А. Ф. Лисовский, Н.А. Казакова
ФОРМИРОВАНИЕ И СОХРАНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОК ВУЗОВ
НА ОСНОВЕ СРЕДСТВ АКВААЭРОБИКИ
Рассматривается проблема повышения физического здоровья студенток вузов на основе использования популярных в молодежной среде средств физического воспитания. Применение разработанной авторами системы упражнений аквааэробики в трехлетнем эксперименте позволило сформировать высокий уровень показателей физического здоровья занимающихся и доказать эффект его сохранения длительное время.
Высокий уровень сложности современной техники и технологий, повышение объема профессиональной двигательной активности различной интенсивности предполагает, кроме всего прочего, еще и соответствующую функциональную и физическую подготовку человека. Любая профессиональная деятельность связана с выполнением не только умственных, но и конкретных двигательных задач, которые решаются путем формирования у человека соответствующих умений, навыков и качеств. В комплексном решении этих задач обязательно должны участвовать методы и средства физического воспитания. Сегодня компьютеризация охватила практически все сферы жизнедеятельности человека, повысился интерес к профессиям, которые связаны с вычислительной техникой и автоматизированными системами. Однако этот вид профессиональной деятельности предполагает низкую двигательную активность при длительном сохранении однообразной статической позы, что приводит к повышенной утомляемости, снижению работоспособности и ухудшению самочувствия.
Перед системой высшего образования встает проблема перехода от традиционной педагогической парадигмы к обучению инновационного типа, в основе которого - забота о здоровье студентов [1, 2].
В педагогических исследованиях последних лет основополагающие понятия «педагогическая система», «образовательная технология», «информационная технология» дополняются такими определениями технологий, как «здоровьесберегающая», «здоровьеформирующая», «здоровьесохраняющая» [3, 4]. По определению В.В. Викторова, здоровьесбережение - это процесс, включающий в себя совокупность специально организованных физкультурно-оздоровительных, образовательных, санитарно-гигиенических, лечебнопрофилактических и т.п. мероприятий, предполагающих необходимость целенаправленной стимуляции жизненно важных функций организма человека для полноценно здоровой жизни на каждом этапе его возрастного развития [5, 8]. Здоровьесбережение рассматривается многими исследователями как основной элемент спортивно-массовой работы в вузе и результат готовности студентов к профессиональной деятельности.
Однако существующая в вузах система физического воспитания ориентирует педагогов лишь на сохранение, сбережение здоровья студентов. Литературные данные указывают и на то, что здоровьесберегающая педагогическая система часто оказывается недостаточно эффективной, здоровье студентов от курса к курсу ухудшается. Необходимы новые, более эффективные формы, средства и методы оздоровления учащейся молодежи.
Особое значение имеет формирование здоровья женского студенческого контингента. По данным многих исследователей [7-10], начиная с 1997 г. наблюдается значительное снижение уровня физической подготовленности и физического здоровья девушек в возрасте 17-19 лет. Причины этого кроются в плохой организации жизнедеятельности студенток (несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, вредные привычки и т.д.).
С появлением новых организационных форм физкультурно-оздоровительного направления вне вуза преподавателю стало труднее привлекать студенток к традиционным занятиям физической культурой. В молодёжной среде стало модным проводить время в спортивных клубах, посещать горнолыжные базы, заниматься нетрадиционными видами спорта.
Среди студенток отмечается повышенный интерес к занятиям аквааэробикой. Водная среда создаёт оптимальные условия для выполнения разнообразных физических упражнений, даже самых сложных. Это связано с тем, что масса тела человека в воде составляет примерно десятую часть обычной, в результате при выполнении упражнений снижаются нагрузки на мышцы и суставы, что практически исключает травмы и растяжения [5, 6, 8].
Двигательная активность в водной среде способствует активизации обменных процессов, совершенствованию систем терморегуляции, укреплению опорнодвигательного аппарата занимающихся. Улучшается деятельность кардиореспираторной, нервной, пищеварительной систем, повышается умственная работоспособность, формируется эффект закаливания. Благодаря физическим свойствам воды движения в ней выполняются плавно, с большей амплитудой. Уменьшается воздействие нагрузок на суставы, добавочное сопротивление движениям тела требует больших мышечных усилий и большей затраты калорий; улучшение кровоснабжения сердца и мышечных тканей уменьшает стрессовое воздействие на мышцу сердца и увеличивает аэробные возможности организма, снижает риск застоя крови и улучшает возвращение венозной крови в сердце [8].
Занятия в воде улучшают физические формы, помогают оптимизировать массу тела, способствуют расслаблению, снимают стресс, улучшают общее самочувствие, укрепляют здоровье. Применение упражнений аквааэробики позволяет в относительно короткие сроки сформировать у занимающихся красивую фигуру.
Сегодня в системе высшей школы существует настоятельная потребность в поиске и практическом
применении привлекательных для студенток видов физических упражнений. Такая привлекательность должна быть основана как на возможности формирования физического здоровья и положительного психоэмоционального состояния девушек, так и на стремлении к повышению их роли в социуме, для чего необходима хорошая физическая форма и внешняя привлекательность.
Авторами сформулирована научная гипотеза, предполагающая механизм разрешения вышеизложенной проблемы на основе использования средств аквааэробики в виде методологически обоснованной педагогически организованной системы упражнений в воде; применение этой системы является не только средством формирования физического здоровья студенток, но и позволяет оценить эффект сохранения здоровья в отдаленном периоде.
Цель исследования состояла в разработке системы оздоровительных мероприятий на основе комплексов упражнений в воде и определении срочного и отдаленного положительного воздействия комплекса этих упражнений на физическое и психоэмоциональное состояние студенток в возрасте 17-19 лет.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1. Разработка и применение научно обоснованной технологии (комплексы упражнений, организация и проведение занятий, контроль) в виде системы оздоровительных мероприятий аэробики в воде (экспериментальная группа) и на суше (контрольная группа) для девушек в возрасте 17-19 лет.
2. Проведение педагогического эксперимента со сравнительными оценками влияния занятий на показатели физического и психоэмоционального состояния испытуемых на двух этапах исследования.
3. Определение отдаленных воздействий занятий аквааэробикой и аэробикой в зале на динамику показателей физического состояния девушек обеих групп в виде отставленного эффекта.
4. Проведение сравнительного ретроспективного анализа литературных данных по оценкам эффективности занятий аквааэробикой женщин разных возрастных групп.
Методика. Авторами настоящей статьи в период с 2003 по 2006 г. проведен педагогический эксперимент с участием девушек-студенток высших и средних учебных заведений в возрасте 17-19 лет на базе бассейна «Темп» г. Чайковский Пермского края. На первых двух этапах (в 2003-2004 гг. и 2004-2005 гг.) каждый год в течение шести месяцев (с октября по апрель) три раза в неделю по 60 мин проводились занятия аквааэробикой в бассейне (экспериментальная группа, 29 чел.) и аэробикой в таком же объеме в гимнастическом зале (контрольная группа, 28 чел.). Интервал между занятиями составлял также шесть месяцев. После окончания занятий через год (в апреле 2006 г.) была проведена контрольная оценка состояния испытуемых для определения отдаленных последствий эксперимента.
При подготовке эксперимента был использован метод проектирования, который предусматривал формирование системы обучения комплексам физических упражнений в воде с постепенной интенси-
фикацией нагрузок. Для девушек экспериментальной группы была разработана программа, которая включала три комплекса упражнений: вводный с пониженной интенсивностью, основной с повышенной и тренирующий с высокой интенсивностью. На всех этапах эксперимента предусматривалось постепенное сокращение продолжительности вводного комплекса с 4 недель до 2 и увеличение длительности тренирующего комплекса с 3 месяцев до 4,5. Темп выполнения упражнений задавался с помощью музыкального сопровождения в диапазоне от 128 до 150 уд./мин.
Занятия девушек контрольной группы проводились по программе оздоровительной аэробики в спортивном зале. Построение занятий и задаваемые нагрузки были такими же, как и в экспериментальной группе. Таким образом, методика эксперимента предусматривала возможность выявления эффекта влияния водной среды на состояние испытуемых «в чистом виде».
В процессе реализации эксперимента непосредственно на занятиях использовался метод педагогических наблюдений. Проводились оценки и вводились коррективы правильности выполнения задаваемых упражнений как для группы целиком, так и для каждой студентки. В процессе наблюдений регистрировались характеристики педагогического процесса (дозировка упражнений, время их выполнения, плотность и моторная плотность занятий).
Этапный контроль физического состояния участниц эксперимента был организован на основе метода тестирования с регистрацией антропометрических и морфофункциональных показателей состояния организма (16 показателей). Для оценки психоэмоционального состояния девушек применялась методика экспресс-анкетирования Н.М. Пейсахова и Л.Н. Тишиной («градусник» с максимальной величиной шкалы 20 баллов). На всех этапах проводился медицинский контроль состояния здоровья участниц эксперимента в городском врачебно-физкультурном диспансере.
Оценки результатов этапного контроля по показателям физического состояния испытуемых производились на основе метода статистических сравнений. В качестве критерия применялся парный двухвыборочный /-тест с реализацией на компьютерной программе Microsoft Excel. Предварительно все экспериментальные выборки проверялись на принадлежность к нормальному распределению по ^-критерию Шапиро и Уилки. При формировании выводов о достоверности разниц групповых результатов измерений учитывались величины погрешности, которые не превышали 4-5%. Динамика групповых характеристик в виде средних арифметических величин по трем этапам оценивалась с помощью метода однофакторного дисперсионного анализа, во всех случаях критическое (расчетное) значение критерия Фишера (/7крит) составляло величину 3,11. При сравнении выборок, не относящихся к нормальному распределению (см. таблицу), использовался непараметрический критерий Уилкоксона.
Результаты. Отдельные результаты эксперимента представлены на рис. 1.
Рис. 1. Результаты контроля морфофункциональных показателей у девушек на трех этапах эксперимента (масса тела приведена в кг; объемы бедер, живота, талии - в см; отжимания в положении лежа, приседания - кол-во раз в мин; прыжок вверх с места - в см)
На рис. 1 проиллюстрирована определенная динамика для каждого показателя как в экспериментальной, так и в контрольной группе по первому и второму этапам контроля (столбики 1 и 2). В экспериментальной группе особенно значительны показатели уменьшения величин массы тела, окружностей бедер, живота, талии и увеличение значений числа отжиманий в положении лежа. Однако наибольший интерес представляют результаты третьего этапа (столбик 3), которые показывают несомненное преимущество участниц экспериментальной группы по сохранению уровня полученных ими на втором этапе показателей во всех без исключения случаях. Поясним, что все расчеты достоверности изменений групповых показателей на всех этапах наблюдений производились на основе метода регрессионного анализа с применением критерия Фишера.
Представленные данные уменьшения объемных размеров тела являются весьма существенными для девушек, т.к. опрос перед началом эксперимента показал, что основным мотивом к занятиям было желание «улучшить фигуру».
По функциональным показателям зарегистрирована достоверная групповая динамика результатов пробы Штанге с групповыми приростами 14 и 17% на первых двух этапах с последующим падением показателя в контрольной группе до исходного уровня. В экспериментальной группе показатель остался на достигнутом уровне. Аналогичные результаты получены и для величин жизненной емкости легких.
В процессе эксперимента установлены также изменения показателей психоэмоционального состояния девушек (таблица).
Динамика среднегрупповых показателей (медиан) психоэмоционального состояния девушек по начальному (Н) и конечному (К) этапам эксперимента
Группа Самочувствие Настроение Удовлетворенность прошедшим днем Желание тренироваться
Н К Н К Н К Н К
Экспериментальная 14,0 17,0 14,0 18,1 14,0 17,6 13,0 15,3
Контрольная 13,6 16,0 13,0 14,6 16,0 18,0 12,2 15,0
В экспериментальной группе все изменения достоверны (показаны жирным шрифтом). В контрольной группе достоверность отмечена только для первого показателя, все остальные хотя и представлены в таблице, но групповые различия не установлены из-за большой вариативности самооценок испытуемых. Наибольшие абсолютные величины показателей «Самочувствие» и «Настроение» зарегистрированы также в экспериментальной группе.
Результаты специально организованного сравнительного двухгодичного эксперимента продемонстрировали несомненное положительное влияние именно водной среды на физическое и психическое состояние испытуемых в процессе выполнения комплексов физических упражнений. Расчетные данные отражают несомненно большие положительные сдвиги в организме
девушек экспериментальной группы, что можно расценивать как эффект повышения уровня их физического здоровья и психоэмоционального состояния (эффект здоровьеформирования) по сравнению с контрольной группой.
Таким образом, в результате проведенного нами двухлетнего эксперимента показан положительный эффект использования средств аквааэробики для улучшения физического состояния девушек-студенток по сравнению с обычным вариантом аэробики. Можно обоснованно утверждать, что эти улучшения в первую очередь обусловлены положительным воздействием водной среды в процессе двигательной активности испытуемых. Показано положительное влияние занятий аквааэробикой на общее психоэмоциональное состояние занимающихся. Системное использование упраж-
нений аквааэробики позволило сформировать у девушек экспериментальной группы более высокий уровень показателей физического здоровья и психоэмоционального состояния по сравнению с контрольной группой. На основании полученных нами в эксперименте и
имеющихся литературных данных можно считать, что выдвинутая в нашей работе гипотеза о возможности использования аквааэробики в физическом воспитании высшей школы как системы упражнений, обладающей привлекательностью для девушек, подтверждена.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: образова-
ние, воспитание, тренировка. 1996. № 1. С. 23-27.
2. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // Физическая культура: воспита-
ние, образование, тренировка. 1996. № 1. С. 1-17.
3. Бондин В.И. Здоровьесберегающие технологии в системе высшего педагогического образования // Теория и практика физической культуры.
2004. № 10. С. 15-18.
4. Викторов Д.В. Здоровьесберегающая система физкультурно-оздоровительной деятельности как концепция развития физического воспита-
ния в вузе // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: Сб. науч. ст. Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2006. С. 121-125.
5. Лейфа А.В. Система физической активности и здоровьесбережение студентов высших учебных заведений. Благовещенск: Изд-во Амур. гос.
ун-та, 2004. 260 с.
6. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика: В 2 т. Т. 1: Теория и методика. М.: Федерация аэробики России, 2002. 232 с.
7. Васильева (Лысова) И.А. Содержание и методика занятий водной аэробикой с женщинами зрелого возраста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.
М., 1997. 23 с.
8. Кохан Т.А. Применение гидроаэробики в физическом воспитании студенток технического вуза: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск:
ОГИФК, 2001. 184 с.
9. Полухина Т.Г. Классификация и типология упражнений в аквааэробике как основа для разработки технологии обучения: Автореф. дис. ...
канд. пед. наук. Омск, 2003. 22 с.
10. Takeshima N., Rogers M., Watanabe E. et all. Water-based exercise improves health-related aspects of fitness in older women // Medicine & Science in Sports & Exercise. 2002. Vol. 33(3). P. 544-551.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 2 апреля 2008 г.