Научная статья на тему 'Методика преподавания психологии на факультативных и кружковых занятиях в школе'

Методика преподавания психологии на факультативных и кружковых занятиях в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
515
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / TEACHING METHOD / ПСИХОЛОГИЯ / PSYCHOLOGY / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ / OPTIONAL CLASSES / МАЛЫЕ ГРУППЫ / SMALL GROUPS / РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Материнский А. Г.

В статье говорится, что современная школа должна формулировать свой запрос согласно имеющимся в приоритете в государстве процессам. Базовым положением новых федеральных образовательных стандартов является тезис о развитии личности, её механизмы, процессы. Рассматривается процесс преподавания в школе психологии, который организуется, как условная структура, имеющая в своём развитии отсутствие формального метода, которая ориентирует учащегося на создание вопроса, с последующей обязательной рефлексией. Уникальный, индивидуальный подход преподавания даёт возможность сосуществовать педагогу и учащемуся в одной парадигме, в плоскости постоянного, непрерывного получения знания о мире и связи его с человеком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article says that modern school must formulate its request according to the priority state processes. The thesis on personality development, its mechanisms and processes are the fundamental provision of Federal educational standards. The article describes the process of teaching psychology at school which is organized as a conditional structure without the formal method in its development, which orients a student to create a question with the subsequent compulsory reflection. The unique individual teaching approach gives the opportunity to coexist a teacher and a student in one paradigm, in the plane of constant, unceasing knowledge acquisition about the world and its connection with an individual.

Текст научной работы на тему «Методика преподавания психологии на факультативных и кружковых занятиях в школе»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

peer-reviewed • open access journal

ISSN 250-3585

УДК: 373.5:159.9

ББК: 74.268.8 Педагогические науки ]5

Методика преподавания психологии на факультативных и кружковых занятиях в школе.

© А.Г. Материнский

А.Г. Материнский - социальный педагог, ГБОУ Пушкинский лицей №1500

Адрес: 101000, город Москва, Милютинский переулок, дом 18, строение 2, Российская

Федерация

АННОТАЦИЯ

В статье говорится, что современная школа должна формулировать свой запрос согласно имеющимся в приоритете в государстве процессам. Базовым положением новых федеральных образовательных стандартов является тезис о развитии личности, её механизмы, процессы. Рассматривается процесс преподавания в школе психологии, который организуется, как условная структура, имеющая в своём развитии отсутствие формального метода, которая ориентирует учащегося на создание вопроса, с последующей обязательной рефлексией. Уникальный, индивидуальный подход преподавания даёт возможность сосуществовать педагогу и учащемуся в одной парадигме, в плоскости постоянного, непрерывного получения знания о мире и связи его с человеком.

Ключевые слова: методика преподавания, психология, Федеральный государственный образовательный стандарт, факультативные занятия, малые группы, рефлексия.

16

В настоящее время происходят глобальные изменения, влияющие как на экономическую, так и на социально-культурную ситуацию страны. Перемены коснулись и образования, перед которым теперь ставятся новые цели и задачи. В условиях активного внедрения новых федеральных стандартов образования современная школа вынуждена изменить давно устоявшиеся постулаты обучения учащихся [10, 11].

Современный школьник должен учиться по - новому и к нему теперь предъявляются особые требования. Базовым положением новых образовательных стандартов служит тезис о развитии личности. Качества, которыми должен обладать сегодняшний школьник, это, прежде всего, качества успешного человека, развитой личности. Удовлетворить данную потребность общества может только психологическое образование школьников.

Для формирования успешной личности школьники должны обладать необходимым набором знаний по психологии, должны разбираться в особенностях функционирования человека в обществе. Приобщение детей к знаниям психологии необходимо для полноценного их развития, признания ими ценности самих себя. Преподавание психологии уже активно ведется в современной школе, однако стоит учесть, что оно осуществляется иначе, чем в учебных заведениях начального и высшего профессионального образования, а так же отличается от преподавания других научных дисциплин вообще.

Создание условий для всестороннего развития личности ребенка - цель, преследуемая школой, в соответствии с ФГОС, достигается посредством организации внеурочной деятельности. Освоение программ внеурочной деятельности обеспечивает готовность и способность обучающихся к саморазвитию, формирует мотивационные аспекты познания, развивает личностные качества, дает возможность для организации межличностных взаимоотношений [4,6] . Поэтому совершенно логично, что преподавание психологии осуществляется посредством

внеурочной деятельности в форме кружков и факультативов.

Так же как и уроки, факультативы и кружки ведутся по утвержденным программам и планам, ведется журнал, занятия проводятся по расписанию. Такие занятия чаще всего ведутся школьным педагогом-психологом. Все программы по психологии для школьников направлены на всестороннее развитие личности ребенка, на развитие основных сфер психики - интеллектуальной, эмоционально-волевой, личностной [5] .

Выбор программ, прежде всего, основан на удовлетворение возрастных потребностей учеников. Знание индивидуально-психологических особенностей учащихся позволяет педагогу-психологу варьировать учебное содержание занятий, в зависимости от запроса, предъявляемого к конкретному классу, мотива-ционной готовности учащихся. Имеются основные направления работы с учащимися разного возраста, которые осуществляются в рамках изучения психологии. Они являются ведущими при выборе программ занятий.

Обучение психологии на факультативных и кружковых занятиях носит развивающий характер. Задача обучения теоретическими знаниями психологии не является здесь главной и ведущей. Теоретические знания психологии вводятся в процессе каждого занятия по мере необходимости, чаще даже по запросу самих учащихся. Знания отрабатываются на практике на каждом занятии посредством возвращения к обсуждаемым вопросам, и так как предлагаемые темы для обсуждения основываются уже на пройденном материале, невольно сами учащиеся возвращаются к приобретенным недавно знаниям.

На занятиях не ставится цель сделать из школьников профессиональных психологов, цель - это овладение ими теоретическими и практическими знаниями и методами построения взаимодействия и общения с людьми в различных условиях их жизнедеятельности, овладение способами понимания и преобразования

условий, определяющих образ действий других людей, и преобразование условий собственной жизнедеятельности и сознания, т.е. познавая других, познавать себя

[1,3].

Факультативные и кружковые занятия по психологии - групповые по форме проведения. Как было сказано выше, занятия по психологии в школе ведет педагог-психолог, однако, при проведении занятий, он должен включать и функции педагога и руководителя и участника малой группы.

Следует отметить, что при построении факультативных и кружковых занятий жесткого планирования не может быть (планирование, конечно, есть, но оно постоянно меняется), так как должны учитываться особенности ученической группы и их познавательные способности. Темы занятий по психологии могут предлагаться, но должны варьироваться от запросов учеников. Особенно это важно начиная уже с младшего школьного возраста. Дети «цифрового поколения» уже сами могут обозначить проблемные стороны своей деятельности, активизировать запрос на занятия [2] . И это очень важно для установления доверительных отношений между учениками и педагогом-психологом, это стимулирует интерес обучающихся к изучению психологии, а как следствие развивает и личность самого обучающегося.

Проведение факультативных и кружковых занятий по психологии организуется в три этапа: вводная часть, на которой проводятся какие - либо организационные упражнения, настраивающие на коллективную работу, может вводиться тема основного занятия; основная часть -проведение самого занятия, и заключение проводится рефлексия и обсуждение занятия, учащиеся высказывают свое отношение к изученной теме. Главное, чтобы обсуждение прошло продуктивно для более успешного усвоения нового и для создания положительного отношения к пройденному занятию.

Следует отметить, что в отличие от урочной деятельности и факультативной

деятельности вообще, изучение психологии не оценивается. Главным критерием усвоения психологических знаний является умение рефлексировать в конце каждого занятия, иметь собственное отношение по изучаемому вопросу, применение изученных понятий на последующих занятиях, которое, безусловно, качественно оценивается педагогом, ведущим факультативные занятия.

Построение школьного курса психологии преследует единственную цель: самоактуализация, самовыражение, самоутверждение, самосовершенствование, самореализация личности школьника в учебной деятельности, общении, в жизни. Достичь этого возможно посредством: активизации интереса к процессу самопознания, научения способам получения знаний о себе, умению рефлексировать, создания условий для развития личности школьника в области нравственного совершенствования, для формирования детского коллектива и его продуктивной деятельности. Все это достигается методами преподавания [7,8,9 ].

Методы преподавания очень разнообразны и многочисленны. Выбор наиболее эффективного метода зависит от цели, достигаемой на каждом занятии по психологии. Можно говорить, что в преподавании психологии в школе применяются распространенные методы педагогики, а так же с успехом применяются диагностические и психотерапевтические методы психологии или их элементы. Тем самым можно говорить об особой методике преподавания психологии в школе, которая имеет общие черты с методиками преподавания других предметов и психологии в профессиональных учреждениях образования, но и имеет значительные отличия [2].

На занятиях часто используются такие методы как: беседа, объяснения, чтения литературы, предоставление иллюстраций, схем, фильмов, а так же демонстрация практических способов действия (выполнение тех или иных упражнений на развитие познавательной сферы, упражнения на саморегуляцию и

17

т.п.), деловая игра, тренинг. Используются так же методы и элементы психотерапии - сказкотерапии, арт-терапии, психодрамы, интерпретации клинических случаев.

Сущность обучения психологии состоит в том, что это активный, сознательный, систематический, организованный процесс приобретения обучаемыми психологических знаний о себе и других людях, а также навыков, умений и других

ЛИТЕРАТУРА

качеств, необходимых для решения ими практических задач, реализуемый в совместной деятельности с педагогом. Обучение, таким образом, следует понимать не как процесс «передачи» готовых знаний от педагога к обучаемому, а как широкое их взаимодействие, предусматривающее развитие личности обучаемого посредством усвоения научных знаний и способов деятельности.

18

1. Ляудис, В. Я. Методика преподавания психологии : учеб. пособие / В. Я. Ляудис. — М., 2000.

2. Молочкова И.В. Методологические и методические аспекты психологии как учебного предмета в школе и в ВУЗе: учеб. пособие/ Молочков И.В. - Челябинск, 2008.

3. Панкратова Т.М. Методика преподавания психологии: учеб. пособие/ Панкратова Т.М. - ЯрГУ, 2015.

4. Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. №373 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказов от 29 декабря 2014 г. №1643, от 18.05.2015г. №507).

5. Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».

6. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказов от 29 декабря 2014г. №1644).

7. Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. - М. 2007. Серия в помощь учителю.

8. Сорокоумова Е.А. Уроки самопознания в начальной школе. - М. 2007. Серия в помощь учителю.

9. Сорокоумова Е.А. Уроки экологии в начальной школе. - М. 2007. Серия в помощь учителю.

10. Сорокоумова Е.А., Богатырева Е.С. Психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования экологического сознания цифрового поколения/Коллекция гуманитарных исследований. 2016. № 2 (2). С. 56-61.

11. Сорокоумова Е.А., Налетова Ю.В. Психолого-педагогическое сопровождение коррекции детской тревожности: когнитивный подход/В сборнике: Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход Материалы VI Всероссийской конференции с международным участием. Курский государственный медицинский университет; Под редакцией Ткаченко П.В.. 2016. С. 265-272.

METHODOLOGY OF TEACHING PSYCHOLOGY IN OPTIONAL AND FACULTATIVE CLASSES AT SCHOOL

Artem Gr. Materinskiy

Materinskiy Artem Gr. — social teachert, The Pushkin Lyceum №1500.

Address: 101000, Moscow, Milutinsky pereulok, Building 18, Building 2, Russian Federation

Abstract

The article says that modern school must formulate its request according to the priority state processes. The thesis on personality development, its mechanisms and processes are the fundamental provision of Federal educational standards. The article describes the process of teaching psychology at school which is organized as a conditional structure without the formal method in its development, which orients a student to create a question with the subsequent compulsory reflection. The unique individual teaching approach gives the opportunity to coexist a teacher and a student in one paradigm, in the plane of constant, unceasing knowledge acquisition about the world and its connection with an individual.

Keywords: teaching method, psychology, Federal state educational standard, optional classes, small groups, reflection.

19

REFERENCE

1. Lyaudis V. YA. Metodika prepodavaniya psik-hologii : ucheb.posobiye / V. YA. Lyaudis. — M., 2000.

2. Molochkova I.V. Metodologicheskiye i metodicheskiye aspekty psikhologii kak ucheb-nogo predmeta v shkole i v VUZe: ucheb.posobiye/ Molochkov I.V. - Chelyabinsk, 2008.

3. Pankratova T.M. Metodika prepodavaniya psikhologii: ucheb.posobiye/ Pankratova T.M. -YarGU, 2015.

4. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 06 oktyabrya

2009 g. №373 «Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniya» (v reda-ktsii prikazov ot 29 dekabrya 2014 g. №1643, ot 18.05.2015g. №507).

5. Pis'mo Minobrnauki Rossii ot 14.12.2015 N 09-3564 "0 vneurochnoy deyatel'nosti i real-izatsii dopolnitel'nykh obshcheobrazovatel'nykh programm".

6. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17 dekabrya

2010 g. №1897 «Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya» (v redakt

sii prikazov ot 29 dekabrya 2014g. №1644).

7. Sorokoumova Ye.A. Uroki obshcheniya v nachal'noy shkole. - M. 2007. Seriya v pomoshch' uchitelyu.

8. Sorokoumova Ye.A. Uroki samopoznaniya v nachal'noy shkole. - M. 2007. Seriya v pomoshch' uchitelyu.

9. Sorokoumova Ye.A. Uroki ekologii v nachal'noy shkole. - M. 2007. Seriya v po-moshch' uchitelyu.

10. Sorokoumova Ye.A., Bogatyreva Ye.S. Psik-hologo-pedagogicheskoye soprovozhdeniye protsessa formirovaniya ekologicheskogo soz-naniya tsifrovogo pokoleniya/Kollektsiya gu-manitarnykh issledovaniy. 2016. № 2 (2). S. 56-61.

11. Sorokoumova Ye.A., Naletova YU.V. Psikholo-go-pedagogicheskoye soprovozhdeniye korrekt-sii detskoy trevozhnosti:kognitivnyy podkhod/V sbornike: Psikhologiya zdorov'ya i bolezni: kliniko-psikhologicheskiy podkhod Materialy VI Vserossiyskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem. Kurskiy gosudarstvennyy meditsin-skiy universitet; Pod redaktsiyey Tkachenko P.V.. 2016. S. 265-272.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.