Научная статья на тему 'Эффективность использования тренажеров со студентками подготовительной группы здоровья'

Эффективность использования тренажеров со студентками подготовительной группы здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
186
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА / ТРЕНАЖЕРЫ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ МЕТОДИКА / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДБОР / HEALTH / PREPARATORY GROUP / TRAINERS / HEALTH-IMPROVING METHODS / DIFFERENTIAL SELECTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Орлова Л. Т.

Увеличивается число студентов, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе. Значимость данной работы обусловлена организацией двигательной активности данного контингента путем использования тренажеров. Их применение позволяет существенно расширить вариативность средств и методов физической культуры. Дифференцированный подбор упражнений и индивидуальный подход обеспечивает целенаправленное развитие личности студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность использования тренажеров со студентками подготовительной группы здоровья»

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРЕНАЖЕРОВ СО СТУДЕНТКАМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ

Л.Т. Орлова

Аннотация. Увеличивается число студентов, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе. Значимость данной работы обусловлена организацией двигательной активности данного контингента путем использования тренажеров. Их применение позволяет существенно расширить вариативность средств и методов физической культуры. Дифференцированный подбор упражнений и индивидуальный подход обеспечивает целенаправленное развитие личности студента.

Ключевые слова: здоровье, подготовительная группа, тренажеры, оздоровительная методика, дифференцированный подбор.

Summary. A growing number of students assigned to Prep for health medical group. The significance of this work is the physical activity of the population through the use of simulators. Their use allows to significantly expand the variety of means and methods of physical training. Differentiated selection of exercises and individual approach provides a targeted development of student's personality.

Keywords: health, the preparatory group, trainers, health-improving methods, differential selection.

152

и;

одготовительная медицинская .группа - лица, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, с недостаточным физическим развитием и недостаточной физической подготовленностью [1].

Несмотря на то, что научное обоснование системы физического воспитания студентов постоянно дополняется новыми экспериментальными материалами, многие вопросы учебно-тренировочного процесса еще не полностью раскрыты. Анализ литературных данных и обобщение опыта работы показали, что до настоящего времени остаются недостаточно разработанными разделы, связанные с физи-

ческим воспитанием студентов, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе. В то время как изучение занимающихся из основной и специальной медицинских групп продвинулось довольно далеко и насчитывает значительное число экспериментально проверенных и апробированных данных, сведения о подготовительной медицинской группе единичны [2-5].

В последнее время наблюдается постоянный рост числа студентов подготовительной медицинской группы, что требует специального внимания при построении учебно-тренировочного процесса. При анализе 256 меди-

цинских карт студентов 1-3 курсов естественно-географического факультета РГУ имени С.А. Есенина в 2011 г. было выявлено, что число студентов подготовительной группы преобладает на первых двух курсах. На 1 курсе основная группа составила 25%, подготовительная группа - 40%, специальная группа «А» - 20%, специальная группа «Б» - 15%. На 2 курсе отмечается снижение числа обучающихся во всех группах, кроме специальной группы «Б», где произошло увеличение на 10% и составило 25%. При этом наибольшее число студентов было в подготовительной группе здоровья - 35% (в основной группе - 23%, в специальной группе «А» - 17%). На 3 курсе, как видно из таблицы 1, выявлено плавное снижение обучаемых во всех группах, кроме специальной группы «Б», в которой опять произошло увеличение на 10%, что составило самую большую выборку. Аналогичная тенденция была выявлена среди студентов всех факультетов третьего курса.

При анализе состояния здоровья студенток данного контингента нами были выявлены следующие наиболее распространенные отклонения: патология опорно-двигательного аппарата - у 32% девушек, вегето-сосудистая дистония (ВСД) - у 23%, миопия -у 20%, гастродуодениты - у 10%, другие заболевания - у 15% студенток.

При анализе программ по физическому воспитанию для студентов высших учреждений профессионального образования было установлено, что в настоящее время для занятий в подготовительных медицинских группах нет ни учебников, ни пособий, ни методических рекомендаций. В вузовском образовательном процессе по физическому воспитанию до сих пор

не получили широкого распространения популярные и эффективные виды, применяемые в практике оздоровительной тренировки девушек. Поднимаемая нами проблема определяется существующим в настоящее время противоречием между несовершенством традиционно сложившейся системы физического воспитания студенток и возможностью применения видов физкультурно-оздоровительной деятельности с учетом интересов и потребностей занимающихся. В связи с вышеизложенными фактами актуальность данного исследования продиктована необходимостью разработки и научного обоснования технологии применения занятий на тренажерах с оздоровительной направленностью в физическом воспитании студенток подготовительной группы здоровья. Предполагалось, что применение тренажеров будет способствовать повышению интереса к занятиям физической культурой, улучшению психофизического состояния, что в свою очередь положительно отразится на здоровье обучающихся.

Организация и методы исследования. Исследование проводилось на базе Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, на кафедре физического воспитания в 20112012 уч. г. На основании анализа состояния здоровья, физической и функциональной подготовленности были сформированы две группы: контрольная (КГ) - 29 человек, обучающихся на иностранном факультете: экспериментальная (ЭГ) - 32 человека, обучающихся на естественно-географическом факультете второго курса, с учетом отсутствия отличий между ними. Результаты социологических исследований показали, что 37%

153

154

студенток отдают предпочтение занятиям на тренажерах. В связи с поставленными задачами исследования КГ занималась по общепринятой программе, а ЭГ занималась в специально созданных педагогических условиях (составленную нами оздоровительную методику занятий на тренажерах).

В процессе работы были использованы следующие методы: опрос, тестирование физической подготовленности и физического развития, методы математической статистики.

Занятия в ходе формирующего эксперимента в тренажерном зале проводились по методике базово-вариативного подхода. Основное содержание занятия (70-60 мин) делилось на две части: базовую, которую проводил преподаватель (60-70% от времени основного содержания - 5040 мин), и вариативную (20 мин), в течение которой студент занимался по-своему плану, в соответствии со своим физическим профилем и задачами тренировки. При реализации применялся индивидуально-дифференцированный подход в зависимости от уровня функциональной и физической подготовленности, характера и выраженности структурных и функциональных нарушений в организме студенток подготовительной группы здоровья. Подбор нагрузок при построении тренировочных программ обеспечивался комбинированием упражнений с отягощением (гантели, штанга), использованием кардиотренаже-ров, выполнением упражнений на универсальных тренажерах и блочных установках и были направлены на коррекцию фигуры, развитие недостаточно сформированных двигательных навыков, укрепление мышц спины и брюшного пресса.

При проведении занятий в экспериментальной группе уделялось большое внимание подведению итогов. Оно было организовано как совместное со студентками обсуждение успехов и неудач деятельности, осмысление новых вариантов самоопределения. Использовались дневники самоконтроля, где девушки отмечали свой вес, ЧСС до занятий и после, самочувствие, интенсивность занятий и объем, личностные достижения.

Результаты исследования. Для обоснования эффективности использования эксперимента использовались тесты контрольного раздела учебной программы дисциплины «Физическая культура» в РГУ, 2009 г.; скоростно-силовые показатели - прыжок в длину с места, силовые показатели - отжимание от пола, общая выносливость -бег 2000 м., гибкость - наклон туловища вперед, исходное положение - стоя на гимнастической скамейке. Функциональное состояние определялось по следующим показателям; жизненная емкость легких, пробы Штанге, Ген-чи, одномоментная проба Мартина.

Полученные в ходе исследований результаты подтверждают эффективность использования оздоровительной методики занятий на тренажерах на практических занятиях по физической культуре. В экспериментальной группе отмечены положительные сдвиги по физической подготовленности и в функциональном развитии занимающихся по сравнению с контрольной группой (табл. 1). До педагогического эксперимента уровни развития общей выносливости, гибкости, скоростно-силовых качеств у студенток ЭГ и КГ были идентичны, соответствовали средним показателям. По завершению педагогического

эксперимента с применением тренажеров анализ результатов выявил изменения по большинству исследуемых показателей физической подготовленности респондентов подготовительной группы здоровья. В ЭГ выявлен достоверный прирост показателей (при р < 0.05) в прыжках в длину +11,4%, в КГ +2,9%; отжимании +35,7%, в КГ +18%; в беге на 2000 м -17%, в КГ на - 8,2%.

Исследование показателей функционального развития при проведении педагогического эксперимента, также показали изменения в развитии, причем в ЭГ выше, чем в КГ (табл. 2). Анализируя результаты функционального развития до и после эксперимента, заметные сдвиги выявлены в показателях ЖЕЛ, в ЭГ увеличение на +10,9%, в КГ на +6,8%, это свидетельствует об улучшении тренированности и повышении здоровья, в частности функциональных резервов правых отделов

сердца и малого круга кровообращения. Пробы задержки дыхания на вдохе и выдохе, используемые для суждения о кислородном обеспечении организма и характеризующие общий уровень тренированности, показали следующие результаты: при задержке дыхания на вдохе в ЭГ +10%, что соответствует нормативному показателю (50-60 сек), в КГ +3,6%; при задержке дыхания на выдохе в ЭГ + 16,4%, что также соответствует нормативному показателю (40-50 сек), в КГ +3,5%; в пробе с приседанием уменьшение значения в ЭГ на 33%, в КГ на 10,3%. Положительные изменения в пробе Мартина после эксперимента в ЭГ и в КГ соответствуют нормативным показателям.

Преподаватель должен иметь полное представление о болезни каждого студента, знать его функциональные возможности, физическое развитие, чтобы подобрать нужные упражнения и правильно дозировать нагрузку, ве-

Таблица 1

Показатели физической подготовленности студенток за период эксперимента

Показатели физического развития Контрольная группа Экспериментальная группа Разница

М±s М±s разница P

Отжимание в упоре лежа, раз до 10± 0,711 9±0,842 1 p>0.05

после 11± 0,813 14±0,896 3 p<0.05

разница 1=18% 5=35,7%

Прыжки в длину с места, см до 167± 0,621 170±0,649 3 p>0.05

после 172±0,719 192±0,795 20 p<0.05

разница 5=2,9% 22=11,4%

Наклон туловища вперед, см до 14,5±0,658 14,2±0,697 0,03 p>0.05

после 15,1±0,702 15,0±0,716 0,01 p>0.05

разница 0,6 =3,8% 0,8=5,1 %

Бег 2000 м, мин до 12,46±0,411 12,21±0,321 0,25 p>0.05

после 11,52±0,245 10,44±0,206 -1,08 p<0.05

разница -0,94=8,2% -1,77=17%

155

М - среднее значение результатов; 8 - стандартное отклонение; р - достоверность различий

Таблица 2

Показатели функционального развития студенток за период эксперимента

Показатели функционального развития Контрольная группа Экспериментальная группа разница

норма М±s М±s разница P

ЖЕЛ, л до 3,6 2,7 2,84 0,14 р>0.05

после 2,9 3,19 0,29 р<0.05

разница 0,2=6,8% 0,35=10,9%

Проба Штанг, сек до 50-60 44,6 45,9 1,3 р>0.05

после 46,3 51,2 4,9 р<0.05

разница 1,7=3,6% 5,3=10,3%

Проба Генчи, сек до 40-50 35,8 36,4 0,6 р>0.05

после 37,1 43,5 6,4 р>0.05

разниц 1,3=3,5% 7,1 = 16,5%

Одномоментная проба Мартина (20 приседаний за 30секунд) до 60-80 85 87 2 р>0.05

после 77 65 12 р>0.05

разница -8=10,3% -22=33%

М - среднее значение результатов; 8 - стандартное отклонение; р - достоверность различий

156

сти наблюдения за реакцией, сдвигами и изменениями, которые происходят в организме обучающихся под влиянием физических упражнений, обучать приемам самоконтроля. При применении оздоровительной методики занятий на тренажерах выявлены положительные изменения в состоянии здоровья студенток ЭГ, в отличие от студенток КГ, девушки реже болели острыми респираторными заболеваниями, у них наблюдался меньший процент обострения хронических заболеваний.

Одним из важных критериев эффективности применения методики является динамика заболеваемости студенток в период проведения эксперимента. Анализ средних данных количества занятий, пропущенных по заболеваниям в течение учебного года, позволил выявить преимущество экспериментальной методики. Пока-

затель составил в ЭГ - 6,2 дня на одну студентку, а в КГ - 8,5 дней.

Предоставление возможности выбора при занятиях на тренажерах (развитие правильной осанки; снижение избыточного веса; улучшение функциональных возможностей организма; развитие отстающих двигательных качеств) стимулировало возникновение интереса к предмету, способствовало развитию индивидуальных склонностей, позволяло активизировать студенток на более углубленное изучение учебного материала.

Тренажеры в последнее время получили широкое распространение. Их применение позволяет существенно расширить вариативность средств и методов физической культуры и повысить при этом не только оздоровительную, но и лечебную эффективность. Они способствуют формированию положительной психоэмоцио-

нальной мотивации приобщения к физической культуре и массовому спорту. Кроме этого, физические упражнения на тренажерах успешно противодействуют различным стрессам и неврозам, стабилизируют психическое состояние студента.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Дифференцированный подбор упражнений при строгом их дозировании с учетом специфики физической и функциональной подготовки студенток обеспечивает целенаправленное развитие физических и функциональных качеств, избирательно влияя на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы, опорно-двигательный аппарат.

Разработанная и апробированная нами методика позволяет не только влиять на физическое развитие и функциональную подготовленность, но изменяет отношение к занятиям, развивает познавательные способности, улучшает психофизическое состояние студенток вуза, что положительно отражается на их здоровье.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 480 с.

2. Перова Г.М. Исследование эффективности организации учебного процесса по предмету «Физическая культура» для студентов подготовительной группы педагогического вуза: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04: ТПГУ им. Л.Н. Толстого. - Тула, 2004. - 172 с.

3. Карась Т.Ю. Методика оздоровления студенток подготовительной медицинской группы среднего специального учебного заведения с использованием плавания // Вестник науки и образования. - 2007. -№ 1. - С. 22-31.

4. Гаттаров Р.У. Исследование показателей функционального состояния студентов трех медицинских групп здоровья // Образование, здравоохранение, физическая культура. - 2007. - № 12. - С. 69-75.

5. Зубков С.М. Особенности адаптации организма студентов I—III курсов подготовительной группы к стандартным и дифференцированным программам физической подготовки подробнее о диссертации: Ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2008. - 24 с. ■

157

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.