Научная статья на тему 'О РОЛИ И МЕСТЕ РАКЕТНЫХ ВОЙСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ПЕРСПЕКТИВНОЙ СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО ЯДЕРНОГО СДЕРЖИВАНИЯ ВОЗМОЖНОЙ АГРЕССИИ ПРОТИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

О РОЛИ И МЕСТЕ РАКЕТНЫХ ВОЙСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ПЕРСПЕКТИВНОЙ СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО ЯДЕРНОГО СДЕРЖИВАНИЯ ВОЗМОЖНОЙ АГРЕССИИ ПРОТИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
441
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Ключевые слова
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА / СПЕЦИАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ / РВСН / СТРАТЕГИЯ / СДЕРЖИВАНИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ногин Роман Олегович

Представлены научно обоснованные материалы, подтверждающие готовность Российской Федерации к сдерживанию агрессии зарубежных стран и особую роль РВСН в системе национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND PLACE OF THE STRATEGIC MISSILE FORCES IN THE PROSPECTIVE SYSTEM OF INTEGRATED NUCLEAR DETERRENCE OF POTENTIAL AGGRESSION AGAINST THE RUSSIAN FEDERATION

The paper presents scientifically substantiated materials proving the RF readiness to deter aggression by foreign countries, and the special role of the SMF in the National Security System.

Текст научной работы на тему «О РОЛИ И МЕСТЕ РАКЕТНЫХ ВОЙСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ПЕРСПЕКТИВНОЙ СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО ЯДЕРНОГО СДЕРЖИВАНИЯ ВОЗМОЖНОЙ АГРЕССИИ ПРОТИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

О роли и месте Ракетных войск стратегического назначения в перспективной системе комплексного стратегического ядерного сдерживания возможной агрессии против Российской Федерации

Генерал-майор Р.О. НОГИН, кандидат военных наук

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Представлены научно обоснованные материалы, подтверждающие готовность Российской Федерации к сдерживанию агрессии зарубежных стран и особую роль РВСН в системе национальной безопасности.

The paper presents scientifically substantiated materials proving the RF readiness to deter aggression by foreign countries, and the special role of the SMF in the National Security System.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Военно-политическая обстановка, специальная военная операция, РВСН, стратегия, сдерживание.

Military-political situation, special military operation, SMF, strategy, deterrence.

СОВРЕМЕННЫЙ мир переживает период трансформации. Увеличение числа центров мирового и экономического развития, укрепление позиций новых глобальных и региональных стран-лидеров приводят к изменению структуры мирового порядка, формированию новой архитектуры, правил и принципов мироустройства1. Военно-политическая обстановка сегодня подтверждает вывод о срыве или безуспешности усилий США установить одно-полярный мир после распада СССР.

Специальная военная операция Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ), начатая на Украине с целями освобождения Донецкой и Луганской народных республик, денацификации и демилитаризации Украины, явилась логичным ответом на продвижение США и их союзников

по НАТО на европейскую территорию республик бывшего СССР и попытку реализации механизма экономического и политического подчинения им руководства Российской Федерации. Исходя из этого, Россия сегодня находится на передних рубежах борьбы с концепцией однополярного, по сути

колониального, мира, который пытается навязать миру «коллективный Запад» во главе с США.

Последнее десятилетие отмечено необъявленной, практически развернутой «гибридной» войной и агрессивным наступлением на интересы Российской Федерации и ее союзников. Интересами других стран США и их сателлиты уже длительное время просто пренебрегают, используя для решения своих задач все доступные методы, включая отрицание неоспоримых истин и использование «фей-ковой» информации.

Для развязывания себе рук в целях наращивания ударных систем ракетного оружия и системы противоракетной обороны (ПРО), в том числе вблизи границ Российской Федерации, США денонсировали ряд фундаментальных международных соглашений в области обеспечения стратегической и ядерной стабильности. Прекращено их участие в договорах по ПРО и ликвидации ракет средней и меньшей дальности. На очереди стоят соглашения по нераспространению ядерного оружия и других видов оружия массового поражения (ОМП), запрещению ядерных испытаний и др. С трудом удалось сохранить Договор по ограничению стратегических наступательных вооружений.

Для реализации своих целей США и их союзники по НАТО наращивают военную мощь, подстегивая тем самым гонку вооружений во всем мире. Несмотря на увеличение госдолга США, давно достигшего «неприличных» размеров, их военный бюджет является самым большим в мире. Их военные расходы увеличиваются из года в год и превосходят по объему совокупный военный бюджет следующих в рейтинге расходов на оборону десяти стран. На протяжении последних лет у них активно ведутся затратные в финансовом отношении работы по модернизации ядерного

потенциала, созданию и наращиванию боевого состава наступательного компонента «новой триады», совершенствованию системы ПРО, формированию сил эффективного ведения войны в космической, кибернетической и информационной сферах. В перспективе они стремятся добиться военного и технологического превосходства над Россией и обеспечить сдерживание Китая.

Активные стремления руководства Российской Федерации вразумить органы управления НАТО во главе с США к признанию и установлению гарантий взаимной безопасности — механизму, способному удерживать мир от новой мировой войны, — пока не приводят к результату. «Право сильного казнить за «неподчинение» и миловать за лояльность» — вот та концепция, которой следует сейчас политика США и изменений в ближайшей перспективе, без принятий мер сдерживания, не предвидится. Эта концепция требует адекватного ответа — силового стратегического сдерживания: «добро должно быть с кулаками».

Гарантированное сдерживание потенциального противника от агрессии против Российской Федерации и (или) ее союзников относится к числу высших государственных приоритетов и обеспечивается совокупностью всей военной мощи Российской Федерации, включая ядерное оружие2.

Убедительность стратегического сдерживания в политике национальной безопасности России демонстрируется способностью при любых самых неблагоприятных условиях нанести ответный удар возмездия с катастрофическими последствиями для агрессора. Фундаментом сдерживания служит его материальная со-ставляющая3.

В XXI веке военно-политические условия для реализации комплексности стратегического ядерного сдер-

живания возвратились к временам, когда американцам надо жестко напоминать о ядерном паритете, показывая возможности нашего ядерного потенциала в любых, в том числе и ответных действиях. Безрассудность, с которой высшие должностные лица военно-политического руководства США относятся к последствиям своих действий, в том числе связанным с обсуждением вопросов применения ядерного оружия, заставляют задуматься об их компетентности в этой области. Видимо, «фантомные» боли от ужасов применения такого оружия у военно-политического руководства США и НАТО отсутствуют, и на свою территорию и их население они последствия применения ОМП, прежде всего ядерного, не проецируют. Это наводит на мысль о необходимости создания системы подготовки подобных руководителей в странах, владеющих оружием массового поражения (ОМП).

Как показал опыт Карибского кризиса, военно-политическое руководство США в то время достаточно хорошо понимало возможность адекватного ответа в условиях очевидности неотразимого удара по своей территории. Такой подход демонстрации возможностей ядерного потенциала с шокирующей внезапностью и решимостью ответа, на наш взгляд, в рамках стратегического ядерного сдерживания и в современных условиях при соответствующем информационном обеспечении будет достаточно эффективным. Для подкрепления серьезности намерений военно-политического руководства России по стратегическому сдерживанию крайне важно в ключевые моменты, когда потенциальный противник формирует военно-политическое решение на применение ядерного оружия, демонстрировать возможности средств доставки ядерного оружия, стоящих и планируемых к постанов-

ке на вооружение. Верховный главнокомандующий ВС РФ постоянно придает этим вопросам важнейшее значение. Ядерное сдерживание на среднесрочную перспективу вплоть до 2050 года останется решающим и самым эффективным инструментом «охлаждения» горячих голов в военно-политическом руководстве недружественных государств.

Так как меры, предпринимаемые в рамках решения задачи стратегического ядерного сдерживания, носят комплексный характер, то целесообразно говорить о комплексном стратегическом ядерном сдерживании. Оно является частью государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания, которая представляет собой совокупность скоординированных, объединенных единым замыслом политических, военных, военно-технических, дипломатических, экономических, информационных и иных мер, осуществляемых с опорой на силы и средства ядерного сдерживания, по предотвращению агрессии против Российской Федерации и (или) ее союзников4. Его суть заключается в формировании модели ядерной угрозы, вызывающей осознание возможным противником высокой ущербности и неприемлемости для него последствий применения ядерного оружия. Основное его содержание, в случае эскалации агрессивных действий по отношению к Российской Федерации, составляют демонстративные и реальные действия по контролируемому наращиванию и поддержанию боеспособности и боеготовности сил ядерного сдерживания, а также последовательная информационная и реальная демонстрация применения ядерного оружия. Все это убеждает в готовности Российской Федерации к нанесению агрессору неприемлемого для него ущерба в ответных действиях.

Необходимо напомнить, что основными военными опасностями,

которые в зависимости от обстановки могут перерасти в военные угрозы Российской Федерации и для нейтрализации которых осуществляется ядерное сдерживание, являются5:

• наращивание потенциальным противником на сопредельных с Российской Федерации территориях и в прилегающих морских акваториях группировок сил общего назначения, в составе которых находятся средства доставки ядерного оружия;

• развертывание государствами, которые рассматривают Российскую Федерацию в качестве потенциального противника, систем и средств противоракетной обороны, крылатых и баллистических ракет средней и меньшей дальности, высокоточного неядерного и гиперзвукового оружия, ударных беспилотных летательных аппаратов, оружия направленной энергии;

• создание и размещение в космосе средств противоракетной обороны и ударных средств;

• наличие у государств ядерного оружия и (или) других видов ОМП, которые могут быть применены против Российской Федерации и (или) ее союзников, а также средств доставки этих видов оружия;

• неконтролируемое распространение ядерного оружия, средств его доставки, технологий и оборудования для их изготовления;

• размещение на территориях неядерных государств ядерного оружия и средств его доставки.

Анализируя эти условия, можно понять, насколько бесцеремонно и безответственно сегодня на Украине ведут себя США и НАТО, постоянно провоцируя Российскую Федерацию и ее Верховного Главнокомандующего накачиванием оружием и подталкиванием к дальнейшим бессмысленным военным действи-

ям. Как крайнюю меру Российская Федерация оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного оружия и других видов ОМП, а также в случае агрессии против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства6.

Силы ядерного сдерживания Российской Федерации включают ядерные силы наземного, морского и воздушного базирования. Основой наземных сил ядерного сдерживания являются Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), которые сегодня имеют наибольшую из компонентов сил ядерного сдерживания суммарную мощность ядерного оснащения и максимальное количество средств доставки ядерных боеприпасов. Доля современных боевых ракетных комплексов (БРК) с межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР), способными преодолеть современную и перспективную систему противоракетной обороны (ПРО) США, на сегодня в РВСН более 80 %. Анализ их возможностей по поражению стратегических объектов противника — время готовности к пу-

Крайней мерой предотвращения для Российской Федерации военной опасности является оставление за собой права применения ядерного оружия в ответ на применение против нее и (или) ее союзников

ядерного оружия и других видов ОМП, а также в случае агрессии с применением обычного

оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства.

ску, мощность ядерного боеприпаса, надежность, возможность обеспечения скрытности подготовки к пуску, вероятность преодоления противовоздушной и противоракетной обороны — свидетельствует о ведущей роли РВСН в реализации задач поражения стратегических объектов противника. Это понятно и нашим оппонентам. Поэтому, на наш взгляд, для убеждения военно-политического руководства стран, рассматривающих Российскую Федерацию в качестве потенциального противника, в ведущей роли РВСН наиболее доходчивой является демонстрация боевых возможностей именно этих войск, хотя и другие компоненты сил ядерного сдерживания возможно задействовать в зависимости от обстановки.

В условиях постоянного моделирования и регулярной отработки США и НАТО вопросов ядерного противостояния с РФ закономерен вопрос о достаточности боевого состава РВСН для гарантированного выполнения поставленных задач, в том числе ядерного сдерживания. При этом основными характеристиками группировки РВСН, обеспечивающими достаточность мер сдерживания и находящимися в поле неусыпного внимания командования РВСН, являются количество боего-товых пусковых установок, боевые и технические возможности МБР по преодолению ПРО и поражению стратегических объектов, а также живучесть современных БРК. Анализ, проведенный учеными Военной академии РВСН имени Петра Великого по этим вопросам, показывает, что реализация Ракетными войсками задач стратегического силового сдерживания посредством комплексного критерия «принуждения агрессора к отказу от нанесения превентивного массированного ракетно-ядерного удара (МРЯУ) по Российской Федерации» (критерия реализации РВСН функции сдерживания) возможна в том случае, если вы-

полняется хотя бы один из трех частных критериев сдерживания.

Первый, если поддерживается паритет по стратегическим наступательным вооружениям на минимально допустимом уровне и обеспечивается доставка к объектам США количества ядерных боевых зарядов (ЯБЗ) более допустимого, чем необходимо для нанесения агрессору неприемлемого ущерба.

Второй, если в РВСН уровень потерь ЯБЗ на МБР в пусковой установке будет ниже заданного по прогнозу.

Третий, если уровень потерь ЯБЗ в космосе от средств поражения глобальной системы ПРО США будет ниже заданного.

РВСН сегодня и в ближайшей перспективе состоянием своего боевого состава и боевыми возможностями обеспечивают соответствие вышеназванным критериям.

Важнейшей задачей стратегических ядерных сил (СЯС) России в современной динамичной военно-политической обстановке является поиск решений на противодействия США и их сателлитам, направленных на изменение баланса сил в группировке в свою пользу. Наглядными примерами воздействия для снижения пороговых значений угроз России являются принятые и реализуемые решения по модернизации группировки РВСН и испытаниям БРК «Авангард» и «Сармат».

В структуре устойчивого функционирования общей системы комплексного стратегического ядерного сдерживания можно условно выделить четыре относительно самостоятельные подсистемы, каждой из которых соответствует: группировка привлекаемых сил и средств сдерживания; комплект присущих данной подсистеме сдерживающих мер; свои цели и задачи сдерживания в интересах предотвращения начала и эскалации возможной агрессии.

Важнейшей задачей стратегических ядерных сил (СЯС) России в современной динамичной военно-политической обстановке является поиск решений по противодействию США и их сателлитам, направленных на изменение баланса сил в группировке в свою пользу.

К ним можно отнести следующие подсистемы сдерживания.

Первая — экзистенциального сдерживания эскалации конфликтной ситуации до применения военной силы, обеспечиваемого комплексом мер по демонстрации наличия достаточных по составу, боеспособности, боеготовности и эффективности применения компонентов стратегических наступательных (ядерных и неядерных) и оборонительных сил. Сдерживающий эффект создается отсутствием уверенности в полном исключении непредсказуемого перехода жертвы к применению ядерного оружия.

В т о р а я — собственно ядерного сдерживания от массированного применения противником СЯС, обеспечиваемого комплексом демонстративных мер по наращиванию состава, боеготовности СЯС РФ и решительности ВПР страны по их применению с целью гарантированного нанесения по агрессору ответно-встречного, ответного МРЯУ Сдерживающий эффект создается отсутствием уверенности в полном исключении ядерного воздействия по своей территории.

Третья — сдерживания от попыток нарушения ядерного сдерживающего паритета в свою пользу, обеспечиваемого комплексом мер по демонстрации достаточности состава, боеспособности, боеготовности и эффективности применения привлекаемых средств воздушно-космической

обороны для отражения превентивного контрсилового воздушно-космического воздействия средствами мгновенного глобального удара на объекты СЯС (РВСН) и недопущения критичного снижения сдерживающей устойчивости группировки ответного ядерного возмездия.

Четвертая — сдерживания от попыток добиться успеха в превентивном МРЯУ в надежде на гарантированное прикрытие своей территории средствами глобальной системы ПРО. Обеспечивается комплексом мер по демонстрации достаточности состава, боеспособности, боеготовности и эффективности применения группировки стратегических наступательных ядерных сил и радиоэлектронной борьбы для подавления и поражения элементов глобальной системы ПРО в целях сопровождения и надежной доставки к целям сохранившихся ЯБЗ для нанесения агрессору неприемлемого ущерба в ответном ядерном возмездии.

Каждой подсистеме в комплексном стратегическом ядерном сдерживании может и должна быть приведена в соответствие, как необходимый сдерживающий инструмент, своя группировка сил и средств. Такой подход к формированию и применению системы комплексного стратегического ядерного сдерживания агрессора от нанесения превентивного контрсилового мгновенного глобального удара сегодня надежно обеспечивается Ракетными войсками стратегического назначения и другими компонентами сил ядерного сдерживания. Вместе с тем в реальной военно-политической обстановке потребуется уточнение условий, форм и способов силового, в том числе комплексного стратегического ядерного, сдерживания и непосредственного применения сил и средств РВСН.

Таким образом, в статье представлен анализ военно-политических ус-

ловий и обоснована ведущая роль и место РВСН в перспективной системе комплексного стратегического ядерного сдерживания возможной агрессии против Российской Федерации.

Основные выводы. На современном этапе развития военно-политических отношений США и их союзники по НАТО, уверовав в безнаказанность и всемогущество, пытаются навязать свою политическую и экономическую волю, пренебрегая международными правилами и интересами других стран. При этом в ближайшей перспективе они делают ставку на силовое разрешение экономических и политических проблем, вплоть до разжигания, поддержки и эскалации вооруженных конфликтов, в том числе и на территории Европы. Ими существенно снижен порог международных защитных механизмов предотвращения ядерного конфликта и понимания его возможных последствий, в том числе для населения США. У руководства США пока нет желания решать проблемные вопросы за столом переговоров с Россией. Следовательно, изложенные условия определяют в перспективе необходимость реализации силовых подходов в сдерживании агрессивных намерений США и их союзников. Опыт разрешения Карибского кризиса 1962 года говорит об их эффективности.

Комплексное стратегическое ядерное сдерживание, как и силовое сдерживание, по своей сути представляет действия, направленные на устрашение, ограничение и принуждение потенциальных противников7. Дополняя друг друга, эти действия проводятся в рамках единого механизма политических, экономических, информационных и военных мер. РВСН сегодня и в ближайшей перспективе, в том числе благодаря своевременной модернизации группировки РК, готовы к реализации мероприятий стратегического сдерживания, демонстрации решительности намерений по нанесению неприемлемого ущерба любому потенциальному агрессору.

Что касается достаточности сил и средств РВСН как основной ударной составляющей СЯС, то ее реализация обеспечивается постоянным контролем, анализом и прогнозом развития теории применения, своевременным принятием мер по обеспечению функционирования системы комплексного стратегического ядерного сдерживания, а также техническими и боевыми возможностями средств глобального удара потенциальных противников и средств ПРО (в том числе космического эшелона). Ракетные войска стратегического назначения сегодня способны выполнить возложенные на них задачи в любых условиях обстановки.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Указ Президента Российской Федерации № 400 от 2 июля 2021 года «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

2 Указ Президента РФ от 02.06.2020 г. № 355 «Основы государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания».

3 Кокошин А.А., Есин В.И., Шляхту-ров А.В. Стратегическое сдерживание в по-

литике нацбезопасности РФ // Независимое военное обозрение. 2021. 14 октября.

4 Указ Президента РФ от 02.06.2020 г. № 355.

5 Там же.

6 Там же.

7 Мещеряков С.Д., Кайралапов М.Т., Сиников А.А. Воздушно-космические силы в стратегическом сдерживании: необходимость и достаточность // Военная Мысль. 2021. 11. С. 22—28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.