Роль Ракетных войск стратегического назначения в противодействии стратегической многосферной операции НАТО
Генерал-лейтенант И.Р. ФАЗЛЕТДИНОВ, кандидат военных наук
Полковник в отставке В.И. ЛУМПОВ, доктор военных наук
АННОТАЦИЯ
ABSTRACT
Дается краткая характеристика стратегической многосферной операции ВС США и НАТО, ее целей, задач, содержания, исходящих угроз национальной безопасности РФ, а также возможных мер с участием РВСН по противодействию ее проведению.
The paper provides a brief description of the US and NATO strategic multi-domain operation, its goals, objectives, content, outgoing threats to the national security of the Russian Federation and possible measures with the participation of the Strategic Missile Forces to counter it.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
KEYWORDS
Единая операция, многосферные операции, военная стратегия, глобальное лидерство, единые силы, стратегические ядерные силы, глобальный удар, национальная оборона, противоракетная оборона, стратегическое ядерное оружие.
Joint operation, multi-domain operation, military strategy, global leadership, joint forces, strategic nuclear forces, global strike, national defense, missile defense, strategic nuclear weapon.
В ПЕРЕНАСЫЩЕННОМ ядерными вооружениями мире и при отсутствии у конфликтующих сторон надежных систем противоракетной обороны главным и наиболее дешевым средством сдерживания от окончательной дестабилизации отношений сторон и развязывания военных действий было и остается ядерное оружие.
Главное условие сдерживания — поддержание между противоборствующими сторонами сдерживающего ядерного паритета на взаимопризнанном минимальном уровне, обеспечивающем высокую вероятность получения агрессором неприемлемого ущерба в ответном ударе обороняющейся стороны. Значение сдерживающего эффекта ядерного паритета наиболее объективно может оцениваться
показателем соотношения требуемого и фактического потенциалов в ответном ударе, значения которых будут зависеть от широкого спектра параметров: потенциальных характеристик вооружений; динамических характеристик, отражающих совершенство используемых сторонами арсеналов сдерживающих мер; форм и способов применения стратегических сил в упреждающих и ответных действиях.
Проведенный в ходе тематических исследований эволюционный и факторный анализ ядерного противостояния показал реалистичность и действенность функционирования созданной в ХХ веке и сохраняющей востребованность системы стратегического ядерного сдерживания с достаточно простой и сравнительно удобной структурно-функциональной организацией. Исходными условиями создания и существования такой системы у сторон являлись:
• ярко выраженная биполярность ядерного противостояния;
• достаточно многочисленные ядерные вооружения при сохранении стратегического паритета и договорных ограничений по стратегическим наступательным вооружениям (СНВ);
• взаимно сдерживающие эффективные системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН);
• отсутствие систем ПРО, обеспечивающих гарантированное прикрытие территории и стратегических объектов от внезапного массированного ракетно-ядерного удара (МРЯУ);
• отсутствие возможностей по превентивному снижению ядерного потенциала сдерживания;
• многочисленные международные правовые регуляторы в ядерной области и др.
Военно-стратегические условия для реализации стратегического ядерного сдерживания в XXI веке кардинально изменились. В мире объективно формируется многополярная система миропорядка с ярко выраженными ядерными полюсами. США постепенно теряют лидирующие позиции в мире. Возрастает агрессивность их военно-политического курса в отношении России. США активизировали свою деятельность по выходу из ряда фундаментальных международных соглашений в области обеспечения стратегической и ядерной стабильности. США прекратили уча-
ствовать в договорах по ПРО и РСМД, на очереди — прекращение соглашений по ограничению СНВ, нераспространению ЯО и других видов ОМП; запрещение ядерных испытаний и др. Они приступают к восстановлению и модернизации своих стратегических ядерных сил и ядерной инфраструктуры, их воссозданию в кризисной ситуации. Развернута глобальная система противоракетной обороны (ГС ПРО) с морскими и региональными передовыми эшелонами, которую планируется дополнить космическим эшелоном боевых систем поражения космических и наземных стратегических целей. Активно ведется работа по созданию и наращиванию боевого состава неядерного наступательного компонента «новой триады» стратегического сдерживания потенциального противника в лице Китая и РФ, а также формированию сил эффективного ведения кибер- и информационной войны. Реализация американской администрацией замыслов по созданию «новой стратегической триады» может привести к трехкратному снижению «ядерного порога» и резкому возрастанию угрозы начала мировой ядерной войны.
Своими военными стратегиями и концепциями США и их союзники определили агрессивный вектор своей внешней политики. Наряду с планами развития стратегических сил, ими прорабатываются исключительно агрессивные концепции создания принципиально новых компонентов вооруженных сил, перспективных систем оружия, форм и способов их применения исключительно наступательного характера, таких как концепции «единых сил», «обычного мгновенного глобального удара», «сетецентрических» и «гибридных» войн, «доступа к районам проведения операции» и др.
Ведущее место среди общевоенных концепций ВС США и системо-
образующий характер в настоящее время приобрела концепция «мно-госферная операция (сражение) которая комплексно интегрировала рекомендательные наработки всех прежних концептуальных документов и распространила их действие на весь спектр разнохарактерных операций (сражений): от тактического до глобального (стратегического) уровня.
Особое место в доктринотворчес-ком процессе блока НАТО занимает начавшаяся по инициативе и в корыстных интересах СЩА разработка концепции «Стратегическая (глобальная) многосферная операция». Суть ее требований к подготовке и проведению такой операции заключается в необходимости:
• обоснования новых подходов применения возглавляемого США коалиционного военного потенциала НАТО против сильного противника;
• широкого задействования военных и гражданских возможностей блока, стран-партнеров, международных и неправительственных организаций в интересах разрешения конфликта на условиях альянса;
• согласования действий участников операции в различных географических, геофизических и виртуальных средах, включая космическое, информационное и кибернетическое пространство;
• обладания господствующей в той или иной сфере группировкой войск (сил) способностью обеспечения действий участников многосферной операции в едином информационно-управляющем пространстве.
Стратегический (глобальный) аспект многосферной операции определяется заимствованными из концепций «Глобально интегрированная операция (кампания)» и «Доступ к районам проведения операции» положениями, которыми предусматривается способность «единых сил» создавать в короткие сроки на базе американских
командований и воинских формирований, дислоцированных в различных районах мира, высокомобильные межвидовые группировки, эффективно действующие под общим руководством и единому замыслу и плану в нескольких или одновременно во всех операционных средах. При этом районы развертывания группировок войск (сил) для проведения стратегической многосферной операции должны быть максимально приближены к границам противоборствующего государства для обеспечения возможности одновременного охвата военными действиями всей его территории.
В действующей военной стратегии США главным виновником утраты мирового господства и привилегированного военно-экономического положения в мире, основным препятствием к сохранению мирового домината и главным противником объявлена Россия, а главной целью американской военной политики — военно-политическое или физическое устранение неугодного режима при сохранении территориальных, сырьевых, производственных и людских ресурсов страны.
Потерпев фиаско в попытках сохранения и укрепления своего мирового лидерства в качестве единственного обладателя соизмеримыми с ядерным оружием по мощи дальнобойными высокоточными и гиперзвуковыми «обычными» технологиями в иллюзорно создаваемом ими безъядерном мире, США вновь вернулись в действующей военной стратегии всемерного применения ядерного инструмента для достижения своих стратегических целей, но уже в совершенно ином контексте.
В замыслах и планах ВПР США на развязывание и ведение современных крупномасштабных войн решающую роль в разгроме (принуждении к капитуляции) сильного противника (подобного России) отводят, как
и прежде, стратегическим ядерным силам, но при обеспечении выполнения необходимых и достаточных условий, таких как:
• предварительное преимущественное лишение РФ сдерживающего ядерного потенциала в предъядер-ный период;
• гарантированное отражение ответного «ядерного возмездия» со стороны РФ путем полного поражения всех сохранившихся и направляющихся на объекты США ядерных боезарядов СЯС РФ;
• сохранение военно-экономического лидерства в мире и достаточного ядерного потенциала для сдерживания не участвующих в военном конфликте ядерных центров.
В соответствии с технологией силового устранения главного потенциального противника Пентагон предусматривает:
• создание и развертывание достаточной по составу, боеспособности и боеготовности группировки стратегических ядерных и неядерных наступательных (СЯС и СНЯС) и оборонительных (ГС ПРО) сил и средств, а также их заблаговременное обеспечение необходимыми условиями для успешного и высокоэффективного применения;
• внезапное контрсиловое массированное воздействие силами и средствами ОМГУ на объекты СНС НБ при достижении заданного (не менее 65—70 % боевого состава) поражения СЯС РФ;
• недопущение доставки до намеченных целей сохранившихся ЯБЗ «ответного ядерного возмездия» путем уничтожения средствами эшелонов ГС ПРО в ВКП (не менее 35—40 % боевого состава);
• нанесение минимально достаточного по массированности обезглавливающего и обессиливающего ядерного удара по РФ в целях ее физического устранения при условии
сохранения достаточного ядерного потенциала, обеспечивающего стратегическое превосходство над другими ядерными государствами.
Достижение намеченных масштабных целей и реализация задуманного замысла в отношении России планируется Пентагоном, по всей видимости, в форме глобальной стратегической многосферной операции. Военно-стратегический сценарий военных действий блока НАТО при проведении этой операции против Российской Федерации структурно может включать (рис. 1) три периода: подготовительный (гибридные действия), заключительный (наземные военные действия) и основной (воздушно-космические наступательные и оборонительные операции (сражения)).
Исходя из концепции, подготовительный период может быть довольно продолжительным по времени: от нескольких месяцев до года и более. Содержание его могут составить действия агрессора по скрытному внедрению и акклиматизации на территории РФ разветвленной разведывательной агентурной и диверсионной сети и адаптации ее к местным условиях в целях последующего использования на основном (силовом) этапе, а также активное применение инструмента «мягкой силы» в интересах создания благоприятных условий для применения военной силы.
До момента перехода ВС США к активным крупномасштабным действиям с применением СНЯО и ВТО БД внедренные на территорию РФ формирования сил специальных операций (ССО) будут содержаться в «спящем» режиме с задачами скрытного выявления, отслеживания и пребывания в готовности к немедленной выдаче целеуказаний для средств воздушно-космического нападения на запланированные к первоочередному поражению в СМСО стратегически важные объекты РФ. При
Подготовительный период (гнбпнлпых действий)
Содержание этапа могут
составить действия агрессора по скрытному внедрению н вживлению на территории РФ
разветвленной разведывательно-агентурной и диверсионной сети и ее адаптации к местным условиях в целях ее последующего использования на основном этапе, а также активное применение инструмента «мягкой силы» в интереса* создания благоприятных условий для применения военной силы
США — действия сил
специальных операций по созданию необходимых условий для успешного ОМГУ
РФ — действия по усилению режимов контроля, разве двоспрещения и мониторинга обстановки
Основной период (иоз.чуптл-клшическнх операции сторон)! Этап (фаза) «отражения»! Этап (фаза) «прорыва»! |Этап (фаза) «возникши»
IСодержанж.нйетвни строи » ид)йодах н на этапад внезапной агрессии прошв РФ
РФ — отражение внезапного
массированного воздушно-космического нападения США на РФ с применением средств ОМГУ
США — внезапное массированное контрсиловое воздушно-космическое нападение на РФ с применением средств ОМГУ
США — поражение силами
ГС ПРО в ВКП средств группировки РВСН прорыва с ГЗЛО в СБО
РФ — подавление и прорыв ГС ПРО в интересах доставки ЯБЗ основной группировки СЯС до СОП на территории США
США — отражение удара
«ответного ядерного возмездия» СЯС РФ сохранившимися средствами ГС ПРО
РФ — нанесение поражения СОП противника преодолевшими эшелоны ГС ПРО средствами основной группировки СНС (РВСН)
Заключительный период (наземных действий)
Содержание этапа может составить проведение
США и НАТО последующих МСО на прилегающих к РФ ТВД в целях окончательного разгрома обороняющихся группировок войск (сил), демилитаризации, десуверенизации и военно-политического подчинения России. РВСН осуществляют мероприятия по восстановлению и поддержанию боевой готовности ПУ и КП для проведения ПИР по приказу ВТК ВС РФ
США — многосферные наступательные операции на прилегающих к границам
_РФ ТВД_
РФ — проведение оборонительных операций на СП и ОН
Рис. 1. Концептуальная модель двусторонних военных действий сторон в ходе внезапной агрессии США против РФ в форме стратегической многосферной операции
выявлении признаков активизации в США и НАТО военных приготовлений на территориях дислокации СОП (прежде всего объектов РВСН и других компонентов стратегических сил РФ) будут проводиться мероприятия по ужесточению режимов контроля, воспрещению разведдеятельности и усилению мониторинга обстановки.
Заключительный период будет характеризоваться, скорее всего, последующими многосферными операциями США и НАТО на прилегающих к РФ театрах военных действий в целях окончательного разгрома обороняющихся группировок войск (сил), демилитаризации, десуверенизации и военно-политического подчинения России своей воле. РВСН в этот период будут заняты в основном на мероприятиях по восстановлению и поддержанию боевой готовности ПУ и КП для проведения по приказу Верховного Главнокомандующего ВС РФ последующих пусков ракет.
Особый интерес в плане исследования роли и места РВСН как главного компонента стратегических сил сдерживания Российской Федерации в противодействии стратегической многосферной операции США и НАТО будет представлять ее основной период. Важнейшей задачей этого периода для достижения главной цели стратегической многосферной операции по обеспечению физического уничтожения Российской Федерации, в соответствии с данной концепцией, является завоевание решающего превосходства в воздушно-космическом пространстве и ликвидация системы стратегического ядерного сдерживания РФ путем лишения ее сдерживающего ядерного потенциала.
Приведенные авторами доводы относительно особенностей перспективного контрсилового сценария проведения «победоносного блицкрига» США против РФ дают основание полагать, что наряду с не-
обходимостью комплексирования усилий всех компонентов стратегических сил, высокой зависимостью конечного результата контрсиловой операции США от полноты выполнения частных функциональных задач, сравнительно небольшой продолжительностью действий и недостаточной определенностью их места во временном интервале контрсиловой операции в общей модели основного этапа двусторонних военных действий стратегических сил США и РФ можно условно выделить три относительно самостоятельных этапа (фазы, характерные области) военного противоборства сторон.
Первый — военные действия РФ и США в ходе внезапного массированного контрсилового нападения США средствами обычного мгновенного глобального удара (ОМГУ) — этап «отражения».
Второй — военные действия РФ и США при подавлении и прорыве ГС ПРО США средствами группировки СНЯС РФ — этап «прорыва».
Третий — военные действия РФ и США по обмену ядерными ОВУ в условиях функционирования частично сохранившихся после первых двух этапов систем ПРО сторон — этап «возмездия».
Возможность относительной самостоятельности функциональных этапов военного противоборства стратегических сил РФ и США определятся спецификой привлекаемых к противоборству сил и средств сторон, очередностью и пространственно-временными характеристиками их применения.
По заявлениям администрации президента США и Пентагона стратегические способности неядерного наступательного и оборонительного компонентов «новой стратегической триады» ВС США в настоящее время после полномасштабного развертывания позволяют поразить до 55—60 %
ЯБЗ СЯС РФ силами и средствами обычного мгновенного глобального удара (ОМГУ) и до 25—30 % ЯБЗ — средствами эшелонов системы глобальной ПРО. Для гарантированного обеспечения безопасности своей территории и объектов предполагается довести эти цифры до 60—65 % ЯБЗ — по ОМГУ и до 30—35 ЯБЗ — по системе ПРО, что позволит США без ущерба для себя и геополитического статуса страны ликвидировать своего главного политического и военно-технического противника с сохранением приоритета над третьими ядерными державами.
По мнению ведущих отечественных военных специалистов, главным инструментом сдерживания начала и решительного противодействия проведению вооруженными силами США и НАТО стратегической мно-госферной операции может быть рассмотрена находящаяся на сегодняшний день в стадии активной разработки операция стратегических сил сдерживания (ОССС), содержа-
ние которой могут составить операции (боевые действия) всех видовых и родовых компонентов ВС РФ, имеющих на оснащении стратегическое наступательное (ядерное и неядерное) оружие (СЯО и СНЯО).
По содержанию и пространственно-временному размаху ОССС охватит, предположительно, весь период воздушно-космического противоборства РФ и США по завоеванию военно-стратегического противоборства во внезапно развязанной Соединенными Штатами крупномасштабной военной агрессии. Структурно в ОССС, по аналогии с приведенным выше сценарием двусторонних военных действий сторон в воздушно-космическом пространстве, можно выделить три условно самостоятельных этапа (фазы, характерные области) применения стратегических сил (рис. 2) — действия формирований стратегических сил в форме боевых действий (операции) с боевой задачей:
Рис. 2. Структура и главное содержание операции ССС
• по отражению внезапного массированного воздушно-космического нападения противника;
• по прорыву (подавлению) средств ударных и информационно-управляющих систем эшелонированной ГС ПРО США на всю глубину ее стратегического построения;
• по нанесению агрессору ответного ядерного «возмездия» сохранившимися средствами СЯС ВС РФ.
При этом этапы операции ССС, учитывая специфику содержания и развития событий в период воздушно-космического противоборства сторон, целесообразно выделять не по классической схеме следования очередного этапа по мере завершения предыдущего, а по принципу смысловой оценки и учету влияния результатов предыдущего этапа на последующий. Такой подход позволяет интерпретировать замысел операции и корректнее подойти к планированию его практической реализации с определением сроков проведения ОССС, привлекаемых на этапах сил и средств, форм и способов их применения.
Для решения этих достаточно разнохарактерных задач на этапах операции целесообразно, по всей видимости, предусмотреть создание в общей группировке ССС трех самостоятельных частных группировок стратегических сил, специфичных для того или иного этапа (фазы) операции. Решающая роль в ее подготовке, планировании и применении должна принадлежать господствующей в этой группировке видовому (родовому) компоненту ВС РФ. Так, группировка ССС для решения боевой задачи по отражению воздушно-космического нападения (ОВКН) будет создаваться на базе формирований ВКС ВС РФ, составляющих основу системы воздушно-космической обороны страны; группировка ССС для решения задачи по ответному ядерному «возмездию» — на основе
формирований морских СНС, которые, уступая РВСН по временным, точностным и мощностным боевым характеристикам, обладают более высокой живучестью в условиях массированного воздушно-космического воздействия агрессора.
РВСН как главный и наиболее универсальный компонент стратегических сил в той или иной степени будут задействованы в решении боевых задач в составе всех группировок ССС и на всех условно самостоятельных этапах операции ССС.
В интересах решения задач первого этапа (фазы) операции ССС ракетные соединения (части) в составе группировки ССС по ОВКН могут привлекаться для нанесения ракетных ударов по районам сосредоточения ударных группировок агрессора, арсеналам и базам хранения резерва боезапаса высокоточных средств в целях максимально возможного снижения плотности массированного контрсилового воздействия противника. Части и подразделения специальных войск и тыла на этом этапе свои усилия сосредоточат на выполнении мероприятий по противодействию воздушному и наземному противнику, выявлению и уничтожению его диверсионно-разведывательных формирований, охрану и оборону объектов позиционного района, подготовку сохранившихся и восстановление понизивших боевую готовность ПУ и КП для последующих пусков ракет.
На заключительном этапе ОССС сохранившиеся стратегические ядерные средства предусматривается привлечь для нанесения РЯУ в составе группировки «ответного ядерного возмездия» по наиболее важным объектам военно-экономического потенциала, государственного управления и инфраструктуры страны-агрессора.
Однако РВСН будет отводиться решающая роль по мере их осна-
щения гиперзвуковыми и другими перспективными системами вооружения в основном в решении задач на втором этапе операции ССС по прорыву (преодолению, подавлению) ГС ПРО США и недопущению потерь ЯБЗ выше предельных значений при доставке к СОП на территории США.
На основе анализа сложившейся стратегической обстановки в мире, проблем поддержания стратегического паритета между США и РФ, взглядов военно-политического руководства США на возможные подходы по сохранению своего лидерства в мире с ликвидацией потенциальных конкурентов, структуры, содержания и порядка достижения (выполнения) целей (задач) стратегической много-сферной операции НАТО, а также возможной реакции РФ на ее непосредственную подготовку и проведение можно сделать следующие выводы.
Первый. В условиях многополярного мира при стратегическом паритете между РФ и США по СНВ, СПРН и ПРО ставка на уничтожение РФ в ходе внезапного массированного ядерного нападения теряет смысл вследствие высокой вероятности получения неприемлемого ущерба своему военно-экономическому и ядерному потенциалу, окончательно обрекающему США, даже при относительно благоприятном исходе, на окончательную утрату лидирующих позиций на мировой арене.
Второй. Массированное ядерное нападение на Россию с целью ее физического уничтожения как суверенного государства рассматривается Пентагоном только при условии предварительного лишения ее стратегического сдерживающего потенциала и обеспечения гарантий недопущения ответного ядерного воздействия сохранившимися ЯБЗ СНС РФ на объекты и территорию США.
Третий. Учитывая состояние стратегических способностей компо-
нентов «новой стратегической триады» США (в перспективе — до 2050 года) и их применение по физическому уничтожению сдерживающего потенциала СЯС РФ в условиях усиливающейся конкуренции за мировое лидерство не представляется возможным. Это возможно только внезапным контрсиловым МРЯУ, либо превентивным контрсиловым ОМГУ, либо средствами ГС ПРО.
Возможность США по военно-силовой ликвидации главного их соперника на мировой арене может появиться только по достижении убедительной достаточности стратегических возможностей и комплексного использования сразу всех трех указанных выше вариантов и средств стратегического воздействия с требуемой эффективностью. То есть, при угрозе сбоя в работе любого из трех инструментов силового и контрсилового воздействия США будут вынуждены отказаться от ядерного нападения на РФ, а это означает, что у ССС РФ появляются дополнительные возможности по сдерживающему воздействию на агрессора в предъядер-ный период.
Четвертый. Главным средством и инструментом противодействия попыткам реализации агрессивных замыслов Пентагона по уничтожению РФ путем проведения стратегической многосферной операции отечественными военными специалистами рассматривается и активно разрабатывается перспективная форма стратегического применения ВС РФ: операция стратегических сил сдерживания. Для достижения самых решительных стратегических целей по разгрому агрессора она предполагает применение современных стратегических наступательных и оборонительных, ядерных и неядерных вооружений с учетом новейших военных технологий решением следующих основных задач:
• отражения воздушно-космического нападения США и НАТО с применением ОМГУ и недопущением потерь сдерживающего потенциала СНС РФ в районах дислокации выше допустимого;
• подавления ГС ПРО США и недопущения потерь ЯБЗ СНС РФ в воздушно-космическом пространстве выше допустимого;
• доставки сохранившихся ЯБЗ СНС РФ до СОП и территории агрессора с нанесением ему неприемлемого ущерба.
Пятый. Для обеспечения надежного стратегического сдерживания внезапного воздушно-космического нападения потенциального агрессора в условиях договорных ограничений Россией уже недостаточно создать и содержать в необходимой боевой готовности к применению достаточную по составу группировку СЯС (РВСН), способную нанести агрессору неприемлемый ущерб в ответных действиях.
СНС (РВСН) будут способны обеспечить гарантированное сдерживание ракетно-ядерного нападения США только в случае поддержания на минимально достаточном уровне паритета стратегических способностей сторон, а также существования соответствующего комплекта инструментария, позволяющего убедить ВПР США:
• в невозможности достижения цели по нанесению закритичного ущерба СЯС (РВСН) превентивным контрсиловым воздействием средствами ОМГУ;
• в неспособности полного уничтожения сохранившихся после ОМГУ ядерных боезарядов средствами эшелонов ГС ПРО и гарантированного исключения фактов ядерного воздействия по территории и объектам США в «ответном ядерном возмездии» РФ;
• в неотвратимости получения неприемлемого для себя ущерба в любых сценариях начала ядерной агрессии.
Предотвращение начала агрессии представляется возможным при убедительной демонстрации обеспечения выполнения критерия сдерживания хотя бы на одном из этапов воздушно-космического периода стратегической многосферной операции НАТО.
Другими словами, с учетом перспектив развития стратегической обстановки и обусловленной этим трансформацией взглядов Пентагона на развязывание и ведение крупномасштабной ядерной войны против потенциального конкурента за мировое лидерство у ВПР РФ появляется реальная возможность сдерживания крупномасштабной ядерной агрессии против страны. Она обусловлена убеждением агрессора в недостижимости лишения России сдерживающего ядерного потенциала на этапах применения средств ОМГУ и ГС ПРО без непосредственного обращения к «жупелу» стратегического ядерного оружия.
Таким образом, к построению адекватной прогнозируемой военно-стратегической обстановки системы силового стратегического сдерживания необходим принципиально новый подход, предполагающий комплексное использование возможностей всех компонентов ССС РФ.
Структура и состав перспективной системы комплексного силового стратегического сдерживания (КССС) с участием РВСН, предположительно, будут условно характеризоваться двумя самостоятельными уровневыми каналами сдерживания — ядерного и предъядерно-го, а также тремя самостоятельными подсистемами сдерживания — отражения ОМГУ, подавления ГС ПРО и ответного возмездия. Каждой подсистеме в системе комплексного стратегического ядерного сдерживания, несомненно, могут и должны быть приведены в соответствие необходимый сдерживающий инструмент, своя группировка сил
и средств. То есть общая группировка стратегических сил сдерживания в КССС для демонстрации достаточности, способности и готовности может включать:
• основную группировку СЯС (РВСН) РФ — к «ответному ядерному возмездию»;
• группировку войск прикрытия элементов основной группировки от воздушно-космического противника — к отражению превентивного контрсилового обычного мгновенного глобального удара противника;
• группировку СНС (РВСН) РФ прорыва эшелонов ПРО — к радиоэлектронному подавлению и огневому поражению элементов ГС ПРО противника.
При этом, как и при проведении операции ССС, особую роль и место в перспективной системе силового стратегического сдерживания будут играть новые РВСН демонстрацией противнику своей достаточности, готовности и способности по снижению потенциала второго эшелона ОМГУ прорыву (подавлению) ГС ПРО и нанесению гарантированного неприемлемого ущерба агрессору в ответном «ядерном возмездии».
Формирование на базе РВСН подсистемы предъядерного сдерживания, способной убеждать агрессора в недостижимости цели СМСО по нанесению закритичных потерь «облаку» ЯБЗ СНС (РВСН) РФ в эшелонах ГС ПРО в системе комплексного силового стратегического сдерживания, потребует:
• обоснования в РВСН соответствующей по составу и возможностям группировки, так называемой группировки прорыва, позволяющей при проведении МРЯУ «ответного возмездия» осуществить опережающее поражение (подавление) критически важных элементов ГС ПРО США;
Структура и состав перспективной системы комплексного силового стратегического сдерживания
с участием РВСН будут условно характеризоваться двумя самостоятельными уровневыми каналами сдерживания — ядерного и предъядерного, а также тремя самостоятельными подсистемами сдерживания — отражения ОМГУ, подавления ГС ПРО и ответного возмездия.
• выбора и определения специфических форм и способов сдерживающего и боевого применения этой группировки;
• уточнения вопросов поддержания и адекватного прогнозируемого наращивания ее боеспособности, боеготовности, режимов несения дежурства, а также организации управления, взаимодействия и обеспечения;
• разработки комплекса сдерживающих мер, характерных для функционирования этой новой организационно-технической системы, их гибкой дозированной декларации и демонстративной реализации.
В статье изложен подход к обоснованию перспективной системы комплексного силового стратегического сдерживания агрессора от превентивного контрсилового мгновенного глобального удара. Ее применение окажет существенное влияние на совершенствование структуры, боевого состава группировки и системы ВВТ всех компонентов сил стратегического сдерживания на уточнение условий, форм и способов силового стратегического сдерживания и непосредственного боевого применения РВСН в межвидовых стратегических операциях ВС РФ.