5. Рахмонова Г.Ш., Чоршамова А.Ф. Значимые стороны национальных игр в процессе воспитания дошкольников. // Проблемы педагогики. Научно-методический журнал, 2020. № 1 (46). С. 25-27.
6. Хамроева Н.Н. Комплимент как одна из форм фактического общения. «Интернаука»-Международный научный журнал, ISSN 2520-2057. № 11 (91) / 2020. С. 107-111 с.
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ К ОБУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКЕ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО
ПОДХОДА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
1 2 Расулова Л.Г. , Саидмурадова А.К.
1Расулова Лазиза Гайбуллаевна - преподаватель;
2Саидмурадова Анора Камоловна - студент, кафедра дошкольного образования, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: данная статья посвящена уточнению цели и задач обучения математике в подготовке будущих воспитателей в дошкольном образовании. В компетентностном подходе проблема качества дошкольного образования ставится и решается не только с точки зрения знаний, усвоенных детьми, а еще с точки зрения достижений в их психическом развитии, которые на каждой возрастной ступени формируются как набор соответствующих компетентностей. Цель -развитие студента как компетентной личности путём включения его в различные виды деятельности.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, опыт, деятельность, дошкольный возраст, коммуникатив.
В современных условиях любая система образования призвана способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, так как именно вуз готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономической, политической, культурной жизни общества. Студент, обучающийся в сфере дошкольного образования, т.е. будущий педагог-воспитатель в современном обществе, должен обладать определенными качествами личности, в частности:
- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии;
- самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. Формирование компетенций у будущих воспитателей, то есть у студентов, учащихся по направлению дошкольного образования, необходимых для эффективной профессиональной деятельности в области развития интеллектуальных возможностей дошкольников.
Современная жизнь предъявляет серьезные требования к качеству подготовки молодого специалиста - воспитателя. Сведения о профессиональной деятельности, которыми мы насыщаем студентов, становятся малоэффективными и не обеспечивают главного - способности реализовывать профессиональную деятельность в современных меняющихся условиях. Проблема формирования профессионально важных качеств специалиста привлекает внимание не только участников образовательного процесса, но и работодателей. Возникает необходимость создания такой модели обучения, которая позволила бы усилить практическую подготовку
78
специалистов в учебном заведении и сократить период его предметной и социальной адаптации к условиям производства.
Рассмотрим несколько общепринятых определений компетенции и компетентности: Компетенция - совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы [4].
Компетентность - владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность - уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере. Для профессионального образования определена цель подготовки квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда. В образовательной практике категория «квалифицированный специалист» постепенно заменяется категорией «компетентный специалист». В связи с этим можно выделить отличие привычного для нашего образования понятия «квалификация» и понятия «компетенция». Отличие понятий «квалификация» и «компетентность». (Таблица № 1) [2]
Таблица 1. Отличие понятий «квалификация» и «компетентность
Квалификация
связывается с готовностью выполнять конкретные функции в рамках определенной деятельности; квалификационный аспект подготовки специалистов отражает его профессиональные характеристики
Компетенция
со способностью применять знания, умения и ранее приобретенный опыт в
любой деятельности; компетентностныйаспект подготовки специалистов отражает ступени профессионального образования
Компетентности формируются в процессе обучения, однако не только в школе или в детском саду, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается ребенок. Отличительной особенностью формирования и реализации ключевых компетентностей в дошкольном возрасте, на наш взгляд, является то, что нельзя разделить процесс теоретического освоения знаний и процесс применения полученных знаний.
Предлагаю вашему вниманию содержание каждой ключевой компетентности детей дошкольного возраста.
Технологическая компетентность — готовность субъекта к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности [3]. Формирование у дошкольников представлений о предметах, их свойствах и усвоение соответствующих понятий происходит в большей степени как результат личного опыта ребенка (хотя и полученного под воздействием обучения). А дошкольный возраст сензитивен к становлению и развитию ребенка как субъекта собственной деятельности, что позволяет говорить о формировании у него технологической (деятельностной) компетентности.
Информационная компетентность представляет собой готовность субъекта принимать окружающую действительность как источник информации, способность распознавать, обрабатывать и использовать критически осмысленную информацию для планирования и осуществления своей деятельности. У ребенка дошкольного возраста есть достаточно возможностей для получения и переработки сведений (информации, ощущений - знаний) через использование им различных источников информации. А сензитивность дошкольного периода для развития ребенка как
субъекта собственной деятельности свидетельствует о своевременности формирования у него информационной компетентности.
Социально-коммуникативная компетентность выступает как готовность субъекта получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу.
У ребенка дошкольного возраста есть психические возможности для осуществления коммуникации, установления, поддержания контактов с разными социальными группами в разных контекстах, т. е. для реализации социально-коммуникативной компетентности. А благоприятствование дошкольного периода для развития ребенка как субъекта социальных, а значит, и коммуникативных отношений свидетельствует о своевременности формирования у него социально-коммуникативной компетентности.
Содержанием социально-коммуникативной компетентности выступают следующие социально-коммуникативные умения: умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о нем; умение получать необходимую информацию в общении; умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками; умение спокойно отстаивать свое мнение; умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей; умение принимать участие в коллективных делах; умение уважительно относиться к окружающим людям; умение принимать и оказывать помощь; умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
Список литературы
1. Нигматова М.М., Мирзаева Д.Ш. Коррекционная Педагогическая деятельность -процесс, направленный на воспитание и развитие полноценной личности // АКАДЕМИЯ. Научно-методческий журнал, 2019. № 11(50). С. 29-31.
2. Nigmatova Mavjuda Makhmudovna, Eshova Dilbar Shonazarovna, Mirzaeva Dilfuza Shavkatovna, Niyazova Gulbakhor Davronovna. Language is a Means of Cognition and Communication for Teaching in Education International // Journal of Psychosocial Rehabilitation. Volume 24 - Issue 1.2020. Pages: 247-256.
3. Khasanova Gulnoz Kasimovnа, Nigmatova Mavjuda Mahmudovna. Classification of Educational Activities and Assessment Classifications Improvement of Pedagogical Problems // International Journal of Advanced Science and Technology. Vol. 29. № 11s (2020). Pp. 1958-1961.
4. Камилова Г.А, Курбанова Г.Р., Джаббарова С.З. Особенности формирования педагогических навыков у воспитателей дошкольно-образовательных учреждений. // AKADEMI. Научно-методический журнал, 2020. № 5 (56). С. 25-27.
5. Рахмонова Г.Ш., Чоршамова А.Ф. Значимые стороны национальных игр в процессе воспитания дошкольников. // Проблемы педагогики. Научно-методический журнал, 2020. № 1 (46). С. 25-27.
6. Хамроева Н.Н. Комплимент как одна из форм фактического общения. «Интернаука»-Международный научный журнал, ISSN 2520-2057. № 11 (91) / 2020. С. 107-111 с.