Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

МЕТОДИКА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
302
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КОРРИГИРУЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ОСАНКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Никольская Т.В., Баринова Г.В., Кузьменкова Т.Л.

Цель исследования - разработать и апробировать методику, включающую специальные корригирующие упражнения, для профилактики и коррекции нарушения осанки у детей младшего школьного возраста в рамках занятий лечебной физической культурой в общеобразовательном учреждении. Методы и организация исследования. В процессе изучения, проводившегося в течение 2020-2021 учебного года, были отобраны учащиеся начальных классов средней школы № 5 г. Смоленска в возрасте 6-9 лет с подготовительной группой здоровья (II группа). Совместно с врачом-ортопедом было проведено первичное обследование учащихся с помощью тестовой карты по выявлению нарушений опорно-двигательного аппарата; выборочное исследование ряда психофизиологических и педагогических показателей, характеризующих уровень физического развития учащихся. На основании анализа полученных данных была отобрана группа детей с нарушением осанки. Разработан педагогический эксперимент по профилактике нарушений и коррекции осанки с использованием специально разработанного комплекса корригирующих физических упражнений, вводившихся последовательно, постепенно усложняясь каждые одну-две недели. Результаты исследования и выводы. Результаты функционального исследования гибкости позвоночника, статической выносливости мышц спины и брюшного пресса, разгибателей туловища, мышц, сгибающих лопатки, шейного и поясничного лордоза у детей младшего школьного возраста экспериментальной группы соответствовали критериям оценки «хорошо», что свидетельствует о том, что предложенная методика, направленная на профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата, является эффективной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Никольская Т.В., Баринова Г.В., Кузьменкова Т.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHOD FOR THE PREVENTION AND CORRECTION OF POSTURE DISORDERS IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

Objective of the study was to develop and test a methodology, including special corrective exercises, for the prevention and correction of posture disorders in children of primary school age as part of physical therapy classes in a general education institution. Methods and structure of the study. In the course of the study, which was conducted during the 2020-2021 academic year, primary school students of Smolensk secondary school No. 5 at the age of 6-9 years old with a preparatory health group (group II) were selected. Together with an orthopedic doctor, an initial examination of students was carried out using a test card to identify disorders of the musculoskeletal system; selective study of a number of psycho-physiological and pedagogical indicators characterizing the level of physical development of students. Based on the analysis of the data obtained, a group of children with postural disorders was selected. A pedagogical experiment was developed to prevent violations and correct posture using a specially designed set of corrective physical exercises that were introduced sequentially, gradually becoming more complicated every one to two weeks. Results and conclusion. The results of a functional study of spine flexibility, static endurance of the back and abdominal muscles, trunk extensors, scapular flexors, cervical and lumbar lordosis among the children of primary school age of the experimental group met the criteria for assessing a «good» mark, which indicates that the proposed method aimed at for the prevention and correction of disorders of the musculoskeletal system is effective.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

МЕТОДИКА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

УДК/UDC 376.1

Поступила в редакцию 09.03.2022 г.

Кандидат педагогических наук, доцент Т.В. Никольская1 Доктор философских наук, доцент Г.В. Баринова1 Кандидат философских наук Т.Л. Кузьменкова1

1Российский университет транспорта, г. Москва

THE METHOD FOR THE PREVENTION AND CORRECTION OF POSTURE DISORDERS IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

PhD, Associate Professor T.V. Nikolskaya1 Dr. Sc.Phil., Associate Professor G.V. Barinova1 PhD T.L. Kuzmenkova1

1 Russian University of Transport, Moscow

Информация для связи с автором: nick_t_v@mail.ru

Аннотация

Цель исследования - разработать и апробировать методику, включающую специальные корригирующие упражнения, для профилактики и коррекции нарушения осанки у детей младшего школьного возраста в рамках занятий лечебной физической культурой в общеобразовательном учреждении. Методы и организация исследования. В процессе изучения, проводившегося в течение 2020-2021 учебного года, были отобраны учащиеся начальных классов средней школы № 5 г. Смоленска в возрасте 6-9 лет с подготовительной группой здоровья (II группа). Совместно с врачом-ортопедом было проведено первичное обследование учащихся с помощью тестовой карты по выявлению нарушений опорно-двигательного аппарата; выборочное исследование ряда психофизиологических и педагогических показателей, характеризующих уровень физического развития учащихся. На основании анализа полученных данных была отобрана группа детей с нарушением осанки. Разработан педагогический эксперимент по профилактике нарушений и коррекции осанки с использованием специально разработанного комплекса корригирующих физических упражнений, вводившихся последовательно, постепенно усложняясь каждые одну-две недели. Результаты исследования и выводы. Результаты функционального исследования гибкости позвоночника, статической выносливости мышц спины и брюшного пресса, разгибателей туловища, мышц, сгибающих лопатки, шейного и поясничного лордоза у детей младшего школьного возраста экспериментальной группы соответствовали критериям оценки «хорошо», что свидетельствует о том, что предложенная методика, направленная на профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата, является эффективной.

Ключевые слова: лечебная физическая культура, физическое воспитание, корригирующие упражнения, осанка.

Abstract

Objective of the study was to develop and test a methodology, including special corrective exercises, for the prevention and correction of posture disorders in children of primary school age as part of physical therapy classes in a general education institution.

Methods and structure of the study. In the course of the study, which was conducted during the 2020-2021 academic year, primary school students of Smolensk secondary school No. 5 at the age of 6-9 years old with a preparatory health group (group II) were selected. Together with an orthopedic doctor, an initial examination of students was carried out using a test card to identify disorders of the musculoskeletal system; selective study of a number of psychophysiological and pedagogical indicators characterizing the level of physical development of students. Based on the analysis of the data obtained, a group of children with postural disorders was selected. A pedagogical experiment was developed to prevent violations and correct posture using a specially designed set of corrective physical exercises that were introduced sequentially, gradually becoming more complicated every one to two weeks. Results and conclusion. The results of a functional study of spine flexibility, static endurance of the back and abdominal muscles, trunk extensors, scapular flexors, cervical and lumbar lordosis among the children of primary school age of the experimental group met the criteria for assessing a «good» mark, which indicates that the proposed method aimed at for the prevention and correction of disorders of the musculoskeletal system is effective.

Keywords: therapeutic physical culture, physical education, corrective exercises, posture.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Введение. За последнее десятилетие отмечается рост числа детей, имеющих нарушения в состоянии здоровья. Особенно тревожит врачей, педагогов «резкое ухудшение физического развития и других критериев здоровья» [5: 68], а также увеличение нарушений и заболеваний костно-мышечной системы, органов пищеварения, системы кровообращения, органов зрения у детей дошкольного и школьного возрастов [1: 11, 5: 69]. Наиболее распространенные нарушения, процент которых увеличивается по мере взросления, - это отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата. Так, «нарушения осанки от начальных до значительных форм диагностируются у 55-70% детей дошкольного и младшего школьного возраста» [5: 59], а по данным

некоторых исследований, частота встречаемости нарушения осанки у детей школьного возраста составляет от 10 до 80% [4, 6, 7].

На современном этапе особое значение приобретает воспитание здорового поколения, а также формирование осознанных потребностей и ценностей личности. Занимаясь физическим воспитанием, представляется важным как система контроля за физическим развитием ребенка, его физической подготовленностью, работоспособностью, так и создание условий, в которых физические возможности ребенка смогут максимально раскрыться.

Созданию благоприятных условий для раскрытия физического потенциала развития детей будут способствовать:

84

http://www.teoriya.ru

№11 • 2022 Ноябрь | November

преемственность целей, задач, содержания, методов и форм работы [2]; индивидуальный подход, учет особенностей возрастной физиологии, обоснованный выбор и интенсивность упражнений, обеспечение соответствующего уровня физической подготовленности и двигательной активности [3: 11-12].

Цель исследования - теоретически разработать и апробировать методику, включающую специальные корригирующие упражнения, для профилактики и исправления нарушения осанки у детей младшего школьного возраста на занятиях лечебной физической культурой в общеобразовательном учреждении.

Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте приняли участие 20 учащихся начальных классов, имеющих нарушение осанки. В основу занятий лечебной физической культурой положены специальные комплексы корригирующих упражнений, разработанные с учетом возраста и видов нарушений осанки мышечно-связочного аппарата, с использованием различных исходных положений: лежа на спине, животе, боку; стоя на четвереньках и сидя на стуле. Длительность курса корригирующей гимнастики составляла 1,5-2 месяца при трехразовом посещении в неделю, 24 занятия. В течение года ребенок с нарушением осанки имел возможность пройти два-три курса лечебной физической культуры (далее - ЛФК).

Результаты исследования и их обсуждение. По завершении курса ЛФК проведено тестирование испытуемых и проанализированы результаты.

При тестировании гибкости позвоночника в экспериментальной группе результаты соответствовали критериям оценки «хорошо»: при прогибании назад руки полностью выпрямляются в локтевых суставах, угол составляет 180°, упор туловища до уровня подвздошных костей таза. В контрольной группе при прогибании с полным разгибанием рук, угол -около 135°, опора тела до уровня прочной впадины - оценка «удовлетворительно».

Исследуя статическую выносливость мышц разгибателей туловища, выявлено удержание заданной позы при определении среднего и слабого прогибов: в экспериментальной группе средний прогиб назад соответствует хорошему уровню развития мышц разгибателей туловища ребенка, а в контрольной группе отмечен слабый прогиб, соответствующий уровню ниже неудовлетворительного. Статическая выносливость мышц, сгибающих лопатки, в экспериментальной группе увеличилась на 39% при относительном показателе, что соответствует оценкам «хорошо», в контрольной группе соответственно - «удовлетворительно».

Существенные различия между контрольной и экспериментальной группами выявлены и по результатам теста «Определение силовой выносливости мышц брюшного пресса». Результаты учащихся экспериментальной группы соответствовали оценке «хорошо», контрольной - «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

Результаты физиологического изгиба позвоночника при определении шейного лордоза в экспериментальной группе также показывают оценку «хорошо», в контрольной группе -«удовлетворительно».

Анализируя результаты теста «Определение поясничного лордоза», можно констатировать, что в контрольной и экспериментальной группах происходит повышение среднего показателя, в экспериментальной группе это соответствуют оценке «хорошо», в контрольной - «удовлетворительно». Причинами достаточно низких показателей могут являться как биологические (низкие показатели здоровья, хронические заболевания родителей, неблагоприятный анамнез: недоношенный ребенок, искусственное вскармливание и др.), так и социально-педагогические

факторы, отрицательно влияющие на здоровье ребенка [8: 163].

Проводя диагностику с использованием теста «Определение стереотипа сформированной осанки», визуально наблюдая за осанкой каждого ребенка (положение головы, плеч, живота), выявили, что большая часть детей экспериментальной группы сохраняла положение правильной осанки как в течение дня, так и на протяжении всего эксперимента. В контрольной группе даже при замечаниях учителя дети сохраняли неблагоприятные позы.

Выводы. Полученные результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что предложенная методика, применяемая на занятиях лечебной физической культурой, является эффективным средством профилактики и коррекции нарушений осанки.

Литература

1. Баранов А. А. Состояние и проблемы здоровья подростков России // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины / А. А. Баранов, Л. С. Намазова-Баранова,

B. Ю. Альбицкий и др. - 2014. - № 6. - С. 10-14.

2. Мир движений мальчиков и девочек: методическое пособие для руководителей физического воспитания школьных учреждений / под ред. А. М. Иванова. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2001. -156 с.

3. Нарскин Г. И. Система профилактики и коррекции отклонений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного и школьного возраста средствами физического воспитания: автореф. ... докт. пед. наук / Г. И. Нарскин. - М., 2003. - 43 с.

4. Нигамадьянов Н. Р. Изучение осанки у детей школьного возраста по данным оптической топографии спины / Н. Р. Нигамадьянов, М. Б. Цыкунов, Г. Е. Иванова и др. // Вестник травматологии и ортопедии им Н. Н. Приорова. 2019. (4). C. 43-45.

5. Параничева Т. М. Динамика состояния здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т. М. Параничева, Е. В. Тюрина // Новые исследования. - 2012. - № 4 (33). - С. 68-78.

6. Скрытые угрозы неправильной осанки. URL: https://orteka. ru/news/skrytye-ugrozy-nepravilnoy-osanki (дата обращения: 23.02.2022).

7. Тырина Е. В. Методики воспитания осанки в процессе занятий спортом / Е. В. Тырина // Студенческий: электрон. научн. журн. 2017. № 17 (17). URL: https://sibac.info/journal/student/17/85974 (дата обращения: 28.02.2022).

8. Черных С. А. Анализ состояния здоровья детского населения /

C. А. Черных, В. А. Китманов // Вестник ТГУ. - 2013. - № 8 (124). -С. 162-166.

References

1. Baranov A.A., Namazova-Baranova L.S., Albickiy V.Yu. et al. Sostoya-nie I problemy zdorovya podrostkov Rossii [State and health problems of adolescents in Russia]. Problemy socialnoн gigieny, zdra-voohraneniya i istorii mediciny. 2014. No. 6. pp. 10-14.

2. Ivanova A.M. [ed.]. Mir dvizheniy malchikov i devochek [The world of movements of boys and girls]. Teaching aid. St-Peterburg: Detstvo-Press publ., 2001. 156 p.

3. Narskin G.I. Sistema profilaktiki i korrekcii otkloneniy oporno-dvigatel-nogo apparata u detej doshkolnogo i shkolnogo vozrasta sredstvami fizicheskogo vospitaniya [The system of prevention and correction of deviations of the musculoskeletal system in children of preschool and school age by means of physical education]. Doct. diss. abstract (Hab.). Moscow, 2003. 43 p.

4. Nigamadyanov N.R., Cykunov M.B., Ivanova G.E. et al. Izuchenie osanki u detej shkolnogo vozrasta po dannym opticheskoj topografii spiny [The study of posture in children of school age according to the optical topography of the back]. Vestnik travmatologii i ortopedii im N.N. Priorova. 2019. (4). pp. 43-45.

5. Paranicheva T.M., Tyurina E.V. Dinamika sostoyaniya zdorovya detej doshkolnogo i mladshego shkolnogo vozrasta [Dynamics of the state of health of children of preschool and primary school age]. Novye issledovaniya. 2012. No. 4 (33). pp. 68-78.

6. Skrytye ugrozy nepravilnoy osanki [Hidden threats of bad posture]. Available at: https://orteka.ru/news/skrytye-ugrozy-nepravilnoy-osanki (date of access: 23.02.2022).

7. Tyrina E.V. Metodiki vospitaniya osanki v processe zanyatij sportom [Methods of education of posture in the process of playing sports]. Studencheskiy: elektron. nauchn. zhurnal. 2017. No. 17(17). Available at: https://sibac.info/journal/student/17/85974 (date of access: 28.02.2022).

8. Chernyh S.A., Kitmanov V.A. Analiz sostoyaniya zdorovya detskogo naseleniya [Analysis of the health status of the child population]. Vestnik TGU. 2013. No. 8 (124). pp. 162-166.

№11 • 2022 Ноябрь | November

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.