5. Гирнык А.И. Методологические проблемы формирования творческого мышления студенческой молодежи : дис. ... канд. пед. наук / А.И. Гирнык. - Львов, 1982. - 208 с.
6. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя / В.И. Загвя-зинский. - М. : Педагогика, 1987. - 159 с.
7. Истомина Н.Б. Подготовка будущего учителя к методическому творчеству / Н.Б. Истомина // Начальная школа, 1991. - № 4. - С. 2-5.
АКВААЭРОБИКА КАК НЕТРАДИЦИОННОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ
УЛУЧШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОК
Н.А. Казакова
ВВЕДЕНИЕ.
В работах многих исследователей (В.К. Бальсевич 1996; В.И. Бондин, 2004; Ю.И. Евсеев, 2005; Виленский М.Я., 1996; А.И. Зайцев, 2003) отмечены тенденции ухудшения здоровья у выпускников гуманитарных и технических вузов - будущих специалистов и будущих родителей, за время обучения. Особое беспокойство вызывает физическое здоровье девушек, которое на 80% определяет здоровье будущего ребёнка. Существует мнение, что современная педагогическая наука, занимающаяся проблемами высшей школы (в частности, технической), недостаточно принимает во внимание гендерные особенности формирования физического развития и здоровья студенток (Заводевкина Т.В., 2006).
Приходится констатировать, что имеет место проблема, связанная с необходимостью повышения физического состояния и здоровья студенток и одновременно с трудностями ее разрешения в рамках традиционной системы физического воспитания в высших учебных заведениях.
В настоящее время преподавателям вузов нелегко привлекать студенток к занятиям по физической культуре, которые по форме и содержанию мало отличаются от традиционных. Среди молодёжи стало модным проводить время в спортивных клубах, посещать горнолыжные базы, заниматься нетрадиционными видами спорта (А.А.Русяева, Е.Б. Коломейцева, Л.С. Черкасова, 2006). Отмечается повышенный интерес студенток к различным видам оздоровительной аэробики (Е.В.Бондаренко, 2003; О.Г. Ванина, Л.П. Канакова, 2003), которые предоставляют возможности для одновременного решения ряда задач физического воспитания, формирования культуры движений. Одним из таких видов является аквааэробика.
Исследования, проведенные Н.Ж. Булгаковой, И. А. Лысовой (1994); Л. Насоновой (1995), Т.С. Лисицкой (2002); Т. Г. Полухиной (2005) показали, что двигательная активность в условиях водной среды является одним из эффективных средств повышения физической подготовленности и физического здоровья у девочек и женщин среднего и старшего возраста. В зарубежных исследованиях по этой теме наибольшее внимание также уделено представителям старших возрастных групп (Lanza M., Raffaelli C., 2005).
Одновременно с этим необходимо отметить недостаток научно обоснованных данных о влиянии занятий водной аэробикой в виде комплексов на физическое состояние и здоровье девушек в возрасте 17-19 лет. Поэтому нами была выдвинута гипотеза о возможности эффективного применения комплек-
3б
сов упражнений аквааэробики как средства улучшения физического состояния и повышения здоровья девушек-студенток 17-19 лет.
Цель нашего исследования состояла в разработке научно-обоснованной, педагогически организованной системы оздоровительных мероприятий на основе упражнений в воде и определении положительного воздействия комплекса средств аквааэробики на физическое состояние девушек в возрасте 17-19 лет в виде систематических занятий в бассейне.
МЕТОДИКА.
Для достижения указанной цели нами с 2003 по 2006 год проведено педагогическое исследование в виде трехэтапного эксперимента с участием девушек-студенток высших и средних учебных заведений в возрасте 17-19 лет на базе бассейна «Темп» города Чайковский Пермского края. Первые два этапа представляли собой формирующий эксперимент, третий этап был контрольным для изучения отдаленных последствий эксперимента.
В качестве основного метода при подготовке эксперимента был использован метод проектирования, который предусматривал формирование педагогической системы обучения комплексам физических упражнений в воде для девушек экспериментальной группы в виде научно-обоснованной системы мероприятий, позволяющей эффективно совершенствовать их физическую подготовленность и физическое здоровье на основе средств аквааэробики.
Для решения поставленных в эксперименте задач при его реализации были сформированы две группы. Девушки экспериментальной группы (29 человек) участвовали в систематических занятиях аквааэробикой, которые проводились по разработанной нами программе.
Программа включала три комплекса упражнений в воде: вводный с пониженной интенсивностью упражнений, основной с повышенной и тренирующий с высокой интенсивностью. На всех этапах темп выполнения упражнений задавался с помощью музыкального сопровождения.
На первом этапе эксперимента вводная часть занятия составляла 10-12% времени всего занятия, музыкальный темп 128-135 уд/мин., длительность занятий один месяц. Основная часть занимала 80% времени занятия, темп 130146 уд/мин., длительность два месяца. Тренирующая часть - 8-10%, темп 130150 уд/мин., длительность три месяца.
На втором этапе вводный комплекс был сокращен до 2 недель, основной до одного месяца, длительность тренирующего комплекса соответственно увеличена до 4,5 месяцев. Темп музыкального сопровождения остался таким же, как и на первом этапе.
Занятия девушек контрольной группы (28 человек) проводились по программе оздоровительной аэробики в спортивном зале. Построение занятий и задаваемые нагрузки были такие же, как и в экспериментальной группе. Таким образом, методика эксперимента предусматривала возможность выявления эффекта влияния водной среды на состояние испытуемых «в чистом виде».
Все испытуемые на этапах эксперимента проходили врачебный контроль и не имели противопоказаний к занятиям оздоровительной аэробикой и посещению бассейна. Для обеих групп занятия проводились три раза в неделю, продолжительность занятия - один час.
В процессе реализации эксперимента непосредственно на занятиях ис-
пользовался метод педагогических наблюдений. Проводились оценки и вводились коррективы правильности выполнения задаваемых комплексов упражнений как для всей группы целиком, так и для каждой студентки. В процессе наблюдений регистрировались характеристики педагогического процесса в виде дозировки упражнений, времени их выполнений, плотности и моторной плотности занятий.
Этапный контроль физического состояния участниц эксперимента был организован на основе метода тестирования с регистрацией антропометрических, силовых и функциональных показателей организма.
В процессе эксперимента для оценки психо-эмоционального состояния девушек применялась методика экспресс-анкетирования Н.М.Пейсахова и Л.Н.Тишиной в виде «градусника» с максимальной величиной шкалы 20 баллов.
Оценки результатов этапного контроля формировались на основе анализа и сравнений среднегрупповых характеристик на основе статистических критериев в зависимости от вида их распределения как случайных величин. При формировании выводов о достоверности среднегрупповых результатов измерений учитывались величины погрешности измерений, которые составляли в среднем 4-5%.
Динамика групповых характеристик по этапам определялась с помощью метода регрессионного анализа. Во всех случаях критическое (расчетное) значение критерия Фишера (^крит) составляло величину 3,11. Превышение этой величины (^расч>^крит) означало достоверное превышение групповых дисперсий результатов повторных измерений на этапах контроля над среднегрупповыми.
Все расчеты производились с помощью компьютерной программы Microsoft Excel.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Наиболее интересные результаты трехэтапного контроля групповых показателей состояния испытуемых по данным регрессионного анализа в виде
средних арифметических величин X и средних квадратических отклонений S рядов измерений показаны в табл.1-4.
Таблица 1.
Динамика некоторых функциональных показателей у девушек ___________________экспериментальной и контрольной групп.________________
Показатели Этапы Экспер группа 1/2% Контр. группа 1/2%
X S F расчет X S F расчет
ИГСТ, усл.ед. і 66,4 14,0 +21,5 30,4 74,7 18,0 +19,7 9,83
2 80,7 15,2 84,9 1б,5
3 б8,2 14,5 72,9 17,8
Проба Штанге, с. і 54,5 17,0 +13,9 9,29 47,7 11,2 +17,8 3,3б
2 62,1 11,1 56,2 12,5
3 61,6 8,5 44,8 11,7
і 2,4 0,45 2,5 0,2б
ЖЕЛ, л. 2 3,1 0,39 +29,2 3,0 0,52 н/дост
3 3,0 0,39 2б,10 2,9 0,44 н/дост
Примечание: ИГСТ - индекс Гарвардского степ-теста, ЖЕЛ - жизненная ем-
кость легких. В таблице 1 условным знаком «1/2%» обозначены изменения изучаемых показателей на первом и втором этапах исследования в процентах. Все достоверные изменения величин показателей показаны жирным шрифтом.
По данным табл. 1 для девушек экспериментальной группы можно отметить достоверные улучшения всех изучаемых показателей как по двум, так и по трем этапам эксперимента. В контрольной группе зафиксированы отличительные особенности в виде значительного ухудшения величины пробы Штанге на третьем этапе исследований, т.е. через год после окончания экспериментальных занятий. В то же время у девушек экспериментальной группы значения пробы при тех же условиях сохранились на прежнем уровне. По показателю ЖЕЛ в контрольной группе все среднегрупповые изменения недостоверны, в экспериментальной группе зафиксирована положительная динамика.
Таким образом, имеются основания для утверждения о большем положительном влиянии занятий аквааэробикой на функциональное состояние организма девушек экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой.
Данные по динамике антропометрических показателей и результатов контроля физической подготовленности показаны в табл.2 и 3.
Таблица 2.
Динамика антропометрических показателей у девушек._________
Показатели Этапы Экспер.группа 1/2% Контр. группа 1/2%
X £ -*• расчет X £ расчет
1 54,8 6,9 54,2 7,4
Масса тела, кг. 2 54,2 6,1 н/дост 53,1 7,2 н/дост
3 54,5 6,8 н/дост 59,0 7,9 3,82
Окружность бедер, м. 1 92,4 6,3 92,9 4,7
2 92,0 5,9 н/дост 92,2 5,2 н/дост
3 93,3 6,1 н/дост 97,2 6,1 5,96
Окружность живота, м. 1 79,4 8,7 81,4 5,9
2 75,4 6,7 -5,3 79,2 5,6 н/дост
3 76,2 9,6 н/дост 83,3 8,8 3,62
Окружность талии, м. 1 69,6 5,3 69,6 5,3
2 68,0 5,8 н/дост 68,0 5,8 н/дост
3 68,6 6,2 н/дост 72,4 4,9 4,12
Таблица 3.
Динамика показателей физической подготовленности девушек
Показатели Этапы Экспер группа 1/2% Контр. группа 1/2%
X £ 1 расчет X £ расчет
Приседания, колич. 1 67,9 27,9 +15,8 4,22 64,7 20,1 +30,0 3,84
2 78,6 21,5 84,1 24,8
3 79,6 16,0 63,6 12,0
Отжимания, колич. 1 3,7 3,5 +31,6 3,42 3,1 3,8 +32,3 3,20
2 12,6 3,8 13,4 3,8
3 11,5 3,7 7,6 2,6
Прыжок вверх 1 0,30 0,04 0,30 0,04
с места, м. 2 0,30 0,04 0 0,32 0,06 +6,7
3 0,30 0,04 н/дост 0,235 0,03 н/дост
Динамометрия 1 236 47 222 53
ручная правая, н. 2 282 28 +19,5 286 29 +12,9
3 219 33 н/дост 295 55 5,76
Динамометрия 1 215 29 215 42
ручная левая, н. 2 250 38 +16,3 236 21 +9,76
3 202 33 н/дост 258 49 22,7
По данным антропометрии (табл.2) заслуживающие внимание результаты в обеих группах получены на третьем этапе исследований. У девушек экспериментальной группы показатели массы тела, окружности бедер и талии статистически не изменились, кроме показателя «Окружность живота», величина которого уменьшилась уже на втором этапе и в дальнейшем осталась статистически неразличимой на третьем. Для контрольной группы все без исключения показатели на третьем этапе достоверно ухудшились после прекращения экспериментальных занятий.
По первым трем показателям физической подготовленности (табл.3) зафиксированы положительные изменения в обеих группах, однако степень сохранения их уровня к третьему этапу в экспериментальной группе оказалась достоверно выше.
В процессе исследования была зафиксирована динамика психоэмоциональных показателей состояния испытуемых, представленная в виде среднегрупповых медиан. Достоверность последовательных разниц по группам определялась по критерию Уилкоксона.
Таблица 4.
Динамика показателей психоэмоционального состояния девушек на
первом и втором этапах эксперимента (начало-конец) ____________по среднегрупповым показателям.______
Группы Самочувствие Настроение Удовлетворен- ность Желание тренироваться
Н К Н К Н К Н К
Эксперим. 14,0 17,0 14,0 18,0 14,0 15,0 13,0 15,0
Контр. 13,6 16,0 13,0 14,6 16,0 18,0 12,2 15,0
В экспериментальной группе все изменения достоверны (показаны жирным шрифтом). В контрольной получены достоверные изменения только для первого показателя, все остальные хотя и представлены в таблице, но групповые различия не установлены из-за большой вариативности самооценок у испытуемых. Наибольшие абсолютные величины показателей «Самочувствие» и «Настроение» зарегистрированы также в экспериментальной группе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. В результате проведенных исследований установлены достоверные положительные среднегрупповые сдвиги показателей функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем у девушек экспериментальной группы. В контрольной группе подобные изменения оказались существенно меньшими.
2. Среди антропометрических показателей выявлен эффект достоверного снижения показателя жировой массы у девушек экспериментальной группы, в контрольной группе такой эффект не установлен.
3. Занятия аквааэробикой благоприятно повлияли на все показатели эмоционально - психическое состояние девушек экспериментальной группы, особенно «Настроение» и «Желание тренироваться». В контрольной группе подобная особенность оказалась ограниченной и менее заметной.
4. Результаты специально организованного сравнительного эксперимента продемонстрировали несомненно положительное влияние именно водной среды на физическое и психическое состояние испытуемых в процессе выполнения комплексов физических упражнений. Поэтому следует считать, что систематические занятия аквааэробикой могут представлять собой эффективное средство повышения физического состояния и здоровья студенток. Положительное влияние занятий кроме воздействия водной среды формируют также такие факторы, как избирательная двигательная активность в воде на основе разнообразных комплексов упражнений с применением различных предметов и музыкальное сопровождение занятий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: образование, воспитание, тренировка. - 1996. - № 1. - С. 23-27.
2. Бондаренко, Е.В. Проблема формирования мотивации внутренней направленности к занятиям физической культурой у студентов вуза // Актуальные вопросы безопасности, здоровья при занятиях спортом и физической культурой: Материалы VI Международной научно-практической конференции 28-29 марта 2003 г. - Томск: Центр учебно-методической литературы ТГПУ,
2003. - С. 329-335.
3. Бондин В.И. Здоровьесберегающие технологии в системе высшего педагогического образования // Теория и практика физической культуры. -
2004. - №10. -С.15-18.
4. Булгакова Н.Ж., Лысова И.А. Обоснование методики занятий аэробикой / Здоровье и физическое состояние населения России на рубеже XXI века, Москва, 24-25 ноября, 1994. - М., 1994. - С. 15-17.
5. Виленский М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996.- №1. - С. 27-32.
6. Евсеев Ю.И. Педагогическое проектирование профессионально ориентированного физического воспитания студентов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2005. - №1. - С.47-50.
7. Заводевкина Н.В. Физическое воспитание и ценность здоровья: гендерный аспект. Статья. //Социально-гуманитарные науки на ДВ, 2006. - №2 (10), с. 54-57.
8. Зайцев А.И. Избранные статьи / Под ред. Н.А.Алмазовой и Л.Я.Жмудя. т.2. - СПБ.: Филолог. фак-т С.-Петербург. Гос. ун-та, 2003. - 607с.
9. 9.Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика: В 2 т.Т.1. Теория и методи-ка.-М.: Федерация аэробики России. 2002.-232с.
10. 10. Насонова Л. Приглашение на акваданс: Водная гимнастика для всех // Физкультура и спорт. -1995. - № 6. - с.10.
11. Пейсахов Н.М., Тишина Л.Н. Динамика функционального состояния прыгунов в воду/Теоретические и практические исследования по психологии/
Под. ред. Н.М.Пейсахова. - Казань: Изд .Казанского ун-та, 1977. С.144-155.
12. Полухина Т. Г. Классификация и типология упражнений в аквааэробике как основа для разработки технологии обучения. Автореф. дисс...канд. пед. наук. - 2003. - 22с.
13. Русяева А.А., Коломейцева Е.Б., Черкасова Л.С. Способы привлечения студенток к занятиям физической культурой // Классический университет в российском образовательном пространстве (к 90-летию Пермского государственного университета): материалы Междунар. науч.-метод. конф. - Перм. унт. - Пермь, 2006. - 420 с.)
14. Статистика. Обработка спортивных данных на компьютере / Под ред. М.П.Шестакова и Г.И.Попова: Учеб. Пособие для студентов Вузов физической культуры. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 278с.
15. Lanza M., Raffaelli C. Water based activities: classification and abilities involved, Sport Kinetics, 9th Intern. Scientific Conf. (2005).
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ОГНЕВОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НА ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЕСТИБУЛЯРНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ Д.А. Каменский
Нами разработано комплексное упражнение для стрельбы из нестандартных положений, а также методика совершенствования вестибулярной устойчивости к стрельбе из нестандартных положений посредством специально подобранных физических упражнений.
Педагогический эксперимент проводился в шести экспериментальных группах (по две группы курсантов Военного института физической культуры, Военного инженерно-технического университета и Военно-медицинской академии). Пары опытных групп всех ВВУЗов подбирались по усредненному исходному уровню вестибулярной устойчивости и результативности стрельбы. При этом принималось во внимание количество испытуемых в каждой из учебных групп с максимальным показателем пробы Ромберга (180 сек.).
Для совершенствования вестибулярной устойчивости испытуемых средствами физической подготовки, нами был разработан комплекс направленных физических упражнений, наиболее подходящий для использования в подготовительной части учебного занятия (в независимости от содержания основной части).
В комплекс были включены, в основном, акробатические и гимнастические упражнения, воздействующие на основные отделы вестибулярного аппарата человека при ускорениях в передне-заднем направлении и угловых ускорениях в различных плоскостях. Изменение показателя усложненной пробы Ромберга у слушателей экспериментальных и контрольных групп проверялось каждый раз непосредственно перед выполнением контрольных стрельб в опытных группах.
Этот комплекс состоял из восьми упражнений (таблица 1) и рассчитан на 12 недель учебных занятий в экспериментальных группах (упражнения выполнялись в подготовительной части еженедельных двухразовых занятий по