Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗАХ СИЛОВЫХ ВЕДОМСТВ'

МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗАХ СИЛОВЫХ ВЕДОМСТВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессионально-прикладная физическая подготовка / методика / курсанты вузов МВД России / professional and applied physical training / methodology / cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старостин Вадим Геннадьевич, Халилуллин Фаиль Фаргатович

В статье обозначена проблема профессионально-прикладной физической подготовки курсантов вузов МВД России, актуальность которой не снижается в связи с перманентным возрастанием требований к физической форме сотрудника полиции. В научно-теоретическом ракурсе раскрыто понятийно-терминологическое поле профессионально-прикладной физической подготовки будущих полицейских, раскрыты его основные категории. Охарактеризован результативно-целевой компонент профессионально-прикладной физической подготовки курсантов вузов МВД России, обусловленный особенностями предстоящей правоохранительной деятельности. Приводится описание четырёхкомпонентной специальной методики профессионально-прикладной физической подготовки курсантов, получившей наибольшее распространение в вузах МВД России. Обозначена важность применения приемов моделирования правоохранительной деятельности в ходе профессионально-прикладной физической подготовки. Предложена авторская методика самостоятельной профессионально-прикладной физической подготовки курсантов вузов МВД Росси состоящая из подготовительного, рабочего и контрольного этапов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Старостин Вадим Геннадьевич, Халилуллин Фаиль Фаргатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article indicates the problem of professional and applied physical training of cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the relevance of which does not decrease due to the permanent increase in the requirements for the physical form of a police officer. In the scientific and theoretical perspective, the topographic and terminological field of professional and applied physical training of future police officers is revealed, its main categories are disclosed. The effective and targeted component of professional and applied physical training of cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia was characterized, due to the peculiarities of the upcoming law enforcement activities. A description is given of a four-component special methodology for professional and applied physical training of cadets, which has become most widespread in universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The importance of using methods of modeling law enforcement activities in the course of professional and applied physical training is outlined. The author's methodology of independent professional-applied physical training of cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia consisting of preparatory, working and control stages is proposed.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗАХ СИЛОВЫХ ВЕДОМСТВ»

Литература:

1. Варданян, Ю.В. Психология творчества: учебное пособие/ Ю.В.Варданян; Мордовский государственный педагогический институт. - Саранск: РИЦ МГПП, 2013. - 172 с. - 1 CD-ROM

2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский - Москва: Просвещение, 1987.-93 с.

3. Дидактические средства преодоления неудач в формировании мотивации обучающихся к креативной деятельности / В.Г. Рындак, Г.С. Сайфутдинова, М.В. Козяр // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. - 2022. - Т. 19. - № 2. -С. 169-180

4. Дормидонтова, Л.П. Творческое развитие младших школьников во внеурочной деятельности / Л.П. Дормидонтова, М.Г. Заббарова // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2019. - № 5. - С. 52-57

5. Заббарова, М.Г. Методы формирования творческих способностей младших школьников на уроках технологии / М.Г. Заббарова, В.С.Лушина // Эпоха науки. - 2022. - № 30. - С. 267-271

6. Карпушина, Л.П. Педагогические аспекты освоения опыта социально-творческой деятельности обучающихся в дополнительном образовании / Л.П. Карпушина, Ю.Н. Соколова, Ю.В. Варданян, C.B. Баранова // Социальное воспитание детей и подростков в дополнительном образовании: монография / под ред. Л.П. Карпушиной, Т.А. Козловой. Саранск, 2021. -С. 47-57

7. Кобозева, И.С. Формирование навыков игры на детских шумовых инструментах у старших дошкольников в ходе кружковой работы / И.С. Кобозева, C.B. Куприянова // Дошкольная педагогика. - 2022. - № 5 (180). - С. 17-18

8. Соколова, Ю.Н. Использование продуктивных методов в формировании опыта творческой деятельности у младших школьников во внеурочной работе / Ю.Н. Соколова, Л.П. Карпушина// Гуманитарные науки и образование. - 2022. - Т. 13. -№2(50).-С. 75-80

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 400807193/ (дата обращения: 15.08.2023)

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры физической подготовки Старостин Вадим Геннадьевич

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования

«Казанский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Казань);

доцент кафедры физической подготовки, кандидат психологических наук Халилуллин Фаиль Фаргатович

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Казанский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Казань)

МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗАХ СИЛОВЫХ

ВЕДОМСТВ

Аннотация. В статье обозначена проблема профессионально-прикладной физической подготовки курсантов вузов МВД России, актуальность которой не снижается в связи с перманентным возрастанием требований к физической форме сотрудника полиции. В научно-теоретическом ракурсе раскрыто понятийно-терминологическое поле профессионально-прикладной физической подготовки будущих полицейских, раскрыты его основные категории. Охарактеризован результативно-целевой компонент профессионально-прикладной физической подготовки курсантов вузов МВД России, обусловленный особенностями предстоящей правоохранительной деятельности. Приводится описание четырёхкомпонентной специальной методики профессионально-прикладной физической подготовки курсантов, получившей наибольшее распространение в вузах МВД России. Обозначена важность применения приемов моделирования правоохранительной деятельности в ходе профессионально-прикладной физической подготовки. Предложена авторская методика самостоятельной профессионально-прикладной физической подготовки курсантов вузов МВД Росси состоящая из подготовительного, рабочего и контрольного этапов.

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, методика, курсанты вузов МВД России.

Annotation. The article indicates the problem of professional and applied physical training of cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the relevance of which does not decrease due to the permanent increase in the requirements for the physical form of a police officer. In the scientific and theoretical perspective, the topographic and terminological field of professional and applied physical training of future police officers is revealed, its main categories are disclosed. The effective and targeted component of professional and applied physical training of cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs ofRussia was characterized, due to the peculiarities of the upcoming law enforcement activities. A description is given of a four-component special methodology for professional and applied physical training of cadets, which has become most widespread in universities of the Ministry of Internal Affairs ofRussia. The importance of using methods of modeling law enforcement activities in the course of professional and applied physical training is outlined. The author's methodology of independent professional-applied physical training of cadets of universities of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia consisting of preparatory, working and control stages is proposed.

Key words: professional and applied physical training, methodology, cadets of universities of the Ministry oflnternal Affairs of Russia.

Введение. Результаты недавних педагогических исследований убедительно подтверждают значение физической подготовки для повышения профессиональной эффективности и боевой готовности сотрудников силовых ведомств, что особенно важно в современных социально-политических условиях [7]. Вместе с тем, обеспечение надлежащей физической подготовки курсантов, обладающих необходимыми знаниями и навыками, в силу различных обстоятельств, представляет важную для вузов МВД России педагогическую задачу, решение которой детерминирует работоспособность и стрессоустойчивость сотрудников полиции, способных к более продолжительному осуществлению оперативных заданий.

Уже давно состоявшаяся органическая интеграция «физической подготовки» в качестве академической дисциплины в учебные программы университета позволяет будущим полицейским приобретать практические навыки и знания, соответствующие их будущей профессиональной деятельности. Однако в связи с перманентными реформами в МВД России реализация процесса общей и прикладной физической подготовки курсантов в вузах постоянно усложняется, предполагая разрешение все новых проблем и противоречий, основными среди которых можно назвать существенный разрыв между низким уровнем довузовской подготовки среди абитуриентов и высокими требованиями к профессионально-прикладной

готовности выпускников вузов МВД России [3]. Кроме того, несмотря на объективную значимость развития профессионально-прикладной физической готовности будущих полицейских, отсутствуют необходимые научно-методические разработки по организации адекватного современным требованиям процесса физической подготовки курсантов, особенно на старших годах обучения, с занятиями, дифференцированными по различным специальностям.

Поэтому, несмотря на многолетние исследования и обширную педагогическую практику, вопрос повышения эффективности профессионально-прикладной физической подготовки курсантов в вузах МВД России остается актуальным, особенно с точки зрения поддержания и развития общей выносливости на завершающем этапе обучения.

Изложение основного материала статьи. Приступая к изучению наиболее эффективных педагогических механизмов профессионально-прикладной физической подготовки курсантов вузов МВД России, крайне важно понимать ее составляющие, так и определиться с самим ключевым понятием исследования. Анализ научно-педагогической литературы выявил сложную терминологическую ситуацию с трактовкой физической подготовки, как это происходит сегодня и со многими другими понятиями, когда однозначного определения термина не существует. Тем не менее, в разных источниках под ней понимается педагогический процесс, направленный на укрепление физических качеств и системно-функциональных возможностей организма, способствующий общему укреплению здоровья человека [5].

Как известно, физическая подготовка, в соответствии с основным вектором тренировочного процесса, делится на общий и специальный виды. Под общей физической подготовкой понимается развитие основных физических характеристик человека (сила, выносливость, скорость и др.), общих функциональных возможностей, а также физиологических систем организма человека, обусловливающих степень проявления физической активности. В соответствии важнейшими средствами общей физической подготовки с этим являются такие традиционные физические упражнения, такие как бег, лыжи, плавание, спортивные игры, упражнения с весами [2].

Специальная физическая подготовка характеризуется уровнем развития частных физических способностей, отдельных органов и функциональных систем, которые непосредственно влияют на достижения в той или иной сфере жизнедеятельности человека, поэтому ее основными средствами являются специально-подготовительные упражнения.

Профессионально-прикладная физическая подготовка, представляющая собой вид специальной физической подготовки, является сегодня отдельной учебной дисциплиной, направленной на формирование комплекса специальных профессиональных физических навыков полицейского, овладение которыми необходимо для успешного осуществления правоохранительной деятельности. В ряду таких навыков основными являются: использование физических возможностей организма для пресечения преступления и задержания подозреваемого, способность выполнять действия для совместного подавления групповых преступлений и сопровождения правонарушителей, законного использования служебного оружия и специальных средств, используемых правоохранительными органами, поддержание высокого уровня физической и интеллектуальной активности в условиях ненормируемого рабочего дня, а также повышение адаптивных возможностей организма и поддержания здоровья, способного преодолевать негативные факторы профессиональной деятельности [8].

Таким образом, профессионально-прикладная физическая подготовка в вузах силовых ведомств уже на первом этапе должна иметь несколько целей: развить основные физические способности (скорость, сила, координация, гибкость и выносливость) и сформировать базовые моторные навыки; заложить основы рукопашного боя и преодоления препятствий; обеспечить социальную и профессиональную адаптацию курсантов к специфическим особенностям правоохранительной деятельности.

Мы пришли к выводу, что для рациональной организации процесса профессионально-прикладной физической подготовки в вузах МВД России необходимо обеспечение органической связи и единства общей и специальной физической подготовки, предполагающей реализацию важных общепедагогических преемственности и последовательности. В связи с этим при разработке программы профессионально-прикладной физической подготовки будущих полицейских необходимо учесть предпосылки, созданные предыдущей и сопутствующей общей физической подготовкой, чтобы обеспечить гармоничное развитие основных и вспомогательных физических качеств, формирование различных специальных моторных навыков у курсантов вузов МВД России. Именно поэтому содержание и структура профессионально-прикладной физической подготовки в вузах МВД России в значительной степени должны зависеть от прежней общей физической подготовки курсантов на их базовом курсе физического воспитания в общеобразовательной школе, создающего основу для дальнейшего физического развития будущих полицейских [11]. Только учитывая эти важные предпосылки, профессионально-прикладная физическая подготовка может быть действительно эффективной в рамках запланированного учебным планом бюджета учебного времени.

Кроме того, необходимо учитывать, что на результативность профессионально-прикладной физической подготовки, как ни в какой другой сфере педагогической деятельности, значительно влияют используемые формы, методы и средства тренировочного процесса. Физические упражнения, их группы, а также отдельные действия, включенные в них, как правило, уже охватывают движения, освоенные курсантами вузов МВД России в ходе основного курса физического воспитания. И здесь, вновь применяя принцип сочетания общей и профессионально-прикладной физической подготовки, важно обеспечить особое внимание специфическим компонентам физической подготовки, соответствующим уникальным требованиям правоохранительной деятельности, и систематически заниматься их тренировкой как на протяжении их вузовского обучения и последующей служебной и боевой деятельности.

Согласно учебных планов, профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов начинается с первого курса обучения, методика которой основывается на последовательном применении общих педагогических и основополагающих принципов физической культуры. Кроме того методика профессионально-прикладной физической подготовки будущих полицейских включает в себя и конкретные нюансы физических тренировок отвечающих структуре и содержанию профессиональной деятельности и повседневной жизни сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России.

На сегодняшний день, наибольшее распространение в вузах МВД России получила четырёхкомпонентная специальная методика профессионально-прикладной физической подготовки курсантов. Она включает в себя следующую специализированную программу:

• 15-минутная разминочная пробежка, включающая в себя различные упражнения, направленные на активизацию мышц и суставов организма, а также эффективно тренировку небольших мышечные групп и связок. При этом такая пробежка может иметь различные вариации, такие как ползание на животе, а также навигация по полосе препятствий, сконструированной как имитированное минное поле (курсанты ложатся, используют свои руки для обнаружения неровностей и двигаются вперед, смещаясь в сторону при ощущении подозрительных предметов).

• Непрерывная ежедневная профессионально-прикладная физическая подготовка, включающая в себя сочетание различных видов нагрузки, например, отжимания, упражнения для мышц брюшной полости, подтягивания и другие соответствующие тренировки. При этом, курсанты постоянно стремятся увеличить количество отжиманий, как на руках, так и кулаках, чтобы улучшить общий уровень своей подготовленности.

• Круговая тренировка как наиболее эффективный способ повышения прочности и выносливости, заимствованный из советской школы самбо и бокса и успешно зарекомендовавший себя в ряде вузов МВД России. Для успешного прохождения круговой тренировки будущим полицейским предлагается пройти несколько раундов упражнений без перерывов имея лишь несколько минут для отдыха после каждого раунда. Эти раунды состоят из различных упражнений, включая кулачные отжимания, подтягивания, приседания и прыжки, а также упражнения для мышц пресса. В зависимости от степени подготовленности курсантов, все упражнения круговой тренировки могут значительно варьироваться как сторону снижения так и в сторону увеличения количества повторений тех или иных упражнений.

• Боевые приемы борьбы служит основным компонентом программы профессионально-прикладной физической будущих полицейских. В рамках этого специализированного раздела программы курсанты обучаются необходимым действиям по пресечению правонарушений, осваивают способы самозащиты [6].

Тем самым вся методика профессионально-прикладной физической подготовки курсантов вузов МВД России, предполагая общее физическое укрепление организма, преследует основную цель, заключающуюся в освоении будущими полицейскими системы стандартных физических действий имеющих место в правоохранительной деятельности.

Действительно, анализ научной литературы показывает, что одной из основных проблем в области профессионально-прикладной физической подготовки является необходимость систематического и надлежащего развития функциональных возможностей в соответствии с потребностями каждой профессии [1]. Однако существует противоречие, препятствующее реалистичному моделированию требований профессионально-прикладной физической подготовки полицейского. Дело в том, что выполняемые курсантами упражнения, настолько травмоопасны, что выполняются с ограниченной интенсивностью и размахом, и, к сожалению, такой подход не всегда гарантирует достаточной эффективности в укреплении профессионально-прикладной навыков физической подготовки.

Именно поэтому моделирование в ходе профессионально-прикладной физической подготовки требований к сотрудникам правоохранительных органов должно происходить с вариациями, способствующими адаптации и эффективности в реальных условиях.

Выборочное моделирование определенных требований к профессиональной деятельности военнослужащих возможно при работе над разделами программы по физической подготовке, включающими: а) гимнастику и атлетическую тренировку (упражнения на сложном оборудовании, подъемы по веревке, работа на специализированных тренажерах); б) преодоление препятствий (упражнения с оружием в бронежилете, в защитных костюмах, с практикой стрельбы и боевых приемов, быстрое передвижение, метание гранат по точности и дальности); в) рукопашный бой (освоение техник и проведение учебных боев с численным превосходством противника); г) лыжная подготовка (бег на лыжах вооруженной экипировке, тренировка боевых приемов и рукопашного боя, тактические задачи) и так далее [10].

Внедрение вышеобозначенных приемов моделирования правоохранительной деятельности в ходе профессионально-прикладной физической подготовки становится особенно важным, когда требуется максимальная мобилизация физических и других возможностей полицейских для успешного выполнения задач. Если требования особенно высоки (например, планируется служба в сложных боевых условиях), то моделирование изначально осуществляется с ограничениями, а затем постепенно увеличиваются нагрузки в учебных упражнениях, постепенно превышая даже профессиональный уровень нагрузок, чтобы создать запас безопасности.

Придерживаться принципа постепенного увеличения нагрузок необходимо не только для подготовки к будущим профессиональным нагрузкам, но и для улучшения функциональных возможностей и сохранения здоровья организма. Режим занятий и общий объем физической активности должны быть определены для каждого курсанта индивидуально, поскольку некоторым из них помимо профессиональной физической подготовки, также необходимы углубленные занятия прикладными или специфическими видами спорта. Другие же могут заниматься только на плановых занятиях стандартными физическими упражнениями.

Наш опыт показывает, что в таких случаях наиболее эффективным способом увеличения профессионально-прикладных функциональных резервов организма, которые могут быть использованы сотрудниками полиции в экстремальных условиях, является соревновательная форма профессионально-прикладной физической подготовки.

Если курсанты специализируются в определенном виде спорта, соревновательные занятия могут осуществляться в виде специализированной тренировки. В тоже время важно разделять учебные и соревновательные формы занятий, имеющие различную целевую направленность, а также содержательные и результативные характеристики [4].

Важно отметить, что методика профессионально-прикладной физической подготовки в вузах МВД России определяется не только требованиями будущей профессиональной деятельности выпускников. Она также сочетается и с другими аспектами профессиональной подготовки будущих полицейских, соотношение которых определяет наиболее рациональное формы тренировочного процесса в зависимости от индивидуальных обстоятельств.

Необходимо отметить, что требования к профессионально-прикладной физической подготовке сотрудников МВД с каждым годом становятся все более сложными, а выделенный учебным планом бюджет учебного времени не всегда позволяет максимально развивать конкретные физические качества, необходимые для выполнения профессиональных задач. Именно поэтому развитие профессионально-прикладных навыков будущих полицейских происходит не только во время учебных занятий, но и в ходе самостоятельного обучения. Важным компонентом профессионально-прикладной физической подготовки будущих полицейских также является их самоподготовка, направленная на самостоятельное на улучшение физических качеств и развитие организма. Она важна для всех, включая действующих сотрудников органов внутренних дел, и обусловлена различными объективными потребностями правоохранительной деятельности [9].

Для успешной самостоятельной профессионально-прикладной физической подготовки совместно с педагогом определяются ее цели, а также осуществляется выбор различных форму, методов, и средств самоподготовки. Основной задачей для педагога в данном процессе является заочный контроль выполнения упражнений, а также инструктаж курсантов, направленный на профилактику ошибок и травм.

Кроме того важно обучить курсантов самостоятельно оценивать свое физическое состояние и возможности, чтобы постепенно увеличивать свою физическую активность и решать дополнительные тренировочные задачи.

Предлагаемая курсантам Казанского юридического института МВД России методика самостоятельной профессионально-прикладной физической подготовки состоит из трех этапов: подготовительный, рабочий и контрольный. На подготовительном этапе курсанты приобретают теоретические знания о методах и приёмах самостоятельной профессионально-прикладной физической подготовки. Рабочий этап включает как групповые, так и индивидуальные консультации курсантов с педагогами, а также психофизическую подготовку, направленную на развитие мотивации. Наконец, этап контроля предполагает организацию самостоятельной профессионально-прикладной физической подготовки и систематическую педагогическую оценку ее результатов.

Бесспорно, в процессе самостоятельной профессионально-прикладной физической подготовки курсантами могут быть использованы различные способы, средства и формы тренировок для достижения желаемых результатов. Помимо

традиционных физических упражнений, этот процесс может включать и такие элементы, такие как изучение специальной литературы, освоение норм и правил ЗОЖ, заимствование элементов лечебной физкультуры.

Выводы. В заключение отметим, что для эффективной профессионально-прикладной физической подготовки курсантов вузов МВД России в соответствии с современными стандартами необходима реализация дифференцированный подход к образовательному процессу. С одной стороны данный подход способен учитывать физическое состояние курсантов (здоровье, физическое развитие, физическая и двигательная подготовка) и их будущую профессиональную деятельность, а с другой - педагог должен определить оптимальные способы выполнения программы физической подготовки, индивидуализировать ее для каждого курсанта и определить их уникальные компоненты на протяжении всего периода профессионального обучения.

Как предложенная в статье, так и многие представленные в научно-педагогической литературе методики профессионально-прикладной физической подготовки будущих полицейских основываются на дифференцированном подходе к организации и проведению тренировок с курсантами, позволяя достичь положительного эффекта в освоении требуемых в ходе осуществления правоохранительной деятельности физических навыков.

В качестве перспективных направлений развития методик профессионально-прикладной физической подготовки в вузах силовых ведомств следует отметить разработку точного диагностического инструментария для оценки физического состояния курсантов вузов МВД России, а также составление стандартизированного перечня тренировочных занятий для их самоподготовки.

Литература:

1. Гвоздков, П.Ю. Применение инновационных технологий в учебном процессе по физической подготовке курсантов (слушателей) вузов системы МВД России / П.Ю. Гвоздков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2023. -№1 (215).-С. 104-109

2. Глубокий, В.А. Развитие физических качеств у курсантов в вуза МВД России посредством упражнений с отягощением веса собственного тела / В.А. Глубокий // Научный журнал Дискурс. - 2018. - № 3 (17). - С. 63-71

3. Крючков, В.В. Влияние физической подготовки курсантов вузов МВД России на их адаптацию к служебной деятельности / В.В. Крючков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 10 (200). - С. 207-210

4. Медников, А.Б. Методические рекомендации и педагогические технологии по развитию физических качеств курсантов и слушателей вуза МВД / А.Б. Медников // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-3. - С. 75-78

5. Моисеенко, A.A., Моисеенко К.А. Педагогические условия совершенствования профессиональной готовности курсантов вузов МВД России в процессе огневой подготовки / A.A. Моисеенко // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. - 2022. - № 22-1.-С. 94-96

6. Муратшина, Н.Ю. Модульная программа физической подготовки курсантов вузов МВД России / Н.Ю. Муратшина // Физическое воспитание и спортивная тренировка. -2020. - № 3 (33). - С. 179-187

7. Пашкин С.Б. Значение физической культуры в воспитании курсантов вузов МВД России / С.Б. Пашкин // Актуальные проблемы военно-научных исследований. - 2022. - № S2 (22). - С. 120-126

8. Стручков, A.C. Профессионально ориентированная система физической подготовки курсантов и слушателей в вузах системы МВД России/А.С. Стручков // Энигма. -2019. -№ 11-1. - С. 609-612

9. Сучков, С.Л. Самостоятельная физическая подготовка как компонент физической подготовки курсантов вузов системы МВД / С.Л. Сучков // Вопросы педагогики. - 2023. -№ 2-2. - С. 36-38

10. Усков, C.B., Веремьёв A.C., Жамборов A.A. Идеомоторные методики как составляющая формирования специальных психофизиологических навыков профессиональной рукопашной подготовки курсантов вузов мвд России / C.B. Усков // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 74-1. - С. 280-283

11. Фомин, С.А. Педагогические проблемы организации процесса физической подготовки курсантов вузов МВД России / С.А. Фомин // Эпоха науки.-2019. - № 19. - С. 153-156

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Сырова Надежда Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Ларин Даниил Вадимович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ГРАФИЧЕСКИМ ИСКУССТВОМ НА ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ С ПРИЗНАКАМИ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрена тема развития творческого мышления у студентов-дизайнеров с признаками клипового мышления посредством занятий графическим искусством. Дано определение понятия «клиповое мышление» и охарактеризована проблемность этого типа мышления. Рассмотрены признаки клипового мышления и степень их развитости у опрошенных студентов. Авторами описана эффективность применения дисциплин, связанных с графическим искусством, на развитие творческого мышления у студентов-дизайнеров с признаками клипового мышления.

Ключевые слова: творческое мышление, клиповое мышление, информационный поток, клиповая подача информации, графическое искусство.

Annotation. The article discusses the topic of developing creative thinking among design students with signs of clip thinking through graphic art classes. The definition of the concept of "clip thinking" is given and the problematic nature of this type of thinking is characterized. The signs of clip thinking and the degree of their development in the interviewed students are considered. The authors describe the effectiveness of applying disciplines related to graphic art to the development of creative thinking among design students with signs of clip thinking.

Key words: creative thinking, clip thinking, information flow, clip presentation of information, graphic art.

Введение. Развитие творческого мышление у студентов - одна из важнейших целей современного педагога. Обществу необходимы личности, способные выходить за рамки стереотипного мышления в процессе решения поставленных задач. Творческим мышление можно считать, если предполагаемая задача или проблема решены быстро, качественно и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.