ЭГ-1 Ю (n=6) ЭГ-2 Ю (n=6) КГ Ю (n=6) p ЭГ-1 и ЭГ-2 p ЭГ-1 и КГ p ЭГ-2 и КГ
Проба Генча (сек) 38,58±2,98 39,62±2,15 34,83±2,51 >0,05 <0,05 <0,05
Статистически значимый прирост (p<0,05) в показателях пробы Штанге и пробы Генча (таблица 5) отмечается в ЭГ-1 и ЭГ-2, как у юношей, так и у девушек в сравнении с КГ юношей и девушек. Данный тест определяет показатель общего уровня тренированности спортсмена и способности организма переносить кислородное голодание (таблицы 6, 7).
ВЫВОДЫ
Эффективность применения методики развития специальной выносливости подтверждена педагогическим экспериментом в показателях физической и функциональной подготовленности. Особенностью методики является система подготовки с увеличенным временем на специальную физическую подготовку в годичном цикле тренировки, с использованием средств йоги, импульсно-сенсорной тренировки и дыхательных упражнений, направленных на восстановление.
ЛИТЕРАТУРА
1. Данильченкова, О.Е. Оптимизация учебно-тренировочного процесса по спортивному ориентированию спортсменов 12-14 лет : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Данильченкова Ольга Егоровна. - Малаховка, 2010. - 25 с.
2. Попов, В.Б. 555 специальных упражнений в подготовке легкоатлетов / В.Б. Попов. -Изд. 2-е, стереотипное. - Москва : Человек, 2011. - 224 с.
3. Юрданов, В.С. Импульсно-сенсорная тренировка и саморегуляция организма человека / В.С. Юрданов. - Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во, 1989. - 176 с.
4. Physiological and cognitive demands of orienteering : a systematic review / M.M. Batista, A.C. Paludo, J.N. Gula, P.H. Pauli, M.P. Tartaruga // Sport Sciences for Health. - 2020. - No. 16. - P. 591600.
REFERENCES
1. Danilchenkova, O.E. (2010), Optimization of the educational and training process in orienteering for athletes aged 12-14, dissertation, Malakhovka.
2. Popov, V.B. (2011), 555 special exercises in the preparation of athletes, 2nd ed., Man, Moscow.
3. Yurdanov, V. S. (1989), Impulse-sensory training and self-regulation of the human body, Buryat. book. publishing house, Ulan-Ude.
4. Batista, M.M., Paludo, A.C., Gula, J.N., Pauli, P.H. and Tartaruga M.P. (2020), "Physiological and cognitive demands of orienteering: a systematic review", Sport Sciences for Health, No. 16, pp. 591600.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.02.2022
УДК 376.2
КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА И ЭЛЕМЕНТЫ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАК СРЕДСТВО ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ 11-12 ЛЕТ
Дмитрий Владимирович Яковенко, кандидат педагогических наук, доцент, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Великий Новгород
Аннотация
В настоящее время отмечается негативная тенденция роста числа детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в частности с патологиями осанки. Од-
ной из причин сколиоза позвоночника у детей является слабость мышц, участвующих в поддержании мышечного корсета, что приводит к тяжёлым последствиям, в том числе к нарушению работы внутренних органов. Поэтому вопросы профилактики и коррекции нарушений осанки у младших школьников входят в число актуальных проблем не только физической культуры, но и современной системы школьного образования. В связи с эти становиться актуальным разработка новых методик коррекции и профилактики нарушения осанки у младших школьников. Целью нашей работы явилась апробация разработанных комплексов лечебной физической культуры в сочетании с элементами игровых технологий, для восстановления осанки у детей 10-12 лет имеющих сколиоз. База проведения педагогического эксперимента - реабилитационный центр «Планета» (КЦМР) г. Великий Новгород. Разработанная методика совместного применения элементов игровых технологий и комплексов корригирующей гимнастики увеличивает силовую выносливость мышц спины и брюшного пресса, способствует стабилизации позвоночника.
Ключевые слова: сколиоз, корригирующая гимнастика, игровые технологии, силовая выносливость мышц.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p469-473
CORRECTIVE GYMNASTICS AND ELEMENTS OF GAME TECHNOLOGIES AS A MEANS OF RESTORING POSTURE OF CHILDREN AGED 11-12
Dmitry Vladimirovich Yakovenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Novgorod State University named after Yaroslav the Wise, Veliky Novgorod
Abstract
Currently, there is a negative growth trend in the number of primary school-age children with disorders of the musculoskeletal system, in particular, with postural pathologies. One of the causes of spinal scoliosis among the children is the weakness of the muscles involved in maintaining the muscular corset, which leads to serious consequences, including disruption of the internal organs. Therefore, the issues of prevention and correction of posture disorders in younger schoolchildren are among the urgent problems not only of physical culture, but also of the modern school education system. In this regard, it becomes relevant to develop new methods of correction and prevention of posture disorders in younger schoolchildren. The purpose of our work was to test the developed complexes of therapeutic physical culture in combination with elements of gaming technologies to restore posture in children 10-12 years old with sco-liosis. The base of the pedagogical experiment is the rehabilitation center "Planet" (KCMR) in Veliky Novgorod. The developed method of joint application of elements of gaming technologies and complexes of corrective gymnastics increases the strength endurance of the muscles of the back and abdominal press, contributes to the stabilization of the spine.
Keywords: scoliosis, corrective gymnastics, gaming technology, muscle strength endurance.
ВВЕДЕНИЕ
Сколиоз - заболевание опорно-двигательного аппарата, которое сопровождается различными деформациями позвоночника и грудной клетки.
Дети в возрасте до 15-16 лет страдают данным видом заболевания довольно часто, по результатам исследований распространенность сколиоза среди школьников составляет от 15 до 30% [1, 2].
Осанка является одним из показателей состояния здоровья. Рост количества детей 10-12 лет, с деформациями осанки происходит постоянно. Причины, вызывающие столь бурный рост заболевания, весьма разнообразны: это и малоподвижный образ жизни, несоответствие высоты столов и стульев росту детей, генетически обусловленный фактор и другие [4].
Одним из симптомов данного заболевания является низкая силовая выносливость мышц. Поэтому вопросы профилактики и коррекции в состоянии осанки и у младших школьников входят в число актуальных проблем не только физической культуры, но и современной системы школьного образования [3, 5]. В связи с этим, остро встает проблема не только совершенствование ранее созданных систем и комплексов лечебной физиче-
ской культуры, но и создание новых форм для коррекции осанки и развития основных физических качеств.
Корригирующая гимнастика с применением элементов игровых технологий позволяет проводить укрепление мышечного корсета, в частности происходит значительное увеличение силы мышц брюшного пресса и мышц спины, увеличивается подвижность позвоночного столба, улучшаются показатели координационных способностей и все это происходит на хорошем эмоциональном фоне.
Исходя из вышеизложенного, мы выдвинули гипотезу, которая заключается в предположении о том, что если при физической реабилитации детей 10-12 лет со сколиозом позвоночника использовать элементы игровых технологий в сочетании с комплексами корригирующей гимнастики, то процесс реабилитации будет осуществляться более эффективно.
Цель исследования - апробация разработанных комплексов лечебной физической культуры в сочетании с элементами игровых технологий, для восстановления осанки у детей 10-12 лет имеющих сколиоз.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
При проведении исследования использовались следующие методы: анкетирование, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Проходил педагогический эксперимент с марта по май включительно 2021 года, на базе реабилитационного центра «Планета» (КЦМР).
Для проведения исследования были сформированы две группы: экспериментальная и контрольная по 9 человек в каждой, в возрасте 11-12 лет с различной степенью нарушения осанки. Необходимо отметить, что уровень физической подготовленности и степень нарушения осанки в обеих группах были практически идентичны.
Перед началом и в конце педагогического эксперимента в обеих группах были изучены следующие показатели: гибкость позвоночника (при наклоне вперед и боковая подвижность), сила мышц разгибателей спины (рисунок), сила мышц брюшного пресса (подъем туловища из положения лежа в положение сед), проба Штанге и Генчи.
Контрольная группа занималась по общеобразовательной программе без дополнительных занятий. В экспериментальной группе занятия проходили три раза в неделю по одному академическому часу каждое.
„ В первый месяц педагогического
Рисунок - Силовая выносливость мышц спины.
эксперимента на занятиях применялись не сложные и ранее изученные упражнения с количеством повторений не более 6 в одном подходе. Основные задачи первых полутора месяцев занятий были: создание правильного восприятие своей осанки и повышение уровня своей физической подготовленности. Во второй половине педагогического эксперимента на занятиях увеличили количество повторений в одном подходе, также стали включать в комплексы ЛФК упражнения с использованием различных гимнастических снарядов и применять симметричные упражнения. В течение всего периода эксперимента применялись следующие упражнения: потягивание, упражнения на расслабления, ходьба с различным положением рук и головы, упражнения возле гимнастической стенки и т.д.
С целью снятия нервного напряжения обязательно в каждое занятие включались упражнения с применением игровых технологий и корригирующие игры, они подбирались таким образом, чтобы в работу были включены мышцы разгибателей спины и мышцы живота, обращая особое внимание детей на положение головы, плеч, чтобы дыхание
было без задержки, ритмичное.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Регулярное применение корригирующей гимнастики в сочетании с корригирующими играми значительно улучшает функциональное состояние организма, помогает восстановить моторно-висцеральные связи, при этом улучшаются обменные процессы, и процессы регенерации в организме, перестраивается функциональное состояние вегетативных центров, улучшается трофика внутренних органов и опорно-двигательного аппарата.
В таблице 1 представлены данные экспериментальной и контрольной группы в начале педагогического эксперимента.
Таблица 1 - Результаты уровня физической подготовленности до эксперимента
Виды Группа^^ Подвижность позвоночника Мышцы-разгибатели спины Брюшной пресс Проба Штанге Проба Генчи
Накл. вперед Накл. вправо Наклон влево
ЭГ (п=9) 1,5 см 23±0,3 см 24,0±0.4 см 54 сек 15 раз 31,0±0,9 сек 20,5±0,5 сек
КГ (п=9) 1,5 см 23,5±0,4 см 23,0±0.4 см 52 сек 14 раз 30,4±1,1 сек 20 ± 0,6 сек
В результате проведенного педагогического эксперимента были получены следующие данные. В экспериментальной группе величина наклона вперед выросла в среднем на 3,5 сантиметра. Также увеличились показатели наклона вправо и влево, данные представлены в таблице 2. В контрольной группе данные показатели остались практически без изменений.
Таблица 2 - Результаты уровня физической подготовленности после эксперимента
Виды Группа^^ Подвижность позвоночника Мышцы-разгибатели спины Брюшной пресс Проба Штанге Проба Генчи
Накл. вперед Накл. вправо Наклон влево
ЭГ (п=9) 5 см 24,1±0,4 см 24,9±0.5 см 59 сек 21 раз 41,6 ±0,8 сек 27.7±0,4 сек
КГ (п=9) 2,5 см 23,8±0,4 см 23,9±0.4 см 54 сек 16 раз 30,4 ±1,1 сек 20 ±0,6 сек
В среднем значении силовые показатели мышц разгибателей спины и брюшного пресса в экспериментальной группе выросли с 54 секунд до 59 секунд и с 15 раз до 21 раза соответственно. В контрольной группе силовые показатели претерпели незначительное увеличение, они представлены в таблице 2.
В результате применения корригирующей гимнастики в сочетании с корригирующими играми произошли положительные изменения со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем у детей экспериментальной группы, в пробе Штанге и Генчи: с 31 до 46,1 и 20,5 до 27,7 соответственно.
Анализируя полученные данные, можно сказать, что предложенная методика корригирующей гимнастики в сочетании с корригирующими играми способствует повышению силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса, гибкости позвоночного столба, улучшает работу кардиореспираторной системы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предложенная методика физической реабилитации детей 10-12 лет со сколиозом позвоночника в сочетании с элементами игровых технологий позволяет повысить силовые показатели мышц разгибателей спины и брюшного пресса, также улучшает работу кардиореспираторной системы, способствует улучшению осанки, стабилизируя позвоночник.
Использование элементов игровых технологий в сочетании с комплексами корригирующей гимнастики, позволяет осуществлять процесс реабилитации более эффективно.
ЛИТЕРАТУРА
1. Автандилов А.Г. Состояние кардиореспираторной системы у подростков с различной степенью сколиоза. / А.Г. Автандилов, Д.И. Неманова, А.А. Кулешов // Адаптация различных систем организма при сколиотической деформации позвоночника. Методы лечения : материалы Международного симпозиума. - Москва; 2003. - С. 8-10.
2. Бунина Е.В. Спорт и заболевание сколиоз / Е.В. Бунина, Д.В. Бровиков // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки : материалы VII студенческой международной заочной научно-практической конференции. - Новосибирск, 2013. - С. 445-450.
3. Бабушкина А.И. Методика фитбол-гимнастики для коррекции сколиотической деформации позвоночника у детей среднего школьного возраста / А. И. Бабушкина, М. Л. Манасян // XIII Международный научный конгресс «Современный олимпийский спорт и спорт для всех» : материалы конгресса, Алматы, 7-10 окт. 2009 г / Международная ассоциация университетов физической культуры и спорта, Казахстанской академии спорта и туризма. - Алматы, 2009. - Т. 2. - С. 12-15.
4. Величко Т.И. ЛФК и лечебное плавание в ортопедии : учебно-методическое пособие / Т.И. Величко, В.А. Лоскутов, И.В. Лоскутова. - Москва : Академия Естествознания, 2014. - 119 с.
5. Сколиоз у детей: новые подходы к решению важной медико-социальной проблемы / А.Г. Куликов, Т.Н. Зайцева, О.П. Пыжевская, Е.Р. Иванова // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. - 2016. - № 19 (4). - С. 178-181.
REFERENCES
1. Avtandilov, A.G., Nemanova, D.I. and Kuleshov, A.A. (2003), "The state of the cardiorespiratory system in adolescents with varying degrees of scoliosis", Adaptation of various body systems in scoli-otic spinal deformity. Methods of treatment. Materials of the International Symposium, Moscow, рр. 8-10.
2. Bunina, E.V. and Borovikov, D.V (2013), "Sport and the disease scoliosis", Scientific community of students of the XXI century. Humanities : materials of the VII student International correspondence Scientific and practical conference. Novosibirsk, pp. 445-450.
3. Babushkina, A. I. and Manasyan M. L.(2009), "Methods of fitball gymnastics for correction of scoliotic spinal deformity in children of secondary school age", XIII International Scientific Congress "Modern Olympic Sport and Sport for all" : Materials of the Congress, Almaty, October 7-10, 2009, International Association of Universities of Physical Culture and Sports, Kazakhstan Academy of Sports and Tourism, Almaty, Vol. 2, pp. 12-15.
4. Velichko, T.I., Loskutov, V.A. and I.V. Loskutova (2014), Physical therapy and therapeutic swimming in orthopedics, Academy of Natural Sciences, Moscow.
5. Kulikov, A.G., Zaitseva, T.N., Pyzhevskaya, O.P. and Ivanova, E.R. (2016) "Scoliosis in children: new approaches to solving an important medical and social problem", Medical and social expertise and rehabilitation, No 19 (4), pp. 178-181.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.02.2022