Научная статья на тему 'Методика поэтапного поддержания гибкости у офицеров старших возрастных групп военно-учебных заведений'

Методика поэтапного поддержания гибкости у офицеров старших возрастных групп военно-учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PHYSICAL TRAINING / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / PHYSICAL QUALITIES / МЕТОДИКА / TECHNIQUE / ГИБКОСТЬ / FLEXIBILITY / ПОДВИЖНОСТЬ СУСТАВОВ / JOINT MOBILITY / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / УТРЕННЯЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА / MORNING EXERCISES / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА / INDEPENDENT PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старовойтов А.Л., Кислый А.Н., Смазнов К.С.

According to the analyzed literature sources, the problem of physical training of officers of senior age groups has been unjustly neglected in the recent years. And effectiveness of military educational institutions is largely determined by professional longevity and high physical working capacity of this category of servicemen, as they form the basis of scientific and teaching staff. Spinal flexibility and joint mobility are of great importance for maintaining the high level of physical working capacity, health promotion of officers of senior age groups. The analysis of researches carried out by many authors suggests that the underdeveloped joint flexibility and mobility prevent from due implementation of the full motor potential of officers of senior age groups. In the absence of the required reserve of joint mobility it is difficult to effectively use some professional techniques and regulations. And this provokes the need to maintain high level of flexibility of officers in this group. The purpose of the research was to develop and substantiate the technique of phased maintenance of flexibility in officers of senior age groups of military educational institutions during physical training classes. Thus, we can conclude that the designed program of phased maintenance of flexibility of officers older of senior age groups with the rational physical load distribution, in view of age peculiarities, combined with exercises intended to develop strength and general endurance facilitated the improvement of the indices of development of flexibility and provided better physical working capacity of officers of the experimental group.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика поэтапного поддержания гибкости у офицеров старших возрастных групп военно-учебных заведений»

УДК: 355.233.22

МЕТОДИКА

поэтапного поддержания гибкости у офицеров старших возрастных групп военно-учебных заведений

А.Л. Старовойтов

Кандидат педагогических наук, профессор А.Н. Кислый Кандидат педагогических наук К.С. Смазнов Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург

TECHNOLOGY OF PHASED MAINTENANCE OF FLEXIBILITY IN OFFICERS OF SENIOR AGE GROUPS OF MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS

A.L. Starovoytov A.N. Kisly, professor, Ph.D. K.S. Smaznov, Ph.D. Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg

Key words: physical training, physical qualities, technique, flexibility, joint mobility, pedagogical conditions, morning exercises, independent physical training.

According to the analyzed literature sources, the problem of physical training of officers of senior age groups has been unjustly neglected in the recent years. And effectiveness of military educational institutions is largely determined by professional longevity and high physical working capacity of this category of servicemen, as they form the basis of scientific and teaching staff. Spinal flexibility and joint mobility are of great importance for maintaining the high level of physical working capacity, health promotion of officers of senior age groups.

The analysis of researches carried out by many authors suggests that the underdeveloped joint flexibility and mobility prevent from due implementation of the full motor potential of officers of senior age groups. In the absence of the required reserve of joint mobility it is difficult to effectively use some professional techniques and regulations. And this provokes the need to maintain high level of flexibility of officers in this group. The purpose of the research was to develop and substantiate the technique of phased maintenance of flexibility in officers of senior age groups of military educational institutions during physical training classes. Thus, we can conclude that the designed program of phased maintenance of flexibility of officers older of senior age groups with the rational physical load distribution, in view of age peculiarities, combined with exercises intended to develop strength and general endurance facilitated the improvement of the indices of development of flexibility and provided better physical working capacity of officers of the experimental group.

Ключевые слова: физическая подготовка, физические качества, методика, гибкость, подвижность суставов, педагогические условия, утренняя физическая зарядка, самостоятельная физическая тренировка.

Введение. Анализ литературных источников свидетельствует, что проблеме физического совершенствования офицеров старших возрастных групп в последние годы уделяется незаслуженно мало внимания. При этом эффективность работы военно-учебных заведений во многом определяется профессиональным долголетием и высокой работоспособностью данной категории военнослужащих, так как они составляют основу научного и преподавательского состава [1, 5].

Большую роль в поддержании высокого уровня работоспособности, в укреплении здоровья офицеров старших возрастных групп играет гибкость позвоночника и подвижность в суставах [4].

Анализ исследований, проведенных многими авторами, свидетельствует, что недостаток развития гибкости и подвижности в суставах не позволяет на достаточном уровне реализовать весь двигательный потенциал офицеров старших возрастных групп [1, 4, 5]. При отсутствии нужного запаса подвижности в суставах трудно эффективно использовать некоторые профессиональные технические приемы и положения. Этим и вызвана необходимость поддержания гибкости на высоком уровне развития у офицеров данной категории.

Между тем в настоящее время практически отсутствуют исследования, посвященные решению проблемы развития гибкости у офицерского состава. До сих пор не определены наиболее эффективные средства и методы поддержания гибкости у данной возрастной категории научных и педагогических работников.

Таким образом, наши исследования связаны с решением этой важной и актуальной проблемы и предполагают обоснование средств и методов поддержания гибкости у офицеров старших возрастных

групп военно-учебных заведений для улучшения их работоспособности и эффективной реализации двигательного потенциала во время профессиональной и физкультурно-спортивной деятельности.

Цель исследования - разработать и обосновать методику поэтапного поддержания гибкости у офицеров старших возрастных групп военно-учебных заведений в процессе занятий по физической подготовке.

Организация исследования. Исследования проводились в течение 2010-2012 гг. на базе Военного института физической культуры и других военно-учебных заведений Санкт-Петербурга. Весь объем педагогических исследований был направлен на теоретическое обоснование и экспериментальную проверку методики поэтапного поддержания гибкости у офицеров старших возрастных групп.

Результаты исследования и их обсуждение. Изучение научной и учебно-методической литературы показало, что в теории и методике физического воспитания под гибкостью понимается способность выполнять двигательные действия с максимальной амплитудой. Показатели гибкости измеряются по предельной амплитуде выполняемых упражнений. Термин «гибкость» используется для интегральной оценки подвижности звеньев тела, термин «подвижность в суставах» - для оценки амплитуды движений в отдельных суставах [2].

Различают две формы проявления гибкости: активную, характеризуемую величиной амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнений благодаря своим мышечным усилиям, и пассивную, характеризуемую максимальной величиной амплитуды движений, достигаемой при действии внешних сил [4].

Под действием физических упражнений на растягивание подвижность сустава может быть значительно увеличена и изменена благодаря улучшению эластичности мышечно-связочного аппарата. Улучшение эластичности тонкой и плотной соединительной ткани мышц проходит со значительными трудностями, крайне медленно и не у всех одинаково. Строение суставов позволяет производить движение с большей амплитудой, однако обычно из-за недостаточно развитой эластичности мышечно-связочного аппарата эта подвижность не может быть использована полностью.

Дальнейшие исследования предполагали изучение мнения специалистов по физической подготовке относительно методической и организационной направленности тренировочного процесса для поддержания гибкости у офицеров старших возрастных групп.

В анкетном опросе приняли участие 84 специалиста по физической подготовке различных военно-учебных заведений. Анализ анкетных данных показал, что для поддержания у них гибкости целесообразны ежедневные тренировки продолжительностью 30-40 мин в виде самостоятельной утренней физической зарядки, а также самостоятельная физическая тренировка в рамках регламента служебного времени - 5 ч в неделю, по одному часу ежедневно.

Значительный процент опрошенных преподавателей (90 %) одобряет методику комплексного при-

менения средств для развития силовых способностей и упражнений для развития гибкости. Кроме того, многие специалисты отметили необходимость сочетать упражнения на растягивание и на расслабление мышц.

Результаты теоретических и экспериментальных исследований послужили базой для разработки методики поддержания гибкости у офицеров старших возрастных групп, включающей три взаимосвязанных этапа [4].

I этап - «Суставная гимнастика». Задача этапа -развитие активной и пассивной подвижности в суставах, укрепление самих суставов, улучшение эластических свойств и прочности мышц и связок.

II этап - «Сохранение активной подвижности в суставах». Задача этапа - развитие максимальной амплитуды активных движений.

III этап - «Поддержание пассивной подвижности в суставах». Задача этапа - достижение высокого уровня пассивной подвижности в суставах, увеличение прочности мышц и связок.

Одно из основных требований методики поэтапного поддержания гибкости у офицерского состава - сочетание в тренировочном процессе упражнений на силу и подвижность в суставах. При этом с целью исключения отрицательного эффекта силовых упражнений для поддержания гибкости в процессе занятий использовались следующие методические приемы:

- последовательное использование упражнений в различных сочетаниях: сила-гибкость или гибкость-сила;

- поочередное применение упражнений: сила-гибкость-сила или гибкость-сила-гибкость;

- совмещенное развитие силы и гибкости в процессе выполнения силовых упражнений.

В ходе дальнейшего исследования на основании анкетного опроса 87 преподавателей военно-учебных заведений были выявлены педагогические условия, которые необходимо соблюдать в процессе реализации методики поэтапного поддержания гибкости у офицеров старших возрастных групп:

- при выполнении упражнений на гибкость следует учитывать возраст, индивидуальный уровень подготовленности, спортивную специализацию офицеров и переносимость ими нагрузки - 20,1 % (ранговый показатель);

- упражнения для улучшения подвижности в суставах у офицеров должны осуществляться только с хорошо «разогретыми» мышцами - 18,7 %;

- положение тела при выполнении упражнений на гибкость должно быть устойчивым, обеспечивающим хорошее кровоснабжение во всех мышечных группах, участвующих в движении, - 17,5 %;

- движения должны быть мягкими, плавными и поддаваться контролю - 14,2 %;

- особое внимание при выполнении упражнений на гибкость уделять направлению и согласованности движений - 10,8 %;

- при выполнении упражнений на гибкость не допускать болезненных, травмирующих ощущений в мышцах - 7,5 %;

Повторный метод динамического растягивания

Основан на зависимости величины растягивания от количества повторений упражнений и амплитуды выполняемых движений

Повторных движений активного характера

Свободные движения с максимальной амплитудой и многократным повторением за счет собственных мышечных усилий

Повторных движений пассивного характера

Комплексный метод

Свободные движения с преодолением сопротивления отдельных мышц и связок с помощью партнера, применение тяжестей и т.п.

- проработку суставов осуществлять снизу вверх, начиная с голеностопных и заканчивая суставами шеи - 6,3 %;

- не допускать перенапряжения мышц, следить за максимальным расслаблением мышц-антагонистов - 4,9 %.

Проверка эффективности экспериментальной программы осуществлялась в процессе основного педагогического эксперимента, который был организован на базе Военного института физической культуры в течение 2000-2012 гг. К исследованиям были привлечены 58 офицеров 4, 5 и 6-й возрастных групп, которые составили экспериментальную (ЭГ) и контрольную группы (КГ).

Анализ исходного уровня развития гибкости у испытуемых перед началом педагогического эксперимента по тестам «Суммарная подвижность в суставах», «Наклон», «Выкрут», «Шпагат» показал, что достоверных различий у офицеров ЭК и КГ по этим показателям не обнаружено.

Физическая подготовка в КГ была организована в соответствии с требованиями НФП-2009.

В ЭГ физическая подготовка осуществлялась по программе поэтапного поддержания гибкости офицеров в следующих формах: Методы развития гибкости у офицеров старших возрастных

- утренняя физическая зарядка, которая про- групп

Повторных статических положений пассивного характера

Рациональное сочетание повторных движений и фиксация статических положений как активного, так и пассивного характера

Фиксация статических положений с преодолением сопротивления отдельных мышц и связок с помощью партнера, применения отягощений и т.п.

Повторных статических Фиксация статических положений на

положений активного максимальной амплитуде за счет собственных

характера мышечных усилий

Основан на зависимости величины растягивания от продолжительности времени фиксирования статических положений

водилась офицерами самостоятельно в течение 30-40 мин, кроме выходных дней;

- самостоятельная физическая тренировка была организована в рамках регламента служебного времени 5 раз в неделю по одному часу, проводилась в течение 50 мин (самостоятельно или вдвоем) и имела структуру учебно-тренировочного занятия.

Основными методами развития гибкости у офицеров старших возрастных групп были (см. схему):

- повторный метод динамического растягивания (величина растягивания мышц и связок - в пределах 50-80 % от максимального уровня, в комплекс включаются 8-10 упражнений активного и пассивного характера с повторением каждого из них 8-16 раз);

- повторный метод статического растягивания (в комплекс упражнений включаются 5-6 различных статических положений с периодом фиксации при максимальном напряжении мышц и связок не более 6-10 с);

- комплексный метод, который предполагает рациональное сочетание статических и динамических упражнений как активного, так и пассивного характера и применяется на этапе «поддержания пассивной подвижности суставов».

За время педагогического эксперимента у испытуемых ЭГ наблюдалось также значительное увеличение показателей гибкости и подвижности в суставах по сравнению с офицерами КГ. Достоверные изменения произошли не только в тестах «Наклон», «Выкрут», «Шпагат», но и в интегральном тесте, характеризующем суммарную активную подвижность в суставах (р<0,05).

Вывод. Таким образом, можно сделать заключение, что разработанная программа поэтапного поддержания гибкости у офицеров старших возрастных групп с рациональным распределением физической

нагрузки, с учетом возрастных особенностей, в сочетании с упражнениями для развития силы и общей выносливости позволила улучшить показатели развития гибкости и обеспечила более высокую работоспособность офицеров экспериментальной группы.

Литература

1. Кузнецов А.В. Физическая подготовка офицеров старших возрастных групп: учеб.-метод. пособие / А.В. Кузнецов. -Ярославль: Изд-во ЯрЗРИ, 2003. - 187 с.

2. Основы теории и методики проведения учебно-тренировочных занятий по гимнастике и атлетической подготовке: учеб. пособие /Р.М. Баймухаметов; Н.Е. Гуков; О.С. Зайцев и др.; под ред.

A.Н. Кислого, Г.А. Павлова. - СПб.: ВИФК, 2013. - 177 с. - (ил).

3. Смазнов К.С. Средства и методы поддержания гибкости у офицеров старших возрастных групп военно-учебных заведений /

B.И. Силин, А.Л. Старовойтов // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки и силовых структур (часть вторая, ДСП). - СПб.: ВИФК, 2012. - № 2 (15). - С. 271-276.

4. Смазнов К.С. Средства и методы развития гибкости у военнослужащих: учеб.-метод. пособие / Н.Е. Гуков. - СПб.: ВИФК, 2013, - 31с.

5. Хитрик Н.В. Физическое совершенствование офицеров: учеб.-метод. пособие / Н.В. Хитрик. - Хабаровск, 2009. - 197 с.

References

1. Kuznetsov, A.V. Physical training of officers of senior age groups: guidance / A.V. Kuznetsov. - Yaroslavl: Publ. h-se of YarZRI, 2003.

- 187 P. (In Russian)

2. The fundamentals of the theory and methodology of conducting gymnastics and athletic training sessions: study guide / R.M. Baymukhametov; N.E. Gukov; O.S. Zaytsev et al; edby . A.N. Kisly, G.A. Pavlov. - St. Petersburg: MIPC, 2013. - 177 P. - (ill). (In Russian)

3. SmaznovK.S. Means and methods of maintaining flexibility in officers of senior age groups of military educational institutions / V.I. Silin, A.L. Starovoytov // Aktual'nye problemy fizicheskoy i spetsial'noy podgotovki silovykh struktur (Part 2). - St. Petersburg: MIPC, 2012. -№ 2 (15). - P. 271-276. (In Russian)

4. Smaznov K.S. Means and methods of developing flexibility of servicemen: guidance / N.E. Gukov. - St. Petersburg: MIPC, 2013, - 31 (In Russian).

5. Khitrik, N.V. Physical improvement of officers: guidance / N.V. Khitrik.

- Khabarovsk, 2009. - 197 P. (In Russian)

Информация для связи с автором: vifk-nic@ya.ru

Поступила в редакцию 28.05.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.