Научная статья на тему 'Историко-монографический анализ реализации принципа связи обучения с жизнью в методике преподавании биологии в школе'

Историко-монографический анализ реализации принципа связи обучения с жизнью в методике преподавании биологии в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
362
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИКО-МОНОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ПРИНЦИП СВЯЗИ ОБУЧЕНИЯ С ЖИЗНЬЮ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Латюшин Виталий Викторович

В статье проведен историко-монографический анализ проблемы реализации принципа связи обучения с жизнью в методике преподавания биологии в отечественной школе с XVIII века и по настоящее время. Выявлены основные тенденции и подходы к реализации данного принципа на современном этапе модернизации школьного биологического образования в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of the paper carries out the historical and monographic analysis of realising the principle of connection between education and life in the biology teaching method in domestic school from the 18 th century till the present time. The author reveals the main tendencies and approaches to realisation of this principle at the modern stage of modernisation of school biology teaching in the country.

Текст научной работы на тему «Историко-монографический анализ реализации принципа связи обучения с жизнью в методике преподавании биологии в школе»

В. В. Латюшин

ИСТОРИКО-МОНОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА СВЯЗИ ОБУЧЕНИЯ С ЖИЗНЬЮ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ

В статье проведен историко-монографический анализ проблемы реализации принципа связи обучения с жизнью в методике преподавания биологии в отечественной школе с XVIII века и по настоящее время. Выявлены основные тенденции и подходы к реализации данного принципа на современном этапе модернизации школьного биологического образования в стране.

Ключевые слова: историко-монографический анализ, принцип связи обучения с жизнью, методика преподавания биологии, модернизация школьного биологического образования.

V. Latyushin

HISTORICAL AND MONOGRAPHIC ANALYSIS OF REALISING THE PRINCIPLE OF CONNECTION BETWEEN EDUCATION AND LIFE IN THE SCHOOL BIOLOGY TEACHING METHOD

The author of the paper carries out the historical and monographic analysis of realising the principle of connection between education and life in the biology teaching method in domestic school from the 18 th century till the present time. The author reveals the main tendencies and approaches to realisation of this principle at the modern stage of modernisation of school biology teaching in the country.

Key words: historical and monographic analysis, principle of connection between education and life, biology teaching method, modernisation of school biology teaching.

Формирование целостного представления о реализации принципа связи обучения с жизнью в методике преподавания биологии в школе не представляется возможным без историко-монографического анализа ее возникновения, становления, развития, современного состояния.

Поэтому необходимо проанализировать и обобщить основополагающие научнометодические достижения ученых-методи-стов и педагогов-практиков в аспекте рассматриваемой проблемы для дальнейшего научного поиска и обоснования инновационных путей и концептуальных механиз-

мов ее решения в образовательной практике на современном этапе модернизации школьного биологического образования в стране.

Принцип связи обучения с жизнью выступает инструментальным выражением процесса формирования позитивного социального опыта в школе. Он включает в себя объективное требование отразить в содержании образования социальный заказ общества на становление и развитие социально активной и социально зрелой личности современного российского школьника.

Данный принцип охватывает все важнейшие структурные элементы обучения — его содержание, методы, организационные формы и является связующим звеном между теорией и практикой обучения.

Реализация принципа связи обучения с жизнью в процессе выполнения школьной программы способствует «формированию мировоззрения школьников, повышает значимость учебной деятельности в сознании учащихся, придает ей осмысленный характер и тем мобилизует волевые усилия для учения, способствует конкретизации знаний и формированию умения применять их на практике» [4, с. 192].

В результате реализации данного принципа происходит «приобщение учащихся к обобщенному и систематизированному опыту человечества» [4, с. 192], на основе знания теории, соединенной с личной практикой в различных видах деятельности.

И как следствие, формируется устойчивая мотивация и отношение учащихся к учению и происходит осмысление необходимости в достижении высокого качества образования.

Мощный методический ресурс для реализации этого принципа имеется в процессе получения школьниками биологического образования, так как именно изучение биологических явлений и объектов, окружающих ученика, предусматривает тесную связь между овладением школьниками те-

оретическими разделами школьной программы и их участием в различных видах практической деятельности. В результате происходит не только закрепление, обобщение и систематизация полученных знаний и овладение практическими умениями, но и формирование опыта самостоятельной деятельности в изучении природных явлений и объектов, повышается личная ответственность обучаемых по отношению к окружающему растительному и животному миру, происходит развитие у них экологической культуры.

В проведенном автором монографическом исследовании [3] предпринята одна из первых попыток системного освещения проблемы реализации принципа связи обучения с жизнью в методике преподавания биологии в отечественной школе дореволюционного, советского и постсоветского периода времени, начиная с XVIII в. и по настоящее время.

Исторический анализ фактологического научного и научно-методического материала конца XVIII — первой четверти XX в. (до 1917 г.) в аспекте рассматриваемой проблемы позволил прийти к итоговому выводу о том, что рассмотрение вопроса о реализации принципа связи обучения с жизнью явно прослеживается в рамках возникновения и становления обозначенной проблемы в обучении биологии. В то же время необходимо отметить, что накануне 1917 г. многие вопросы, касающиеся методики использования местных природных условий, были сформулированы передовой педагогической мыслью (В. Г. Белинский, В. Л. Би-анки, Н. Х. Вессель, А. Я. Герд, В. Ф. Зуев, Д. Н. Кайгородов, Я. А. Коменский, П. Ф. Лесгафт, М. В. Ломоносов, А. Любен, С. Пал-лас, В. В. Половцев, И. И. Полянски, К. Ф. Рулье, К. Д. Ушинский, К. П. Ягодовский и др.), получили определенное развитие, большей частью теоретическое, но в массовую школу внедрены не были.

В результате сама реализация принципа связи обучения с жизнью в аспекте рассматриваемой проблемы носила эпизоди-

ческий характер, ограничиваясь в основном теоретико-методическими изысканиями по этому вопросу.

Исторический анализ фактологического научного и научно-методического материала первого десятилетия становления Советской школы в стране (1917—1930 гг.) в аспекте рассматриваемой проблемы позволил прийти к итоговому выводу о том, что рассмотрение вопроса о реализации принципа связи обучения с жизнью в методике преподавания биологии получило мощное теоретическое и практическое развитие (Н. М. Верзилин, А. Ф. Вин-тергальтер, Б. В. Всесвятский, В. А. Герд, В. Е. Глуздовский, И. М. Гревс, П. Н. Груздев, Б. П. Есипов, Е. А. Звягинцев, Г. И. Иванов, Ф. Н. Натали, И. И. Полянский, Б. Е. Райков, К. П. Ягодовский, А. А. Яхонтов и др.).

В теоретическом плане значительно возросло количество методической литературы по естественно-историческим экскурсиям, в том числе по экскурсионному делу и лабораторным практикумам. Был решен вопрос об отнесении краеведения к дидактическим принципам. Учеными-методис-тами выдвинуты новые требования к преподавателю естествознания. Обобщен первый опыт работы по связи естествознания с общественно полезной работой. Появляются первые учебные пособия по организации воспитательной работы со школьниками в процессе обучения биологии. В практическом плане экскурсионное дело и лабораторные работы по биологии получают мощное развитие, но к окончанию данного периода по различным объективным и субъективным причинам начинают сворачиваться. Также получили развитие фенологические наблюдения. В то же время приходится констатировать, что они не были связаны с программой обучения и не вытекали из нее. В этот период времени наблюдается становление и мощное развитие юннатского движения, объединяющего в кружки любителей природы — юных натуралистов.

Подводя общие итоги анализа этого периода времени в решении рассматриваемой проблемы необходимо особо подчеркнуть, что основополагающие тенденции в развитии школьного биологического образования того времени были обусловлены сменой социально-политического строя в стране, отражающего идеологию становления советской школы первого десятилетия.

Исторический анализ фактологического научного и научно-методического материала советского периода в жизни страны (1931-1991 гг.) в аспекте рассматриваемой проблемы позволил прийти к итоговому выводу о том, что рассмотрение вопроса о реализации принципа связи обучения с жизнью в методике преподавания биологии в школе получило дальнейшее теоретическое и практическое развитие в начале и середине данного промежутка времени (Н. М. Верзилин, М. М. Голлербах, А. Я. Герд, А. Г. Головач, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, П. В. Иванов, Г. С. Калинова, Г. Е. Ковалева, В. М. Корсунская, М. М. Левина, З. Н. Персикова, О. С. Полянская, И. И. Полянский, Н. А. Рыков, В. П. Стрезикозин, О. С. Стрелкова, И. Т. Сура-вегина, Д. И. Трайтак, А. Г. Хрипкова, Е. Я. Цал и др.).

Так, в теоретическом плане был обоснован системный подход к обучению биологии в средней школе на основе связи с общедидактическими принципами обучения; были выдвинуты новые требования к методике преподавания биологии: о проведении наблюдений в школьной лаборатории, в уголке живой природы, на экскурсиях, на школьном учебно-опытном участке, о необходимости давать систематические и прочные знания о жизни природы, вырабатывать практические умения и навыки; обоснована необходимость осуществления комплексного подхода к проведению экскурсий; обоснованы принципы экологического образования; получила дальнейшее развитие методика организации и проведения экскурсий в природу и в краеведческие музеи, сам же принцип связи обу-

чения с жизнью не получил должного развития во взаимосвязи с другими формами организации обучения; предприняты попытки методического обоснования вопроса о необходимости применения биологических знаний в общественно полезной деятельности школьников; частично рассмотрены вопросы природоохранной деятельности школьников по природному благоустройству школьных территорий: обоснована необходимость проведения фенологических наблюдений во взаимосвязи с урочными и внеурочными формами работы со школьниками; выдвинута проблема комплексного использования всех форм организации учебной и воспитательной работы со школьниками по биологии; обоснована необходимость активизации самостоятельной работы школьников по изучению природных условий.

В практическом плане произошел расцвет юннатовского движения в стране; экскурсионное дело и лабораторные практические занятия по изучению природы продолжали развиваться; фенологические наблюдения в городских парках и садах также получили свое развитие в сочетании с урочными формами работы и кружковой работой; расширены возможности общения учащихся с живой природой, окружающей школу, при ведущей роли урока как основной формы обучения; стали практиковаться внеклассные формы работы по биологии, ориентированные на эстетическое воспитание школьников; были попытки продолжить организацию опытно-практических работ со школьниками с декоративными древесно-кустарниковыми растениями в городских парках и бульварах.

К окончанию указанного промежутка времени наметилась тенденция к стагнации в решении вопроса о действенной реализации рассматриваемого нами принципа.

Несмотря на выдвинутые новые требования к курсу «биология» в средней общеобразовательной школе, согласно которым «связь теории с практикой — определяет

содержание, структуру школьного курса биологии, последовательность развития основных понятий» [5, с. 114]. В то же время нововведения Министерства образования РФ о реформе школьного биологического образования в стране: новых учебных планов, программ и учебников, в большинстве своем не были поддержаны ведущими методистами, педагогами-практиками, так как сама реализация принципа связи обучения с жизнью только декларировалась на фоне резкого изменения объема, структуры и содержания учебных планов, программ и учебников по биологии. В то же время наметились новые тенденции — вариативность в школьном биологическом образовании и дифференцированный подход к учащимся.

Исторический анализ научного и научно-методического материала на современном этапе модернизации школьного биологического образоания в стране (1992 г. — по настоящее время) в аспекте рассматриваемой проблемы позволил прийти к итоговому выводу о том, что рассмотрение вопроса о реализации принципа связи обучения с жизнью в методике преподавания биологии в школе получило дальнейшее теоретическое и практическое развитие начиная с конца 90-х гг. XX столетия (Н. Г. Боброва, А. Е. Богоявленская, Г. И. Данильченко, В. А. Демидов, Г. С. Калинова, Б. Д. Комисаров, Т. В. Коростелова, В. В. Латюшин, А. И. Никишов, В. В. Пасечник, И. Н. Понама-рева, С. В. Суматохин, И. Т. Суровегина, Д. И. Трайтак, А. Г. Хрипкова и др.).

В то же время приходится констатировать, что действенная реализация данного принципа существенно тормозилась в первой половине и середине 1990-х гг. из-за несовершенства нормативно-правовой базы в школьном биологическом образовании при переходе на вариативное образование в России: наличием большого количество авторских учебных программ и учебников различных по своему объему, содержанию, качеству; резким сокращени-

ем различных форм учебной и внеучебной практической работы с учащимися по биологии; разрушением материально-технической базы школ; современного оснащения кабинетов биологии: отсутствием во многих городских школах уголков живой природы и учебно-опытных участков.

В результате, с одной стороны, «разработка различных вариантов учебных планов, альтернативных учебных программ, учебно-методических пособий, появление школ разного типа: гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением предмета — позволили уйти от единообразия, в наибольшей степени учитывать индивидуальные особенности учащихся» [5, с. 26].

С другой стороны, «вариативность учебных программ вызвала деструктивные процессы: исключение отдельных образовательных дисциплин, в том числе биологии, составляющих ядро общего образования; нарушение принципов доступности, научности; недооценку познавательных возможностей учащихся; сокращение учебного времени, отведенного на изучение биологии, при сохранении прежнего объема содержания, что повлекло за собой увеличение учебной нагрузки учащихся. Но самое главное состоит в том, что свобода преподавания, приоритет вариативности все больше входит в противоречие с задачей сохранения и общедоступности образования, утрачивается одна из важнейших ее социальных функций: обеспечение каждому ученику равного доступа к качественному образованию» [6, с. 26].

К окончанию 1990-х гг. и в последующие годы произошли определенные позитивные изменения в реализации принципа связи обучения с жизнью в аспекте рассматриваемой проблемы.

Так, в теоретическом плане — провозглашенная вариативность образования, дифференцированный подход к учащимся получили соответствующее официальное закрепление после приведения в соответствие нормативно-правовой базы образования: утверждения базисного учебного

плана общеобразовательных учреждений, а также определения обязательного минимума содержания основного и среднего (полного) общего образования по биологии. В этот период времени были определены основные линии школьных учебников и учебно-методических комплектов по различным разделам школьного курса биологии и наличием в них экологической составляющей; начали разрабатываться КИМы для контроля ЗУН учащихся по биологии; выдвигаются новые требования к уровню образованности школьников по биологии — формирование у них экологобиологической грамотности. Определены новые направления дальнейшего развития биологического образования (изменение целей, структуры и обновление его содержания) в стране при возможном переходе на 12-летнее обучение в школе: отражение достижений и тенденций развития биологической науки; усиление воспитательного и развивающего потенциала биологического образования, общекультурной направленности; повышение роли теории как методологической основы познания природы; усиление практической направленности биологического образования.

В этот период времени учеными-мето-дистами была продолжена работа по разработке активных форм и методов учебной и внеучебной деятельности в процессе обучения школьников биологии.

Принцип связи обучения с жизнью содержательно разворачивается в рамках регионального компонента. Получила дальнейшее развитие методика организации и проведения экскурсионной работы в городских природных условиях. Продолжена работа по методическому обоснованию необходимости применения биологических знаний в общественно полезной деятельности школьников; более полно рассмотрены вопросы природоохранной деятельности школьников по природному благоустройству школьных территорий и городской природы. Получила также дальнейшее развитие методика проведения фе-

нологических наблюдений во взаимосвязи с урочными и внеурочными формами работы со школьниками. Предприняты попытки решения проблемы комплексного использования всех форм организации учебной и воспитательной работы со школьниками по биологии. Наметилась устойчивая тенденция на разработку и реализацию методики активизации самостоятельной работы школьников по изучению природных условий городов.

В прикладном плане наметилось возрождение внешкольной практической работы с учащимися в детских эколого-био-логических центрах. Экскурсионное дело и лабораторные практические занятия по изучению природы города продолжало развиваться. Фенологические наблюдения в условиях городской природы также получили свое дальнейшее развитие в сочетании с урочными формами и кружковой работой. Существенно расширены возможности общения учащихся с живой природой, окружающей школу, при ведущей роли урока как основной формы обучения. Наметилась позитивная тенденция на возрождение внеклассных форм работы по биологии с использованием природных условий города, ориентированных на эстетическое воспитание школьников. Постепенно возрождаются различные формы общественно полезной деятельности учащихся на опытно-школьном участке. Наметилась

тенденция на возрождение полевых практик школьников. Произошло усиление экологической направленности практической работы с учащимися посредством проведения новых форм работы: экологических олимпиад, экологических марафонов, экологических акций, экологических исследований и др.

Подводя общие итоги историко-монографического анализа основных современных тенденций и качественных результатов развития школьного биологического образования в стране, следует отметить, что вопрос о реализации принципа связи обучения с жизнью в методике преподавания биологии так и не стал предметом фундаментального теоретико-прикладного исследования. В этой связи актуальной задачей в рассмотрении данной проблематики нам видится разработка и реализация в общеобразовательной практике дееспособной научной концепции по реализации принципа связи обучения с жизнью в методике преподавания биологии на основе технологической модели, предусматривающей реализацию разработанной учебно-методической системы, включающей в себя оптимальное сочетание форм, методов, средств организации учебно-воспитательного процесса по различным разделам школьного курса биологии в целях обеспечения нового современного качества школьного биологического образования в стране.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Латюшин В. В. Библиографический указатель по проблеме реализации принципа связи обучения с жизнью в методике преподавания биологии. — М.: МГОУ, 2006.

2. Латюшин В. В. Проблемы биологического образования на современном этапе // Биология в школе. - 1999. - № 2. - С. 26-29.

3. Латюшин В. В. Реализация принципа связи обучения с жизнью в методике преподавания ботаники и зоологии с использованием природных условий города: исторический аспект. - М.: Изд-во Университета РАО, 2006. - 233 с.

4. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. - М.: Большая Рос. энциклопедия, 1993. - Т. 1. - 607 с.

5. Суматохин С. В. Научно-методические основы школьного учебника биологии: Дис. ... д-ра пед. наук / С. В. Суматохин. - М., 2005. - 308 с.

6. Хрипкова А. Г., Калинова Г. С. Тенденции развития биологического образования в России // Биология в школе. - 2000. - № 4. - С. 22-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.