Научная статья на тему 'Методика профессионального обучения в постиндустриальном обществе: теория, опыт, проблемы'

Методика профессионального обучения в постиндустриальном обществе: теория, опыт, проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
984
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕТОДИКИ С ПЕДАГОГИКОЙ / ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕТОДИКИ С ТЕОРИЕЙ И ПРАКТИКОЙ / МЕТОДИКА В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов Владимир Викторович

В статье рассмотрены научные положения, авторская позиция о теории методического знания и методической деятельности педагога профессионального обучения, взаимосвязи методики с педагогикой, теорией и практикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика профессионального обучения в постиндустриальном обществе: теория, опыт, проблемы»

УДК 130:122:377

Кузнецов В.В.

Оренбургский государственный университет E-mai: vvkusnetsov@yandex.ru

МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ: ТЕОРИЯ, ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ

В статье рассмотрены научные положения, авторская позиция о теории методического знания и методической деятельности педагога профессионального обучения, взаимосвязи методики с педагогикой, теорией и практикой.

Ключевые слова: методика профессионального обучения, взаимосвязь методики с педагогикой, взаимосвязь методики с теорией и практикой, методика в постиндустриальном обществе.

Методика профессионального обучения является одной из важнейших дисциплин в подготовке педагогов профессионального обучения. Она позволяет подготовить будущих педагогов к методически грамотному и творческому осуществлению педагогического процесса в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования.

В условиях постиндустриального общества теоретическое и производственное обучение будущих рабочих и специалистов меняют свою архитектонику. Компетентностный подход к организации педагогического процесса, необходимость формирования общекультурных и профессиональных компетенций будущих рабочих и специалистов серьезно изменили представление о содержании и структуре современной методики профессионального обучения.

Классно-урочная система обучения, урок теоретического и производственного обучения -это педагогические конструкции, которые целиком зависели от специфики преподаваемой учебной дисциплины, ее направленности и содержания. Учебная дисциплина, предмет, владение им, методическое обеспечение преподавания, проектирование педагогических технологий целиком определялись знаниевым подходом, увлечением теорией, искусственным переносом основного внимания качеству и результатам работы педагога, а не обучающихся [3].

Формирование общекультурных и профессиональных компетенций в условиях междисциплинарного объединения и интеграции учебных дисциплин в определенные блоки, модульное обучение, ориентированное на результаты обучающихся, когда последние учатся сами (leming), позволяет строить современную методику, ориентируясь на изменения во взаимоотношениях между педагогом и обучающимися [1].

Во-первых, труд педагога меняется принципиально в методическом плане. Если ранее подготовка к учебным занятиям была связана в основном с методикой изложения нового материала, объяснением, передачей теоретических знаний, то в постиндустриальном обществе подготовка педагога связана в основном с разработкой учебно-профессиональных заданий междисциплинарного характера, обеспечением каждого конкретного обучающегося отдельными специально подобранными учебными заданиями, системой практических видов деятельности, овладение которыми позволяет формировать общекультурные и профессиональные компетенции.

Во-вторых, степень воздействия, авторитаризма педагога, давления на обучающихся должна быть минимальной. Только в таких условиях обучающийся сможет учиться сам, то есть использовать свой индивидуальный опыт самообучения, выработанные приемы использования приобретенных теоретических знаний на практике. Именно в методическом плане педагог позволяет больше работать обучающимся, чем самому, превращается в консультанта, помогает, оказывает индивидуальную и коллективную помощь в решении учебно-профессиональных задач и выполнении специально подобранных педагогом заданий, приближенных к практике, реальному производству.

Теоретическое и производственное обучение перстало играть свои традиционные фун-ции, связанные с передачей знаний педагогом и их усвоением.

Обучение и воспитание у обучающихся сближаются между собой, тесно взаимодействуют, являются основными средствами развития личности обучающихся до необходимых уровней профессионализма и мастерства. Взаимо-

действие, сближение принципов воспитания, обучения, развития - основание современной методики профессионального обучения.

Действительно, важно разобраться с педагогическим понятием «методика профессионального обучения», понять его сущность. Это позволит «перестроить» ее, своевременно изменить с учетом ориентации на результаты обучающихся, овладение практическими видами деятельности, необходимостью формирования общекультурных и профессиональных компетенций будущих рабочих и специалистов.

Апофатический способ познания, заимствованный нами из теологии, позволяет выявить наиболее существенные признаки, которые характеризуют эту важную педагогическую область.

Что такое методика?

Задавая этот вопрос, мы имеем в виду не методы и приемы, и, конечно, не технологии, они приведены в многочисленных пособиях и учебниках по методике профессионального обучения, а то, что оживает при этом в нашем педагогическом сознании, составляя важный элемент педагогической науки.

Как и ко всем сложным понятиям, к понятию методики лучше всего применять апофа-тический способ познания или метод исключения: вместо того, чтобы сразу искать верное определение, одно за другим отбрасывать неверные. Отбросить прежде всего то, что лежит на поверхности, что представляет собой явление, а не сущность [2].

Методика - это не методы и приемы обучения или воспитания. Дело в том, что сам метод -это совокупность приемов и операций практического освоения действительности, подчиненных решению конкретных задач [9].

Продолжая действовать методом исключения, мы можем заметить, что методика - это и не чистая теория обучения и тем более не то, что связано с обучением определенному учебному предмету [5]. Естественно, что методика, например профессионального обучения, опирается на профессиональную педагогику, и она тесно с ней связана.

Методика - это своеобразный мостик между теорией и практикой обучения видам деятельности, как и знанием, может взять на себя роль связующего звена между этими сферами. В определенном смысле методика может рассматри-

ваться как способ взаимосвязи, инструмент взаимодействия теории и практики [4].

В этой триаде теория - методика - практика все звенья неразрывно связаны между собой, и ни одно из них не может обойтись без двух других. Методика профессионального обучения как наука, на наш взгляд, еще не сложилась. Пока еще как о науке в полном смысле о ней говорить рано.

Дело в том, что практика без теории слепа, а без методики беспомощна. Теория без практики пуста, а без методики не имеет смысла, просто вымирает, становится ненужной, мертвой. Методика же с точки зрения ученых-методистов (Н.Е. Эрганова, Г.И. Кругликов, В.А. Скакун, Е.В. Титова и др.) без практики не может развиваться, бесплодна, а без теории убога.

Методика занимает особое положение, так как может существовать в обоих пространствах в сфере теории и в сфере практики.

В сфере педагогической науки методика существует как система методических знаний и особая деятельность по их приобретению и использованию на практике, а значит и формированию профессиональных компетенций. В сфере практики методика представляет собой способ осуществления профессионально-педагогической, практической деятельности [5].

Двойственность феномена методики, причем объективная, определяет различного рода разночтения и недопонимания в толковании этой отрасли педагогической науки [6].

В методике очень редко, особенно практики, видят в ней не науку, а совокупность методических приемов и способов деятельности. Отсюда и методику в основном мало развивают как науку, даже методисты. Они, занимаясь ей профессионально, зачастую сводят ее к прикладной. Эффективность методики как науки еще очень низкая, так как до сих пор отсутствует более или менее четкое понятие «методика».

Каждый, кто употребляет это понятие, вкладывает в него свой смысл, свое понимание, чаще чисто индивидуальное, чем научно обоснованное.

Задавая вопрос, что такое методика, мы, конечно, имеем в виду не только приемы и методы воспитания, обучения, развития, а то, что оживает при этом слове в нашем педагогическом сознании и самосознании.

Методика это не технология и не совокупность приемов и методов воспитания, обучения и развития. Дело в том, что технология - это

Кузнецов В.В._Методика профессионального обучения в постиндустриальном обществе..

последовательная, взаимосвязанная система действий, направленных на решение определенных задач. С точки зрения ученых, педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий [9].

Можно считать, что, во-первых, методика -это отрасль педагогической науки. Во-вторых, это определенный способ осуществления деятельности, в нашем случае профессионально-педагогической.

Иными словами, методика - это отрасль педагогической науки, в которой изучаются способы и средства освоения педагогом профессионально-педагогической деятельности и отслеживаются результаты развития профессиональных способностей и компетенций будущих рабочих и специалистов.

Система методов обучения, воспитания, развития, на наш взгляд, не дает еще практику ответ на вопрос, как надо работать. Вряд ли только знания об этом окажутся продуктивными. Педагог должен представлять, как он будет организовывать свою собственную профессионально-педагогическую деятельность и, главное, деятельность каждого конкретного обучающегося.

В обучении той или иной профессии методика играет порой определяющую роль. Особенно обучение новым профессиям на базе новых производственных технологий и пр. Важно, чтобы методика помогала педагогу увидеть способы достижения образовательных результатов.

Методика как способ осуществления профессионально-педагогической деятельности определяет последовательность действий педагога, ученического коллектива и отдельных его членов. При этом важно учесть систему методических правил, предписаний [7].

Методика профессионального обучения -это отрасль педагогической науки, которая в постиндустриальном обществе направлена на поиск ответа на вопрос: как надо работать в условиях появления новых информационных и коммуникационных средств обучения, воспитания и развития. То есть речь идет о системе методических знаний, о способах организации профессионально-педагогической деятельности, результатах обучающихся, формировании профессиональных компетенций будущих рабочих и специалистов.

У каждого педагога складывается своя методика. Создавая методику, каждый стремится отобрать наиболее целесообразные способы достижения результатов обучения, воспитания, развития обучающихся. Очень важен свой опыт, раскрытие секретов своего успеха в достижении высоких результатов в обучении, воспитании и развитии обучающихся [8].

Ученые различают общую и частную методики.

Общая методика рассматривает общие для обучения всех без исключения профессий цели и задачи, содержание, формы, методы и средства осуществления профессионально-педагогической деятельности. Основанием являются рассматриваемые в общей и профессиональной педагогике компоненты педагогического процесса, научные подходы к его организации.

Частная методика изучает правила, действия и организацию профессионально-педагогической деятельности для эффективного решения определенных (частных) организационно-практических задач, связанных с обучением конкретной профессии.

Методика профессионального обучения в постиндустриальном обществе, на наш взгляд, серьезно отличается от методики преподавания общепрофессиональных и специальных дисциплин. Дело в том, что ориентация на формирование общих и профессиональных компетенций предполагает, что отдельное изучение теории и практики в рамках определенного учебного предмета становится тормозом в овладении практическими действиями, лежащими в основании профессиональной компетентности.

В современной методике профессионального обучения, которая опирается на педагогику постиндустриального общества, в качестве предмета методики выступает обучение видам профессиональной деятельности в процессе междисциплинарных модулей и учебно-производственных практик [3]. Причем в изучаемых смежных для осваиваемой профессии учебных предметах выделяются те сущностные, значимые для формирования общих и профессиональных компетенций знания, понятия, без которых не могут формироваться умения и навыки, во многом определяющие успех в освоении или неосвоении междисциплинарных модулей, являющихся предметом новой методики и отраженных в новых феде-

ральных государственных образовательных стандартах[7].

На наш взгляд, ориентация новых профессиональных стандартов на потребности работодателей в наличии таких выпускников профессиональных образовательных учреждений, которые могут самостоятельно успешно решать практические профессиональные задачи, имеют определенный опыт эффективного выполнения работы, а не воспроизведения теоретических знаний, как это было ранее, требует принципиально иной, современной методики профессионального обучения, отвечающей запросам и потребностям работодателей в конкурентоспособных, мобильных выпускниках профессиональных образовательных учреждений, которые овладели необходимыми общими и профессиональными компетенциями, умением самостоятельно и успешно от начала и до конца решать профессиональные задачи.

В этом случает ориентация на практический, а не на теоретический характер профессиональной подготовки и в целом образования предполагает, что методика профессионального обучения будет в большей мере связана с конкретными задачами, которые вынужден решать тот или иной работодатель, заинтересованный в профессиональной подготовке работников для своего предприятия, фирмы, компании.

Предмет методики - конкретные задачи, которые решают работники предприятия, фирмы, компании. Они состоят в изучении закономерностей обучения и установления на их основе нормативных требований к деятельности профессионально-педагогических работников -преподавателей и мастеров производственного обучения качеству учения обучающихся.

К области методики относится изучение цели, содержания, форм, методов, средств и результатов обучения, воспитания, развития обучающихся в процессе овладения ими той или иной профессией. В этом случае в современной методике определенный учебный предмет теряет свой традиционный смысл, а ориентиром в ней служит изменяющиеся со временем цели и задачи, которые выполняют работники тех или иных предприятий, фирм, корпораций.

Таким образом, современная методика профессионального обучения ориентирована на очень тесную взаимосвязь с запросами и потребностями работодателей, привлечение последних к образовательному процессу в качестве ведущих методистов-практиков, глубоко знающих специфику практической деятельности, требования, которые они предъявляют к выпускникам профессиональных образовательных учреждений.

14.12.2012

Список литературы:

1. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования / Э. Ф. Зеер. - 2-е изд., перераб. - М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2003.

2. Кругликов, Г. И. Методика профессионального обучения с практикумом / Г. И. Кругликов. - М. : издательский центр «Академии», 2005.

3. Кузнецов, В. В. Общая и профессиональная педагогика / В. В. Кузнецов. - М. : Эгвес, 2012 (сер. Бакалавриат).

4. Скакун, В. А. Переподавание курса «Организация и методика производственного обучения / В. А. Скакун. - М. : Высшая школа, 1990.

5. Скакун, В. А. Методика производственного обучения / В. А. Скакун. - М., 1992. - Ч. 1, 2.

6. Педагогика / В. А. Сластенин [и др.]. - М. : Издательский центр «Академия», 1998.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии (утв. Приказом Министра образования и науки РФ от 17 мая 2010 г. № 512).

8. Энциклопедия профессионального образования. В 3 т. / Под ред. С. Я. Батышева. - М. : АПО, 1999.

9. Эрганова, Н. Е. Методика профессионального обучения / Н. Е. Эрганова. - М. : Издательский центр «Академия», 2007.

Сведения об авторе:

Кузнецов Владимир Викторович, профессор кафедры теории и методики профессионального образования Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, тел. (3532) 372584, e-mail: vvkusnetsov@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.