ствие в учебной программе упражнений из национальных видов спорта - 15,0%; перегрузка учебными занятиями - 13,0%; отсутствие свободного времени - 11,0%; неблагоприятные климатические условия, ограничивающие двигательную активность -9,8%; привыкание к малоподвижному образу жизни - 8,7%; игнорирование физического и трудового воспитания - 3,5%.
Результаты нашего исследования показывают в целом тревожную ситуацию в системе формирования двигательной активности подростков Республики Калмыкия. Занятия национальными видами спорта - оптимальное решение данной проблемы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ашмарин, Б. А. Педагогика физической культуры / Б. А. Ашмарин, Л.К. Завьялов, Ю.Ф. Курамшин. - СПб. : Изд-во ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 1999. - 353 с.
2. Бальсевич, В.К. Перспективы модернизации современных образовательных систем физического воспитания на основе интеграции национальной физической и спортивной культуры / В.К. Бальсевич. - М. : Изд-во Рос. Гос. акад. физ. культуры,
2002. - 30 с.
3. Бурлыков, В. Д. Методика физического воспитания школьников Республики Калмыкия на основе мониторинга их физического развития и физической подготовленности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Бурлыков В. Д. - Волгоград, 2006. - 24 с.
4. Жемчуев, А.А. Борьба : из истории развития спортивной борьбы в Калмыкии / А.А. Жемчуев. - Элиста : Изд-во КалГУ, 1975. - 40 с.
5. Осик, В.И. Физическая активность в онтогенезе : учебное пособие / В.И. Осик, Н.Д. Фролов, Н.В. Чирвина ; Краснодарская гос. акад. физ. культуры. - Краснодар : [б.и.], 2003. - 58 с.
МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ОПТИМИЗАЦИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
В.М. Яворский
Современные условия жизни представляют повышенные требования к здоровью и интеллектуальным возможностям молодежи. Будущие специалисты должны обладать высокой профессиональной квалификацией, быть здоровыми, физически выносливыми и обладать высоким уровнем работоспособности, поэтому уровень здоровья студентов является весьма важным условием на протяжении всего периода обучения профессиональной деятельности (А.П. Лаптев, В. А. Панков, 2003).
В педагогическом вузе двигательная активность студентов во многом зависит от построения процесса физического воспитания, организованные формы которого в полной мере не могут удовлетворить развивающуюся личность, так как частота проведения занятий физическими упражнениями не согласуется с биологическими закономерностями организма, а содержание их не отвечает потребностям и индивидуальным особенностям студентов.
Анализ двигательной активности и физического состояния студенток (п = 120) показал, что уровень их двигательной активности за время обучения в вузе снижается в 2,5 раза, при этом за последний курс падение этого показателя наиболее значительно и составляет 1,3 раза, что, видимо, связано с отменой обязательных занятий.
Корреляционный анализ выявил взаимосвязь объема двигательной активности с показателями физического состояния, где наибольшие отрицательные зависимости обнаружены у студенток на пятом курсе между: весом (г = -0,86); уровнем выносливости (г = -0,82); уровнем силы (г = -0,76); уровнем гибкости (г = -0,69). Наименьшая отрицательная взаимосвязь была выявлена у студенток первого года обучения между: уровнем быстроты (г = -0,23); уровнем ловкости (г = - 0,17); уровнем силы (г = -0,11).
Выявленная связь двигательной активности с реальными показателями физиче-
ского состояния студенток педагогического вуза указывает на существенное влияние занятий физическими упражнениями определенной направленности на поэтапное формирование организма в процессе обучения в вузе, что может быть использовано для построения эффективных и корректирующих программ по физической культуре.
Учитель как «успешный» специалист должен быть всесторонне образованным в своей области знаний, состояться не только как профессионал, но и как личность, включенная в физкультурно-оздоровительную деятельность. Становление физической культуры личности будущего профессионала в рамках высшей педагогической школы как процесс, взаимно детерминированный становлением и личностным профессионально-прикладным ростом, представляет собой педагогическую проблему, требующую творческого осмысления ее содержания и анализа подходов, теорий и идей.
Анализируя двигательную активность «успешных» учителей в сравнении с «середнячками» (в опросе участвовали выпускники (п=180) педагогического университета последних трех лет), мы выявили, что на эффективность профессиональной деятельности значительное влияние оказывает предшествующий двигательный опыт, полученный в студенческом возрасте. Так, 92% бывших студентов, а ныне «успешных» профессионалов, занимались спортом, 65% из них продолжают вести активныйобраз жизни. Главными факторами, способствующими продолжению активной двигательной деятельности, «успешные» специалисты считают:
• высокую степень самостоятельности при принятии решения заниматься тем или иным видом физических упражнений и выборе времени для этого (86%);
• приобретенный ранее двигательный опыт (82%);
• наличие знаний и интереса, касающегося положительного воздействия физических упражнений на состояние здоровья и психофизическую сферу личности (68%);
• сформированный в процессе занятий спортом активный здоровый образ жизни (56%).
Среди «середнячков» лишь 48% в студенческом возрасте систематически выполняли физические упражнения, а ныне ведут пассивный образ жизни 96% данной категории специалистов. Основными причинами этой пассивности у опрошенных работающих учителей явились: нехватка времени (96%), отсутствие ранее приобретенного двигательного опыта (75%), недостаток специальных знаний об особенностях влияния физических упражнений на организм занимающегося (69%), устоявшийся пассивный образ жизни (54%), низкая степень самостоятельности двигательной деятельности (52%), лень (32%), плохое состояние здоровья (28%) и др.
Нами проведено исследование физической подготовленности студентов, мотивов занятий физической культурой, уровня самостоятельности и активной двигательной деятельности.
Была разработана программа факультативного курса для студентов четвертых, пятых курсов дневного обучения педагогического университета «Физическая культура личности и активный образ жизни», рассчитанная на 60 часов в год, в целях повышения двигательной активности студентов и формирования здорового образа жизни. Из них по 2 лекционных, 2 семинарских, 25 практических занятий на каждом курсе. При этом на самостоятельные занятия отводится по 20 часов на каждом курсе. В программе учтены знания, умения, навыки, приобретенные студентами на 1-3 курсах обучения по дисциплине «физическая культура».
Для реализации программного материала нами разработана методика, основанная на следующих положениях:
1. Возможности максимально развивать двигательные способности каждого занимающегося с использованием интенсивных технологий совершенствования движений.
2. Эффективно реализовывать имеющийся (развитый) уровень подготовленности в соревновательных условиях с использованием специальных тестов и методов
анализа.
3. Планомерно и поэтапно изменять средства и методы подготовки и предъявляемой нагрузки в зависимости от сформированности определенного (модельного) уровня психофизического состояния студенток.
Самостоятельные занятия строились с учетом профессиональных особенностей двигательной деятельности. Предусматривали изучение различных технологий, программ и методик физической подготовки и индивидуальные двигательные задания, ежедневное выполнение утренней гимнастики (8-10 упр.). Кроме того, в занятия включались бег, ходьба на лыжах, упражнения с отягощениями, плавание, велосипедный туризм, спортивные игры.
Для определения динамики показателей физической подготовленности студентов в процессе эксперимента за основу были взяты тесты, рекомендованные примерной учебной программой по физическому воспитанию для высших учебных заведений 2000 г. В процессе проведения эксперимента наблюдались положительные изменения показателей физической подготовленности испытуемых в обеих группах, но более выражены они были в экспериментальной группе. Видимо, особенности методики (подбор упражнений в комплексах ритмической гимнастики, атлетической гимнастики, подвижных игр, бега) оказывают положительное влияние на физическую подготовленность студентов, а также на развитие физических качеств: силы, ловкости, выносливости, - столь необходимых будущему педагогу.
По завершении исследования в экспериментальной группе наблюдается достоверное улучшение показателей, характеризующих скоростные качества - на 2.6% (р < 0.05); быстроту движений - на 11% (р < 0.01); общую выносливость - 39,7% (р < 0.01); статическую выносливость - 31,4% (р < 0.01); скоростно-силовые способности - на 3,5% (р < 0.05); силовые качества (мышц пресса - 13,9% (р < 0.05)), мышц рук - 24,4% (р < 0.01). Изменения были также обнаружены в проявлении качества гибкости (прирост - 12,3% (р < 0.05).
Спустя шесть месяцев после окончания эксперимента из 20 студентов экспериментальной группы продолжили самостоятельно заниматься физической культурой16 человек: 6 студентов посещают тренажерные залы, 6 - фитнес-клубы, 4 - занимаются волейболом.
Анализ результатов исследования, проведенного нами, после внедрения разработанного курса показал, что экспериментальная группа значительно превосходила по физической подготовленности, положительной мотивации контрольную. Студенты наиболее полно приблизились к модельным параметрам «успешных» учителей по уровню физического состояния, самостоятельности и двигательной активности.
Введение факультативной программы, реализованной по разработанной методике, для будущих педагогов повышает интерес и способствует формированию стойкой потребности в физкультурно-спортивной деятельности, что, в свою очередь, увеличивает двигательную активность и самостоятельность, повышает уровень психофизического состояния будущих педагогов и способствует поддержанию его в дальнейшем на оптимальном уровне.
ЛИТЕРАТУРА
1. Теория и методика физического воспитания : учеб. для студентов фак. физ. культуры / Б.А. Ашмарин [и др.] ; под ред. Б.А. Ашмарина. - М. : Просвящение, 1990. - 287 с. : ил.
2. Благий, А.Л. Изучение мотивов и интересов студентов к физкультурнооздоровительным занятиям / А.Л. Благий, Е.А. Захарьина // Международный конгресс «Современный олимпийский спорт и спорт для всех». Т. 1. - М. : СпортАкадемПресс,
2003. - С. 34.
3. Вилеский, М.Я. Основы профессиональной направленности студентов педагогических институтов / М.Я. Вилеский. - М. : [б.и.], 1980. - 102 с.
4. Ильин, В.И. ППФП студентов в вузах : научно-методологические и организационные основы / В.И. Ильин. - М. : [б.и.], 1978. - 118 с.
5. Ильин, Е. П. Психология физического воспитания : учебник для институтов и факультетов физической культуры. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. - 486 с.
6. Ильинич, В.И. Студенческий спорт и жизнь : пособие для студ. вузов / В.И. Ильинич. - М. : Аспект Пресс, 1995. - 144 с. - (Программа : Обновление гуманит. образования в России).
7. Массовая физическая культура в вузе : учеб. пособие для студентов вузов / под ред. В. А. Маслякова, В.С. Матяжова. - М. : Высш. школа, 1991. - 240 с.
8. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры : (общие основы теории и методики физ. воспитания; теорет.-метод. аспекты спорта и проф.-прикл. форм физ. культуры) : учебник для ин-тов физ.культуры / Л.П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 542 с. : ил.
9. Лаптев, А.П. Педагогический аспекты здорового образа жизни студентов / А.П. Лаптев, В. А. Панков // IV Международный конгресс «Современный олимпийский спорт для всех». Т. 2. - М. : СпортАкадемПресс, 2003. - С. 102-103.