватного реагирования на имеющиеся и вновь возникающие угрозы. В мирное время и период нарастания военной угрозы основной задачей РВСН является ядерное сдерживание агрессии против нашей страны и ее союзников совместно с другими компонентами стратегических ядерных сил России. Эта задача решается поддержанием боевой и мобилизационной готовности группировки РВСН и средств, обеспечивающих ее функционирование.

Среди мер стратегического сдерживания по-прежнему главное место уделено боевому дежурству, обеспечивающему гарантированное выполнение первоочередных боевых задач РВСН и являющемуся основой их сдерживающих действий. При этом анализ действий РВСН в мирное время и при нарастании военной угрозы показывает, что цели стратегического сдерживания могут быть достигнуты: • постоянным несением боевого дежурства на пунктах управления всех рангов, боевых стартовых позициях, маршрутах боевого патрулирования, пунктах постоянной дислокации, технических позициях;

• поддержанием ракетного и специального вооружения, систем и средств боевого управления и связи в готовности к боевому применению на уровне, обеспечивающем выполнение боевых задач в любых условиях обстановки, непрерывным контролем их исходного положения, технического состояния и функционирования;

• поддержанием высокой боевой и мобилизационной готовности войск, показом высокого уровня боевой подготовки личного состава, оперативной подготовки органов военного управления по руководству войсками;

• демонстрацией высоких возможностей ракетного вооружения, находящегося на боевом дежурстве, готовности к немедленному выполнению поставленных боевых задач, высокопрофессионального уровня боевых расчетов ракетных полков при проведении учебно-боевых пусков ракет на учениях и тренировках стратегического масштаба.

К сегодняшнему времени сложилось четкое понимание вариантов перспективного строительства РВСН в целях обеспечения сдерживающих функций, учитывающих меры по обеспечению живучести группировки в различных условиях ведения военных действий, и перемещения центра тяжести гонки вооружений в область совершенствования качественных параметров СНВ, использования наступательных конвенциальных типов вооружений.

Наращивания боевых возможностей группировки РВСН, не вы-

ходящие за рамки общепринятых в боевом ракетостроении по совершенствованию ракетной техники, направлены.

Во-первых, на завершение создания и ввод в боевой состав современных ракетных комплексов стратегического назначения с улучшенными характеристиками ракет и боевого оснащения, применение принципиально новых средств и способов преодоления систем ПВО-ПРО.

В части ракет: применение новых видов топлив с высоким удельным импульсом тяги; сокращение активного участка траектории полета ракет; обеспечение защиты (стойкости) МБР от поражающих факторов ядерного взрыва, лазерного излучения; реализация нетрадиционных траекторий полета МБР, совершенствование траекторно-баллистического маневра; широкое использование аэробаллистических возможностей.

В части боевого оснащения: обеспечение защиты на этапе разведения боевых блоков; переход на новые типажи боевого оснащения с повышенными возможностями боевых блоков по преодолению ПВО-ПРО (планирующих, маневрирующих, гиперзвуковых и т. д.); переход к новым платформам разведения боевых бло-

ков; снижение радио- и оптической заметности боевых блоков; создание нового поколения КСП ПРО.

Во-вторых, на совершенствование вероятностно-временных характеристик системы боевого управления стратегическим оружием и войсками, развитие технической основы системы боевого управления.

В-третьих, на повышение маневренных возможностей и скрытности подвижных ракетных комплексов.

Таким образом, несмотря на рост угроз в информационной сфере, связанных с бурным внедрением технологий искусственного интеллекта в новых системах вооружений, использованием новых возможностей информационно-коммуникационных технологий для управления войсками и нарушением работоспособности систем управления противоборствующей стороны, практически неизменной остается теория стратегического сдерживания, основанная на применении ядерного оружия. В перспективе силы и средства, обеспечивающие ее выполнение, будут совершенствоваться, адекватно отвечая на складывающуюся военно-стратегическую обстановку и сложившийся перечень военных угроз безопасности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Обзор ядерной политики выпускается Минобороны США каждые восемь лет начиная с 1994 года. Последний такой документ был обнародован в феврале 2018 года.

2 Стратегия национальной безопасности США (National Security Strategy) URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/1.0/Biden-Harris-Administrations-National-Security-Strategy-10.2022.pdf (дата обращения: 02.11.2022).

3 Указ Президента Российской Федерации № 355 «Основы государственной по-

литики Российской Федерации в области ядерного сдерживания». URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/74105990/ (дата обращения: 02.11.2022).

4 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации № 400 от 02.07.2021 г.).

5 Военная доктрина Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации 25.12.2014 г.

6 Указ Президента Российской Федерации № 355 «Основы.».

7 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.