Инженерно-технические науки Engineering and technical sciences
УДК 614.8
МЕТОДИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ СИЛ И СРЕДСТВ НА ЛИКВИДАЦИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ
Д.Н. Костылев, А.О. Семенов
Ивановский институт государственной противопожарной службы МЧС России
Разработка компьютерных программ с использованием модели по привлечению сил и средств на чрезвычайные ситуации позволит повысить эффективность принимаемых решений должностным лицом при ликвидации чрезвычайных ситуаций на химически опасных объектах.
Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, принятие решений, химически опасный объект.
Ивановская область, согласно классификации административно-
территориальных единиц, относится ко 2-й степени химической опасности. Специфику опасности для населения и окружающей среды области определяет высокая степень концентрации населения и опасных производств, в частности, химически опасных объектов. Наибольшая зона опасности от воздействия поражающих факторов при чрезвычайных ситуациях (далее - ЧС) в Ивановской области составляет 1,8 км2 с населением 3,47 тысяч человек. На территории области расположено 30 химически опасных объектов. Общая зона возможного заражения составляет 20,21 км с населением 23,887 тысяч человек [1, 3].
Одной из актуальных задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является организация управления подразделениями, которые принимают участие в ликвидации
чрезвычайных ситуаций, особенно в крупных городах. Вышесказанное объясняется тем, что действия данных формирований осуществляются в сложных условиях. Поэтому, от повышения эффективности управленческой деятельности должностных лиц органов управления зависит жизнь и здоровье людей (населения и обслуживающего персонала объекта), снижение вредных последствий для экологии, а также снижение экономического ущерба для организаций и промышленных предприятий от чрезвычайных ситуаций.
В настоящее время количество сил и средств, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций, определяется, согласно планам действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по субъектам. В данном плане указан весь перечень сил и средств, задействованных в ликвидации чрезвычай-
ных ситуаций, силы и средства разбиты на два эшелона реагирования с таким расчетом, что при возникновении аварии к месту чрезвычайной ситуации направляются сначала силы и средства первого
эшелона, при условии нехватки сил и средств, к месту чрезвычайной ситуации могут быть направлены силы и средства второго эшелона [3].
Определение ранга чрезвычайной ситуации
Направление сил и средств к месту чрезвычайной ситуации
Рис. 1. Алгоритм определения необходимого количества сил и средств на ликвидацию ЧС
Приказом МЧС России от 08.07.2004 № 329 «Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях» ЧС подразделяются на природные, техногенные, биолого-социальные и крупные террористические акты. Для данных категорий утверждены критерии информации о чрезвычайных ситуациях в системе МЧС России, а именно, общие критерии, к
которым относятся: прямой материальный ущерб, число погибших и число госпитализированных, а также критерии, учитывающие особенности источника ЧС. Следует отметить, что для различных ЧС данные критерии будут иметь некоторые отличия. Проведенный анализ критериев информации о чрезвычайных ситуациях не позволяют увязать тот или иной вид ЧС с
количеством сил и средств, привлекаемых на ее ликвидацию [2].
Для повышения эффективности принимаемых решений должностным лицом разработана модель по привлечению сил и средств на чрезвычайные ситуации, произошедшие на химически опасных объектах.
Критериями предложенной модели являются:
1. Количество сил и средств, привлекаемых на ликвидацию чрезвычайной ситуации.
2. Площадь территории, которую охватывает чрезвычайная ситуация.
Таким образом, данные критерии выступают в роли начальных и конечных условий работы предлагаемой модели.
При создании модели использованы следующие принципы ее построения:
1. Цель создаваемой модели.
2. Границы применимости модели.
3. Начальные и граничные условия, в рамках которых работает модель.
4. Адекватность полученной модели.
Должностному лицу, принимающему решение по привлечению сил и средств, получившему информацию о факте возникновения чрезвычайной ситуации, необходимо, предварительно оценив обстановку, соблюдать следующий алгоритм действий (рис. 1):
1. Определить масштабы чрезвычайной ситуации, установить площадь зоны возможного химического заражения.
2. Произвести расчет количества техники, необходимой для ликвидации чрезвычайной ситуации.
3. Произвести расчет количества
личного состава, необходимого для ликвидации чрезвычайной ситуации.
4. Сопоставить полученные эмпирические данные с табличными данными.
5. Классифицировать чрезвычайную ситуацию. Важнейшим направлением повышения качества оперативного управления подразделениями при чрезвычайных ситуациях является совершенствование системы обработки и анализа информации как необходимой предпосылки выработки и принятия научно обоснованных управленческих решений. Использование предложенной модели позволит создать компьютерные программы, которые существенно упростят принятие управленческих решений по определению количества сил и средств, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций, произошедших на химически опасных объектах [4].
ЛИТЕРАТУРА
1. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
2. Приказ МЧС России от 08.07.2004 № 329 «Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях».
3. «План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Ивановской области», утвержденный 11.09.2013 г. начальником ЦРЦ МЧС России генерал-лейтенантом внутренней службы Баженовым О.В.
4. Семенов А.О., Лабутин А.Н., Тараканов Д.В. Методика многокритериальной оценки эффективности тушения пожаров на объектах химической промышленности // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - 2012. - № 3 (31). - С. 101-104.
Рукопись поступила в редакцию 09.07.2014.
THE METODOLOGY OF INVOLVEMENT OF POWERS AND FACILITIES TO THE LIQUIDATION OF EMERGENSY SITUATIONS ON CHEMICAL DANGEROUS OBJECTS
D. Kostylev, A. Semenov
The development of computer programs with the use of the model of involvement of powers and facilities to emergency situations will allow improving the effectiveness of decisions chosen by the official when emergency situation liquidation on chemical dangerous objects.
Key words: emergency situation, decision choosing, chemical dangerous object.