Научная статья на тему 'Методика применения танцевальных скручивающих движений для физического совершенствования девушек'

Методика применения танцевальных скручивающих движений для физического совершенствования девушек Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАНЦЫ / СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ / STRUCTURE OF LESSONS / ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ СКРУЧИВАЮЩИЕ ДВИЖЕНИЯ / DANCE / ОПОРНЫЕ ПРИНЦИПЫ / SUPPORTING PRINCIPLES / МЕТОДЫ / METHODS / DANCING TWISTING MOTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толмачева К.А.

Данная работа посвящена разработке методики применения танцевальных скручивающих движений для физического совершенствования девушек. В процессе анализа научно-методической литературы выявлено, что современные танцы нуждаются в изучении организационно-методических основ, средств, форм и методов проведения танцевальных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF THE DANCING TWISTING MOTION USING FOR PHYSICAL IMPROVEMENT OF GIRLS

Given functioning is dedicated to development of the methods of the using of dancing twisting motion for physical improvement of girls. In process of the analysis of scientificallymethodical literature it is revealled that modern dance needs study of organizing-methodical bases, facilities, forms and methods of the undertaking dancing lessons.

Текст научной работы на тему «Методика применения танцевальных скручивающих движений для физического совершенствования девушек»

ПЕДАГОГИКОЛСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Электронный жлфнял Камской государственной академии физической ку,чылт>ы, с портя и туризма

PerJVa Эл №ФС77-27659 от 26 марта 2007 г.

№2 (2009)

(Выпуск 11)

УДК 796.011

МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ СКРУЧИВАЮЩИХ ДВИЖЕНИЙ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕВУШЕК

К.А. Толмачева - аспирантка Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Набережные Челны

METHODS OF THE DANCING TWISTING MOTION USING FOR PHYSICAL

IMPROVEMENT OF GIRLS

K.A. Tolmacheva - post-graduate student Kama State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism

Naberezhnye Chelny

ksenia_tolmacheva@mail. ru

Ключевые слова: танцы, структура занятий, танцевальные скручивающие движения, опорные принципы, методы.

Аннотация: данная работа посвящена разработке методики применения танцевальных скручивающих движений для физического совершенствования девушек. В процессе анализа научно-методической литературы выявлено, что современные танцы нуждаются в изучении организационно-методических основ, средств, форм и методов проведения танцевальных занятий.

Keywords: dance, structure of lessons, dancing twisting motion, supporting principles, methods.

The Abstract: given functioning is dedicated to development of the methods of the using of dancing twisting motion for physical improvement of girls. In process of the analysis of scientifically-methodical literature it is revealled that modern dance needs study of organizing-methodical bases, facilities, forms and methods of the undertaking dancing lessons

Введение. Уровню физического здоровья значительной части населения, высокоразвитых в промышленном отношении стран, угрожают последствия гипокинезии (пониженной двигательной активности). Недостаточная активность мышц приводит к неполной реализации генетических возможностей человека, к слабости сердечной мышцы, застойным явлениям во внутренних органах, ожирению, недостаточному уровню физического развития и физического

4707014459010

совершенствования. Одним из способов устранения, создавшегося положения, является увеличение объема физической тренировки [1]. Мечтая об универсальном средстве против всех недугов, человечество за многие столетия своего существования пережило ни одно увлечение модными лекарствами, новейшими теориями оздоровления и повышения уровня физического совершенствования, но, всякий раз, очередная сенсация оказывалась развенчанной. Авторитет же физических упражнений не только не поколебался, но и неизмеримо вырос [3]. Среди распространившихся в последнее время видов массовых занятий физическими упражнениями существенное место занимает танец-модерн, являющийся синтезом различных танцевальных направлений, выступающий как средство воспитания культуры занимающихся и как процесс физического совершенствования. Танец-модерн является декоративным,

высокохудожественным и сложнокоординационным видом двигательной активности, движения и позы танцовщика красивы, изящны и грациозны. Для его исполнения требуется постоянное взаимодействие всех частей тела в отлаженных движениях, ни одно из которых не может быть лишним [8]. Физические и психические реакции человека сопровождаются движениями мышц тела, которые начинаются с исходной позиции, называемой анатомической (тело вертикально, ноги соединены, параллельны, руки опущены вдоль туловища, ладонями наружу). Движения танца-модерна задействуют все звенья тела человека, т.е. голову, верхние конечности, туловище, таз, нижние конечности. Туловище, как центральная часть тела, связано с позвоночным столбом, который может осуществлять кривые движения, похожие на движения змеи или мерной ленты (в отличие от движений остальных частей тела, которые напоминают, скорее, складной метр), это связано с подвижностью позвоночника, включающего 26 уровней суставов. Туловище может совершать движения в трех плоскостях: вперед - сгибание, назад - вытягивание, в сторону -боковой наклон, относительно своей оси - скручивающие движения [5].

Танец-модерн вобрал в себя большое количество разных танцевальных направлений, таких как латиноамериканское, африканское, европейское и др. Каждое из этих направлений включает единичные танцевальные движения, координационные танцевальные движения, пластичные танцевальные движения, скручивающие танцевальные движения и др. Благодаря скручивающим танцевальным движениям происходит увеличение подвижности позвоночного столба, который обеспечивает движения в разных плоскостях; поддерживание мышц головы, обеспечение необходимой жесткости, в положении стоя; защита спинного мозга от ударов и сотрясений [2]. Анализ научно-методической литературы свидетельствует о том, что танец-модерн нуждается в изучении научных основ организации тренировочного процесса, в переосмыслении средств, форм и методов проведения танцевальных занятий (Т.С. Лисицкая, 1984; И. А. Шипилина, 2004).

Методы и организация исследования. В нашем исследовании предполагается использование следующих методов: анализ научно-методической литературы, тестирование уровня физического совершенствования (тест на определение уровня физической подготовленности, уровня двигательной координации, уровня пластичности), метод педагогического наблюдения, методы математической статистики.

Структура и содержание занятий. Занятия танцем-модерн проводятся на базе среднего образовательного учреждения в малом хореографическом зале. Зал обеспечен необходимой материально-технической базой для успешного проведения занятий с использованием танцевальных скручивающих движений. В классификации танцевальных скручивающих движений положены следующие признаки: 1) по возрасту: зрелый возраст, первый период (21-35 лет); 2) по полу: девушки; 3) по уровню подготовленности: продолжающие; 4) по содержанию: элементы классического танца, танцевальные элементы латиноамериканского, африканского и европейского стилей, дыхательные упражнения, различные виды аэробики.

При проведении занятий с использованием танцевальных скручивающих движений широко применяются специфичные методы (рис. 1), обеспечивающие разнообразие (вариативность) танцевальных движений. К ним относятся: 1) метод музыкальной интерпретации, который широко используется при построении танцевальных композиций. В его реализации можно выделить два подхода: первый связан с конструированием конкретного движения, а второй - с вариациями движений в соответствии с изменениями в содержании музыки. В основе первого подхода лежит составление движений под заданную музыку с учетом содержания, формы, ритма, динамических оттенков, т.е. конструирование движения с учетом основ музыкальной грамоты. Реализация второго подхода собственно и является методом музыкальной интерпретации. Надо скомпоновать подобранные движения в соответствии с музыкальной темой. Во время припева (если такой присутствует) можно выполнять одинаковые композиции. При звучании куплета можно использовать разные наборы танцевальных движений, а можно аналогичные, но с небольшим изменением ритма, движений рук, изменением амплитуды движений; 2) метод усложнений - определенная логическая последовательность обучения танцевальным движениям. Педагогически грамотный подбор танцевальных движений с учетом их доступности для занимающихся, их постепенное усложнение за счет новых деталей. Если разучивается движение, выполняемое одной частью тела, то целостное действие первоначально может быть разделено на составные части, которые выполняются как самостоятельные действия, а потом соединяются. Усложнение простых по технике танцевальных движений может осуществляться за счет разных приемов: изменение темпа движения; изменение ритма движения; добавление новых движений в ранее изученные комбинации; изменение техники выполнения движения; изменение направления движения;

изменение амплитуды движения; 3) метод сходства используется в том случае, когда при подборе нескольких упражнений берется за основу какая-то одна двигательная тема, направление перемещений или стиль движений. Такой комплекс может состоять из двух и более двигательных действий. В зависимости от уровня подготовленности занимающихся переход на каждое последующее действие может быть медленным или более быстрым; 4) метод блоков проявляется в объединении между собой разных, ранее разученных танцевальных движений в хореографическое соединение. В зависимости от уровня подготовленности занимающихся и сложности движений, каждое из подобранных для блока движений может повторяться несколько раз. Более сложным является соединение движений в блок без их многократных повторений. Применение этого метода позволяет добиться нужного качества исполнения танцевальных композиций. В то же время, при использовании вариаций блоков, можно разнообразить танцевальную программу [4].

Метод музыкальной интерпретации

\

Специфические методы, обеспечивающие вариативность танцевальных движений

Рис. 1. Специфичные методы, применяемые при использовании танцевальных скручивающих

движений

Принципы построения занятий с использованием танцевальных скручивающих движений (принцип вариативности; принцип музыкальной, выразительной и эстетической целесообразности; принцип сознательности и активности; принцип систематичности; принцип доступности; принцип наглядности; принцип постепенного усложнения танцевальных связок) имеют схожие черты с общеметодическими и специфическими принципами физического

воспитания (рис. 2) [7].

Рис. 2. Принципы построения занятий с использованием танцевальных скручивающих движений

Результаты и их обсуждение. Для повышения уровня физического совершенствования девушек на занятиях с использованием танцевальных скручивающих движений целесообразна комплексная работа. В связи с этим, на занятиях мы используем принцип вариативности (разнообразия) физических упражнений (элементы классического танца, танцевальные элементы разных стилей с использованием танцевальных скручивающих движений; упражнения аэробной, динамической и статической направленности; дыхательные упражнения и др.).

Исходя из вышесказанного, мы предлагаем использование различных видов движений с применением танцевальных скручивающих движений для эффективного воздействия на компоненты физического совершенствования девушек.

Заключение. Разработка данной методики связана со сложностью варьирования нагрузки при проведении групповых танцевальных занятий с лицами разного уровня подготовленности. Научное обоснование данной методики применения танцевальных скручивающих движений позволит более широко использовать танец-модерн для повышения уровня физического совершенствования девушек. Методика применения танцевальных скручивающих движений для физического совершенствования девушек должна следовать четырехчастной структуре построения занятий и включать вариативные упражнения.

Литература

1. Баранова, С.В. Волшебные оздоровительные комплексы для стройности, гибкости, бодрости / С.В. Баранова. -Ростов н/Дону : Феникс, 2008. - 284 с.

2. Белов, Н.В. 10000 советов. Пилатес / Н.В. Белов. - Минск : Харвест, 2008. - 128 с.

3. Верещагин, В.Г. Справочник по классической йоге / В.Г. Верещагин. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 346 с.

4. Ильяшенко, Н.Ф. Ритмическая гимнастика в системе физического воспитания в вузах / Н.Ф. Ильяшенко. - СПб., 2000. - 156 с.

5. Кале-Жермен, Б. Твое тело: подробная инструкция для пользователя или как работают позвоночник, суставы и мышцы / Б. Кале-Жермен. - пер. с франц. - М. : Астрель, 2008. - 296 с.

6. Селиверстова, Н.Н. Влияние уровней физического развития, функциональной и физической подготовленности на репродуктивное здоровье девушек-студенток / Н.Н. Селиверстова [Электронный ресурс] // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2006. - № 6. - Режим доступа: http://kamgifk.ru/magazin/iournal.htm.

7. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М. : Академия, 2000. - 480 с.

8. Чиккетти, Г. Полный учебник классического танца / Г. Чиккетти; пер. с итал. Е. Лысовой. - М. : Астрель, 2008. - 508 с.

Bibliography:

1. Baranova, S.V. Magic health complexes for harmony, flexibility, cheerfulness / S.V. Baranova. - Rostov / Don : Feniks, 2008. - 284 pp.

2. Belov, N.V. 10000 Boards. Pilates / N.V. Belov. - Minsk : Harvest, 2008. - 128 p.

3. Vereshchagin, V.G. Handbook of Classical Yoga / V.G. Vereschagin. - Rostov n / D : Phoenix, 2006. - 346 pp.

4. Ilyashenko, N.F. Rhythmic gymnastics in physical education in high schools / N.F. Ilyashenko. - SPb., 2000. - 156 pp.

5. Calais-Germain, B. Your body: Detailed instructions for the user or how the spine, joints and muscles / B. CalaisGermain. - Trans. with the French. - M.: Astrel, 2008. - 296 pp.

6. Seliverstova, N.N. Effect of physical development, functional and physical training on reproductive health of female students / N.N. Seliverstova [electronic resource] / / Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports. - 2006. - № 6. - Mode of access: http://kamgifk.ru/magazin/journal.htm.

7. Kholodov, Zh.K. Theory and Methods of Physical Education and Sports: Training. handbook for students of higher learning. institutions / Zh.K. Kholodov, VS Kuznetsov. - Moscow: The Academy, 2000. - 480 pp.

8. Chikketti, G. complete textbook of classical dance / G. Chikketti; lane. in Italian. E. Lisov. - M.: Astrel, 2008. - 508 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.