//О Civil SecurityTechnology, Vol. 11, 2014, No. 4 (42)
УДК 614.842
Порядок привлечения сил и средств
при введении рангов чрезвычайных ситуаций
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2014
Д.Н. Костылев, А.К. Кокурин
Аннотация
Анализируется порядок привлечения сил и средств функциональных и территориальных подсистем РСЧС, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий. Предлагается процедура установления необходимых сил и средств для ликвидации конкретной ЧС при введении понятия «Ранг чрезвычайной ситуации».
Ключевые слова: чрезвычайная ситуация; план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; эшелон, силы и средства; функциональные и территориальные подсистемы РСЧС; ранг чрезвычайных ситуаций; субъект Российской Федерации.
Order Attraction of Resources when Administered Rank Emergencies
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2014
D. Kostylev, A. Kokurin
Abstract
We analyze the procedure of bringing the forces and means of functional and territorial subsystems SPARES attracted to emergency situations and their consequences. A procedure for the establishment of the necessary forces and means to eliminate a specific disaster at introducing the concept of "Rank emergency".
Key words: emergency action; plan for the prevention and elimination of emergency situations; train; capabilities; functional and territorial emergency management subsystem; the rank of emergencies; a subject of the Russian Federation.
Технологии гражданской безопасности, том 11, 2014, № 4 (42)
/77
Одной из актуальных задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является организация управлениями подразделениями, которые принимают участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, особенно в крупных городах. Вышесказанное объясняется тем, что действия данных формирований осуществляются в сложных условиях, представляющих собой угрозу для жизни и здоровья.
В настоящее время количество сил и средств, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций, определяется согласно планам действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по субъектам, в которых указан весь перечень сил и средств, задействованных в ликвидации чрезвычайных ситуаций. В данных планах силы и средства разбиты на два эшелона реагирования с таким расчетом, что при возникновении аварии к месту чрезвычайной ситуации направляются сначала силы и средства первого эшелона. Оценив обстановку на месте, при условии нехватки сил и средств, к месту чрезвычайной ситуации может быть направлен, по требованию руководителя ликвидации ЧС, второй эшелон [2]. При этом, одним из наиболее важных, актуальных и практически значимых аспектов при ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, на наш взгляд, является правильное определение ранга чрезвычайной ситуации, т.е. установление необходимых сил и средств для ликвидации конкретной чрезвычайной ситуации.
Ранг чрезвычайной ситуации — условное обозначение сложности чрезвычайной ситуации, определяющее необходимый состав сил и средств функциональных и территориальных подсистем РСЧС, привлекаемых к ликвидации чрезвычайной ситуации и ее последствий.
В соответствии с этим определением, территориальным органам МЧС России необходимо разработать нормативные документы, которые должны предусматривать быстрое сосредоточение необходимого (расчетного) количества сил и средств на месте чрезвычайной ситуации. При определении количества подсистем РСЧС [1], сил и средств, привлекаемых на ликвидацию по наивысшему рангу, должен предусматриваться некоторый резерв на случай возникновения второй, одновременной, чрезвычайной ситуации. На территориях этот резерв может создаваться за счет введения в расчет резервной техники и личного состава, не привлекаемого на дежурство. Это необходимо для оптимизации вызова техники и личного состава к месту чрезвычайной ситуации.
Вместе с тем, очевидно, что согласно данным планов ликвидации чрезвычайных ситуаций, силы и средства, привлекаемые для ликвидации, разделены на два эшелона. Следовательно — если опираться на эти данные — будет всего два ранга чрезвычайных ситуаций, т.е. два возможных варианта привлечения
сил и средств — по первому и по второму эшелону, что не позволит оптимизировать управленческие процессы, связанные с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: будет затруднено оперативное управление ввиду возникновения проблемы определения приоритетов при привлечении сил и средств.
Аналогично с рангами пожаров, установленных на территории субъектов Российской Федерации, возможно введение четырех условных рангов чрезвычайных ситуаций; на наш взгляд такое ранжирование позволит наиболее рационально распределить технику и личный состав, задействованный в ликвидации, сократится время оперативного реагирования подразделений, и, как следствие, материальные затраты.
Состав сил и средств, задействованный на ликвидацию чрезвычайной ситуации, можно разделить на три составляющие:
силы и средства, планируемые на ликвидацию чрезвычайной ситуации;
силы и средства, привлекаемые на ликвидацию чрезвычайной ситуации;
силы и средства, привлекаемые к ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
В нашем случае нас интересует первый вариант, т.е. те силы и средства, которые будут высылаться к месту чрезвычайной ситуации при введении рангов. А на месте чрезвычайной ситуации руководитель ее ликвидации, предварительно оценив обстановку, вправе повысить или, наоборот, понизить ранг чрезвычайной ситуации, тем самым регулируя численность группировки сил и средств на месте чрезвычайной ситуации.
Введение рангов чрезвычайных ситуаций позволит автоматически определять необходимый состав сил и средств подсистем РСЧС, привлекаемых к ликвидации конкретной чрезвычайной ситуации на разных территориальных уровнях; будет решен вопрос с резервом сил и средств на случай возникновения второй, одновременной, чрезвычайной ситуации. Сократится время оперативного реагирования подразделений на ЧС.
В центрах управления в кризисных ситуациях должностные лица на автоматизированных рабочих местах при смене дежурства уточняют по своим направлениям расчет сил и средств в подсистемах РСЧС и при поступлении сообщения автоматически направляют технику и личный состав к месту чрезвычайной ситуации или по требованию председателя комиссии по ликвидации чрезвычайной ситуации [2] повышают ранг чрезвычайной ситуации и направляют технику по его требованию. Следует отметить, что в зависимости от субъекта Российской Федерации, количество сил и средств, привлекаемых на ликвидацию чрезвычайной ситуации по определенному рангу, будет различным, и зависит это оттого, что в разных субъектах количество подсистем
Civil SecurityTechnology, Vol. 11, 2014, No. 4 (42)
РСЧС неодинаково, следовательно модель определения ранга чрезвычайной ситуации должна быть конкретной для каждого субъекта Российской Федерации.
В связи с этим приказом начальника Главного управления должна быть установлена единая градация рангов чрезвычайных ситуаций, включая повышенные ранги.
Повышенный ранг чрезвычайной ситуации устанавливается на основании прогноза развития чрезвычайной ситуации, который разрабатывает одно из автоматизированных рабочих мест ЦУКС, оценки обстановки, тактических возможностей подразделений, привлекаемых к ликвидации ЧС.
Наивысший ранг чрезвычайной ситуации предусматривает привлечение для ликвидации чрезвычайной ситуации максимального количества подразделений, подсистем РСЧС, аварийно-спасательных формирований на автомобилях, находящихся на дежурстве с одновременным сбором свободного от несения службы личного состава и введением в расчет резервной техники.
Таким образом, с введением рангов чрезвычайных ситуаций возможно решение управленческой задачи по определению состава сил и средств, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций, что существенно повысит эффективность управленческой деятельности должностных лиц, а от этого зависит жизнь и здоровье людей, повышается возможность существенно уменьшить вредные последствия для экологии, сберечь имущество граждан и снизить экономический ущерб для организаций и промышленных предприятий от чрезвычайных ситуаций.
Литература
1. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. Постановления Правительства РФ от 15 февраля 2014 r. № 109).
2. Камышанский М.И. Организация работы комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности: Практ. пособ. / М.И. Камышанский, С.В. Кучеренко, Н.В. Твердохлебов / Под общ. ред. М.И. Камы-шанского. М.: Институт риска и безопасности, 2010. 304 с.
3. Семиков В.Л., Рязанов В.А., Соболев Н.Н. и др. Организация и управление в области обеспечения пожарной безопасности: Учеб. пособ. М.: Академия ГПС МЧС России, 2009. 329 с.
4. Трофимова Л.А. Методы принятия управленческих решений: учебник для бакалавров / Л.А. Трофимова, В.В. Трофимов. М.: Юрайт, 2013. 335 с.
Сведения об авторах
Костылев Дмитрий Николаевич: ФГБОУ ВПО Ивановский институт ГПС МЧС России, ст. преп. 153040, Иваново, проспект Строителей, 33. Тел.: (4932)56-37-09. E-mail: [email protected]
Кокурин Алексей Константинович: к. т. н., ФГБОУ ВПО Ивановский институт ГПС МЧС России, ст. преп. 153040, Иваново, проспект Строителей, 33. Тел.: (4932)56-37-09. E-mail: [email protected]
Information about authors
Kostylev Dmitri N.: Federal State Budget Educational
Establishment of Higher Vocational Training The Ivanovo
Institute of State Firefighting Serviceof the Russian
Emergencies Ministry, Senior Lecturer.
153040, Ivanovo, Prospect Stroiteley, 33.
Tel.: (4932)56-37-09.
E-mail: [email protected]
Startcev Vladimir I.: Candidate of Technical Sciences, Federal State Budget Educational Establishment of Higher Vocational Training The Ivanovo Institute of State Firefighting Service of the Russian Emergencies Ministry, Senior Lecturer. 153040, Ivanovo, Prospect Stroiteley, 33. Tel.: (4932)56-37-09. E-mail: [email protected]