Научная статья на тему 'Аэробика как один из путей интенсификации учебно-воспитательного процесса на уроках физической культуры в колледже'

Аэробика как один из путей интенсификации учебно-воспитательного процесса на уроках физической культуры в колледже Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
793
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЭРОБИКА / КОМПЛЕКС / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МОТИВАЦИЯ / БАЗОВАЯ И ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ / AEROBICS / COMPLEX / PHYSICAL CULTURE / MOTIVATION / BASIC AND VARIABLE PART

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Просвирнина Наталья Валентиновна

Актуальность исследования определяется тем, что в настоящее время снижен интерес студентов к занятиям физической культуры и спорта, снижение физической подготовленности. На основе проведенной опытно-экспериментальной работы разработана методика проведения уроков с применением аэробики в вариативной части программы. Полученные результаты показывают, что использование данной методики оказывают существенное влияние на развитие физических качеств и эмоциональную сферу обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Просвирнина Наталья Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AEROBICS AS ONE OF THE WAYS OF BRINGING-UP PROCESS INTENSIFICATION ON PHYSICAL CLASSES IN THE COLLEGE

The relevance of research is determined that students’ interest to physical classes, sports, and physical fitness falls off at the present time. On the basis of experimental work the methodology of lesson teaching with the usage of aerobics in a variable part of the program is developed. Obtained results show that the usage of such methodology has a great impact on the development of physical abilities and emotional sphere of education.

Текст научной работы на тему «Аэробика как один из путей интенсификации учебно-воспитательного процесса на уроках физической культуры в колледже»

Am 7universum.com

UNIVERSUM:

ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

АЭРОБИКА КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ИНТЕНСИФИКАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОЛЛЕДЖЕ

Просвирнина Наталья Валентиновна

преподаватель физической культуры ГБОУСПО (ССУЗ) « Челябинский колледж информационнопромышленных технологий и художественных промыслов»,

РФ, г. Челябинск E-mail: _ pretty454@mail. ru

AEROBICS AS ONE OF THE WAYS OF BRINGING-UP PROCESS INTENSIFICATION ON PHYSICAL CLASSES IN THE COLLEGE

Prosvirina Natalia

teacher in classes in physical education, State Funded Educational Institution Secondary Specialized College “Chelyabinsk College of Informative Industrial Engineering, Arts and Crafts ",

Russia, Chelyabinsk

АННОТАЦИЯ

Актуальность исследования определяется тем, что в настоящее время снижен интерес студентов к занятиям физической культуры и спорта, снижение физической подготовленности.

На основе проведенной опытно-экспериментальной работы разработана методика проведения уроков с применением аэробики в вариативной части программы.

Полученные результаты показывают, что использование данной методики оказывают существенное влияние на развитие физических качеств и эмоциональную сферу обучения.

Просвирнина Н.В. Аэробика как один из путей интенсификации учебно-воспитательного процесса на уроках физической культуры в колледже //

Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2014. № 8-9(8) .

URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/1578

ABSTRACT

The relevance of research is determined that students’ interest to physical classes, sports, and physical fitness falls off at the present time.

On the basis of experimental work the methodology of lesson teaching with the usage of aerobics in a variable part of the program is developed.

Obtained results show that the usage of such methodology has a great impact on the development of physical abilities and emotional sphere of education.

Ключевые слова: аэробика; комплекс; физическая культура; мотивация; базовая и вариативная часть.

Keywords: aerobics; complex; physical culture; motivation; basic and variable

part.

Введение. Одной из важнейших задач российского государства является охрана здоровья. Хорошее здоровье — один из главных источников счастья и радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро потерять. Всемирный экологический и социально-экономический кризис обусловили значительное ухудшение показателей состояния здоровья и физического развития подрастающего поколения. По уровню развития физических качеств подростки 2000-х годов на 10—12 % отстают от своих сверстников 70-х годов и на 18—20 % слабее учащихся 80-х. В этих условиях проблема укрепления здоровья, формирования спортивного стиля жизни требует особого внимания.

Решение данной проблемы связано с необходимостью становления новой системы представления о ценностях физической культуры и спорта. Роль физического воспитания в образовательных учреждениях значительно возросла. Несмотря на постоянное повышение требований к учащимся, наблюдается традиционный, подчас научно необоснованный подход к использованию средств и методов физического воспитания. Образ жизни большинства студентов характеризуется малоподвижными формами

организации досуга. Значительную часть времени они проводят в неблагоприятных для здоровья условиях: у телевизора, компьютера, а также загружены домашними заданиями. В результате этого снижается уровень их двигательной активности, повышается психическая нагрузка на организм, вызывая психоэмоциональные нарушения и стрессы. Снижен интерес студентов к занятиям физической культурой. Следует учитывать ещё и то, что некоторые учащиеся имеют вредные привычки: курят, употребляют алкоголь и др. Всё это ведет к ухудшению здоровья, снижению иммунитета, повышению заболеваемости. Получается, что большую часть времени студент проводит без активных движений. Возникает проблема несоответствия между активно-деятельной природой подростка и социально-педагогическими условиями его жизни. Занятия аэробикой на уроках физической культурой для студенток являются единственной возможностью получить двигательную нагрузку.

После выявления основных причин снижения интереса к учебным занятиям по физической культуре перед, преподавателями колледжа встал вопрос по усовершенствованию учебной программы в виде использования аэробики, в вариативной ее части.

Предмет исследования: Совершенствование содержания вариативной части программы в виде комплексов ритмической гимнастики-аэробики и их применения на уроках физической культуры.

Цель эксперимента: Выявить влияние занятий ритмической гимнастики-аэробики на уровень физической подготовленности и мотивацию обучающихся.

Задачи:

1. Выявить эффективность использования вариантов комплексов аэробики по показателям физической нагрузки.

2. Определить влияния применяемых на уроках физической культуры вариантов комплексов на физическую и музыкально-двигательную подготовленность студенток.

3. Обосновать методику применения ритмической гимнастики-аэробики на основе рациональной последовательности прохождения учебного материала программы по физическому воспитанию с направленным развитием двигательных качеств.

Гипотеза: Предполагается, что построение процесса обучения

с применением на уроках аэробики положительно повлияет на физическое развитие и отношение обучающихся к физической культуре.

Методы исследования:

1. Анализ и обобщение научно-методической литературы.

2. Анализ мотивации к занятиям физической культуры и потребности в них у студенток (на основе анкетирования, беседы, опроса).

3. Медицинское обследование (антропометрические измерения).

4. Педагогическое наблюдение.

5. Педагогический эксперимент.

6. Тестирование общей и специальной физической подготовленности обучающихся.

7. Анализ результатов педагогического эксперимента.

Организация исследования: Исследование проводилось на базе

Челябинского колледжа информационно-промышленных технологий. Основной педагогический эксперимент длился в течение двух учебных лет (2012—2013, 2013—2014) и включал занятия аэробикой. Уроки проводились по два академических часа. В течение этого периода студенты контрольной группы обучались по программе, предусмотренной учебным планом, а в экспериментальной группе проводились занятия аэробикой в вариативной части программы.

Методика исследования и их обсуждение: Для определения потребности студенток в уроках физической культуры, выявляя основные причины падения интереса к занятиям, было проведено социологическое исследование. В анкету были включены следующие вопросы:

1. Всегда ли Вы с интересом и желанием посещаете уроки физической культуры?

2. Нравится ли Вам традиционные уроки в колледже по физической культуре?

3. Нужен ли на учебных занятиях по физическому воспитанию курс аэробики?

4. Имеется ли хороший инвентарь для проведения уроков физической культуры?

Таблица 1.

Результаты анкетирование студенток, %

№ вопроса Прикладная информатика Земельно- имущественные отношения Экономика и бухгалтерский учет Итого

Да Нет Да Нет Да Нет Да Нет

1 48 52 56 44 63 37 55,7 44,3

2 34 66 36 64 61 39 43,7 56,3

3 76 24 81 19 78 22 78,4 21,6

4 53 47 48 52 55 45 52 48

Проанализировав и изучив научно-методическую литературу, обобщив данные анкетирования, проведя антропометрические измерения, которые позволили определить тип телосложения девушек и физическую способность их выполнять нагрузку, мы пришли к выводу о необходимости применения аэробики на уроках физической культуры.

Анализ данных по общему индексу здоровья студенток-первокурсниц оставлял желать лучшего, ибо средний индекс здоровья составил 3,6 баллов из 6 возможных. Следует обратить внимание, что при относительно низком проценте (12 %—13 %) отклонения от нормы по показателям избытка жировой массы наибольшее отклонение (68 %) от нормы имеют студенты по показателям общей работоспособности, а наименьшее отклонения отмечены по показателям координации движений (2 %).

Эти данные позволили разработать содержание вариативной части программы в виде комплексов аэробики и применять их на уроках физической культуры.

В первой части нашего исследования мы использовали применение аэробики в экспериментальной группе в первом и во втором семестрах в подготовительной части урока по 20 минут, а в третьем и четвертом семестрах отводили аэробике основную часть по 50 минут.

Рекомендации:

1. В комплекс аэробики рекомендуем включать вспомогательные упражнения из различных видов спорта, предусмотренных программой, в сочетании с комбинациями танцевальных движений.

2. На уроках физической культуры, посвященных изучению нового материала, на комплексы аэробики рекомендовано отводить по 15 минут.

3. На уроках закрепления и повторения учебного материала по 20 минут.

4. На контрольных уроках желательно применять комплекс по 10 минут.

5. Для применения комплексов аэробики в зависимости от темы урока и вида физических упражнений целесообразно применять различные способы проведения: проходной, поточный, серийный, комплексный, игровой.

Таблица 2.

Разделы программы аэробики

№ Разделы программы Г оды, кол-во часов

1, 2 семестр 3, 4 семестр

1 Теоретическая часть 4 4

2 Практическая часть:

2.1 - упражнения на формирования правильной осанки и походки 6 4

2.2 - элементы классического танца 11 11

2.3 - базовые элементы танцевальной аэробики и простейшие комбинации из них 14 10

2.4 - хореографические упражнения (средней сложности) в танцевальной аэробики и комбинации из них 11 13

2.5 - специально-направленные упражнения 10 14

2.6 - совершенствования техники упражнения 8 8

2.7 - комплексы и музыкальные композиции 4 4

2.8 - контрольные нормативы 2 2

Медицинское обследование (вне сетки часов)

В ходе второй части нашего эксперимента разработанные комплексы аэробики использовались в подготовительной, основной и заключительной частях урока. В экспериментальные комплексы были включены шесть серий упражнений: упражнения стоя, беговая серия, упражнения стоя с большой амплитудой, танцевальная серия, упражнения в партер, стретчинг. А комплексы тай-бо состояли из четырёх серий: упражнения стоя, упражнения стоя с большой амплитудой, упражнения в партере, стретчинг. Комплексы чередовали через два урока.

Вместе с тем в рамках констатирующего эксперимента нами были протестированы двенадцать студенток контрольной и экспериментальной групп с целью выявления уровня их физической подготовленности. Результаты исходного уровня физической подготовленности практически не отличались.

Методы тестирования:

Тест 1. Сгибание и разгибание рук на низкой перекладине (тест на силу).

Тест 2. Поднимание туловища в упоре лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены. Выполнять упражнения до положения сидя в течение одной минуты (пресс).

Тест 3. Наклон из положения стоя на лавке. Этот тест служит показателем гибкости тазобедренных суставов.

Тест 4. Прыжок в длину с места (тест на скорость и толчковую силу).

Тест 5. Шестимоментная проба.

1. После пятиминутного отдыха в положении лежа подсчитать пульс за 1 мин.

2. Спокойно встать, постоять 1 мин. и подсчитать пульс за 1 мин.

3. Подсчитать разницу между первым и вторым результатами измерения пульса и умножить ее на 10.

4. Сделать 20 глубоких приседаний в течение 40 сек. Руки выносить вперед во время приседания и опускать вниз при выпрямлении. Подсчитать пульс в течение первой минуты.

5. Подсчитать пульс в течение второй минуты.

6. Подсчитать пульс в течение третьей минуты.

Удовлетворительная реакция характеризуется учащением пульса на 50—79 % от исходной величины ко времени возврата в нормальное состояние 4—5 мин.

Хорошая реакция — учащение пульса на 25—30 % при времени возврата в нормальное состояние 1—3 мин.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При плохой реакции пульс учащается более чем на 80 %, время возврата 6 мин.

Таблица 3.

Динамика физической подготовленности участников педагогического эксперимента

Тесты Контрольная группа Экспери г] ментальная уппа Итого, %

Резуль- тат (усредн.) Абсо лют. при- рост При- рост, % Результ ат (усредн.) Абсо- лют. при- рост При- рост, %

Пресс за 1 мин (кол-во раз) 29/30 1 3,34 29/38 9 23,68 20,34

Подтягиван ие на низкой перекладине (кол-во раз) 18/20 2 10 20/26 6 23,08 13,08

Наклон вперед из положения стоя на лавке (см) 8/10 2 20 10/16 6 37,5 17,5

Прыжок вперед с места (см) 150/154 4 2,6 152/165 13 7,88 5,28

Результаты исследования и их обсуждение: Полученные результаты физической подготовленности показывают, что применение данной методики занятий оказывают более существенное влияние на развитие физических

качеств. Наибольшее увеличение произошло в тесте на пресс (увеличение на 20,34 %) и в тесте наклона вперед из положения стоя на лавке (увеличение на 17,5 %). Заметно улучшились результаты в экспериментальной группе в тестах на подтягивание (13,08 %) и прыжок с места (5,28 %).

С помощью функциональной пробы выявили приспособленность организма к физическим нагрузкам. К концу эксперимента пришли к выводу, что чем больше тренирован организм, тем меньше учащается пульс после физической нагрузки и становится более коротким промежуток времени, необходимый для восстановления пульса до нормального.

Вывод: Таким образом, на основании полученных результатов можно сделать вывод, что занятия по экспериментальной методике положительно повлияли на эмоциональную сферу учащихся и на формирование активного отношения к физической деятельности у студенток.

Данная методика оказалась более эффективной, так как во всех предложенных тестах получен положительный прирост показателей.

Анализ проведенной работы показал, что аэробика является превосходной формой занятий для девушек. В гимнастических упражнениях и спортивных танцах девушки самовыражаются в художественной форме, развиваются физически, следят за фигурой. Многие девушки используют полученные знания для самостоятельных занятий.

Список литературы:

1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. М.,2002.

2. Ивлев М.П. Аэробика: Теория и методика проведения занятий /

М.П. Ивлев, П.И. Котов, Т.В. Левченкова. М.: Учебное пособие для вузов физической культуры, 2002.

3. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л.И. Лубышева. М: ГЦИФК, 1992.

4. Матвеев А.Е. Особенности физического воспитания в вузе экономического профиля: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.Е. Матвеев. М.: Московская государственная финансовая академия при Правительстве РФ, 2002.

5. Николаев Ю.М. Теоретико-методические основы физической культуры/ Ю.М. Николаев. СПб.,1998.

6. Ратов И.П. Биомеханические технологии подготовки спортсменов / И.П. Ратов, Г.И. Попов, А.А. Логинов, Б.В. Шмонин. М.: Физкультура и спорт, 2007.

7. Хоули Э.Т. Оздоровительный фитнес / Э.Т. Хоули, Б.Д. Фрэнкс. Киев, 2004.

8. Швец С.В. Фитнес-вызов нового времени / С.В. Швец. М.: Физическая культура, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.